Ч. 2 Корабли и люди навстречу гибели

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/08/01/1232

В отсеке не было никакой паники. Люди выстроились в очередь и по одному исчезали в люке. Всё это благодаря мужеству и выдержке лейтенанта Хиндеса, который вселил уверенность в людях, что они будут спасены, и сумеют выйти из лодки.

Одним из последних покинул отсек Фрэнк Моссмен. У него был прибор Дэвиса. На верхней палубе он зацепился за какую-то проволоку, но сумел оторвать её, и как пробка выскочил на поверхность воды.

В машинном отделении командовал Сэм Хайн, по аналогии с нашими кораблями его можно назвать командиром БЧ-5. Как и старпом, он разговаривал с людьми спокойно и уверенно. «Мы на небольшой глубине, - сказал офицер, - и над нами проходит большое число судов». Аппаратов Дэвиса хватило только для половины находившихся в отсеке.

Те, кто хорошо плавали, отдали свои аппараты тем, кто не умел или плохо плавал. Один из выживших вспоминал, что слышал, как боцман Джордж Элдридж сказал молодому матросу: «Возьми мой, сынок, я обойдусь и без него». По команде Хайна
 Стали заполнять отсек водой. Она несла с собой из трюма вонючее машинное масло, которое покрыло людей толстым слоем.

Стикланд считал, что это масло в какой-то степени защитило их от холода. Стивенс вскарабкался на двигатель, чтобы дольше побыть в тепле. По мере того как поднимался уровень воды, те, у кого не было аппаратов Дэвиса, стали опасаться, что они скоро захлебнутся.

Тогда Хайн приказал открыть люк. Это сделал старшина Фрай. Хайн зажёг факел и контролировал выход людей, чтобы не было спешки. Стивенс сполз с двигателя в ледяную воду. У него не было аппарата. Он сделал глубокий вдох, зажал нос и нырнул, чувствуя, как вода выталкивает его на поверхность и стаскивает с ног носки.

Стикланд боялся удариться обо что-нибудь головой при выходе из лодки, но обошлось, и его вытолкнуло на поверхность. В машинном отделении остались только Букингем и Хайн. Они забрались на двигатель и отогревались после пребывания в воде, поступившей в отсек.

Букингэм внезапно вспомнил, что у него сегодня день рождения и семья ждёт его домой. Нужно решаться выходить из лодки, если он хочет их увидеть. Он повернулся к Хайну, сидевшему к нему спиной. Так они грели друг друга. «После Вас», - сказал Букингем. Тот отрицательно покачал головой и улыбнулся: «После тебя, Бук!». Хайн был старшим.

Букингем не стал надевать очки, потому что их покрыл слой масла. Он сполз с тёплого двигателя в ледяную воду и нырнул в люк. Через несколько мгновений, показавшихся ему вечностью, оказался на поверхности.

Второй акт трагедии настал, когда люди оказались на поверхности. Вокруг не было никаких спасательных катеров, мрак, ледяной холод, сильный ветер и чёрные волны вокруг. Они поняли, что их отнесло далеко в море. Сначала они держались вместе, сцепившись руками.

Но потом окоченевшие пальцы не могли держать, и их разбросало в разные стороны. Шутки, которыми они вначале поддерживали друг друга, сменились криками о помощи. Потом крики стали умолкать. Каждый остался один на один со своей судьбой.               

Стикланд плавал рядом с Хайном, но вдруг услышал отчаянный крик о помощи своего друга по экипажу. Он поплыл нему на помощь, но не нашёл в темноте. Хайна он тоже больше не увидел.

Букингем плыл, пока у него не отнялись ноги. Он не помнил, как его достали из воды. Стивенс увидел буй с красным светом и поплыл к нему, но близость буя оказалась обманчивой. Фрай дольше всех сохранял сознание.

 Он помнил, что подумал: «Надо же, за всю войну ни разу даже ноги не промочил, а сейчас…». Он уже отчаялся, когда рядом с ним упал в воду спасательный круг.

Катер с «Дивина» подобрал восемь человек живых и двух мёртвых.

На голландском судне «Альдейк», шедшем из Нового Орлеана, услышали крики о помощи. С него подобрали первых подводников, оказавшихся в воде после столкновения, всех тех, кто находился в рубке. Они пробыли в воде сорок пять минут. На пароходе им оказали первую помощь, люди были совершенно обессилены.

Спасением занимались эсминец «Кадрей», сопровождавший подводную лодку, «Дивина» и «Альдейк». Всех спасённых и тела погибших передали на эсминец. В 20 часов 15 минут с голландского парохода подали сигнал:

«SOS  подводная лока «Тракьюлент» затонула к северо-западу от Ред Сэндз Тауэр. Подобрали пять выживших. Предположительно подводная лодка столкнулась со шведским судном «Дивина». Все суда, пожалуйста, ведите наблюдение». Этот сигнал и принял эсминец, на котором не подозревали о трагедии.

В лодке при столкновении находились 80 человек. Спасли 15. Остальные погибли. Из прибрежных вод извлекли десять тел. Остальных не нашли. Был отлив, и моряков отнесло в море на большой площади, найти их в темноте было практически невозможно. К поиску позже подключились не только суда, но и самолёты морской авиации. Бесполезно.

Место гибели лодки было известно, благодаря сигнальному бую. Бурное море не позволяло спустить водолазов в обычном водолазном снаряжении, поэтому первыми привлекли лучших из них, боевых пловцов Лайонела Крэбба и Ходжеса. Джозеф Горз, который написал книгу «Marine Salvage», рассказал в ней, что их срочно доставили к пирсу, у которого уже ждал быстроходный катер. Дорога была каждая минута.

Но катер оказался битком набитым репортёрами и фотографами. Аквалангисты пытались объяснить этим, не знаю даже, как их назвать, людям, что они должны покинуть катер, и лишь охрана порта смогла освободить катер от этой наглой публики. Однако и в районе гибели лодки им мешали «собравшиеся в бесчисленных лодках праздные наблюдатели, отказывавшиеся уступить дорогу спасателям».

Крэбб и его товарищ зацепили корпус лодки тросом на якоре, спустились на дно, но сильный прилив не давал им возможности приблизиться к подводной лодке. Через полчаса они погрузились в воду снова. Теперь им мешала мутность воды, видимость была на расстоянии тридцати сантиметров.

Вскоре к аквалангистам присоединились ещё два опытных водолаза из отряда боевых пловцов. Они простучали весь корпус, но нигде не услышали ответных звуков.  Изнутри никто не отвечал. Работать было крайне тяжело из-за сильного течения.

Танкер «Дивина» задержали. Капитану прочитали в его каюте ордер на арест, а уведомление о задержании судна прибили гвоздём к мачте корабля. Это обычная практика в подобных случаях. Проведённое следствие 75% вины возложило на командира подводной лодки и 25% вины на капитана парохода.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/08/03/1350


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.