Живы будем - не помрём! - историческая пьеса-сказк

ВСЕ  АВТОРСКИЕ  ПРАВА НА ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ  ЗАЩИЩЕНЫ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Евгений Балакин

« Ж и в ы  б у д е м – н е  п о м р ё м! »
По мотивам сказки Б. Привалова «Сказ про Игната, хитрого солдата».

Игнат  -  отставной солдат
Савва
Дед Данилка
Ненила
Стёпка – девчонка
Аринка – прислуга
Данила Стоеросов  -  князь
Голянский  -  боярин
Спирька  -  управляющий
Яков  Дурында - слуга
Парамон  -  поп
Попадья
Граф Темитов
Офицер
Слуги, конюхи, повара, солдаты.


Пролог
Рассказчик:
Может, быль, а может, небыль,
Правда это или ложь,
Был такой солдат, иль не был,
Сразу и не разберёшь.
Пусть себе решает каждый,
Верить в это или нет,
Словом, шёл солдат однажды,
 А за ним, ему вослед
Шла молва, бежали слухи,
Небылицы, сказок рой.
И расскажут их старухи
Детям зимнею порой.
Воевать солдат умеет,
Где смекалкой, где штыком,
На груди медаль алеет
За победу над врагом.
А домой придёт, и снова
Нужно будет воевать,
Но не саблей, острым словом,
Воли жадным не давать.
Встать горой за справедливость,
Где-то слабых поддержать,
Наказать за нерадивость,
Вновь учиться сеять, жать.
И таких в России много,
Мужику солдат что брат.
Вьётся ленточкой дорога,
Возвращается Игнат.
П Е Р В О Е  Д Е Й С Т В И Е
П Е Р В А Я  К А Р Т И Н А
На сцене – лес. Появляется Савелий, бедный мужичок. В руке держит косу.

Савва:
Да... Давно так не бывало.
Солнце в небе, словно печь.
Всё пожгло, колесовало,
А трава была до плеч.
Выйдешь раньше спозаранку,
В полдень накосил стожок.
Вот послал Бог лихоманку,
Жар небесный всё пожёг!
А скотине есть охота,
Без коровы пропадёшь,
 Потому и в топь-болото
Не захочешь, а пойдёшь.
Здесь в лесу да на болоте
Небывалый травостой.
Весь зелёный, в позолоте
Из цветов ковёр густой!
Кто чужой, тот не суётся
К нам сюда, в Болотный край.
Ненароком попадётся
К чёрту в лапы – и прощай.
Ну, а нам того и надо
На испуг берём людей.
А самим топь не преграда,
Приходи и всем владей.
Сено будет загляденье!
Сам, наверно, мог бы съесть...
Слышится голос Игната: «А родные детки - наши пули метки...»
Савва:
Чур, меня! Вот наважденье!
С песнями в трясину лезть!
По болоту без дороги
Может только чёрт бродить...
Надо, видно, делать ноги,
 Чтоб к нему не угодить.
Голос Игната: «А родные сёстры – наши сабли остры! Ать-два, ать-два, с ними горе не беда...»
Савва:
Вот он! Близко... Не успею!
Увидал!... Сюда идёт!
Буду драться, как умею,
Всё равно меня найдёт...
Появляется Игнат. При ходьбе высоко поднимает ноги, так как к ним присоединены плетёнки. На плече – дуло от ружья.
Игнат:
Воевать-то с кем собрался?
Не со мной ли, погляжу?
Вот так воин мне попался!
Напугал меня, дрожу...
Савва:
Ты, служивый, не иначе,
Научился у чертей.
По болоту, прямо, скачешь,
Будто нет других путей.

Игнат:
А зачем? Мне так короче,
А в обход длиннее путь.
Мне б домой успеть до ночи,
Будет время отдохнуть.
Двадцать пять годов оттопал,
Жив остался, отслужил.
Сто пудов картошки слопал,
Мёрз, тонул, но не тужил.
Главное солдату – дружба,
Честным быть и не предать...
Савва:
А село твоё где, служба?
Игнат:
Да уже рукой подать.
Через речку, по мосточку,
Вдоль овражка, на закат.
А потом ещё лесочком...
Савва:
Ты, случаем, не Игнат?
Игнат:
Что Игнат я, это верно.
Догадался, молодец!
Савва:
Я ж Савелий! Друг твой первый!
Княжий конюх мой отец!
Игнат:
Савва?! Ты? Вот чертовщина!
Как же я-то не признал.
Четверть века, вот причина,
Всех друзей позабывал.
Друзья крепко обнимаются.
Игнат:
Что родителей не стало
Под Полтавой весть нашла.
Крепко шведам там попало,
А меня медаль нашла.
Савва:
Тётка ждёт тебя – Ненила!
Вот обрадуешь её!
Правит нами князь Данила,
Только с ним нам не житьё.
Плач стоит по всему краю,
Урожай бы сохранить.
Летом подать собирает,
Хочет по миру пустить!
Игнат:
Да... Хорошего не много,
Обнищают земляки.
Будет, Савва, Вам подмога,
Всем Данилам вопреки.
Савва:
Справиться с таким не просто,
Князь Данила здесь царём...
Игнат:
До царя не вышел ростом,
Живы будем, не помрём.
Савва:
Хутор есть тут недалече,
До села не ближний путь.
Скоротаем, может, вечер?
У своих, не как-нибудь...
Игнат:
Я – солдат, к ходьбе приучен,
Ночи тоже не боюсь.
А домой мне путь не скучен,
Дошагаю, не собьюсь.
Прощевай, мил-друг, Савелий!
Савва:
Завтра встретимся, бывай!
Игнат:
До темна, чтобы успели.
Ну-ка, рота, запевай!
(поёт) Солдат живёт, не тужит,
По белу свету кружит...
Игнат уходит. Уходит и Савва. Темнеет. Опять появляется Игнат. Спотыкается.
Игнат:
Стемнело как... Вот незадача.
Совсем дороги не видать...
Споткнулся дважды, это значит,
Пора и отдых себе дать.
Привал для всех! Ложись, пехота!
Укрыться собственной спиной!
Во сне и есть не так охота...
Приснись мне окорок свиной.
Игнат улёгся и заснул. Внезапно раздалось конское ржание и голоса. Это Спирька и Дурында.
Спирька:
Держи за морду его крепче!
Дурында:
Так ничего же не видать!
Спирька:
Щас посвечу...

Дурында:
Но-Но! Полегче!
Спирька:
Быстрее! Можем опоздать!
Конское ржание.
Дурында:
А, чтоб ты, ирод! Размотался!
А ну, замолкни сей минут!
Спирька:
Скрути и чтоб не трепыхался!
Вот конюхам башку свернут.
Игнат:
Недаром, видно, слухи ходят
Про нечисть всякую у нас.
Обманом в лес людей заводят,
Творят лихое, как сейчас...
Дурында:
Идти куда?
Спирька:
Здесь кузня где-то.
А рядом семь берёз растут…
Ищи их! Верная примета,
Его там сроду не найдут.
Дурында:
Стоит какая-то избушка!
Не видно, словно гриб во мху...
Спирька:
С конём полегче! Не игрушка...
Князь за него сотрёт в труху.
Завёл? Теперь обратно с Богом,
Не то спохватится нас князь.
Пойдём-ка лучше дальним логом,
Оттуда выйдем, не таясь.
Уходят.
Игнат:
Сдаётся мне, что эти воры
Здесь появились неспроста...
Приказ по роте – снять дозоры!
Перехватить их у моста!
Игнат уходит.
В Т О Р А Я   К А Р Т И Н А
Ночной пир. На сцене – шатёр. Костёр. На коврах и подушках возлежит князь Данила Михайлович Стоеросов. На груди – полотенцем борода. Огромный живот. Рядом с князем валяется на ковре пухлый боярин Голянский.
Голянский:
Наш знатный род бояр Голянских
Всегда был славен лошадьми.
Земли полно в именьях брянских,
Богатых хлебом и людьми.
Князь:
И мы не лаптем щи хлебаем,
И не ударим в грязь лицом.
Гостей по-царски принимаем...
Заешь солёным огурцом.
Ну, как огурчик? Загляденье?
Ядрёный, крепенький...
Голянский:
Хвалю.
Князь:
А вот грибочки... Объеденье!
Я ведь, боярин, сам солю!
К ним подходит Спирька.

Голянский:
А повара?
Князь:
Да что с них толку?
Есть у меня один француз…
Лягушек ловит – и в засолку!
Закуска к водке «а ля русс».
Голянский, зажав рот, уносится за шатёр.
Князь:
Да пошутил я! Вот порода...
Голянский:
Кого я съел? Сейчас помру!
Спирька:
Всё с княжеского огорода.
Сам лазил в погреб поутру.
Князь:
А ты, боярин, испугался!
Голянский:
Неправда, князь! Я не таков!
Вчера в лесу чуть жив остался,
Напали сразу сто волков!
Князь:
А ты?
Голянский:
Не на того напали!
Давай их потчевать кнутом!
И разогнал всех, чтобы знали...
Один, правда, куснул потом.
Голянский показывает всем свою ладошку.
Спирька:
Оно, конечно, не проверишь
Со страху, сколько там волков...
Голянский:
Ты что? Боярину не веришь!
Повыдирал им шерсть с боков!
Князь:
В округе ста не наберётся...
Голянский:
Ну, пятьдесят... Я не смотрел.
Карета вдруг, как понесётся!
Конь с перепугу, как сдурел.
Кнутом хватил, не разбирая...
Спирька:
А может, дюжина была?
Голянский:
Когда считать-то, удирая?
Клыками грызли удила!
Не знаю сам, как жив остался...
Спирька:
А может, бешеный какой?
К нам из болот сюда забрался...
Князь:
А ты его задел рукой.
Голянский:
Конечно, это ненормальный!
Князь:
А сам-то его видел ты?
Голянский:
А как же! Был, как натуральный!
Смотрю, шевелятся кусты!
Князь:
А оцарапался-то где ты?
Голянский:
Ты ночью, князь, в лесу бежал?
Колючки – это не конфеты!
Так изодрали, чуть дышал...
Все смеются.
Голянский:
И ничего смешного нету.
Я слышал, там, в кустах – хрясь, хрясь...
Я б его саблей, как котлету!
Да поскользнулся прямо в грязь.
Князь:
Потешил, гостюшко, меня ты...
Так сколько хочешь за коня?
Внезапно к костру выходит Игнат. Голянский от страха валится на ковёр.
Голянский:
Зачем!? Откуда здесь солдаты?
Князь:
Что тут за гости у меня!
Все собрались вокруг Игната, но подойти боятся.
Спирька:
Он отставной солдат, похоже.
Ты кто? Как звать? Зачем ты тут?
Игнат:
Прохожий я, обшитый кожей.
Меня зовуткою зовут.
Князь:
Откуда ты?
Игнат:
Где был, там нету.
А там, где шёл, остался след.
Кто-то из слуг засмеялся.

