Закон отрицания отрицания не закон

Закон отрицания отрицания – один из трёх, как считают марксисты-ленинцы, законов развития диалектического материализма. Посмотрим, однако, стараясь быть объективными, насколько справедливо мнение скептиков,  отвергающих этот закон как никчёмную выдумку.

1. Терминология
Закон – закон отрицания отрицания. Ради простоты изложения в данной статье, и только.
материалистическая диалектика (диалектический материализм) — термин марксистско-ленинской философии.
метафизика – философия, но также и философский метод.
отрицание отрицания – двойное отрицание, снятие, преемственность.

2. Примеры применения закона отрицания отрицания 
Итак, что такое отрицание отрицания? – вопрошает  Энгельс в «Анти-Дюринге». – Чрезвычайно общий и именно потому чрезвычайно широко действующий и важный закон развития природы, истории и мышления… Диалектика же есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».
2.1. Природа
• Пример Ф.Энгельса о развитии зерна
«…Возьмём, например, ячменное зерно, ... если оно попадает на благоприятную почву, то ... оно прорастает, зерно, как таковое, перестаёт существовать, подвергается отрицанию; на его месте появляется выросшее из него растение – отрицание зерна. Оно растет... производит вновь ячменные зерна ... стебель отмирает, подвергается в свою очередь отрицанию. Как результат этого отрицания отрицания мы здесь имеем снова...  ячменное зерно [1].
К. Поппер [2]: «Известна, например, диалектическая интерпретация, которая отождествляет пшеничное зерно с тезисом, развившееся из него растение – с антитезисом, а все зерна этого растения – с синтезом. Что такие примеры затуманивают и без того неясный смысл диалектической триады... – это очевидно; в какой-то момент, охарактеризовав развитие как диалектическое, мы сообщим только то, что развитие проходит определенные ступени, то есть очень немногое. Интерпретировать же этот процесс развития в том смысле, что рост растения есть отрицание зерна, которое перестает существовать, и что созревание многочисленных новых зерен есть отрицание отрицания – некое новое начало на более высоком уровне – значит просто играть словами».
• Пример Энгельса с бабочкой [1]
«Подобно тому, как мы это видим в отношении ячменного зерна, процесс этот совершается у большинства насекомых, например у бабочек. Они развиваются из яичка путем отрицания его, проходят через различные фазы превращения до половой зрелости, спариваются и вновь отрицаются, т.е. умирают, как только завершился процесс воспроизведения и самка отложила множество яиц» [1].
Троичный цикл лишь тенденция, но не закон, т.к. в цикле развития бабочки не три, а пять стадий: яичко – гусеница – куколка – бабочка – яичко [3]. В природе существует огромное количество примеров, в которых нет и намека на какое-либо возвращение к исходному пункту в процессе изменения качественных состояний объекта. Например, при нагревании лёд переходит в воду, а вода затем в пар. И сколько дальше ни нагревай, какое-либо подобие его исходному твердому состоянию мы не получим. Как же так получается, что мы ищем основной закон развития природы, а природа этому закону не подчиняется.
• Солнечная система. Применим Закон  развитию солнечной системы: пыль – образование планет и Солнца – Солнце «загорается» – Солнце «гаснет» – опять пыль. Но пыль видите ли не простая, а на какой-то более высокой основе. Кажется, это самое «интересное», что можно извлечь из Закона, применяя его к истории эволюции нашей планетной системы.   
2.2. Общество
• Маркс писал [4], что замена капитализма социализмом пройдёт в соответствии с законом отрицания отрицания, после чего в печати развернулась критика этого высказывания. Энгельс в «Анти-Дюринге» счёл нужным заступиться за своего патрона:  «Таким образом, называя этот процесс отрицанием отрицания, Маркс и не помышляет о том, чтобы в этом видеть доказательство его исторической необходимости. Напротив того: после того как он доказал, исторически, что процесс этот отчасти уже действительно совершился, отчасти еще должен совершиться, только после этого характеризует он его как такой процесс, который происходит притом по известному диалектическому закону. Вот и все».
Значит, пишут авторы  [4], «... нужно понять законы развития всякого отдельного процесса путём изучения самого этого процесса в его развитии, а не подгонять под этот закон любой отдельно взятый процесс». Тогда, спрашивается, зачем нужен такой закон, который бесполезен при анализе процесса развития? – Чтобы поняв процесс, наклеить на него этикетку «Идёт по Закону?». Маркс показал бы действенность  закона отрициания отрицания, если бы  пришёл к результату, применив на деле этот закон.
• Смена общественно-экономических формаций в России прошла по схеме: феодализм – капитализм – социализм – полууголовный  капитализм (путинизм). Советский социализм, если верить закону отрицания отрицания, повторил феодализм, только на каком-то  более высоком уровне. Если отнестись к этому с чувством юмора, то в этом что-то есть. Но вот то, что современный бандитский капитализм явился повторением российского капитализма на каком-то более высоком уровне – это уже бред.   
• Со сменой одной антагонистической формации другой, аналогичной, пишут апологеты закона [4], характер общественного развития в принципе не изменяется. Возникновение и разрешение противоречий и, следовательно, действие закона отрицания отрицания было идентичным, а переход от одной стадии общественного развития к другой, от старого к новому выступает как смена одного социально-экономического строя другим. Однако, утверждается далее, при переходе к коммунистической формации, мы неизбежно должны отказаться от подобного представления... Стадиями, ступенями общественного прогресса будет выступать не смена одной формации другой, а совершенно иные качественные характеристики общества, связанные с совершенствованием, с одной стороны, общественных институтов и, с другой, человека как личности.
Таким образом, в области социологии действует уже не один закон отрицания отрицания, а два. Первый возвещает отрицание капитализма как формации,  второй же  провозглашает вечную жизнь для коммунизма. Предсказание будущего коммунизма основывается не на применении Закона в его общепринятой формулировке, а с помощью какой-то новой модификации последнего. Иначе-то и нельзя, ведь тогда придётся (страшно подумать!) отрицать и коммунизм.    

