Прогулка на катере

   И вот после обеда, кто забронировал экскурсию на местном небольшом катере, собрались на главной палубе. Получив на ресепшне билеты, экскурсанты перебрались со своего теплохода на маленький старый местный катер.

   Катер, как катер. Крытые салоны с большими окнами и удобными скамейками внутри. И вокруг салонов - палуба шириной пол метра.

   Экскурсовод, милая пожилая женщина, обладающая огромными знаниями и огромным терпением, находилась в первом салоне. Я тоже обосновалась в этом же салоне на последней скамейке с краю. Чтобы  удобнее и быстрее было выходить на малюсенькую палубу для съемок проплывающих мимо достопримечательностей.

   Хоть день был солнечный и теплый, но на Ладоге всегда прохладно, тем более, если плывешь на катере даже с маленькой скоростью. Поэтому всё время находиться на палубе было не очень комфортно. Иногда брызги волн окатывали стоящих на палубе людей, которые в такой момент старались плотнее прижаться к стенкам и инстинктивно поднимать вверх съемочную аппаратуру.

   Ну, фотоаппараты у большинства были такие «навороченные» и со специальными объективами, что можно было почти всех принять за профессиональных фотографов или фотокорреспондентов.  Были люди и с видеокамерами. Меня с моей «мыльницей» пропускали вперед, проявляя уважение к моим седым волосам.

   За час мы проплыли мимо многих островов. И узнали много интересного. Раньше ведь не было таких экскурсий на катере, были только пешеходные экскурсии.

   Многие небольшие острова, где находятся одиночные скиты, соединили с другими островами деревянными длинными мостами. В прежние времена от острова к острову можно было добраться только на лодке.

   На одном из островов сделана отдельная пристань для «Метеоров», которые   привозят туристов и паломников из Приозерска.

   Островов много. Чаще это острова с высокими скалистыми берегами, но есть и такие, глядя на которые кажется, что их полностью накроет высокая волна. Из всего множества островов, только на одном  гнездятся и выводят свое потомство чайки.

   А есть такие острова, на которые не пускают женщин. Монастырь на Валааме ведь мужской, и у мужчин свои порядки.)

   Когда говорят «величественная красота», от  которой перехватывает дыхание, то это относится к видам Валаама. Так получилось, что после экскурсии на Валаам, я еще путешествовала по Сейменскому каналу. Канал идет от Выборга в Финляндию. Природа тоже северная. Скалы и смешанные леса, почти как на Валааме. Но именно почти...

   Я даже пожалела, что у меня была такая очередность экскурсий. Сайменский канал произвел бы на меня большее впечатление, если бы я на Валаам съездила попозже. А могучий и величавый Валаам всегда бы оставил в душе и памяти сильное впечатление.

   Ну вот, мы подплыли к пристани. Берег пологий. Чуть левее пристани, почти рядом всевозможные киоски и магазинчики. За деревьями виднеются золоченые купола и колокольня.

   Нам объявили, что надо покинуть катер и идти на трехчасовую экскурсию в центральную усадьбу монастыря. А потом катер заберет туристов и доставит их обратно на теплоход.

   Такой «подставы» я не ожидала. Думала, что будет просто экскурсионное катание на катере. Мне порекомендовали ждать группу на пристани. Я так и сделала. Села на лавочку, прикрыла глаза, перебирая в памяти всё увиденное мной, чтобы лучше запомнить. Дышала чистым воздухом и млела под лучами вечернего солнца.

   Но длилось это не так долго. Мою гармонию нарушил какой-то шум и предчувствие беды. Я открыла глаза... и превратилась в сгусток страха. Ко мне направлялся огромный черный ротвейлер! Он появился на пристани вместе со своим пьяным хозяином, которого все хорошо знали и прогоняли его со всех лавочек.

   Собак я боюсь всех и всяких с самого детства. А к ротвейлерам как-то особого доверия совсем нет, тем более, если хозяин у них человек пьющий. И я птицей взлетела по трапу на катер.

   На палубе, навалившись на перила по обе стороны трапа, стояли капитан катера — пожилой толстячок и молодой его помощник. Капитан был категорически против моего присутствия на катере, заявив, что катер отчалит только через пол часа и с другой группой. Пришлось признаться капитану, что я ужасно боюсь собак, и то что у меня есть билет, по которому он может меня довести обратно к теплоходам даже с другой группой.