Спирька:
Ты с князем так!? Сживу со свету!
Разговорился, спасу нет.
Сейчас проучим. Эй, Дурында!
Появляется Дурында.
Голянский:
А это кто ещё такой?
Князь:
Телохранитель личный, рында!
Оберегает мой покой.
А Спирька кличет по-другому...
Спирька:
За глупость нрава, князь-отец!
Из всех из нас только такому
Всё выложит сей молодец.
Дурында:
Чего позвали?
Спирька:
Вот, явился!
И держит нас за дураков.
Шутить изволил, веселился.
Узнать бы надо, кто таков.
Ну, что, солдатик, доигрался?
Теперь развяжется язык...
Игнат:
В ста битвах был, а тут попался...
Ну что ж, я к этому привык.
Спирька:
А ну, живее сознавайся,
Что в голове своей таишь!

Игнат:
Стой, конь лихой! Не трепыхайся.
Споткнёшься, шею повредишь.
Спирька:
Так получай же, раз неймётся!
Игнат:
Вобще-то, сам я не дерусь,
Но, ежели, когда придётся
И семерых не побоюсь.
Уловив ободряющий кивок князя, Дурында, растопырив руки, двинулся на Игната.
Игнат:
Да завалить тебя, детину,
Мне не составит и труда.
Свалю тебя, как камышину,
Как сноп обрушишься…
Дурында:
Ну да!
Игнат спокойно, как на штыковом учении, делает выпад железным посохом в грудь Дурынде. Тот, охнув, упал на колени, застонал, свалился на бок.
Игнат:
Очнёшься, может, поумнеешь.
Спирька:
Сквитаемся ещё, дай срок!
Князь:
Бой штыковой ты разумеешь,
Наглядный преподал урок.
Солдат бывалый...
Игнат:
Рад стараться!
С царём Петром свела судьба.
Пришла пора перебираться
Домой на вольные хлеба.
Князь:
Что видел, слышал по дороге,
Какие вести нам принёс?
А то ведь осень на пороге…
Почём в Москве сейчас овёс?
Игнат:
Вот, если б прежде накорми,
Пустой живот уже три дня,
Да чем-нибудь бы напоили.
Потом спросили бы меня...
Спирька:
Ты с князем так!?
Игнат:
Опять неймётся.
Ведь вот, чтоб так не понимал!
Два раза бить мне не придётся.
Ты не Дурында, слишком мал.
Князь:
Ты Спирьку мне, солдат, не трогай.
Из всех он самый верный нам.
Иди на кухню той дорогой,
Накормят, отдых дашь ногам.
Потом расскажешь...
Игнат:
Рад стараться!
Игнат уходит.
Голянский:
Как у тебя потешно тут!
Солдатик-то не промах драться.
Спирька (апарт):
Откуда взялся этот плут?
Вот помяните моё слово,
Он нам наделает вреда.
Голянский:
Молчи! Накаркаешь плохого...
Появляется конюх. Валится князю в ноги.
Конюх:
Беда, князь-батюшка! Беда!
Голянский:
Спаси нас, Господи, помилуй!
Спирька:
Ну? Что там, ирод? Говори!
Голянский:
Оборони нас крёстной силой!
Конюх:
Коня украли!
Спирька:
Повтори!
Конюх:
Коня боярского...
Спирька:
Проспали!!!
Конюх:
Не погуби, отец родной!
Спирька:
Спать любишь, ирод! Проморгали!
Конюх:
Впервые в жизни так со мной!
Голянский:
Ты за коня ответишь, княже!
Князь:
А я его не покупал.
Украли воры ведь, не я же.
Как ни крути – твой конь пропал.
Голянский:
А не твои ли обормоты
Его проспали? Вот вопрос!
Теперь твои это заботы!
Хозяин ты, с тебя и спрос!
Князь:
Коли сейчас конь не найдется,
Прощайся, Спирька, с головой!
Спирька:
А мне, князь-батюшка, сдаётся,
Известен вор как таковой.
Солдатик это, не иначе,
Бродяжил ночью, словно волк.
Обманет всякого, тем паче,
Как видно, в этом знает толк.

Голянский:
И я солдатику не верю!
Всё шуточки, а сам не прост.
С ворами заодно...
Князь:
Проверю! (Спирьке)
Тащи солдата на допрос!
Спирька радостно убегает за Игнатом.
Князь:
А с Богом мы договоримся,
Мне честь дороже всех затрат.
Вот уж сейчас повеселимся,
За всё ответит казнокрад!
Дурында и слуги приносят запеленатого в скатерть Игната. Спирька разглядывает его сапоги, из которых торчат голые пятки.
Спирька:
Вот так солдатик нам попался!
Ну, голодранец, босота.
Подмёток нет! Доулыбался,
Поотлетали. Красота!
Князь:
А ну, живее сознавайся,
Где конь боярский, прохиндей!
Всё знаю! Даже не пытайся
При всех дурить меня, злодей!
Игнат издаёт какие-то нечленораздельные звуки.
Князь:
Что он сказал? По-басурмански?
Не понимаю ничего...
Голянский:
Я знаю только по-голландски...
Спирька:
Рот занят ложкой у него.
Князь:
Вот прежде ложки не глотали,
Совсем испортился народ.
Чего же раньше не достали?
Освободите ему рот.
Спирька:
Живым в сражениях остался,
Насобирал себе наград,
А тут с чужим конём попался.
Сполна получишь, так-то, брат...
Игнат (на ухо Спирьке):
Конь в старой кузне, ты же знаешь...
Вы вместе прятали его.
Свидетель есть. Соображаешь?
Запорют, только и всего.
Князь:
Ведите! Хватит Вам шептаться!
Сюда воришку поживей!
Игнат (Спирьке):
Не держат ножки, стал шататься?
Дрожишь теперь как воробей?
Я, князь Данила, не был вором,
Всегда старался честно жить.
Не верь напрасным наговорам.
Но я смогу поворожить.
Коня найти не будет сложно,
Чёрт порезвиться и отдаст.
Голянский:
А не спугнём?
Игнат:
Я осторожно.
 Хоть он на хитрости горазд.
Спирька:
Солдатик наших мест не знает,
Я зря напраслину возвёл...
Голянский:
Пусть ворожбою помогает.
Узнает, может, кто увёл.
Игнат:
Чёрт, чёрт, поиграй да отдай!
Игнат толкает Спирьку.
Игнат:
Не стой, чертяка, на дороге
И к честным людям ты не лезь.
Не то поотшибают роги...
Нашёлся! Скоро будет здесь!
Голянский:
Неужто черти подсказали?
И впрямь поверишь в чудеса!
Игнат:
И даже место указали.
Спирька:
Святые Божьи небеса!
Князь:
Да где он?
Игнат:
Лес непроходимый,
Избушка там едва видна…
Голянский:
Живой, хоть?
Игнат:
Целый, невредимый.
Стоит в накидке из рядна.
А рядом семь берёз...
Спирька:
Ну, точно!
Отсюда полверсты всего!
Князь:
Бери людей и чтобы срочно
Сюда доставили его!
Т Р Е Т Ь Я  К А Р Т И Н А
Крестьянская изба. На завалинке сидит дед Данилка и плетёт лапоть. Появляется Игнат.
Игнат:
Бог в помощь, дедушка.
Дед:
Спасибо.
Игнат:
И сколько же тебе годков?
Дед:
Под сотню где-то было, либо
Перешагнул рубеж веков.
Игнат:
Сто лет прожил, а зубы целы
И волосы растут копной.
У времени все под прицелом...
Дед:
Ему не справиться со мной.
Сады садил, пшеницу сеял,
Кормили эти руки всех.
Я столько на земле содеял,
Беззубым, лысым быть мне грех.
Игнат:
А я, видать, живу напрасно,
Не сделал в жизни ничего.
Рубил, стрелял, там, где опасно.
Сражался, только и всего.
Дед:
Не дело говоришь, Игнатка,
Нам без солдата никуда.
Земле в неволе жить не сладко,
Нельзя без ратного труда.
Игнат:
Откуда же меня ты знаешь?
Дед:
Сказал кум свату, сватье брат,
А слово, внучек, не поймаешь.
К нам залетело в аккурат.
Я – дед Данилка!
Игнат:
Вот так случай!
Не признаю, хоть не гляди!
Обнимаются. Заходят бабка Ненила и Савелий.
Ненила:
Ты, дед, Игнатушку не мучай,
С дороги-то устал, поди.
Дед:
А вот и бабушка Ненила!
Да ты её, небось, забыл?
Тебя ждала, твой дом хранила…
Игнат:
Короче, прикрывала тыл.
Ненила:
Живым вернулся. Слава Богу!
Савва:
Такого сроду не убить!
Игнат:
А всё ж попала пуля в ногу...
Да что об этом говорить.
Эх, кто бы знал, как надоело
Таскать ружьё, маршировать.
Душа соскучилась по делу,
Чтоб хлеб растить, с зарёй вставать...
А это кто? Ишь, притаилась...
Дед:
То внучка. Степанидой звать.
Тебя увидеть напросилась...
Ненила:
На стол пора бы накрывать!
А ну-ка, Стёпка, за работу.
Неси сюда всё, что в печи.
Не кормят баснями пехоту,
Борщи нужны да калачи!
Стёпка:
В печи – гороховая каша!
Савва:
А вот со щами чугунок!
Стёпка:
И киселя большая чаша!
Игнат:
Вот это пир!
Дед:
Гуляй, сынок!
Ненила:
Да ты, Игнат, никак подрался?
Под глазом-то, какой синяк!
Игнат:
Всё верно. В прибыль мне достался,
Наткнулся глазом на кулак.
Ненила:
А с кем подрался-то?
Игнат:
Бывает.
Савва:
С Дурындой. Знаем, не крути.
Он Спирьке всюду подпевает.
Дед:
Жаль парня. Сбился он с пути...
Игнат:
Кафтан у Спирьки хоть и новый,
Да обносился он умом.
Дед:
Он далеко не бестолковый,
Не схватишь, выскользнет ужом.
Ненила:
Да будет, старый, привязался!
Ты ешь, Игнатка...