2.3. Математика
Энгельс привёл такой пример. «Закон синтеза на более высоком уровне… широко применяется в математике. Отрицательная величина (-а), умноженная сама на себя, становится а*2, то есть отрицание отрицания завершилось в новом синтезе».
Критика Поппера [5]:
Но даже если считать "а" тезисом, а -а антитезисом, или отрицанием, то отрицанием отрицания является, надо думать, -(-а), то есть "а", представляющее собой не синтез «на более высоком уровне», а тождество с первоначальным тезисом. Иными словами, почему синтез должен достигаться только умножением антитезиса на самое себя? Почему, например, не сложением тезиса с антитезисом (что дало бы в результате 0)? Или не умножением тезиса на антитезис (что дало бы -а*2, а вовсе не а*2)? И в каком смысле а*2 «выше», чем "а" или -а? (Явно не в смысле численного превосходства, поскольку если а = 1/2, то а*2 = 1/4. Этот пример демонстрирует крайнюю произвольность в применении туманных идей диалектики».
Трудно не согласиться с Поппером – пример Энгельса абсурден и подрывает всякое доверие к закону отрицания отрицания. 

3. Апологеты о законе отрицания отрицания 
Каждая стадия развития, представляющий собой отрицание, не является ни абсолютно первой, ни абсолютно последней [6]. Такой вывод неизбежно вытекает, во-первых, из признания факта бесконечности движения как способа существования материального мира, во-вторых, из доказательства того, что противоречия, являющиеся основой каждого отрицания, не примиряются, а разрешаются. Поэтому отрицание не имеет и не может иметь вида какого-нибудь одноактного действия, оно всегда имеет характер сложного процесса, где движение вперед, от низшего к высшему, нередко сменяется движением вспять или простым повторением пройденных ступеней, цикличностью, т. е. когда в начале и конце своего изменения какой-нибудь предмет, явление остается в принципе тождественным самому себе.
Например, при постоянных колебаниях температуры от - 0 до +100 и выше происходит цикл взаимопревращений лёд -> вода -> пар -> вода -> лёд -> вода -> пар и т. д.  При атом совершается возврат к первоначальному агрегатному состоянию.
Впрочем, в объективной реальности преобладающими являются изменения циклического характера, в результате чего в природе совершается всеобщий круговорот веществ. Вместе с тем, необходимо учитывать, что цикличность изменений, их повторяемость зависит от природы явления или предмета и условий, в которых эти изменения происходят. Они различаются как по объёму, глубине, так и по времени протекания. Поэтому не всегда и не во всех случаях мы можем с достаточной полнотой и точностью констатировать границы и масштабы происходящих в самой действительности циклических изменений.
    Однако, в "чистом" виде эти изменения не происходят; они находятся в той или иной связи, в том или ином отношении с изменениями поступательного характера. Можно сказать, что цикличность и поступательность представляют собой две взаимообусловленные противоположности, присущие движению как способу существования материи. Поэтому неправомерно полагать, будто какие-либо конкретные процессы можно рассматривать только как поступательные или только как циклические.
В неорганической природе... циклические изменения имеют настолько преобладающее значение, что они нередко служат аргументом в пользу утверждения о нецелесообразности применения закона отрицания отрицания, например, к миру элементарных частиц. Взаимодействие этих частиц обнаруживается в их взаимопревращаемости: любая элементарная частица, взаимодействуя с любой другой (или другими) превращается в другую (или другие) частицу. На первый взгляд в этих циклах взаимопревращений, кажется, нет движения по восходящей линии, все совершается в итоге как бы по замкнутому кругу. Но это возможно лишь в абсолютном вакууме, который, кстати, существует лишь в идеальной форме.
Авторы, судя по написанному, начисто забыли школьный курс физики – взаимодействие частиц обнаруживается, главным образом, посредством  силовых  воздействий полей. Закон отрицания отрицания  нужен физике элементарных частиц точно  так же, как пятое колесо тысячелетней телеге.
      Таким образом, сложность и противоречивость движения, выражающиеся во взаимосвязи цикличности и поступательности, обусловливают факты определённого повторения отдельных пройденных ступеней в развитии, возврата якобы к старому. В каждом конкретном явлении имеется определённое повторение прошлого, характеризуемое как отрицание отрицания. Но в этом повторении нет полного воспроизведения прошлого, так как и само явление и условия, в которых оно существует, претерпели существенные изменения. В силу этого самое повторение происходит на иной, более высокой основе, а процесс развития, по образному выражению В. И. Ленина, идёт не по прямой линии, а по восходящей кривой линии, имеющей вид спирали.
Не дано определение, что такое «более высокая основа». При регрессе, выходит,  снятие происходит тоже на более высокой основе?. 
Может возникнуть вопрос: как часто происходит повторение пройденных ступеней? Ответ может быть один: это зависит от природы самого явления и от условий его функционирования. В развитии одних явлений повторяемость можно установить через одно, два отрицания (зерно - растение - зерно), в развитии других – через четыре-восемь моментов отрицания (зерно – корневая система – стебель – зерно), в развитии третьих  повторяемость может иметь весьма приблизительный характер (например, геологическое развитие).
 
