Успенская пастораль

Какое счастье, что на улице лето, а я  живу в нашем селе  и  радуюсь жаркой погоде, что у нас на Вятке случается не каждое лето. Ощущение  блаженное,  радостное, особенно,  начиная  с вечера пятницы.  Всю   неделю  в селе тишина,  редкий  звук  машины или  крик Юлиного петуха нарушает её, а еще ленивое перебрёхивание  собак  и трескотня моих  сорок.

Село Успенское имеет  свою богатую историю. Это родина  Поскрёбышева, а в  соседнем селе родился   академик  Бакулев, и до сих пор его внучка  каждый год приезжает  в село на лето. Каждый год проводится праздник села. В середине июля  собираются жители села на заливных лугах на берегу Вятки,  ставят   столы,  зажигают костры, и  веселье длится до первых петухов. Как приятно сидеть и слушать рассказы  сельчан,  петь вместе с ними их любимые песни.

 Селу уже более  300 лет. И жизнь  в селе оживает  с приездом дачников. Село расположилось на берегу реки Вятка. Живописные берега, и само село расположилось на берегу реки Вятка и   прикрыто с севера  горой,  поэтому в нем сформировался  особенный климат,  здесь растут наши северные сады, любовно взращенные местными жителями и дачниками. Места красивейшие и благодатные, и поэтому  это место  в простонародии называется - "Нашей северной Вятской Швейцарией".

Жара спала. Я  собираю,  рано поспевшую нашу северную вишню.  Она мельче  и  кислее южной, но это наша гордость.  Вырастить вишню, там, где  почти не растут  садовые  культуры,  только редкие северные сорта, и то не каждый год,  это требуется большого терпения  и умения, а еще знание местного климата. Я  слушаю, как село оживает.  Сегодня пятница,  и приезжают на выходные дачники.  Вот прошла дизельная автомашина, это привез сын  Люську.  Смачно хлопнули две дверцы, а потом проскрипели ворота,  и затявкал их кобелек Тишка.  Мой Чарли его не жалует, уж очень скандален песик. Затем  резко  стукнула  одна дверка, и дизель ласково урча,  уехал. Люська  позвала  своих кошек:

- Кис,  кис... кис... Сейчас  накормлю. Тишка,  не лезь в сумку!  Я  тебе,  шкода!!! Сейчас... 

Скрипнули двери в  сенях,  и Люська вошла в дом, и почти сразу  зазвучала  музыка.

  -  Значит,   опять приехала  одна  на дачу,  а ее благоверный  устал  или опять «совещание" по пятницам.  Совсем  не уважает жену и не помогает ей... -  подумала я.

- Оля,  а Оля!!!! Пойдем попозже на реку? - кричит мне соседка Лариса,  со  своего огорода:  -  устала,  вся взмокла полоть траву, жара, водичка  классная, Ванька бегали с ребятами и сказали, что водичка, как  молоко парное.

В селе  звуки, особенно вечером раздаются,  далеко  слышно.

- Да, пойду!! Давайте часов семь...

- Ага,  я  девчонок крикну... И айда... А ты сама приходи, ладно?

-  Хорошо, Лариса, приду.

И опять село  погружается в тишину. Где-то недалеко в поле прошла автомашина на глиняную яму,  наверно кто-то приехал за глиной, будет ремонтировать или перекладывать печку. К нам сюда  со всех окрестных  деревень ездят за глиной. У нас на севере печка, и хорошая печка - это  большое богатство. Её кладут обычно летом, затем просушивают и обмазывают со всех сторон нашей глинкой  с песочком,  и белят известью несколько раз. Известь укрепляет  печку и  не белится одежда, если прислониться. А как здорово  приехать зимой на дачу, натопить печку и сесть, прижавшись спиной к  горячей печке.

Вдруг где- то потянуло дымком.  Я  сморю и вижу, что  это от Ивановых  потянуло,  это новые дачники, недавно приехавшие из Казахстана пенсионеры, уезжавшие на целину и вернувшиеся на родину почти через 45 лет,  горит тандыр. Ирина до сих пор делает лепешки в тандыре. Ей муж здесь, в селе, специально сделали  тандыр. Напечет лепешек, наварит варенья  и всех приглашает на чай. А чай у неё особенный,  с травами и по восточному вкусный.

