К реформе образования в России

 "Суть духовной жизни не в том, чтобы называться индуистом, мусульманином, христианином, иудеем, буддистом, сикхом, фарси или вайшнавом.
Суть духовности в том, чтобы очистить своё сердце. Чтобы преобразить зависть, живущую в нашем сердце - в сострадание, жадность - в щедрость, тьму - в свет, эгоизм - в служение, ненависть - в любовь". (Радханатха Свами)               
___________________________


                К реформе образования в России. Заметки на полях


        Предлагаю предмет «Картина мира» - вместо «Основы православной культуры», который, в обязательном порядке в средней школе, с 1 по 11 классы, обсуждается и готовится к принятию в настоящее время.

        Картина мира, может быть, как известно, мифологической, религиозной, художественной, мистико-теософско-теургической, философской и научной, даже политической. Я же говорю о универсальной картине мира.

        Здесь уместно и, на мой взгляд, необходимо разработать дисциплинарный СИНТЕЗ (а не эклектику) Основ Духовной Культуры мира (собрать специалистов по всем традициям и, обобщая, развить нечто универсальное и эволюционное в парадигме Единого Знания), с переводом на современный язык, возможно, метанаучный, преодолевающий извечный разрыв между наукой и духовностью, открывающий подходы к пониманию Вселенной, как самосознающей реальности.

        По нашему убеждению, именно сознание создает материальный мир, согласно Антропному принципу Вселенной. Но и обратно, внешний мир, культура и цивилизация формируют мировоззрение индивидов.

     Обучать - это наука находить ответы в себе, в своем пробужденном сознании.

        Если мы уходим на позиции исключительно «основ православной культуры» (которая естественно остается в ядре национального самосознания), помимо того, что мы оказываемся вне огромных исторических этапов развития культуры человечества, в прошлом и будущем, но мы всех, как в добрые советские времена, загоняем в стойло «вечно-живого» учения, и значит, до Универсальной философской/метафизической, равно и Научной картины мира Россия еще не доросла. И нам всем еще далеко до реализации принципа: Познай самого себя и сделай свободный выбор.

       Однако время господства одного какого-либо Учения прошло, если вообще когда-либо объективно наступало, помимо идеологической директивы/ретроспективы режимов тоталитарного толка или политических интересов правящих классов.
Нам сама Эволюция над Философией Синтеза работать велела.

 
      В образовании вконец "оцифровано" содержание. Творчеству, как высшей, соприродной божественному способности человека, почти не оставлено места. Формализм вытеснил суть. Где уж тут говорить о «единстве воспитания и образования». Но и церковному подходу в светском образовании не место. (Тем более, что русское православие, пришедшее к нам из Византии на славянском языке и не прошедшее через антично-платонический дискурс, воспитывающий культуру мышления, отличается исторической нетерпимостью к инакомыслию.)

     Исконный смысл образования – п р и п о м и н а н и е  врожденного Душе знания, посредством духовной методологии/практики связи с высшей Триадой человека, формирование его духа, воспитание целостной или интегрированной персональности, а не натаскивание к ЕГЭ и узкая прагматическая компетенция, насаждаемая ущербной системой бакалавриата, навязанной России извне. Сегодня напрочь ушла из системы среднего и высшего образования его диалогическая структура как принцип глубокого общения личности учителя и ученика, т.е. ушел институт наставничества, учителя жизни. Общение подменяется интерактивно-визуальными средствами обучения.

     Предмет «Универсальные основы мировоззрения» не менее, а более необходим, чем основы одной из религий.

     Научиться контакту с Душой, Высшей Триадой человека, слышать и общаться с разумной Вселенной, на мой взгляд, высшая задача воспитания и образования человека - как "припоминания врожденного знания Души", по Платону, содержащей в своей основе матрицу Космической эволюции.

02.08.2016.
Наталья Шлемова

* * * * * *

        P.S.  http://www.proza.ru/2014/01/29/878 - в продолжение данной темы.