Игнат:
Рот болит.
Жевать устал, перестарался,
А брюхо есть ещё велит.
Савва:
Полжизни отдал службе ратной,
А выслужил один мундир.
Дед:
Царь отмечает только знатных.
Игнат:
Я чем я Вам не командир?
А если честно, впал в немилость,
Промашку дал. Эх, кабы знать!
Со мной такое приключилось,
Что лучше и не вспоминать.
Савва:
 Да не томи ты!
Игнат:
Ну, глядите...
Враг налетел из-за бугра,
Я заорал тут – помогите!
А наши крикнули – ура!
Ненила:
Да ну тебя! Вот балаболка!
Ты всё шуткуешь.
Дед:
Весь в отца.
Игнат:
Без шутки в жизни мало толка,
Как добрый конь без молодца.
Богатство наше не в кармане, от сердца, от души оно.
А деньги хошь кого заманят
В болото, в адовое дно.
Вбегает Стёпка.

Стёпка:
К нам Спирька едет с Парамоном!
Дурында с ними...
Ненила:
Чёрт принёс!
Игнат:
Встречать, так с колокольным звоном
За кузню у семи берёз.
Заходят Спирька, Дурында и поп Парамон.
Парамон:
Так вот каков этот солдатик!
Да будет мир Вам и любовь.
Вернулся, стало быть, Игнатик...
(Нениле) Нам медовухи приготовь!
Ненила:
Готова, батюшка, сварила.
Там, в подполе...
Парамон:
Дурында, лезь.
(подошёл к Игнату) Мужик простой...
Игнат:
В этом и сила.
За это мне, солдату, честь.
Парамон:
Э, нет, Игнатик, за другое!
За то, что двадцать пять годов
Царь-батюшке отдал с лихвою,
За тяжесть воинских трудов.
Савва:
Дожди, когда пойдут?
Парамон:
Молитесь!
Ведь всё оттуда, не от нас.
Там рай...

Савва:
А дождь, когда?
Парамон:
Поститесь.
Услышит Бог и всё Вам даст.
Там нет забот, там рай небесный!
Не то, что здесь...
Игнат:
Чего ж мы ждём?
Тебе на небо путь известный.
Спеши, отец, и мы пойдём.
Парамон:
 Всех не возьмут, одних достойных,
Смиренных, кротких – в этом суть.
И гром раздастся звуков стройных,
И ангел в рай укажет путь...
Игнат:
А отчего бы тебе, отче,
Чудесное не сотворить?
Я слышал, если кто захочет,
Может по воздуху парить
В Санкт-Петербурге чудо было:
На площади, расстрига-поп
За маленький кусочек мыла
Пустил урядника в галоп.
Не можешь, отче? Ну и ладно,
Придётся чудо делать мне.
А чтобы получилось складно,
Меня всем слушать вдвойне.
Смотри, честной народ, как сгинет,
Исчезнет напрочь Спиридон!
Как его тело нас покинет,
И вознесётся в небо он!
Считаю до пяти!

Спирька:
Постойте!
Игнат:
Без счёта невозможно. Раз!
Спирька:
Я не хочу!
Игнат:
Глаза закройте!
Не то ослепните тотчас...
Спирька:
А может, кто другой, солдатик?
Вот Парамон, хотя бы...
Игнат:
Два!
Парамон:
Не слушай ты его, Игнатик!
Игнат:
Всё не испортили едва.
Начну сначала...
Спирька:
Пропадаю!
Не чувствую ни ног, ни рук!
Игнат:
Ты мне мешаешь!
Спирька:
 Улетаю!
Спаси меня, Дурында, друг!
Солдатик, мне на небо рано,
Не надо чуда! Не хочу!
Помимо воли, как барана...
Верни назад! Я заплачу...
Игнат:
 Ну, что ж, насильно мил не будешь,
Ещё раз чудо сотворю.
О том, что было ты забудешь…
Вернись на землю, говорю!
Спирька:
Не превращай...!
Игнат:
Открой хоть очи
И становись со всеми в строй.
А, может быть, ещё кто хочет?
Парамон:
Сквитаемся ещё, герой.
Спирька:
Тебя, я вижу, научили
Всему на службе.
Игнат:
Точно так!
Взрывали, строили, точили,
Ружьё меняли на верстак.
Спирька:
А я тебе принёс обновку...
Сапожки с княжеской ноги.
На правый подобьёшь подковку.
Ну как?
Игнат:
Вот это сапоги!
Спирька:
А ну, надень их...
Игнат:
Точно впору!
Ненила:
Не меряй с княжеской ноги!
Игнат:
Что так?
Спирька (бабке):
Молчи! Без разговору!
Парамон:
Теперь и снять их не моги!
Служить по совести отныне
Ты должен князю день и ночь.
А за труды воздастся, сыне,
Коль будешь делать всё точь-в-точь.
Дед:
Ну, всё, Игнат, довоевался.
Ты сборщик податей теперь...
Взял сапоги, считай, попался,
Распотрошишь нас, как тетерь.
Спирька:
Слыхал, солдатик? Три дня сроку!
Тебе князь-батюшка даёт.
Свои делишки все по боку
И помни – время-то не ждёт!
Спирька, Парамон и Дурында уходят.
Ненила:
Тут до тебя был горемыка
В сапожках с княжеской ноги.
Так до сих пор не вяжет лыка,
Как угодил под батоги.
Ч Е Т В Ё Р Т А Я   К А Р Т И Н А
Дом у отца Парамона. Появляются братья: Спирька и Парамон. Парамон едва стоит на ногах, то и дело порывается встать на четвереньки, громко и весело икает.
Парамон:
Со святыми упокой,
Разудалый я такой.
Пития вкушение
Сплошное искушение...
Появляется попадья с девчонкой домработницей.
Спирька:
Мы тут немного причастились...
Попадья:
Арина, ну-ка, помоги!
Парамон:
Святым мы духом укрепились...
Тащи, Аринка, пироги!
Продолжим пир...
Попадья:
Пора в постельку!
Спирька:
Тогда и я домой пойду...
Парамон (глядя на Спирьку):
Смотрите, чёрт!
Попадья:
Упился в стельку...
Спирька:
Боюсь, дороги не найду...
Спирька уходит. Попадья с Аринкой уложили Парамона на перину, переодев его в ночную рубаху.
Парамон:
Дурында, где мои пиявки?
Гони их прочь! Закройте дверь...
Под образа меня, на лавки...
Не верь им, князюшко, не верь!
Попадья:
Как опоили Парамона.
Ты посмотри, чего творит...
Парамон:
В набат пусть бьют! Побольше звона!
Он с ангелами говорит...
Попадья:
Всё этот Спирька, чёрт хрипатый!
Он Парамошу вводит в грех...
Парамон:
Сойди к нам серафим крылатый...
Ну, что за рожа! Просто смех...
Попадья:
Беги, Арина, за Ненилой!
Скажи, чтоб наварила трав.
Да чтобы слов наговорила...
Парамон:
Я что? По-вашему не прав?
Попадья:
Конечно, прав…
Заходит Ненила.
Ненила:
Чего случилось?
Попадья: Вот Бог послал!
Ненила:
Я мимо шла.
Попадья:
Спасай, Ненила, сделай милость!
На Парамона дурь нашла.
Ну вот, теперь собакой лает!
А если князь придти велит?
Он ничего ж не понимает,
Икает только да скулит…
Ненила:
Мы эту хворобу спровадим,
Мне это делать не в первой.
Здоровье батюшки наладим
Заговорённою травой.
Вот это травка – черевика,
Она даёт здоровый дух.
Добавишь листья базилика...
Попадья (Арине):
Зажги огонь! Поди потух...
Ненила:
Варить, покуда не сорвётся
На небе первая звезда...
Попадья:
Смотри! Опять, куда-то рвётся...
Парамон:
Ослабьте сбрую! Где узда!

