Обыкновенный лжец

1888г.

Пусть меня назовут мошенником и шарлатаном. Пусть. Я согласен быть последним обманщиком, потому что вся моя ложь во спасение. Ну и ради денег, конечно. Я обманываю на благо людей и на благополучие самого себя. Мне приходится давать им то, чего они так просят, а они взамен наполняют мои карманы.

Я могу дать им то, что им так необходимо. Утешение. Они больше ни о чём не просят. Только ещё раз услышать тех, кто больше не может говорить. Узнать, что у тех, кого они больше никогда не увидят, всё хорошо.

Да, всё это ложь. И, наверное, мои клиенты и сами это понимают, просто не хотят признаваться себе.

Мёртвые не говорят. Мёртвые не являются живым. Всё это ложь. И мы все это знаем. Но я продолжаю обманывать, чтобы жить.

На самом-то деле в этой простенькой иллюзии нет ничего сложного. Просто фанерный ящик, верёвки, неприметный ассистент, маленький столик с секретом, незаметное движение, хитрые узлы, ловкость рук и чистое мошенничество.

Самое сложное здесь – это научить ассистента вязать особые узлы. Они должны выглядеть тугими и крепкими, а верёвки должны лечь так, чтобы зрителям казалось, будто я не могу пошевелить ни рукой, ни ногой. После чего ассистент поместит меня в фанерный ящик и накроет его сверху большим куском материи.

А дальше дело за мной. Сбросить верёвки – минутное дело. Издавать жуткие потусторонние звуки я тоже научился в совершенстве. А уж раскачать лёгкий ящик так и вообще пустяк. Я умею делать свой голос то хриплым, то визгливым, то громоподобным, а то и едва слышимым. Могу лишить его интонаций, а могу превратить его в поистине жуткий вой.

Прибавьте к этому ещё несколько дешёвых эффектов вроде мигающего света или якобы самопроизвольно открывающихся форточек, и вы получите полноценный спиритический секанс. Разговор с мертвецом. С тем, кто говорит, вселившись в моё тело.

Вы же понимаете, как я рискую, да? Позволяю духам вселиться в меня и на несколько минут оказаться в мире живых. Мёртвые снова чувствуют, как кровь течёт по их венам, как бьётся их сердце, как работают лёгкие, как сокращаются мышцы. Живые не замечают всего этого, они привыкли. А вот те, кто лежит под холодной плитой…они ведь могут и не уйти из моего тела. Они могут уцепиться за него и преследовать меня всю мою жизнь. Вы понимаете, как я рискую, да?

Хотя чушь всё это, конечно. Никто в меня не вселяется, а моё тело безраздельно принадлежит только мне.

Я мошенник. Обыкновенный фокусник. Лжец.

Но моя ложь – это обман во спасение.

А когда спиритический сеанс окончен, я снова влезаю в свои путы и жду, когда ассистент поможет мне выбраться из фанерного ящика.

Все довольны, представление окончено, живые успокоены, а я и ассистент при деньгах.

В принципе, сегодняшний сеанс не должен был отличаться от всех остальных, если бы ассистент не переусердствовал и не затянул верёвки на моих руках слишком туго. А раскачать ящик в таком положении не было никакой возможности. Я не мог даже подать помощнику знак, ни словом, ни жестом. Нужно было как-то выкручиваться, пока нас не разоблачили.

Ассистент, такой же лжец, как я, уже начал бормотать прописанные в его сценарии «магические» слова. Там присутствовала поистине дикая смесь из латыни, пары европейских диалектов с вкраплениями речи североамериканских индейцев и нескольких слов, написанных задом наперёд. 

Полная чушь, конечно.

Едва ассистент начал говорить, я понял, что дело дрянь. Нужно было срочно что-то предпринимать. Как и положено по заранее оговоренному сюжету, я проговорил свои слова. Громко и чётко произнёс имя того, с кем хотели пообщаться клиенты, и попросил его явиться. Я нарочно говорил медленно, тянул время, а сам в это время ожесточённо дёргал руками, пытаясь выпутаться из тугих верёвок. Куда там! Они только расцарапали мне кожу до крови, но держали всё так же крепко. Дьявол!..

Ассистент уже давно замолк, а я ещё раз чётко и медленно проговорил имя, которое теперь значилось только на каменной плите.

Ох, нет. Нужно срочно что-то придумать, пока не раскрылся наш обман. Неужели помощник не понимает, что что-то пошло не по плану? Не знает, что предпринять? Пока он ещё там сообразит! Нужно придумать что-то, иначе все поймут, какой я лжец и мошенник. А уж тогда не видать мне новых клиентов, сеансов и денег. Меня разоблачат и что тогда? Вот что?..

Я в тритий раз позвал бывшего жильца этого дома, словно надеялся, что тот меня и впрямь услышит.

И почти почувствовал, как седеют мои волосы.

- Чего?

Громкий свистящий шёпот раздался буквально в сантиметре от моего уха, наполнив пустой фанерный ящик до краёв.

Кажется, прошёл не один час этого ужаса, когда ассистент наконец сорвал покрывало, открыл крышку и помог мне выбраться на белый свет. В комнате раздались испуганные возгласы. Запястья мои были сплошь покрыты ссадинами, а в волосах появилось серебро. Я едва стоял на ногах и трясся от мелкой дрожи, будто стоя на морозе.

А теперь…

Теперь мне предстоит убедить себя в том, что чужой, сухой, как осенние палые листья, шёпот мне померещился. Что могильный холод, сковавший меня ничуть не хуже верёвок, это всего лишь следствие нервного напряжения. Я должен убедить себя в том, что мёртвые не говорят.

И у меня получится. Я ведь настоящий, обыкновенный лжец.

__


Рецензии