P.P.S.  «Зло заключается, - пишет Даниил Андреев  в монументальной «Розе Мира» («религии итога»), - именно в такой тенденции, как бы она ни выражалась: стремление к утверждению себя за счет остальных и всего остального.  <…> Ни одно учение не может претендовать на абсолютную истинность. Как и совершенно ложных учений нет и не может быть», - с чем я полностью согласна.

       "Это моя простая религия. Нет необходимости в храмах; нет необходимости в сложной философии. Наш собственный мозг и наше собственное сердце являются нашим храмом; а философия - это доброта". (Его Святейшество Далай-лама XIV)

             ***

       "Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей - и природных, и духовных". (А.Эйнштейн)

****
PPPS.  Великая русская литература начиналась с оды "Бог" Г.Р. Державина, но не с призывов к иерократической деспотии, наиболее косной из всех деспотий, тирании догм.

     Эпоха Святого Духа (ноосферного мышления) ничего общего не имеет с насаждением знания 7 Вселенских Соборов, отличия церковных праздников между собой, звона колоколов и пр. заматериализованной атрибутики. Ничего общего не имеет с господством одного религиозного эгрегора, в частности, православного, над другим. Мы в каком веке живем?!..

И заметьте, "Православную культуру" в школах хотят расширять за счет часов на общеобразовательные предметы: литературу, биологию, астрономию (изгнанную из школ в 2000г.), математику и др.

Духовность и религиозность – это еще не синонимы.

    Возврат в среднюю школу таких предметов, как Живая речь или риторика, Логика, Этика (светская и религиозная), которые были в нашем дореволюционном образовании, насущно необходим, если мы хотим преодолеть ситуацию кризиса умения аналитически мыслить и грамотно высказывать мысли и принимать креативные решения  у подрастающих поколений, у населения в целом.

     Возврат в среднюю школу таких предметов, как Живая речь или риторика, Логика, Этика (светская и религиозная), которые были в нашем дореволюционном образовании, насущно необходим, если мы хотим преодолеть ситуацию кризиса умения аналитически мыслить и грамотно высказывать мысли и принимать креативные решения  у подрастающих поколений, населения в целом.

29.11.2016.
Н.А.Шлемова, к.филос.н., доцент общеуниверситетской кафедры Философии и социальных наук МГПУ, Москва

* * * * * * *

Приложение

             8 типов интеллекта или Как не профукать будущее своего ребёнка

«Говард Гарднер — психолог, автор понятия «множественный интеллект» — установил, что существует 8 типов интеллекта. Современная система образования делает упор на развитие двух из них, поэтому некоторые школьники остаются неуспешными и не могут впоследствии найти себя.

Также существует «теория желудя», идея которой заключается в том, что природа заложила в каждого определенный потенциал. Понять предрасположенность детей, чтобы в будущем они могли успешно реализоваться, легко, если определить их тип интеллекта.

Лингвистический

Проявляется в любви к слову — письменному или устному. Малыши с таким типом интеллекта с удовольствием слушают сказки и истории любого рассказчика, быстро учатся говорить, писать и читать. Они легко осваивают иностранные языки. В подростковом возрасте обожают читать и писать, делать стенгазеты, брать интервью и писать для школьной газеты, разгадывают словесные головоломки, рассказывают интересные истории. Важно, чтобы их обучение проходило в форме рассказа, дискуссии, совместного чтения книг. В современной школе делают сильный акцент на развитие именно этого типа интеллекта: дети в основном читают, слушают, пересказывают и говорят.

В какой профессии ребенок может реализоваться: писатель, сценарист, драматург, журналист, политик, корректор, переводчик.

Логико-математический

Эти дети испытывают страсть к числам и цифрам. Обычно они хорошо запоминают даты событий, номера телефонов, им нравится решать математические задачки, подсчитывать, вести учет. Они проявляют способности к анализу и синтезу, легко устанавливают причинно-следственные связи, стремятся к систематизации и порядку, легко оперируют абстракциями.