Попадья:
Арина, ставь горшок на печку...
Парамон:
Хватай её за волоса!
Попадья:
А после выйди на крылечко
Да погляди на небеса...
Ну, что, проклюнулись?
Арина:
Их много!
Попадья:
Следи! Как только упадёт...
Аринка вдруг с визгом прибегает со двора.
Арина:
Так кто-то страшный у порога!
Я видела! Сюда идёт!
Попадья:
Тебе почудилось, не бойся
И батюшку не беспокой.
Ишь расшумелась, успокойся...
О Боже! Это кто такой?!
Появляется белая фигура и раздаётся громовой голос.
Ангел:
Я здесь, посланец небосклона,
Пришёл достойного забрать.
Уважим просьбы Парамона.
Ты принят, отче, в Божью рать.
Скорей на небо!
Попадья:
Допросился!
Ангел:
Ну, где же ты, отец святой?
Попадья:
К нему пришли, а он напился!
Ведь знала, кончится бедой...
Попадья с Ариной ищут Парамона, но его нигде нет.
Арина:
А, может быть, уже забрали
И батюшка вознёсся в рай?
Ангел:
Куда ты делся?
Ненила:
Потеряли!
Ненила находит Парамона за сундуком, с подушкой на голове.
Ненила:
А ну-ка, отче, вылезай!
Парамон:
Не выдавай меня, Ненила!
И ты, Аринушка, мой свет!
В глазах темно, всю грудь сдавило...
Скажи ему меня, мол, нет…
Ненила:
Как будто в первый день родился!
Не время, батюшка, играть.
Ведь ты же сам туда просился!
Зачем девчонку учишь врать?
Парамон:
Зачем я им? Я занедужил...
Больного, слабого гоня...
А может, и не я им нужен?
Сходи, Ненила, за меня...
Ненила:
Так ведь пришли-то за тобою!
Из всех тебе такая честь!
Своей подумай головою...
Парамон:
Высоко больно, не залезть...
Ангел:
Моё терпенье на исходе.
Не выйдешь – всё здесь развалю!
Мы к смертным просто так не ходим.
Огнём небесным всё спалю!
Попадья:
Ступай на небо! Не ломайся!
Парамон:
Все косточки мои болят...
Попадья:
Ты, Парамоша, постарайся!
Из-за тебя весь дом спалят!
Парамон:
Вы хоть немного обождите,
Нельзя же так на небеси.
Или попозже заходите...
Попадья:
Арина, рясу принеси!
Парамон:
Выходит, дом тебе дороже,
Ни капли жалости ко мне...
Попадья:
Ну, это ни одно и то же,
Хозяйство потерять в огне!
Парамон:
Да не пойду я! Пусть отстанет!
Ненила:
Вот это да! А как же рай?
Народ-то верить перестанет,
Хочешь, не хочешь - выбирай.
Ангел исчезает.
Парамон:
А кто поверит, если скажешь?
А вдруг привиделось всё ей?
Себя же, бабка, и накажешь
Пустой напраслиной своей.
Ненила:
Ещё свидетели найдутся!
Парамон:
Откуда взяться?
Ненила:
Погоди!
Да над тобой и посмеются.
Эй, кто там? Люди! Заходи!
Заходят Игнат, дед Данилка и Савва.
Парамон:
Откуда Вы? Чего Вам надо?
Попадья:
Нелёгкая их принесла!
Савва:
А ты, смотрю, гостям не рада.
Дед:
Она, Савелий, не со зла.
Парамон:
Неужто видели всё это?
Савва:
И даже слышали притом!
Игнат:
Небесный гром и море света!
Дед:
Всё видел, сидя под кустом.
Ох, как ты бойко отрекался
От райской жизни, Парамон!
И ангела не испугался,
Хотя вовсю грозился он.
Парамон:
Грехи на небо не пускают.
Я на земле уж как-нибудь...
Савва:
Об этом завтра все узнают...
Попадья:
Да уж скажи, не позабудь!
Да Вам всем радоваться надо,
Что с нами батюшка опять!
Что не покинул Божье стадо,
А языки свои унять!
Парамон:
Теперь меня всего ославят,
Когда узнает всё село.
Так просто это не оставят...
Подставили меня зело.
Игнат:
А в жизни всякое бывает,
Святой отец. Ты не тужи,
Никто об этом не узнает,
Только и ты мне услужи.
Парамон:
А в чём помочь?
Попадья:
Тебя обманут!
Ты, Парамоша, им не верь!
На шею сядут, не отстанут...
Парамон:
Не до тебя, ступай за дверь!
Дед:
Тогда и мы пойдём, Савелий,
Сурьёзный будет разговор.
И как такое углядели?
Всего колотит до сих пор...
Все уходят. Игнат и Парамон остаются одни.
Парамон:
Ну, что, солдат, возьмёшь деньгами?
Ты только много не проси.
Итак, с обновкой, с сапогами...
Эх, мне б сейчас на небеси!
Игнат:
Да ладно, отче, не ломайся.
Про то, что было – мы молчок.
Только и ты уж постарайся,
Подденем Спирька за бочок.
Пускай бумагу мне подпишет,
Что, мол, все подати я сдал
И по рукам! Не то услышат
Как против Бога ты восстал.
Парамон:
Святое дело, со злодеем
Потеху эту учинить.
Вот посмеюсь над прохиндеем!
Подпишет, так тому и быть.
Хотя он жизнью и толчёный
И у него слабинка есть:
Мой братец сроду неучёный!
Двух слов не сможет он прочесть.
Игнат:
Не знает букв?!
Парамон:
Не разумеет.
При том, скрывает ото всех.
Писать подавно не умеет,
Лишь подпись ставит. Просто смех!
Простить за это мне не может,
Предаст и глазом не моргнёт.
С утра до ночи зависть гложет...
Теперь посмотрим, чья возьмёт!
П Я Т А Я   К А Р Т И Н А
В усадьбе у князя.
Парамон:
Что не скажу, молчи, не суйся,
Лишь головою покивай...
Игнат:
Не заподозрит?
Парамон:
Не волнуйся.
Игнат:
А если...
Парамон:
Не переживай.
Мой братец клад найти мечтает
И попадётся на крючок.
Я намекну и он растает,
А ты расписочку...
Игнат:
Молчок!
Появляется Спирька.
Спирька:
Однако быстро же вы спелись,
Два сапога с одной ноги.
У князя-батюшки пригрелись...
Парамон:
Тебе мы, братец, не враги.
Спирька:
Чего пришли?
Парамон:
Мы тут с Игнатом
Сыскали клад не без трудов.
Сундук с каменьями и златом
Не менее пяти пудов.
Спирька:
 А от меня, чего Вам надо?
У Вас дела идут на лад...
Парамон:
Всё так, да есть одна преграда...
Твоя землица там, где клад.
Спирька:
Моя земля?! Поклон Вам низкий,
А клад по праву будет мой!
Парамон:
До камешков-то путь неблизкий...
Идём, Игнатушка, домой.
Спирька:
Ну, хорошо... Не уходите!
Парамон:
Всё, чтобы честно было впредь.
Спирька:
Я сделаю, как вы хотите.
Парамон:
Что б каждому досталась треть.
Спирька:
Моя земля! Мне больше, значит!
Мне половину надо дать!
Парамон:
Пошли, Игнат! Он нас дурачит.
Одним достанется, видать...
Спирька:
Согласен!
Парамон:
Надо расписаться!
Спирька:
Про что тут? Мелко, не пойму…
Парамон:
Должно всем поровну достаться,
Чтоб было честно, по уму.
Пиши, мой братец, так вернее
И наши подписи тут есть.
Дави пером-то пожирнее.
Нашла тебя благая весть!
Спирька старательно подписывается. Игнат забирает бумагу. Парамон веселится.
Парамон:
 Ой, Спирька, неуч! Не могу я!
Ты ж подписал свою беду!
Сам на себя накинул сбрую,
Под батоги тебя сведу.

Спирька:
Что за бумага? Я поверил...
А подписи прочесть не смог!
Игнат:
Расписочку ты мне заверил,
Что я всё сдал и точно в срок.
Спирька:
Да что он сдал? Кому? В чём дело?
Парамон:
Он сдал всю подать, так-то, брат!
А ты собственноручно, смело
Поставил подпись в аккурат.
Всё честь по чести, не придраться...
Спирька:
Обман! Всё князю расскажу!
Парамон:
Напрасно. Можешь не стараться.
Твоя ведь подпись! Докажу...
Спирька:
Ох, погубили...
Парамон:
Сам добился.
А сколько ты наворовал?
И ведь со мною не делился!
На Бога б лучше уповал.
Спирька застонал, заметался из угла в угол. Принял решение.
Спирька:
Я недоимку сам покрою,
Да так, что князь и не поймёт.
Тебе ж, Игнатик, я устрою.
Ещё посмотрим, чья возьмёт!
Заходит Данила Михайлович Стоеросов.
Князь:
Смотрю все в сборе. Что случилось?
Чего собрались поутру?
Скажи мне, Спирька, сделай милость…
Спирька:
К добру, князь-батюшка, к добру!
Князь:
А вот сейчас я догадаюсь:
Собрал все подати, солдат?
Игнат:
Собрал, как велено! Стараюсь
И доложить об этом рад!
Спирька:
Всё сдал, князь-батюшка, всё верно.
Я сам проверил...
Князь:
Молодец!
Так получай же соразмерно,
Я не какой-нибудь скупец.
Я добрый. Милостью моею
За труд твой щедро награжу.
Я ничего не пожалею,
Тебе, солдат, я угожу.
Сходи-ка, Спирька, за наградой,
Мою медаль нам принеси...
Парамон:
Сердца наполнились отрадой!
Зачтётся всё на небеси!
Спирька приносит бородённый знак.
Князь:
Носи, солдат!
Игнат:
Он, что, смеётся?
Не знаю, как благодарить!
Железка эта выдаётся
Тем, кто бород не хочет брить.
Князь:
Носи неделю!
Игнат:
Рад стараться!
Только одно прошу учесть:
Помог мне Спирька разобраться,
Так, стало быть, ему и честь!
Князь:
И я делами изумляю!
Солдата просьбе уступлю,
Медаль на Спирьку оформляю!
Игнат:
Я без награды потерплю.
Спирька:
Отец родной! Не позабуду!
Повешу дома меж икон!
Князь:
А ты будь к завтрему здесь.
Игнат:
Буду!
Князь:
Идём со мною, Парамон.
Князь, Парамон и Игнат уходят.
Спирька:
Дурында!
Дурында:
Вот он я!
Спирька:
Есть дело.
Отныне при солдате будь.
Да не боись ты! Действуй смело,
Ему тебя не обмануть.
Ты должен выкрасть осторожно
Одну бумажку у него.
Но только тихо!
Дурында:
Это можно.
Ещё что?
Спирька:
Только и всего.
В Т О Р О Е  Д Е Й С Т В И Е
Ш Е С Т А Я   К А Р Т И Н А
В избе. Дед Данилка, Савва, Ненила, Стёпка, Игнат, Дурында. Савва поёт, все. Кроме Игната, подхватывают припев.
Савва:
Ой, каб Волга-матушка
Да вспять побежала.
Все:
Кабы можно, братцы
Начать жизнь сначала.
Савва:
Ой, кабы весною
Цветы расцветали.
Все:
Кабы мы любили
Да не разлюбляли...
Ненила:
Повеселее бы что спели!
А ты, Игнат, чего молчал?
Иль песни наши надоели?
Игнат:
В боях весь голос прокричал.
Дед:
Ещё успеет, напоётся.
Ты расскажи, как воевал,
О жарких битвах...
Ненила:
Вот неймётся!
Дед:
Как воли шведу не давал.
Савва:
Мне интересно про Полтаву!

