Одного оставь, остальных вычеркни...

Избирательные списки будет выставлять не только компартия,
но и всевозможные бщественные беспартийные организации .      
Всеобщие, равные, прямые и тайные выборы
в СССР будут хлыстом в руках населения
против плохо работающих органов власти.
   СТАЛИН. Интервью американской газете 1 марта 1936.


Многие ли сейчас помнят, как выглядели избирательные бюллетени в послевоенные годы?  Сверху, с отступом к правому краю, было начертано:  «Одного кандидата оставьте, остальных вычеркните».  Вполне возможно, та же форма сохранялась до самой катастройки…

Однако в списке ВСЕГДА был только один кандидат!  Помню, как мы с отцом – а я приходил на выборы, как раз в свою школу, с самых ранних лет – улыбались… Вероятно, многие и издевались втихомолку… Признаюсь, я совершенно не понимал, зачем так подставляться власти …

И только в самые последние годы кое-что прояснилось. Причем эта скромная надпись оказалась тесно связанной с историей Советского Союза тридцатых – а, возможно, и начала пятидесятых годов.

Слова Сталина, вынесенные в эпиграф, также могли бы считаться лицемерными – если бы за ними не последовали удивительно смелые преобразования, встретившие сильное противодействие.  Так что пришлось отступить.  А форма сохранилась по инерции, или как напоминание (или как дамоклов меч на будущее).

До того выборы были многоступенчатые и открытые. Они давали возможность местным властям влиять на выбор кандидатов и исход.  Кроме того, крестьяне , скажем, имели эффективно меньшее число голосов, а многие «бывшие» или признанные такими – вообще являлись «лишенцами».

Новая конституция  должна была уравнять всех.  И заодно помочь избавиться от профессиональных говорунов, заменяя их деловыми специалистами…  Первую комиссию по проекту Конституции возглавлял Енукидзе; однако он явно и неявно тормозил дело, и  создали вторую комиссию, под руководством Молотова.

В июне 1936 года  на пленуме ЦК с докладом о проекте Конституции выступил Сталин.  На слушателей он произвел, вероятно, ошеломляющее впечатление.  Ключевые слова «диктатура пролетариата» исчезали( а с ней и следование программе  Коммунистического Интернационала 1928 года),  «социалистический» встречалось всего три раза, а Компартия упоминалась один раз, в ст. 126  как возможность объединяться в «передовой отряд» трудящихся (руководящей силой она будет объявлена только в Конституции 1977 года).    Порядок выборов лишал партсекретарей гарантированных практически мест и в Советах соответствующих и высших уровней .

Необходимость обновления Сталин обосновал тем, что за 12 лет – с предыдущей  Конституции страна добилась больших успехов во всех направлениях и стала по существу новой. «Проект… нечто вроде кодекса основных завоеваний рабочих и крестьян…послужит рычагом для мобилизации народа на борьбу за новые достижения… В странах, где господствующей силой является капитализм, может послужить программой борьбы…»

Желающих выступить не оказалось.  Видимо, слишком много сразу обрушилось на головы. Да и непросто возражать тому, что страна ушла вперед… Требовалось время… Пленум пассивно согласился с вынесением вопроса на съезд Советов.

Вопреки обычной практике, после пленума в партийной печати появились всего две статьи, касающиеся Конституции – кроме тех, что писали ее авторы.  Обсуждали все, что угодно, но не ее.  Например, Хрущев рассказывал, как удалось Дом пионеров устроить.  Это было скрытое неодобрение, пока молчаливое.

Тем не менее, 25 ноября  докладом Сталина открыл Съезд Советов. Основной текст был близок к пленарному; касаясь предложенных поправок, Сталин отклонил  «запрещение религиозных обрядов, как не соответствующее духу Конституции», выступил против сохранения лишенных прав: « не все бывшие кулаки, белогвардейцы и попы враждебны советской власти…если народ кой-где и изберет враждебных людей, это будет означать, что наша агитационная работа поставлена плохо, а мы вполне заслужили такой позор…».