В какой профессии ребенок может реализоваться: математик, бухгалтер, программист, аналитик, ученый, детектив, логист, медик.

Визуально-пространственный

Эти детки отличаются тем, что часами могут играть деревянными или невыразительными куклами. Они с удовольствием собирают пазлы, любят игры с лабиринтами. Часто у них есть выдуманный друг. У них хорошо развито воображение, часто мечтают и обожают рисовать. Чувствуют цветовые сочетания, рано понимают, что с чем в одежде сочетается, а что нет. Подростки обычно успешны в геометрии, черчении, рисовании и естественно-научных предметах (физика, химия). У них развито пространственное мышление: хорошо запоминают места и детали окружающей обстановки, быстро читают таблицы и понимают диаграммы. Способны трансформировать пространство — сначала в голове, а потом сделать, например, перестановку мебели. Они видят мир под другим углом зрения, могут предложить несколько вариантов видения.

В какой профессии ребенок может реализоваться: все типы дизайнеров, архитектор, художник, мультипликатор, инженер, изобретатель, скульптор.

Телесно-кинестетический

Для этого типа тело — основной инструмент самовыражения. Движениями и танцем они расскажут о своих эмоциях лучше, чем словами. Инстинктивно они тяготеют к спорту, физическим нагрузкам, они здоровы, сильны, хорошо едят. У них развита мелкая моторика, поэтому им нравится мастерить и находить применение рукам. Любят выступать на сцене. Одной из главных фигур в окружении такого подростка станет тренер-наставник, который будет помогать достигать успехов. Способности этих детей развиваются в соперничестве и конкуренции, поэтому они острее реагируют на поражения и нуждаются в похвале и поддержке.

В какой профессии ребенок может реализоваться: актер, танцор, спортсмен, цирковой артист, клоун, инструктор по спорту, хирург, механик, скульптор, ремесленник, фотомодель.

Музыкальный

Такие детки чувствуют ритм, обладают хорошим слухом, тянутся к музыкальным инструментам. В подростковом возрасте громко слушают музыку, интересуются творчеством музыкантов, с удовольствием ходят на хор или в музыкальную школу. Они способны оценить музыку, быстро запоминают мелодии и воспроизводят их, поют вслух или про себя. Это сочинители и исполнители музыки, иногда раздражают окружающих тем, что начинают отстукивать или притопывать, когда чувствуют ритм.

В какой профессии ребенок может реализоваться: музыкант-исполнитель (пианист, барабанщик), композитор, дирижер, оперный певец, диджей, звукооператор, музыкальный критик, радиоведущий, музыкальный редактор.

Натуралистический

Эти дети тянутся ко всему живому, природа и животные — это их стихии. Им нравятся эксперименты с проращиванием зерен и наблюдение за их изменениями. Они обожают подолгу рассматривать букашек, муравейники, травы и цветы, любят возиться с животными, наблюдать за явлениями природы. В первобытном строе такие люди были отличными охотниками, лекарями, знатоками трав. В подростковом возрасте имеют хорошие оценки по биологии, химии, окружающему миру. Любят ходить в походы и участвовать в экологических акциях.

В какой профессии ребенок может реализоваться: эколог, ветеринар, геолог, исследователь морского дна, сейсмолог, археолог, генетик, лесник, фермер.

Экзистенциональный

Такие дети с детства отличаются высокой степенью осознанности, понимают свои чувства и могут управлять ими. Они здраво рассуждают, делают весомые умозаключения. Как правило, эмоционально сдержанны, застенчивы. Когда они вырастают, их начинают заботить вопросы жизни и смерти и прочие экзистенциальные вещи. Они способны выдвигать новые теории о происхождении мира и гипотезы о появлении разных национальностей. Интересуются духовными учениями и трудами философов. Они трезво стоят на ногах, способны прогнозировать и надолго планировать, умело управляют своими эмоциями, следуют инструкциям.