Стёпка:
А мне про дальние моря!
Ненила:
Отстаньте Вы! Нашли забаву...
Дурында:
Живого видел ли царя?
Игнат:
Царя фигура всем известна,
Мне довелось его встречать.
А про войну... неинтересно.
Не знаю даже, как начать.
Такие страсти, что дай Боже!
Дед:
Да этим нас не испугать.
Чего бояться-то?
Игнат:
Ну, что же...
Чур, только после не ругать.
Ну, ладно... Как-то на опушке
Лежу я тихо за бугром.
Как вдруг ударят шведа пушки,
Как будто с неба грянул гром.
В дыму земля, ни зги не видно,
А где-то сбоку враг бежит...
И умирать-то, как обидно,
А надо мною смерть кружит...
Савва:
А дальше, дальше-то что стало?
Игнат:
Не знаю, что и говорить...
Вон, бабушка уже устала,
А ей ещё уху варить...
Ну ладно... Как-то на опушке
Лежу я тихо за бугром.
Как вдруг ударят шведа пушки,
Как будто с неба грянул гром.
В дыму земля, ни зги не видно,
А где-то сбоку враг бежит...
И умирать-то, как обидно,
А надо мною смерть кружит...
Ненила:
Чего ж ты начал повторяться?
Что дальше сделалось с тобой?
Игнат:
Да мне пора уж закругляться,
Я всё сказал про этот бой...
Стёпка:
А страшно где?
Игнат:
Как вдарят пушки!
Средь бела дня настала ночь.
А я всё так же на опушке...
Все смеются.
Ненила:
Ты голову нам не морочь!
Вот языкатый, спасу нету.
Игнат:
А ну её, эту войну!
Совсем бы сжить её со свету.
Чтоб не стреляли. Верно?
Дурында:
Ну.
Дед:
Тогда пора на боковую.
Кто на полати, кто на печь?
Дурында:
Идти далёко вкруговую...
Найдёте, может, где прилечь?
Ненила:
И для тебя найдём местечко,
Чтоб, на ночь глядя не шагать.
Ложись на лавку перед печкой...
Друг другу надо помогать.
Убедившись, что все спят, Дурында достаёт из тайника расписку и уходит.
У князя.
Парамон:
Да ладно, будет тебе дуться,
Мы ведь братья, разумей.
Любой ведь может обмануться.
Наука... Впредь будем умней.
Игнат умён, а мы хитрее...
Спирька:
Кто там? Дурында, это ты?
Достал?!
Дурында:
Угу.
Спирька:
Давай быстрее!
Теперь позатыкаю рты!
Теперь с солдатом посчитаюсь
За подати и за коня!
Парамон:
Полегче, брат!
Спирька:
Потом покаюсь.
Навек запомнит он меня!
(Дурынде) Чего стоишь? Иди обратно!
Ступай, пока не позовут.
Да не шуми там, аккуратно!
Узнают, руки оторвут.
Дурында уходит.
Парамон:
Дурында нынче отличился,
Теперь солдатику конец.

Спирька:
Писать, смотри ты, научился!
Со мной тягается глупец!
Парамон:
У князя перстень потерялся!
Спирька:
Да неужели!
Парамон:
Вот те крест!
И наш Игнат на нём попался.
Тогда уж точно – под арест!
Спирька:
Не понял я...
Парамон:
Мы князю скажем,
Мол, перстень тот солдат найдёт.
Как муху по столу размажем!
Спирька:
На полусогнутых придёт!
Парамон:
А если он обман раскроет,
Поможет ворожбой себе?
Спирька:
Дурында перстенёк пристроит
В его же собственной избе.
Потом к Игнашке мы нагрянем...
Парамон:
Да чтобы с князем!
Спирька:
С ним придём!
А вот тайник! Туда заглянем
И перстень княжеский найдём!
Парамон:
А вдруг Дурында всё расскажет,
И нас Игнатику продаст?
И перстень сам ему покажет?
Тогда солдатик нам задаст...
Спирька:
Ты, Парамон, никак рехнулся?
Умён, а как вопрос задашь!
Да он без нас давно б загнулся...
Скорее ты меня продашь.
Парамон:
Пора забыть об этом, братка,
Молитвы Богу вознеси!
Игнат получит по сопатке...
Эх, мне б сейчас на небеси!
С Е Д Ь М А Я   К А Р Т И Н А
Кухня князя. Среди поваров мечется Спирька.
Спирька:
А ну, несите побыстрее
Для князя-батюшки блюда!
Старший повар:
Вот только печку разогрею...
Кладите раков вот сюда!
Появляется Игнат.
Спирька:
Уже пришёл, солдатик? Рано.
Изволит кушать князь-отец.
Молодой повар:
Нести прикажете барана?
Спирька:
Неси! Достаньте холодец!
Игнат:
А, может быть, перловой каши
Ему сварить из топора?
Чем угощались предки наши...
Спирька:
Что за дурацкая игра?
Пустое слово, как солома,
Размер большой да малый вес.
Не забывай, ты здесь не дома,
Не надо нам твоих чудес.
Игнат:
Тогда уж больше не простите...
Спирька:
Проверить надо, что к чему...
Топор солдату принесите!
Вари, солдат!
Игнат:
Быть по сему!
В котёл воды пока налейте,
Пусть хорошенько покипит.
Перловки, сала не жалейте,
Чтоб разыгрался аппетит.
Вот это раки! Прям жар-птицы!
А может быть обманчив вид?
А вдруг невкусно? Князь озлится
И батогами будешь бит!
Старший повар:
Не дай-то Бог! Ты, вот что, служба,
Возьми для пробы штук пяток.
Чего добавим, если нужно…
В кулинарии ты знаток.
Игнат:
Как будто бы пересоленный...
Старший повар:
Да что ты?! Вроде ничего...
Игнат:
А этот почему зелёный?
Проверить надо бы его.
А вдруг змеёю он укушен,
Когда тащили из реки?
Глядишь, князь-батюшка откушал и всё!
Конец Вам, земляки! (ест рака)
Старший повар:
Ну, что?
Игнат:
И вправду ядовитый!
Младший повар:
Что?! Зелье злое!?
Игнат:
Чуть дышу...
В боях ни разу не убитый,
А тут... Я об одном прошу...
Старший повар:
Со мной такого не бывало...
Проси, что хочешь! Спас ты нас!
Игнат:
Наесться б раков до отвала,
Примерно, дюжину зараз.
Старший повар:
 Бери, солдат! На всех тут хватит...
Игнат:
Эх, веселись, честной народ!
Что спины на господ горбатит
И кормит их из года в год!
Молодой повар:
Быстрее! Спирька появился!
Спирька:
Ну, что, солдатик? Как дела?
Игнат:
Топор как будто разварился.
Вот каша будет весела!
(поёт) Эх, накорми меня да напои меня,
Да разуй меня, да уложи меня,
А усну я сам...
Спирька:
Чего распелся? Ишь, зазнался!
Ответ держать пришла пора.
Князь-батюшка придти собрался,
Отведать кашу с топора.
(Поварам) А Вы, достаньте бочку пива,
Да чтобы было холодней!
Несите раков! Особливо,
Какие больше, покрупней!
Спирька убегает. Вслед за ним с раками уходит старший повар.
Игнат:
Чего-то Спирька расхрабрился...
Должно быть это неспроста.
Младший повар:
Топор, наверное, сварился?
Игнат:
Теперь пора! Считай до ста.
Крупы положим, горстку соли,
Добавим маслица с лучком,
Укропу бросим и фасоли,
Поджарим сала с чесночком...
Возвращается старший повар.
Старший повар:
Ты уж, Игнатик, постарайся,
Так, чтобы князю угодить...
Заходит Стоеросов. За ним – Спирька и Парамон.
Игнат:
Честной народ, располагайся!
Гостей за стол пора садить!
Князь:
Ты тут, я слышал, отличился,
Сготовил кашу с топора?
Парамон:
И где ж такому научился?
Князь:
Мои не смогут повара.
Игнат:
Прошу желающих отведать,
С солдатской каши пробу снять,
А заодно и отобедать...
Парамон:
Готов участие принять.
Спирька:
Так то ж обычная перловка!
А где топор?
Игнат:
Топор на дне.
Спирька:
Опять солдатская уловка!
Князь:
А ну-ка, дай отведать мне.
Игнат подаёт кашу князю.
Князь:
Ну, что ж, по-моему, не плохо.
И ты попробуй, Парамон.
Спирька (повару):
Топорик вылови, Ермоха,
Проверь его со всех сторон.
Игнат:
Теперь ты, Спирька, князю сваришь
Не только кашу, но и щей.
На нём и рыбу враз поджаришь,
Но исключительно лещей.
Показывается Дурында, манит к себе Спирьку. Шепчутся.
Князь:
А из лопаты?
Игнат:
Тоже можно.
Блины, пельмени, калачи.
А вот с граблями осторожно!
Их лучше вымочить с ночи,
А то горчат они немного.
Князь:
Потешил кашей, угодил.
С утра замучила изжога...
Старший повар:
Ещё бы! Ест, как крокодил…
Стоеросов, Спирька и Парамон уходят.
Игнат:
Ох, не иначе супостаты
Мне приготовили беду...
Спасибо Вам за всё, робяты!
Пожалуй, я домой пойду.
Внезапно за кулисами раздаются шум и крики.
Старший повар:
Схожу, проверю, что случилось.
Игнат:
Знать, подожгли уже запал
И думают, что получилось...
Старший повар:
У князя перстень вдруг пропал!!!
Алмаз бесценный потерялся!
Игнат:
Сейчас за мной сюда придут,
Чтоб я пропажею занялся...
А вот и братья! Тут как тут...
Заходят Парамон и Спирька.
Парамон:
Слыхал, Игнатик, о потере?
Игнат:
Слыхал, конечно, не глухой...
Парамон:
Вот и давай в своей манере,
Ты ведь отгадчик-то лихой.
Спирька:
Ты сам, солдатик, похвалялся,
Что, мол, искать ты всё горазд.
Коня нашёл, не растерялся...
Парамон:
А князь тебе награду даст
Спирька:
Два дня тебе даётся сроку!
Игнат:
Чего ж так много? Надо три,
Иначе, мало будет проку...
Спирька:
Ты не торгуйся, не мудри!
Парамон:
Найдёшь ли перстень, или вора,
Три дня на это князь даёт.
А не найдёшь, жди приговора!
Спирька:
Посмотрим, как он запоёт!
В О С Ь М А Я   К А Р Т И Н А
В избе. Игнат, Ненила, Савва, Дед Данилка, Стёпка.
Игнат:
А мне найти его велели!
Такие, значит, пироги...
Дед:
Совсем сгубить уж захотели
Тебя, Игнатка, вороги.
Ненила:
А выход нам искать придётся.
Ума соседи не дадут...
Игнат:
Всё это им и возвернётся,
В свою ловушку попадут.
Игнат полез в тайник за распиской.