Жданов в своем выступлении, успокаивая функционеров, сказал, что рабочий класс сумел выполнить ДО КОНЦА свою роль преобразователя общества.

Молотов добавил: «Допущение мелкочастного хозяйства… без права эксплуатации труда, как и признание личной собственности… являются совершенно необходимым дополнением в данных условиях».

Многие выступления партдеятелей с мест касались происков врагов.

Первого декабря Съезд решил создать комиссию для доработки Конституции, а уже 5 декабря единогласно одобрил окончательный текст ее и поручил ЦИК разработать положение о выборах и назначить их сроки. 

В перыве, 4 декабря, состоялся, пожалуй, один из самых удивительных Пленумов ЦК.  За 10 минут обсудили  и поднятием рук единогласно одобрили сложный и длинный документ – Конституцию.  Юридически, впрочем, это и не требовалось. Дальнейшая его работа тоже очень любопытна, но отвлекла бы нас. 

В начале 1937 года на очередном пленуме, в частности Сталин говорил о предстоящих партийных выборах – первых тайных…Сказал, что еще до выборов в Верховный и местные советы нужно обновить партийные кадры, «влить новую кровь».  Предполагалось, что сменится 3-4 тысячи высшего звена, 30-40 тысяч – среднего звена.

К этому времени партфункционеры уже успели понять свои перспективы и приготовились… Один за другим секретари обкомов заявляли, что у них осталось еще очень много враждебного элемента, и запрашивали разрешение на осуждение и расстрел определенного числа. Это стало таким массовым выступлением, что сопротивляться  было невозможно и опасно.  Так Сталин оказался увлечен общим потоком (ранее репрессии касались в основном видных политических фигур).  Правда, в ходе эпидемии исчезли и многие  партначальники, наиболее агрессивно выступавшие против Сталина и его Конституции. Ведь понятно, что в обстановке врагов и репрессий время свободных выборов еще не наступило…

Очень активно действовал Хрущев, запрашивавший все новые квоты на расстрел  ( скажем, кулаков в Москве).  «Уймись, дурак!» - писал ему Сталин.  Но в опалу  будущий кукурузник почему-то не попал. Возможно, начальству нравилось, как он гопак пляшет.

Вторую попытку отстранить партию от дублирования советских и хозяйственных функций Сталин предпринял
на 19 съезде и последующем Пленуме.  Некоторые историки считают, что его попытка уйти с должности секретаря и преобразования управления партией стоили ему жизни.

Кое-что сделал Председатель Совета министров Маленков – например, отменил «конверты» - дополнительные государственные деньги, выдаваемые как вторая-третья зарплата партфункционерам.  Но вскоре  запросился в отставку с диагнозом «не справляюсь».  Кукурузнику  позже удалось довести идею до абсурда, сделав отдельные обкомы по гайкам и картошке – промышленные и сельские. 

При Брежневе роль парторганов сохранялась, но на ведущие должности назначали, как правило, людей, проявивших себя как успешные руководители заводов, совхозов итп.

Критика Сталина не касалась простых коммунистов (да и парторгов низового звена).  Ленинград и сейчас помнит коммунистические полки на Невском плацдарме…

_______
Использованы материалы книг д.и.н. Юрия Жукова «Иной Сталин» и др.


Рецензии
День добрый, уважаемый Николай!
Работы Жукова знаю. Более того - использую в работе.
По-моему, он лучший из немногих вменяемых и правдивых историков.
Хорошо, хоть кто-то не поет подлые и насквозь лживые песенки вроде тех,
что воют всякие "знатоки и толкователи Истории"...
Спасибо и всего самого доброго Вам! С поклоном А.Т.

Александр Терентьев   22.06.2017 20:02     Заявить о нарушении
Успехов Вам, Александр!

Николай Старорусский   22.06.2017 19:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.