В какой профессии ребенок может реализоваться: психолог, психиатр, профессор и преподаватель философии, агитатор, священник, политик.

Межличностный

Это дети-коммуникаторы, они быстро устанавливают контакт с окружающими, знают, как понравиться, умело используют свое влияние. Хорошо чувствуют людей, их настроения и состояния, умеют быстро перестроиться. Уже с детства прекрасные переговорщики. В подростковом возрасте объединяют вокруг себя людей, становятся душой компании и лидерами, у них много друзей, потому что умны, общительны, обладают чувством юмора и харизмой. Для достижения своих целей используют вербальный и невербальный арсенал: слова, жесты, тело, рисунки. За счет умения чувствовать других людей могут оказать им помощь и поддержку.

В какой профессии ребенок может реализоваться: политик, педагог, оратор, переговорщик, дипломат, менеджер, директор, бизнес-тренер».
_______________________________
______________________________________

Дискуссия о гуманитарном образовании (из Фейсбука)

Татьяна Касаткина:
Думаю я о том, что преподавание истории философии, а не философии, истории богословия, а не богословия, истории теории литературы, а не теории литературы (да, сейчас и это уже так - и это было шагом вперед по сравнению с преподаванием одной общей единственно верной теории - но сейчас уже становится проблемой) - лишает того, кто мог стать философом, богословом и теоретиком главного, что могло его таким сделать - метода. Он никогда не видел, как рождается метод, как работает на его глазах метод. Он только слышал рассказ о его рождении и его работе. Рассказ среди других рассказов о других методах. И из этих рассказов/пересказов всегда исчезает нечто, что обладает способностью зачать в другом ЕГО метод. Такой способностью обладает только зрелище метода, рождаемого и практикуемого на глазах учащегося.
То есть - следовало бы преподавать кроме истории философии - философию, кроме истории теории (литературы и культуры) - теорию, кроме истории богословия - богословие. И это должен преподавать человек, имеющий наглость создавать свой метод. И - да - философ и историк философии - это разные люди и разные специальности. Философ работает не с философскими системами (как историк философии) - а с вещами мира, теоретик - не с историями теорий - а с художественными текстами. И т.д.
Я знаю, что это крайне непопулярная точка зрения.
Буду рада, если те, кто решат это прокомментировать, будут утруждать себя хотя бы минимальной аргументацией.

Наталья Шлемова: Уважаемая Татьяна, философ работает со смыслами/понятиями. Философами рождаются, философоведами становятся. Это общеизвестно. Современный образовательный стандарт не оперирует понятием "метода" в принципе, но - узкой компетенцией (или "натаскать" студента на элементарные навыки, как на ЕГЭ учащегося выпускника). С позиций стандарта, если Вы преподавали в вузе, о знании вообще не идет речь, вводится интерактивность как способ подачи материала. Метод был в Академии Платона: сократический диалог или майевтика. И цель такого метода заключалась в соединении личности ученика с Духовной триадой. То есть, это было д у х о в н о е (но не религиозное!) образование и развитие, допускающее сомнение и критику. П р и п о м и н а н и е врожденного знания Души, - по Платону. Современный образов.стандарт не предусматривает в принципе воспитание духа человека. Нет таких гуманистических задач у постиндустриального общества.)) Есть узкая прагматическая компетенция. Философия, по стандарту, с этого года читается на 1 курсе, в 1 семестре, в объеме 18 лекц. часов и столько же - семинарских. Метод в этом пространстве показать можно, но программу не вычитать. Как показывает практика, методу надо учить не в государственной системе образования (бакалавриат называется), а в частной духовно-философской школе, владеющей методологией универсального знания, соединения конкретного разума личности с высшими духовными структурами. Собственно, метод - это искусство, озарение, художественный или духовный экстаз. Его можно передать только из уст в уста, как эзотерическое знание. А современн.обр.стандарт запечатывает/цементирует мозги и души, а не распечатывает их. За метод, к Вашему сведению, сегодня в большинстве вузов (столичных во всяком случае) изгоняют! Стереотипное, тоталитарное сознание чиновников от науки и образования не дремлет. Ибо метод - это Свобода! что опасно.)) Посему, профессоров философии много, а философии - нет! Аналогичная ситуация в теории литературы (где бахтинский метод? - в архиве, история....). Мы в мертвой парадигме образования завязли. Точка нуля. Ушло Общение, Диалог из системы высшего образования. Навыки, компетенция, прагматика - натаскивание. Стадия полной неопределенности. А в умах чиновников - атавизм. Остается надеяться лишь...! С наступающим хорошим Новым годом! Света метода, его источником может быть только Душа, Дух, Бог. (P.S. Кстати, какую философию или историю философии преподают сегодня на Философском ф-те МГУ: 80% учебной программы отведено под "Философию науки" - дабы угодить минобр.) Альтернативная система образования нужна как воздух.