Игнат:
Куда листочек подевался?
Вот только нынче тут лежал!
Ненила:
Здесь всё Дурында увивался.
Игнат:
Стащил расписку!
Савва:
И сбежал!
Ненила:
Да что же это, Святый Боже!
Тебя ж и вором назовут.
Дурында перстень взял, похоже.
Поди и спрятал его тут...
Игнат:
Печаль не справится с бедою.
Дурында должен осознать,
Что он у Спирьки под пятою,
И нам всю правду рассказать.
Нам нужно, чтоб он догадался,
Кто друг ему, а кто злодей...
Сундук в болоте отыскался!
Все:
Какой сундук?
Игнат:
Лихих людей.
И он-то нам как раз поможет...
Д Е В Я Т А Я   К А Р Т И Н А
На завалинке сидит дед Данилка и плетёт лапоть. Дурында хочет пройти мимо, но дед его останавливает.
Дед:
Послушай, Яков! Есть тут дело...
Дурында:
Да я на мельницу пошёл...

Дед:
Ох, поясница заболела...
Сундук в болоте я нашёл.
Дурында:
Какой сундук?
Дед:
Простой, железный.
Дурында:
А что в нём?
Дед:
Золота полно!
Сам неказистый весь, облезлый,
Тяжёлый и лежит давно.
Я в одиночку попытался,
Да только крышку приподнял.
А так бы нам одним достался...
Смекнул, к чему всё я?
Дурында:
Понял.
А что ж Игнат? Он ведь не хилый...
Дед:
Да если б я ему сказал,
Он клад себе забрал бы силой
И вместо перстня князю дал.
Дурында:
А где сундук-то, дед?
Дед:
Похоже
Терпеньем надо запастись.
Вдвоём туда идти негоже,
Без третьего не обойтись.
Дурында:
Зачем нам третий? Я не нравлюсь?
Ты половину заберёшь!

Дед:
Ведь я с тобою там не справлюсь,
А ты меня, милок, прибьёшь.
А после бросишь в топь-болото...
Дурында:
Зачем мне грех на душу брать?!
Не надо нам ещё кого-то,
Ей-Богу, дед! Зачем мне врать?
Дед:
Не спорь со мною, лучше сделай.
Пусть это будет верный друг,
Кому доверить можешь смело,
Кто не ударит в спину вдруг.
Перед закатом приходите,
Отсюда вместе и пойдём.
Без опоздания, глядите!
А то стемнеет, не найдём.
Дурында:
Конечно, дед! Не беспокойся...
Избу, лошадок прикуплю.
А за последствия не бойся,
Я, как отца тебя люблю!
Не передумай только, слышишь?
А я тебя не подведу.
Да не помри! На ладан дышишь...
Не дай-то Бог!
Дед:
Ступай.
Дурында:
Иду!
Появляется Игнат.
Игнат:
Поверил, сдался нам без бою.
Ишь, как наживку заглотил.

Дед:
А приведёт, кого с собою?
Игнат:
Того, с кем в дружбу угодил.
Дед:
Наверно, конюх или повар
Товарищ верный у него.
Игнат:
Затеял весь я этот сговор
Для человека одного.
Дед:
И кто такой?
Игнат:
Потом узнаешь,
Перед сражением скажу.
Дед:
Прям, енералом рассуждаешь.
Договорились, погожу.
Появляется Савва.
Игнат:
А вот и Савва!
Савва:
Вам подмогой.
Не опоздал ли?
Игнат:
Время есть.
Следи, Савелий, за дорогой,
Увидишь, сразу дай нам весть.
Савва:
Когда пойдут, шумну кукушкой.
Кого ж Дурында приведёт?
Игнат:
Того, кто вертит им игрушкой,
Тот вместе с ним сюда придёт.

Савва:
И кто он?
Игнат:
Спирька.
Дед:
Вот-те здрасьте!
Сдурел он, что ли Спирьку звать!
Ведь от него ж одни напасти.
Игнат:
Придёт. Савелий, не зевать!
Все прячутся. Темнеет. Слышится крик кукушки. Появляются Дурында и Спирька. Выходит дед Данилка.
Дед:
Я погляжу, Вы торопились,
Ведь до заката далеко.
Дурында:
Пораньше вышли, суетились...
Желанье больно велико.
Дед:
Пойду один, а Вы не лезьте!
Как знак подам, ступайте вслед.
Спирька:
А, может быть, мы сходим вместе,
Чтоб побыстрей всё сделать, дед?
Дед:
А вдруг кто ходит вдоль болота
И нас увидит невзначай?
Прикажешь в долю брать кого-то?
Сам не захочешь, примечай.
Спирька:
Ну, раз иначе невозможно
Ступай один, мы будем тут.
Только смотри там, осторожно!
Дурында:
А то увидят! Клад найдут!
Дед:
Я прокричу для Вас совою
И Вы идите сей же миг.
Спирька:
А мы пока промеж собою
Поговорим. Ступай, старик.
Дед Данилка уходит.
Дурында:
Куплю лошадок, дом отстрою,
Займусь торговлею всерьёз.
Эх, заживу!
Спирька:
Балда-балдою!
Не человек, сплошной курьёз.
Тебе же куш такой достался,
Ведь не какой-нибудь пятак!
А он про лошадь размечтался...
А я всё сделаю не так.
Князь-батюшка в прислугах будет...
А вдруг изменится расклад?
Никто не знает, не осудит...
И на двоих разделим клад?
Дурында:
Да что ты?! Что? Он мне поверил!
Ведь я тебя, как друга звал!
Спирька:
А я тебя, дружок, проверил,
Я не всерьёз, пошутковал.
Слышится крик совы.
Дурында:
Ты слышал? Крикнул дед совою!
Пора!
Спирька:
Без нас не заберёт.
Сначала ты, я за тобою.
Давай, дружок, иди вперёд...
Спирька, приотстав, выхватывает нож и замахивается. Появившийся Игнат в последний момент выбивает посохом нож. Тот лишь кольнул спину Дурынде.
Игнат:
Скажи спасибо, что был рядом!
Ещё б немного и конец.
Проткнул бы этаким снарядом
И сгинул Яков-молодец.
Дурында:
За что?! Ведь я тебе так верил!
Как сотоварищу, а ты!
Игнат:
Не тем аршином дружбе мерил:
Твоя награда за труды.
Спирька:
Вы, значит, в заговоре были?
Всё князю-батюшке скажу!
Дурында:
Вы мне сейчас глаза открыли...
Савва:
Спасибо Спирьке, да ножу.
Извернувшись, Спирька вырывается и убегает.
Савва:
Держи! Держи! Ведь убегает!
Игнат:
Не больно нужен, ничего.
Чертей в болоте пусть пугает,
Хоть будет польза от него.
Подходит дед Данилка.
Игнат:
Он бы и деда этой штукой...
Ты друга долго ль выбирал?
Дед:
Пусть наперёд будет наукой.
Я видел Спирька убегал...
Яков:
А клад-то где?
Игнат:
Друзья дороже.
Зато узнал, кто враг, кто друг,
А это ни одно и то же.
Без дружбы плохо, как без рук.
Яков:
На дружбу дома не построишь...
Савва:
 А ты попробуй, есть резон.
Игнат:
Где перстень, Яков? Если скроешь,
Иди к убийце на поклон.
Яков:
В твоей избушке перстень княжий,
 Как на духу всё расскажу.
Дед:
И ведь всё Спирька, потрох вражий!
Яков:
Сам не найдёшь, я покажу...
Игнат:
Скорей бы взять его руками...
Яков:
Ещё беду к нам принесло:
Темитов граф идёт с войсками.
Ему князь продал всё село.
Дед:
Да как же это?! Быть не может...
Такое можно ль перенесть?
Ведь целый век здесь мною прожит…
Теперь погибнем все как есть.