   Видимо, капитан был из ворчливых людей. А может быть таким его сделала его должность. Он начал было причитать, что если не хотели на пешеходную экскурсию, то нечего было и на катере ехать... Но тут его внимание привлек ротвейлер, который уже карабкался вслед за мной по трапу на катер. И капитан, не сходя со своего места, пытался докричаться до сознания ротвейлера, что ему на катер никак нельзя.

   Воспользовавшись замешательством капитана, я встала за помощником капитана с другой стороны трапа на палубе, так же как и они облокотившись на перила. Дружно и молча втроем так мы простояли с пол часа. А потом пришла другая группа, которую надо было везти назад к теплоходам. Капитан кивком головы махнул мне на дверь в салон и пошел на свое рабочее место.

   Фотографировала я уже меньше. Больше любовалась самими видами за окном. Усталость и страх дали о себе знать. На своем теплоходе, я вышла на широкую палубу, устроилась в шезлонге, накрывшись пледом, и только дышала, наслаждаясь тишиной, воздухом и покоем.

   Вот и нашу группу катер доставил на теплоход. Маленький катер уже отплывал к своему месту стоянки. Я подошла к перилам и помахала ему белым шелковым шарфом... Помощник капитана вышел на палубу своего катера и, высоко подняв руку вверх, помахал мне. На лице его была широкая добрая улыбка...

   Потом был ужин. На всё время путешествия за каждый пассажиром было закреплено место в определенном ресторане. Определенное место, за определенным столиком. Мне достался столик у окна. За моим столиком никто больше не сидел. Одноместная каюта — отдельный столик. Меня это вполне устраивало.

   Официант обслуживал не только мой столик, но и столик, стоящий впереди меня. Так уж получилось, что отдельного официанта не положено даже для тех у кого одноместная каюта и отдельный столик.) За тем столом сидели трое — пожилая женщина и два молодых человека. Один из них был постарше, повыше и худой, а другой помоложе, пониже и слегка полноватый. Эти молодые люди называли себя друзьями и проживали в одной каюте.

   Я с ними познакомилась еще в первый вечер, как и с троллем. Но тролль на утро второго дня благополучно исчез с моего горизонта, а с этими людьми мы общались по три раза на день.

   А познакомились мы вот при каких обстоятельствах. После праздника по случаю отплытия теплохода уже все разошлись по каютам готовиться к ужину. Я задержалась на палубе, чтобы сфотографировать деревянную церковь, стоявшую на берегу Невы. Церковь напоминала собой деревянные церкви и соборы в Кижах. Возникновение здесь этой церкви была прихоть кого-то из обеспеченных людей. Смотрелась она здесь красиво. Была ли действующей? Вряд ли. Но точно уж наполняла гордостью душу того, кто ее здесь решил поставить.

   И только я собралась уходить, спрятав свой фотоаппарат в карман, как ко мне подошли молодые люди и попросили их сфотографировать на их же телефон на фоне этой церкви. И не просто на фоне церкви, а так, чтобы церковь была между ними.

   Я их предупредила, что на телефон фотографировать не умею. Они показали как. Но ведь надо было видеть, что входит в кадр, а экран у телефона маленький. У моего фотоаппарата раза в четыре больше и то я толком не вижу, что снимаю. Потом, на большом мониторе компьютера редактирую. А фотографирую чисто интуитивно.

   И тут я растерялась. Стала крутить головой, искать на палубе более зрячего человека, но никого уже не было. Пришлось взять телефон в руки и, затаив дыхание, поддавшись интуиции, фотографировать друзей на фоне церкви.  Чтобы хоть что-то получилось, сделала два снимка.

   Старший посмотрел в телефон и сказал, что хорошо. А младший подошел ко мне, сказал «Спасибо» и поцеловал меня в щеку...

   Я отвыкла от людей. Иной раз не знаешь, как реагировать на нестандартную ситуацию. Глаза мои округлились и стали прожекторами, испепеляющими этого молодого человека. Руки сжались в кулаки, чтобы его не треснуть. А губы машинально произнесли «И вам спасибо!».

   На этом мы и расстались. Сначала я ругала себя, из-за того что меня могут целовать кто попало, потом мне стало просто смешно. И вот эти люди каждый день галантно здоровались со мной и садились за соседний столик.)

   Путешествие подходило к концу. Утром будем уже в городе.

   А после ужина должны были состояться какие-то мероприятия, которые интерес у меня не вызывали. Самое интересное для меня было уже позади. Это и торжественное под музыку отплытие теплохода из города, берега Невы, предрассветная Ладога, величественный Валаам... Люди, такие разные и такие интересные. Всё это сохранит моя память, и в помощь ей будут сделанные мной фотографии...


Рецензии