Александр Седов: Так ведь таких настоящих мыслителей на миллион человек не так много. Они, по возможности, и преподают свой метод. Например, в рамках спецкурса. Или в рамках рассказов о Шерлоке Холмсе.

Наталья Шлемова: Вопрос в том, что таких возможностей всё меньше и меньше становится в условиях нового стандарта: спецкурсы уступают место компетенциям, высосанным из пальца профильным дисциплинам. И причина всему - мракобесие бакалавриата - неполного высшего образования. Практически классического университетского образования сегодня нет.

Светлана Коппел-Ковтун: Свой метод рождается сам. Зачать нужно в человеке не метод, а личность. Погрузить в среду - да, показать других - да, но научить методу можно только чужому. Свой - не извне приходит, а изнутри. Это дар, а не приобретение. Потому всё правильно. Были бы только преподаватели не случайные люди, а любящие своё дело. Хороший ученик найдёт учителя сам среди тех, кого будет изучать, потому что учитель его тоже ищет. Это ведь тайна, как книги нас находят. А Мамардашвили считал, что написанная для меня книга окажет на меня влияние, даже если я её не прочту. Наверное так и есть. Настоящее, творческое в нас - это какая-то единая река света, она течет вне времени и пространства внутри сердец. И когда ученик готов, она приходит к нему и даёт ему в том числе и метод - свой, вне подражаний.

Елена Черникова: Понимаю, как мне кажется, основную трудность. Реализовать предлагаемый Вами подход - рождение метода вживую - значит породить свободного человека, умеющего намного больше, чем требуется от практикоориентированного образованьки с пятьюдесятью тремя компетенциями (извините за матерное слово), рассованными по юнито-модульным карманам.

30.12.2017


Рецензии
Очень логичная подборка материалов.

Но есть две претензии к фрагменту о типах детского интеллекта. Видимо, это некритически сделанный перевод.

Во-первых,
Из человека с математическим складом интеллекта гениальный программист вряд ли получится. А вот люди с лингвистической одарённостью демонстрируют по этой профессии уровень явно выше среднего. Так что, подбирать будущих программистов я бы рекомендовал именно из их числа.
А хорошего психиатра не получится ни из кого. Наука пока не знает методов лечения психиатрических заболеваний. Психиатра лучше подбирать по тем же принципам, что и тюремного надзирателя:осторожного, добродушного и в меру ленивого.

Во-вторых,
Тривиальность выводов о профессиях.
Ясно, что из лингвистически одарённого ребёнка целесообразно растить переводчика, из логическо-математически одарённого - бухгалтера, а не наоборот.
А вот неочевидных применений в этих списках нет.
Между тем, из музыкально одарённых парней получаются прекрасные пулемётчики, водители и командиры боевых машин. На должности снайперов лучше подбирать любителей природы. А в разведку спортсменов, в первую очередь борцов и боксёров.

Беднарский Константин Викторович   28.02.2020 22:17     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.