Д Е С Я Т А Я   К А Р Т И Н А
У князя. Стоеросов, Голянский, Спирька, Парамон.
Князь:
И этот перстень отыскался!
Уж я не чаял, что вернут.
И всё солдат! Искал, старался...
Позвать солдата!
Спирька:
Сей минут!
Голянский:
Коня тогда сыскал так ловко,
С таким ничто не пропадёт...
Была из золота подковка,
Да потерял... Может, найдёт?
Князь:
Найдёт, найдёт твою подкову,
Солдату это не  впервой.
А ты терял чего?
Спирька:
Корову.
Князь:
Когда?
Спирька:
Да прошлою зимой.
Голянский:
Темитов скоро приезжает
И послезавтра будет тут.
А он впервые посещает…
Князь:
Всё, что положено дадут.
Я, князь Данила Стоеросов,
И не ударю ликом в грязь!
И чтобы не было вопросов!
Я здесь хозяин отродясь!
Вбегает Яков. Вслед за ним заходит Игнат.
Яков:
Князь-батюшка, село пустое!
Нет ни скотины, ни людей!
Ушли куда-то...
Князь:
Что такое?!
Ты что городишь там, злодей?
Яков:
Огня нигде не разводили
И за рекою тоже нет...
Голянский:
Вы что? С ума все посходили?
Куда ушли? Какой-то бред!
Солдаты будут, граф приедет!
Он же Вас всех тут порешит...
Он пьян, должно быть, или бредит!
Темитов всё здесь сокрушит!
Спирька:
Понятно, чья эта работа,
Дурында всех предупредил!
Все мужики ушли в болота.
Игнат:
Как кур в ощип князь угодил.
Спирька:
Искать нет смысла, не найдёте,
Тропинки тайные там есть.
Солдат в трясину заведёте
Погибнут... В топь не надо лезть.
Князь:
Пришла погибель... Все сбежали...
Пиявок мне! Ну, что за люд!
Чего Вы их не задержали!
Не зря приснился мне верблюд...
К чему верблюды, Спирька, снятся?

Спирька:
К добру, князь-батюшка, как раз…
Голянский:
Пора бы, князь, другим заняться
И вспомнить…
Князь:
Что?
Голянский:
Царёв указ!
Князь:
О чём ты?
Голянский:
Будто бы не знают!
Бьют батогами за обман,
Имущество же отбирают.
Ведь за крестьян залог был дан.
Спирька:
Мы подневольные людишки…
Парамон:
Ни деревень у нас, ни сёл…
Спирька:
Давно забыли про излишки…
Парамон:
Скотины нет, в хлеву – козёл.
Князь:
Что ж делать-то?
Голянский:
Решайте сами:
Искать крестьян или вздыхать.
Под батогами будешь с Вами.
Пойду, пожалуй, отдыхать...
Голянский, сопровождаемый угодливым Спирькой, уходит.
Князь:
Эй, Парамон, смени пиявку,
Да зачерпни испить воды...
Слыхал Голянского заявку?
Спасай, солдатик, от беды!
Парамон:
Спаси, Игнат, от лиходея,
Колдуй быстрей, спаситель наш!
Игнат:
 Как будто есть одна идея...
Согласье, князь, своё мне дашь?
Князь:
Спасёшь - дам перстень самоцветный!
Алмазный! Два! Нет, даже три!
Усыновлю! Ведь я бездетный...
Ты только их перехитри!
Игнат:
Темитов не был здесь... Отлично!
И тут, князь, выгода твоя:
Раз он тебя не знает лично,
На время князем буду я.
Князь:
Постой, постой! К чему такое?
Чтоб я не я. А ты не ты…
А может, что-нибудь другое
Придумать можно от беды?
Игнат:
Тебе, князь, с графом трудно сладить,
Я ж вокруг пальца окручу.
Я знаю, как его спровадить...
Князь:
А если я не захочу?
Игнат:
Так мне и вовсе всё едино.
Тебе, князь, денежки платить.
Парамон:
Безумная сия картина,
Солдата князем посадить!
Князь:
А мне, куда прикажешь деться
На это время, что ты князь?
Игнат:
Со мною быть, переодеться
И встретить графа, не боясь.
Приказчик будешь, предположим,
Ну, вот, как Спирька при тебе...
Князь:
Как Спирька? На него похожим!
Приказчик? Ничего себе!
(Парамону)  Чего сидишь? Скажи, хоть что-то!
Чего молчишь-то? Дай совет!
Парамон:
Пиявки – вот моя работа.
Пойду-ка я...
Князь:
Хорош ответ...
Парамон:
Да где же видано такое,
Из грязи в князи! Без всего...
Парамон уходит.
Князь:
Пускай идёт. Меня другое
Сейчас заботит. Ну его!
Меня спасёшь, иль похвалялся
Спровадить графа, говори!
Игнат:
И не с такими управлялся
Солдат российский.
Князь:
Ой, смотри!
Игнат:
А вот с Голянским будет сложно...

Князь:
Он графу выдаст всё, злодей!
Куда ж его?
Игнат:
В болото можно.
Пусть там побудет пару дней.
Князь:
На Спирьку, слышь, надежды мало.
Игнат:
Продаст, недорого возьмёт.
Князь:
Убрать во что бы то ни стало!
Не то Темитов всё поймёт.
Я слышал граф чудак известный,
Побиться любит об заклад...
Игнат:
Вот тем он мне и интересный,
На том и строю свой расклад.
Игнат и князь уходят. Появляются Голянский и Спирька.
Голянский:
Опишут всё и подсчитают,
Раз нет крестьян, то дело – в суд!
Спирька:
И князюшку не оправдают…
Голянский:
Кого там черти к нам несут?
Заходит Яков.
Голянский:
Ну, не оставят нас в покое!
Сейчас я занят! Сладу нет!
Я приказал же...
Яков берёт обоих за шиворот.
Голянский:
Что такое?!
На помощь! Бунт!
Яков:
 А вот ответ!
Спирька:
Зачем солдатику продался?
Ведь я дороже заплачу!
Голянский:
Скажу всё князю!
Яков:
Испугался. Молчали бы!
Голянский:
Не замолчу!
Спирька и боярин рванулись в разные стороны, но Яков так двинул их лбами, что те быстро успокоились.

О Д И Н Н А Д Ц А Т А Я   К А Р Т И Н А
Накрытый для пира стол. Игнат - в княжеском камзоле, рядом – Стоеросов, одетый в бедный кафтан, тут же – Яков. Быстрым шагом заходит граф Темитов, с ним офицер.
Граф:
Наслышан, князь, о Вас премного
И вот увидеть довелось.
Чертовски трудная дорога,
Едва добраться удалось.
Игнат:
А я, признаюсь Вам, доволен.
Ведь я, вообще-то, домосед.
И вид московских колоколен
Мне дома не заменит, нет.
Граф:
Похвально, князь. Теперь о главном…
А это, кто ещё такой?
Игнат:
Мой управляющий.
Граф:
Забавно.
С полуметровой бородой.
Старанья наши не напрасны,
Голянский сделал всё, что мог,
Вы на условия согласны
И даже взяли мой залог.
А раз ничто не поменялось,
Детали надо обсудить...
Игнат:
Продажа-купля состоялась,
Извольте деньги заплатить.
Вчера Голянский появился,
 На Вас ссылаясь, граф, забрал
С собой крестьян, а после скрылся...
Граф:
Он не забрал их, а украл!
Он самозванец! Вор! Изменник!
Скажите, можно их догнать?
Игнат:
Нет. Слишком поздно...
Граф:
Ах, мошенник!
Игнат:
К тому ж, дорогу надо знать.
Граф:
Всё это кажется мне странным.
Крестьян позволить увезти,
Поверить...
Игнат:
Способом обманным
Меня не трудно провести.
Граф:
Несостоявшуюся сделку
Придётся Вам, князь, покрывать.
Сполна!
Игнат:
Попал я в переделку...
Чему уж быть, не миновать.
Граф:
Догнать Голянского возможно?
Скажите, князь, я прикажу!
Игнат:
Боюсь, что это будет сложно...
Граф:
Сбежать? Ума не приложу!
Как ни крути, Вы виноваты,
Сполна придётся заплатить.
Всю неустойку! (офицеру) Что солдаты?
Сейчас готовы выходить?
Игнат:
Постойте, граф, не кипятитесь.
В решеньях скорых толку нет...
Быть может, граф, Вы согласитесь
Взять подати за десять лет?
Граф:
За десять лет?
Игнат:
Крестьянин платит
Не мне все подати, а Вам.
А этого с лихвою хватит
И мы – в расчёте. По рукам?
Граф:
За десять лет мне будет мало.
Я за пятнадцать их возьму!
Стоеросов:
Такого сроду не бывало!
Граф:
Эй, кто там? Крикните Кузьму!
Заходит писарь Кузьма.
Граф:
Мой писарь быстро всё составит.

