Помню -рукописная версия акции Бессмертный полк 26

«...Если ты, житель планеты, несущейся в пространстве..., не пожелаешь утруждать себя великими задачами..., не будешь задаваться вопросами, на которые нет ответа..., спрячешься от ветра, морского прибоя и звезд..., глина, из которой ты слеплен, высохнет и затвердеет, и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то.»

Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей»

                КОГДА ДЕРЕВЬЯ БЫЛИ МАЛЕНЬКИМИ               
                (Документальный очерк был подготовлен к юбилею школы)

                ШКОЛЕ № 95 - ВТОРОМУ ДОМУ МОИХ ДЕТЕЙ ИСПОЛНИЛОСЬ 30 ЛЕТ!
                (Дети семьи Дроновых уже 25 лет учатся в этой школе!)

В апреле 1965 года мы приехали посмотреть место, где должно было начинаться строительство нашего кооперативного пятиэтажного дома. В то время транспорт от центрального рынка ходил только до остановки «Гараж». Справа от улицы, которую позже назвали проспектом Стачки, стояло только одно пятиэтажное здание общежития РГУ. Кое-где начиналось строительство домов, детских садов, школ.
Строительство нашего дома шло быстро, и в январе 1967 года мы отпраздновали новоселье. С балкона пятого этажа, выходящего на север, нам открывалось чистое поле, которое весной стало желтым от цветущих одуванчиков. Нашей дочери Наташе не было еще и года, и мы радовались, что рядом с нами строятся прекрасный детский сад, а чуть дальше великолепная современная школа. Сами мы учились в старых школах в перенаселенных районах Ростова, и новая школа казалась нам сказочной. Улица Сладкова еще не была проложена. Все это пространство было засажено деревьями, которые, к сожалению, потом вырубили. Но пока здание школы стояло, как на макете, новенькое среди маленьких, недавно посаженных деревьев. Оно было в десяти минутах ходьбы от нашего дома, и мы были рады, что нашей дочери Наташе по дороге в школу не придется переходить улицу.
Время бежало быстро. Сначала наша дочь сидела дома с няней Марией Андреевной, прекрасной образованной женщиной из старой купеческой семьи. Они много читали, гуляли. Думаю, что Мария Андреевна чем-то походила на Арину Родионовну, няню А.С. Пушкина. Она много рассказывала, общалась с Наташей на равных, несмотря на разницу в возрасте почти восемьдесят лет. Может быть, это общение повлияло на память и способности нашей старшей дочери Наташи. Когда она начала говорить, мы поняли, что любые тексты она запоминает с первого раза. Позже она говорила, что ей иногда стыдно за свои пятерки, но стоит прослушать или просмотреть текст, и она его «фотографирует». У других моих детей этого феномена не было. Потом няня заболела, и Наташу отдали в детский сад № 213, где детей готовили к школе. Наташа свободно читала, решала сложные задачи-головоломки, которые любила загадывать моя мама. Поэтому мы решили отдать ее в школу в шесть лет. Тем более в нашей семье и я, и мой брат пошли в школу с шести лет. После небольшой проверку директор школы согласилась взять Наташу в школу с шести лет. Это было в 1972 году.
Это был такой праздник - первый раз в первый класс! Но вдруг оказалось, что выписывать палочки Наташе скучно и неинтересно, что хочется погулять. И тогда я стала учить свою дочь делать уроки быстро и хорошо. Мы ставили перед собой часы. Просматривали задание и назначали время, за которое его нужно будет выполнить. Например, двадцать минут - на выполнение математики, потом перерыв. Двадцать минут - на выполнения русского языка, и так далее.
Думаю, что эта привычка быстро выполнять не всегда интересную работу очень помогла ей в жизни. Но в целом учеба в школе Наташе нравилась. Она была очень эмоциональной девочкой, и училась с интересом. В первых классах у нее была прекрасная учительница Мария Григорьевна Герасимова, которая в тетрадке рядом с каждой пятеркой ставила красную звездочку. Когда число звездочек достигало пяти, появлялась красная звездочка на обложке тетради. Это очень стимулировало детей. Было очень много разных творческих заданий, и иногда мы с мужем помогали Наташе, особенно, когда дело касалось рисования. К этому времени у нас родилась вторая дочь Нина. Это были годы, когда мы с мужем защищали кандидатские диссертации, стали болеть наши родители. Поэтому со второго класса мы практически не помогали Наташе в учебе, она училась самостоятельно. Я уже не проверяла домашние задания, редко заглядывала в школу. Ее занятия были четко организованны, у нее была хорошая дошкольная подготовка. Дома была хорошая библиотека, энциклопедия. Только изредка она обращалась с вопросами.