- Колька,  а Колька опять куда делся?  Ну,  я  тебе ...- это кричит Катя,  ищет  своего внучка,  названного в честь деда.

-  Ну,  чего тебе,  чего голосишь?- отвечает ей ее муж с огорода, собирает  колорадских  жуков.

- Да, чего мне тебя искать,  Колька опять исчез, как сквозь землю  провалился. Колька!!!- кричит Катя  и  идет его искать.

И опять тишина, наполняется запахом  дымка  и  музыкой из Люськиного радиоприёмника.

Я сажусь в тени старой яблони на скамеечку  и   слушаю  деревню.  Красота.... Тишина... Мне кажется,  что  до  чего мудро и правильно  был  обдуман и построен уклад  сельской  жизни.  Мы  все родом из деревни. Одни  раньше вышли, а другие,  так и не решились  порвать со  своим прошлым, и каждый год возвращаются, как аисты, каждую весну, на свое насиженное  место.

Всё новые и новые  звуки  и запахи наполняют  село. Вот приехали парни к новым дачникам на мотоцикле. Треск его нарушил тишину и покой, а вот сын к соседям приехал,  а из машины  раздается  динамичная современная  музыка. Татьяна,  жена соседа  о чем-то громко говорит с сыном, пытаясь перекричать музыку. Затем хлопок дверки, рев мотора, и все  стихает.

Я  иду  в дом намываю  тарелку,  еще теплой с куста, вишни и выхожу  на крыльцо.
Юля,  выводит свою собаку  Джери на прогулку. Окрестные кобельки и ухажёры тявкают, волнуясь.  Джери  единственная девочка в селе, а кавалеров много. Юля  ведет ее на поводке, а мой Чарли  стоит у ворот и поскуливает, просится на улицу.

-  Переживешь, ловелас. Не про тебя  честь -  смеюсь я, глядя  на Чарли и его беспокойство.

- Скоро на реку пойдем,  подожди, поплаваем. Сиди,  жди.

Я  сижу и ем  вишню.  Она  кислая,  северная  и мелкая, но вкусная.  Это особенный вкус  лета  и радости,  возможности сорвать ягоды  с дерева и  поесть   еще теплыми, наполненными солнечным  теплом и северным климатом. Я родилась в краю,  где  много всяких фруктов и ягод, поэтому для меня  - это воспоминание  детства.

Я вспоминаю, как мама каждое утро, уходя на работу, давала нам, еще совсем маленьким девочкам, нам было лет по 10-12, задание - до ее возвращения набрать большое ведро вишни или каких других ягод. Помню, как мы маленькие девочки, залазили на большие деревья, а на юге вишнёвые деревья высокие, и рвали почти черную от обилия солнышка вишню. Ноги болели,  ветки резали пятки, а вишневый клей лип к телу.  Но какое счастье было, когда мама приходила с работы,  убирала вишню в погреб  и говорила:

-  Молодцы, мои умницы. Быстро кушаем  и идем на затон купаться.

Сколько было счастья и радости идти рядом с мамой по горячему, плавящемуся от палящего солнца асфальту, грызть вареную кукурузину, натертую  солью, в предвкушении прохладной воды  в затоне.

Я,  погрузившись в свои воспоминания, просто сидела  и ела вишню. Передо мной стояла на столике тарелка вишни.

-  Сколько лет пролетело,  а помню, как будь - то это вчера было - подумала я.

-  Оля, Оля!!!! Айда на реку... Уже  семь...

-  Хорошо идите,  я догоню...- отвечаю я и встаю, иду собираться.

А по деревне  слышу, раздаются голоса.

- Люсь,  а Люсь... Айда на реку!!! Я сейчас Катю крикну  и за Надькой  зайдем,  и айда....

-  Ага,  я  счас!!! А Оля  идет?  Её  позвали?

- Она, знает,  сама придет...  Мы  пошли,  догоняй.....

-   И-дуууу,  Идуууууу... Подождите........    -   раздается по селу.







 


Рецензии
Спасибо за доставленное удовольствие. Как-будто побывала в паралельной жизни. Картины нарисованы другие, а мне привиделась моя малая Родина.

Наталья Маторина   12.11.2017 12:02     Заявить о нарушении
Благодарю, вас. Все мы родом из деревни.

Ольга Верещагина   21.01.2021 22:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.