Игнат:
А я Данилку в помощь дам.
Он, если надо что, исправит,
Способный он к таким делам.
Любезный граф, прошу отведать,
Откушать нашу хлеб да соль.
Извольте с нами отобедать:
Стерлядка. Каша, щи, фасоль.
Едим всё больше по-простому...
Граф:
Не откажусь. Спасибо, князь.
Почту за честь такому дому...
Игнат:
Тогда за дело, помолясь.
Кузьма:
Чьё имя ставить?
Игнат:
Погодите!
Неважно чьё, любезный граф.
А вдруг бумагу продадите
Повыгоднее?
Граф:
Да, он прав.
Игнат (Стоеросову):
Подписывай!
Граф:
Вы что, не лично?
И он распишется за Вас?
Столь важный документ!
Стоеросов подписывает.
Игнат:
Отлично!
Со всем покончили зараз.
Любезный граф, не удивляйтесь,
Данилка – личный секретарь.
Ну, господа, располагайтесь!
Без церемоний, чтоб как встарь.
Чуть забыл ведь! Слышь, Данилка!
Солдат прикажешь накормить,
Чтоб каши, щей, вина бутылку,
Да киселя вели сварить.
Офицер:
Простите, князь, великодушно.
Нельзя так баловать солдат…
Игнат:
Живём мы здесь, голубчик, скучно,
А мне солдат, почти что брат...
Ведь я сражался при Полтаве,
Бок о бок был с царём Петром,
Способствовал России славе...
Граф, Офицер:
Виват! За русских пушек гром!
Игнат:
А ну-ка, Яков, медовухи
Гостям испробовать налей!
Граф:
О ней такие ходят слухи!
Игнат:
Лей, лей побольше! Не жалей!
Заходит Парамон. Опешил, увидев Игната в таком обличие.
Игнат:
Загадку, граф, мне отгадаешь,
Или уже не хватит сил?
Граф:
Видать, меня ты плохо знаешь.
На спор? Давай, князь! Сам просил...
Офицер:
Ну, князь, держите оборону.
Наш граф – орешек непростой.
Смотрите, не было б урону,
У графа на пути не стой!
Игнат:
И мы не лаптем щи хлебаем…
Офицер:
Он запросто ответ найдёт!
Игнат:
А это мы сейчас узнаем...
Итак, без цвета, что цветёт?
Граф:
Сосна ли ель, одно и то же!
А ты мою попробуй, князь...
Парамон:
Из грязи в князи, святый Боже!
Впервые вижу отродясь!
Граф:
В чём дело?
Парамон:
Нет... Я к слову только.
Граф:
Так вот, идёт – молчит, лежит – молчит...
Яков:
Налить прикажете?
Граф:
Вот столько.
Как побежит, так закричит?
Игнат:
Я знаю! Снег, когда растает.
А что без умолку шумит?
Офицер:
Вот это князь! Как нападает!
Во фланг соперника громит.
Граф:
Меня он не обескуражит.
Сие река или ручей!

Игнат:
Давайте на спор? Он покажет
Насколько кто из нас ловчей.
Я перстень ставлю, Вы – колечки.
Ошибся я и перстень Ваш!
Граф:
Согласен!
Игнат:
Яков, где там свечки?
Темнеет...
Офицер:
Вот так антураж!
Парамон:
Совсем не княжье это дело
В загадки глупые играть.
Чужие перстни брать...
Яков:
Приспело,
Как видно, камни собирать.
Яков, по знаку Игната, берёт Парамона под локоть и уводит.
Граф:
Я жду!
Офицер:
Закончили разведку!
Игнат:
А может, дать Вам отдохнуть?
Граф:
Нет, нет!
Игнат:
Тогда сорвите ветку,
Но так, чтоб птицу не спугнуть.
Граф:
Всё просто! Если постараться
Закрыть ей голову платком,
При этом надо попытаться
Подкрасться тихо к ней, тайком...
Нет, нет! Не то... Так невозможно…
Тогда другое. Если взять
И подползти к ней осторожно,
Затем тихонько приподнять...
Опять не то...
Офицер:
Вы проиграли!
Извольте, граф, кольцо отдать.
Граф:
Везёт Вам, князь! Кольцо забрали...
Так как же ветку мне сорвать?
Игнат:
А Вы, граф, просто подождите,
Как только птица улетит.
А уж тогда и ветку рвите
И Вам никто не запретит.
Офицер:
Вот это ловко! Вот забава!
Граф:
Я ставлю тысячу рублей!
Офицер:
Отлично, Ваша светлость! Браво!
Граф:
Ответьте же мне, князь, скорей.
Игнат:
Я весь внимание!
Граф:
Возможно
Идти дождю подряд два дня?
Офицер:
Сдавайтесь, князь!
Игнат:
Нет, мне не сложно.
Сии орешки для меня.
Платите, граф! Судьба решает
Не в Вашу пользу...
Офицер:
Почему?
Игнат:
Два дня не может – ночь мешает.
Граф:
Опять не так! Везёт ему!
Игнат:
Но ты, граф, можешь отыграться
И даже справиться со мной...
Граф:
Темитов не привык сдаваться!
Игнат:
Он не сапожник, не портной,
Во рту находится щетинка,
А в пальцах ножницы. Ну как?
Граф:
Вполне знакомая картинка.
Я отыгрался! Это рак!
Игнат:
Отлично!
Граф:
Дальше!
Игнат:
Я прибавлю.
Как раньше спорили. (Якову) Налей!
Не деньги, а усадьбу ставлю!
А ты что, граф?
Граф:
Пять тыщ рублей!
Офицер:
Вот это любо!
Игнат:
Если можешь,
Поставь расписку про крестьян.
Про подати... С усадьбой сложишь.
А мне так невелик изъян,
Когда вдруг если проиграю.
Граф:
 Изволь! Расписка – вот она!
Тогда я всё здесь забираю,
Поход окупится сполна.
Я жду вопроса!
Игнат:
Три телёнка,
Ответь мне, сколько будет ног?
Граф:
Вопрос для малого ребёнка.
Попроще выдумать не мог?
Двенадцать ног!
Офицер:
Вы проиграли!
Позвольте, граф, поздравить Вас!
Вы всё, что можно здесь забрали!
Граф:
Сыграем, князь, на твой алмаз?
Игнат:
Алмаз останется со мною.
Напрасно радуешься, граф.
Твой проигрыш!
Граф:
Господь с тобою!
Офицер:
Постойте! Разве он не прав?
Игнат:
Смотрите, граф, на вещи шире:
Телёнка, как его не три,
Как было ног всего четыре
И будет!
Граф:
Чёрт меня дери!
Проклятье! Это медовуха!
Ведь здесь отгадка в простоте!
Игнат:
И на старуху есть проруха
Граф:
Не те напитки пью, не те!
Офицер:
Вот это лихо!
Игнат (Якову):
Спрячь бумагу!
Граф:
О, чёрт! Как мог я проиграть?
Игнат:
Я, граф, ценю Вашу отвагу.
Мы можем и ещё сыграть.
Я ошибусь, верну расписку.
Решайтесь, граф!
Граф:
А что взамен?
Игнат:
Идти отсюда Вам не близко...
Вполне приемлемый обмен.
Граф:
Я что подумал, князь, ответьте?
Игнат:
Извольте... только я не князь!
Я отставной солдат, заметьте.
Граф:
Солдат?! Не князь?! Какая связь?!
Игнат:
А настоящий князь – пред Вами.
Граф:
А я подумал – это ты…
Игнат:
В такой глуши, судите сами,
Какой я князь без бороды?
Граф:
Куда попал? Что здесь творится?
Кто князь? Зачем он князем стал?
Стоеросов:
Князь я...
Граф:
Как мог ты притвориться?!
Игнат:
Загадку он не отгадал
И я был князем до обеда...
Офицер:
Уходим, граф? Приказ отдать?
Граф:
Уходим... только в виде бреда
Чтоб мог солдат вдруг князем стать.
Я слово дал, что мы уходим
И слово я своё сдержу.
Имею честь!
Князь:
Мы Вас проводим...
Граф:
Не стоит.
Игнат:
Я Вам покажу
Дорогу ту, что покороче.
Пройдёте засветло по ней,
Не то плутать до самой ночи
Придётся Вам.
Офицер:
Седлать коней!
Уходят. Остаётся Стоеросов. Заходят Голянский, Спирька и Парамон.

Князь:
Как жить-то буду? Всё пропало!
Без податей пятнадцать лет!
Мне смерть голодная настала!
Что делать? Спирька, дай совет.
Спирька:
Не ведаю...
Князь:
В Москву уеду,
Останусь там, в усадьбе жить.
Уеду нынче, в эту среду...
Спирька:
Кому же будем мы служить?
Князь:
Живите сами, как хотите...
Не думал, что солдат предаст!
У графа выиграл, глядите!
Он мне расписку не отдаст.
Парамон:
Не даст...
Спирька:
Дурынде на храненье
Игнат бумажку ту отдал.
В мозгах, так до сих пор затменье,
Как лбами двинул нас...
Голянский:
Скандал!
Пустил всех по миру, обставил,
Объехал всех, злодей – солдат!
Князь:
Меня, боярина, представил
Шутом гороховым и рад...
Парамон:
Мне нынче странный сон приснился:
Петух летящий, два креста.
Затем он вдруг переменился
В гуся без крыльев и хвоста...
Князь:
К чертям собачьим! Надоело!
Про сны и слушать не хочу!
До предсказаний нет мне дела.
Понятно Вам?
Парамон:
Молчу, молчу...
Князь:
О-о-о...
Голянский:
Стонать-то мне всех больше надо,
Ведь граф охотится за мной.
Уже объявлена награда:
Найти и выдать с головой...
Ты, князь, теперь в столице будешь.
А мне отсюда ни ногой...
Князь:
Конечно! Разве позабудешь
Такой подарок дорогой.
Я, князь, Данила Стоеросов,
Слугою был! И у кого?!
Парамон:
А если...
Князь:
Никаких вопросов!
В Москву! Ни дня здесь одного!

К О Н Е Ц

genekellyb60@mail.ru


Рецензии