Только теперь я могу достойно оценить вклад прекрасных учителей школы №95 в образование, воспитание и судьбу моих детей. В 1975 году классным руководителем в классе Наташи стала Тамара Ильинична Синьковская. Молодая, красивая, добрая и требовательная, она стала второй матерью для всех детей этого класса. Иногда оказывалось, что она знала наших детей лучше, чем мы - родители. Например, после восьмого класса мы хотели перевести Наташу в математическую школу, чтобы потом она пошла по нашим стопам. Наташа слабо сопротивлялась. Возможно, что мы сломили бы ее, и она прожила бы жизнь в нелюбимой специальности. Но Тамара Ильинична сказала:
- Зачем?! Зачем ей математика? Наташа - очень эмоциональная, возвышенная натура. Она - типичный гуманитарий! Не мучайте ребенка! Дайте ей возможность самой сделать свой выбор!
Наташа очень увлекалась литературой, много читала. Ей повезло с учителями по литературе и русскому языку. В четвертом и пятом классе ее учительницей была Мария Макаровна Мигель. Они писали творческие сочинения на свободные темы.
В старших классах литературу и русский язык преподавала Лилия Васильевна Тихомирова. Наташа дома рассказывала, как интересно проходят эти уроки, как они спорят, отстаивая свое мнение. Каждому ученику Лилия Васильевна нашла в русской поэзии поэтический портрет, и они были очень довольны. Наташин портрет был из Блока, которого она перечитала потом с огромным удовольствием. Так преподаватель нашел повод еще раз обратить интерес учеников к внеклассному чтению русской поэзии.
Математика всем моим детям давалась легко, и, конечно, это - заслуга Анны Александровны Кодзоевой. Я - доцент кафедры высшей математики РГУпс могу оценить качества этих занятий профессионально. Когда у нас в институте организовали школу, я приходила за советом к Анне Александровне. Ведь преподавание школьной математики имеет свою специфику. Я получила много методических советов Анны Александровны. Мне это очень помогло в работе в нашей школе. У меня создалось впечатление, что Анна Александровна - одна из лучших школьных учителей математики в Ростове, а, может быть, и в России. Хотя мои дочери получили гуманитарное образование в университете, в тех случаях, когда им приходилось сдавать экзамены по математике, они легко получали свои пятерки.
Класс, в котором училась Наташа, окончил школу очень хорошо. Пять учеников, в том числе и Наташа, получили золотые медали. Эти дети были такие разные, с различной профессиональной ориентацией. Это - Станислав Михалкович, Александр Шумский, Наталья Дронова, Наталья Шулаева, Марина Бондарева. Их объединяло одно - увлеченность своей будущей специальностью. И, конечно, все они должны быть благодарны классному руководителю Тамаре Ильиничне Синьковской. Это она по-матерински следила за их успехами, давала добрые советы.
Наташа сделала свой выбор профессии. В 1982 году она поступила на юридический факультет РГУ. В первую неделю занятий провели тест по английскому языку, и Наташа попала в десятку сильнейших, хотя большая часть поступивших была из специальных языковых школ. Так стало ясно, какую прекрасную подготовку по английскому языку дала в классе Людмила Ивановна Бондарева. Для двенадцати лучших студентов по английскому языку была организована особая группа, в которой преподавали лишних шесть часов английского в неделю. Потом Наташа получила дополнительный диплом юриста-референта, что помогло ей претендовать на обучение в Гарвардском университете США. Так еще один преподаватель внес свой вклад в судьбу моей старшей дочери.