4. Критика Закона авторами сайта «Диалектика»
•  «Закон отрицания отрицания – это один из законов Энгельса, а не Гегеля» [3]. «Совсем просто «закон отрицания отрицания» формулируется так: при развитии последующий этап отрицает предыдущий, а затем отрицается новым, и при этом происходит возврат к старому, но на новом уровне. Ничего более перефразирования названия в такой трактовке нет. И в такой формулировке происходит лишь простая декларация происходящих событий. Речь, фактически, идет об отличии трех состояний, второе из которых названо… первым отрицанием. Ясно, что третье состояние отличается от второго, но это помпезно называется вторым отрицанием».
• «... не учитываются внешние факторы, которые, к тому же, сами могут быть в отрицании, причем как сами, так и к положениям «закона» отрицания отрицания; а введение в этот «закон» ограничений по внешним факторам сразу исключает его помпезно декларируемые всеобщность и универсальность».
Действительно, внешние факторы играют очень важную роль в развитии. Зёрнышко ячменя не прорастёт, если не будет дождя. – А откуда есть пошёл человек? Изменился климат, плодов на деревьях стало мало и обезьяны в поисках пищи спустились на землю, стали бегать на своих двоих, а руками изготавливать орудия труда.
• В Законе:
«- не раскрывается суть отрицания;
- игнорируется само отрицание отрицания, которое представляет собою внутри-себя-бытие, т.е. некоторую позицию, а не последовательность переходов;
- не доказывается то, что «закон» отрицания отрицания может функционировать в условиях других законов, не зависим или сопрягаем с ними;
- не учитывается самоопределение первоначального состояния самого в себе, которое почему-то всецело отдается во власть внешнего для него закона».
• «Зачастую явленные в процессах отрицания процессы объясняют действием обсуждаемого закона, хотя результат состоялся не в силу его действия, а по причине конкретных метаморфоз внутренних состояний... Т.е. видимое случившееся объясняют законом; так удобнее».
• «В этом смысле отрицание отрицания – возможность развития, но не как обязательность конкретного развития в данных условия».

Заключение
1. Преподносимый марксистско-ленинской философией закон отрицания отрицания, как считают многие философы, законом считаться не может. Уже хотя бы потому. что сделанные на его базе прогнозы либо банальны, либо просто нелепы.   
2. В то же время, вероятно, в посвящённых этому закону работах, можно найти и кое-что полезное.

Источники информации
1. Глава 1. КРИТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ.
     http://www.xsp.ru/ch/pub/outpub.php?id=725&str=0003
2. Материалистическая диалектика.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
3.  Закон отрицания-отрицания: такового нет. http://dialectics.ru/378.html – 14.04.08 г.
4. Закон отрицания отрицания. https://work-way.com/zakon-otricaniya-otricaniya/
5. Карл Р. Поппер. Что такое диалектика? // Институт философии РАН. Вопросы философии: Журнал. – М., 1995. – Вып. 1. – С. 118¬-138.
6. ОТРИЦАНИЕ.  ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. http://helpiks.org/1-56794.html
                Опубликовано 02.08.2016
















 


Рецензии