После окончания университета с красным дипломом Наташа работала некоторое время секретарем юридического факультета РГУ и преподавала там же. Декан говорил, что ей можно поручать оформление любых бумаг, так как у нее - абсолютная грамотность. В 1989 году Наташа поступила в аспирантуру Института Советского Законодательства в Москве. После вступительного экзамена в аспирантуру по истории она рассказала, что один из вопросов она излагала так, как они его разбирали в школе с учительницей истории Лидией Васильевной Вобленко. Московских профессоров вполне удовлетворила концепция ростовской учительницы. Лидия Васильевна была очень принципиальным человеком. Единственные тройки в аттестате зрелости моей второй дочери Нины - по историям. Но я не обижаюсь. Нина историю не любила и получила то, что заслужила.
Нина росла очень высокой девочкой, и Наташа уговорила нас отдать ее в школу тоже шести лет. У нее не было такой прекрасной няни, как у Наташи. С ней меньше занимались перед школой. В начальных классах ее учительницей была Личко Валентина Тихоновна.
В первом классе Нина дважды лежала в больнице, мы ездили в середине учебного года в санаторий. Но Валентина Тихоновна помогла нам все подогнать, и Нина не отстала от класса. Дети любили свою учительницу, и для них было трагедией, когда она неожиданно  умерла.
Менялось время. Менялись дети. Более демократичными становились порядки в школе. Но детям хотелось большего. Девочки хотели краситься, носить в школу нарядную одежду. Это отвлекало от занятий, и в классе Нины шла незримая битва учителей за внимание учеников. Их класс был трудным для многих учителей. И самые большие трудности пришлись на классного руководителя Голубовскую Антонину Ивановну.
Сложный девятый класс достался новому классному руководителю преподавателю химии Хомутовой Лилии Васильевне. Хотя она преподавала и у Наташи, я ее мало знала до этого года, так как с учебой Наташи не было проблем. Но Нина часто болела, и мне приходилось держать связь с учителями. Лилия Васильевна сразу стала авторитетом среди учеников. Особенно ее полюбили девочки. Они заходили к ней в лаборантскую. Ей они доверяли какие-то свои секреты. В то же время она очень требовательно относилась к выполнению заданий. В нашей Нине Лилия Васильевна рассмотрела организаторские таланты и назначила ее старостой класса. Нина аккуратно заполняла журнал класса, очень жестко собирала класс на субботники.
Сейчас, когда я стала разбирать с младшим сыном Димой старые школьные тетради Нины, я увидела прекрасные сочинения (в тот год литературу преподавала Лариса Евгеньевна Русина), разрисованные картами тетради по географии (преподаватель Фомина Евгения Тимофеевна). Нравились в классе новые занятия по этике и психологии Глушинской Валентины Ивановны, хотя иногда ученики воспринимали материал слишком горячо.
Требовали серьезного отношения к себе уроки физики и астрономии у Олега Борисовича Синьковского. Зато потом они выпускали нерастраченную физическую энергию на уроках НВП Кравченко Валерия Александровича, и на уроках физкультуры Стадник Любовь Ивановны. К сожалению, я не помню имени учительницы по домоводству в классе Нины, которая в то трудное время помогала девочкам создавать из простых тканей целые ансамбли одежды.
Теперь Нина закончила отделение психологии РГУ, и сама преподает педагогику и психологию в Ростовском филиале Московского пищевого института. Со студентами у нее хороший контакт. Я думаю, что очень многое в своей манере преподавания Нина позаимствовала у своих школьных учителей, и более всего у Лилии Васильевны Хомутовой - достоинство, требовательность, и в то же время доброе отношение и участие. Нина воспитывает сына, но не замыкается в семье. Она - финалистка конкурса «Фотомодель Дона - 96». Во время учебы на вечернем отделении Нина работала в фирме по продаже недвижимости, в компьютерной фирме, в фирме фотомоделей «Имидж - Элит». Она и сейчас продолжает поиск своего места в жизни.
Мой поздний третий ребенок - сын Дима тоже пошел в школу шести лет. Первый класс они закончили при садике № 213. В декабре 1990 года у него была тяжелая пневмония легких, и мы целый месяц пролежали в больнице, а потом три месяца занимались дома. А Дима так скучал по школе, по классу, по своей учительнице Ганновой Ларисе Васильевне. В больнице он стал сочинять стихи. Он ходил по больничной палате, как настоящий поэт, заложив левую руку за спину, а правой размахивал, или прикладывал к голове. Он сочинил целую поэму о своих приключениях во время болезни (ведь в больнице было так скучно). Потом он сочинил стихи о школе и подарил их Ларисе Васильевне.

                Моей учительнице

                Я утром вместе с Пашей
                Иду в свой первый класс.
                Учительница наша
                В дверях встречает нас.

                Учительница учит
                И чтенью, и письму.
                Ученье не наскучит
                Нам в классе никому.

                Не станешь отвлекаться.
                Уроки - как игра.
                Но стоит разыграться,
                Уже домой пора.

                И, засыпая к ночи.
                Мечтаю каждый раз:
                Чтоб ночь была короче,
                А утром - снова в класс!

                Мои уроки

                Уже в который раз
                Иду в любимый класс.
                Учусь усердно чтенью,
                Письму и умноженью.

                Природу я учусь любить,
                С животным миром в дружбе жить.
                Рисую, клею и леплю.
                Уроки эти я люблю!

                Любимую книгу я в школу отдам.
                Героями стать, как написано там,
                Мы все понемногу мечтаем,
                Когда эти книги читаем.

                А чтобы такими героями стать,
                Нужно мышцы себе "подкачать".
                Мы бегаем, прыгаем в школьном дворе.
                Когда-нибудь вспомним об этой поре!

Иногда мне приходилось оставлять детей в группах продленного дня, где они научились многим полезным вещам: вышивать, вязать, делать аппликации, выжигать по дереву и многое другое. Там они гуляли, выполняли уроки. Все мои дети любили оставаться в «продленке».
Я подготовила Диму, и за пятый класс он сдал экзамены экстерном. Он быстро привык к новым друзьям, к новым учителям. По росту и развитию он не отличался от ребят этого класса.
А время менялось еще более стремительно! В Москве Наташа закончила углубленный курс американского права Университета штата Эймори США. Затем она написала 50 писем в разные университеты. И ее пригласили в Англию, потом в Гарвардский университет США. Россия  приравнивалась к развивающимся странам, поэтому Наташе оплатили все: и перелет, и обучение, и проживание. Потом ее пригласили в Вашингтонский университет Сент-Луиса по докторской программе. Но это обучение оплачивалось частично, и Наташа подрабатывала, в том числе и в школе.
У нас тоже все быстро менялось. Организовывались коммерческие институты, лицеи, гимназии. Встал вопрос о том, где получать образование Диме. Наташа написала нам большое письмо по этому поводу. Она писала, что наше школьное образование намного лучше школьного образования в США за исключением, может быть, очень дорогих частных школ. Конечно, школы США лучше компьютеризированы, но компьютер можно изучить и у нас. Она не советовала нам переводить Диму в какой-нибудь лицей. Название ничего не решает. С ее точки зрения простая муниципальная школа № 95, которую закончила она и Нина, дало им прекрасное начальное стартовое образование, после которого можно было поступить в любой университет. С ее точки зрения высшее образование тоже лучше получить в России, а только потом при желании продолжать его за рубежом. Многие благотворительные фонды оплачивают обучение наших специалистов.
И я была очень рада, что многие учителя, давшие такое прекрасное образование моим старшим дочерям, преподавали потом у моего сына Димы. Это - Кодзоева Анна Александровна, Тихомирова Лилия Васильевна, Синьковская Тамара Ильинична. Выросло уже новое поколение прекрасных учителей, потому что школа № 95 сильна своими традициями. И я думаю, что такая школа достойна называться лицеем, или гимназией, потому что здесь дети получают прекрасные знания, в отличие от лицеев и гимназий, где собраны случайные люди, где нет традиций и преемственности.
Юность - прекрасная пора! Она прекрасна тем, что человеку в эти годы даются большие возможности выбора различных решений. Выбор друзей, профессии, спутника жизни часто определяют весь дальнейший жизненный путь. Выбирая друзей, мы хотим сохранить их на всю жизнь. «Старых друзей наскоро не создашь. Нет сокровища дороже, чем столько общих воспоминаний, столько тяжких часов, пережитых вместе, столько ссор, примирений, душевных порывов. Такая дружба - плод долгих лет. Сажая дуб, смешно мечтать, что скоро найдешь приют в его тени. Так устроена жизнь. Сперва мы становимся богаче, ведь много лет мы сажали деревья, но потом настают годы, когда время обращает в прах наши труды и вырубает лес». (Антуан де Сент-Экзюпери»)
За пять лет жизни в США Наташа побывала на стажировках в Швейцарии, Англии, Голландии, Австрии, Германии, Венгрии, Канаде, побывала в крупных городах США, получала стипендию Женского фонда США и выиграла поездку на двоих в Голливуд.
Летом 1996 года Наташа приехала из США как сопровождающая и переводчик делегации американских учителей - экологов. Она была очень занята работой, но все-таки сумела встретиться с родными, со своими одноклассниками, сокурсниками, со школьными учителями Тамарой Ильиничной и Олег Борисовичем Синьковскими. Добрым словом вспомнили трагически погибшую Людмилу Ивановну Бондареву.
Думаю, что у всех моих детей останутся на долгие годы самые теплые воспоминания о родной школе, об учителях, которые помогли им найти себя в этой сложной жизни. Поэтому вся наша семья приносит искренние поздравления школе №95 с юбилеем! Желаем коллективу учителей хороших учеников, богатых спонсоров, своевременной оплаты такого нелегкого труда, и всяких званий (лицей, гимназия и т.д.), которые школа давно заслужила!

17 октября 1997 года.    

Со времени написания этого очерка прошло пять лет. Наша любимая школа обветшала. Учителя выбиваются из сил, выживают с большим трудом. У всех – сады, почти натуральное хозяйство. Двое их них погибли. Людмила Ивановна Бондарева - на пути из сада. Олег Борисович Синьковский – в своем саду. Но самое страшное, что в семи семьях моих ближайших знакомых трагически погибли взрослые дети. Двое из них, казалось бы, такие благополучные по сравнению с остальными, покончили с собой Я – не слишком коммуникабельный человек, для меня эта цифра – огромна. Если такова статистика, это – страшно. Жизнь стала очень жесткой и интенсивной. По науке отрицательные эмоции накапливаются. Возникает состояние депрессии. Не каждый понимает, что это – уже болезнь, которую нужно лечить. В какой-то момент жизнь кажется невыносимой, и человек забывает о близких, которые так его любят…. Как-то сами собой возникли стихи.
27 января 2003 года         

                Светлой памяти Оксаны Синьковской.

                Как больно смотреть…
                (сонет)

                На асфальте дорожками кровь
                Вмерзла в лед, словно гроздьями красными.
                Тонкий носик, и вскинута бровь
                Над глазами, закрытыми, ясными.

                Не укрыть, не одеть, не согреть…
                В платье легком лежишь на морозе
                Вся в цветах... Но как больно смотреть
                На живые гвоздики, на розы!

                Гроб и молодость трудно связать.
                Может быть, в той войне от ранений
                Умер тот, кто тебя защищать
                Должен был от невзгод и лишений.

                Вы не встретились здесь. Пусть хоть там
                Бог воздаст, что положено вам!


Рецензии