Командир миноноски

               К  О  М  А  Н  Д  И  Р       М  И  Н  О  Н  О  С  К  И .

  ………………………………………………………………
« И  стеклянным  столбом  плеснул  снаряд,
И  второй, и  третий, и  два  подряд.
Зелёный  огонь, короткий  гром.
Это  мы  стреляем, и  мы  попадём
Бинокль  не  выскользнет  из  руки,
Отрывисто  лязгают  замки.
И  снова  огонь, толчок  и  гром,
И  осколки  визжат  кругом….»
       С. Колбасьев, из  поэмы  «Открытое  море».


К  эти  частым  скоротечным  речным  боям, казалось, нельзя  было  привыкнуть. Однако, решительность  и  пренебрежение  к  опасности  молодого  командира  миноноски  «Прыткий»  Сергея  Адамовича  Колбасьева  только  способствовали  успешному  выполнению  боевых  задач  Волжской  флотилии. Не  раз  молодой  моряк  в  свои  двадцать  лет  минировал  фарватеры, принимал  на  себя  огонь  береговых  батарей  белых, прикрывая  вооружённые  пароходы  и  канонерские  лодки, идущие  в  кильватере  «Прыткого». Выпускник  кадетского  Морского  корпуса, он  не  задумываясь, продолжил  службу  в  составе  Рабоче – крестьянского  Красного  флота  и  в  октябре  1918  года  был  назначен  сначала  старшим  помощником  командира, а  затем  и  командиром  миноносца  «Прыткий». Несколько  ранее, 2  августа  из  Петрограда  на  Волгу  советское  правительство  отправило  четыре  миноносца – «Прыткий», «Прочный», «Ретивый»  и  «Поражающий», которые  по  Мариинской  водной  системе  (Балтика – Волга)  пришли  в  Нижний  Новгород.
Особенно  ожесточённые  бои  с  флотилией  белых, имевшей  в  своём  составе  хорошо  вооружённые  пароходы, развернулись  на  реке  Каме. Однажды, кораблям  Волжской  флотилии  удалось  захватить  баржу  белых  с  находившимися  на  ней  400  пленных  красноармейцев  и  советских  работников. Это  произошло  на  правом  берегу  Камы, выше  города  Сарапула. На  миноносцах  вместо  красных  флагов  подняли  андреевские, и  белогвардейцы  приняли  их  за  своих. Благодаря  находчивости  красных  военморов  удалось  предотвратить  массовый  расстрел  пленных, назначенный  на  тот  же  день. Сергей  Адамович  прослужил  на  «Прытком»  до  мая  1919  года. К  тому  времени  миноносец  уже  воевал  в  составе  Астрахано – Каспийской  флотилии, вооружённый  двумя  75  мм  орудиями  и  парой  торпедных  аппаратов.
Название  корабля, которым  он  командовал, как  нельзя  соответствовало  чертам  характера  Сергея  Адамовича – южный  темперамент, унаследованный  от  матери – итальянки, быстрота  принятия  решений, одержимость, стремление  поспеть  всюду  первым. Конечно, он  очень  любил  море  и  морскую  службу. Позднее, один  из  современников  С. А. Колбасьева – Н. Чуковский  так  его  описывал: «Это  был  худощавый, довольно  высокий  молодой  человек  с  чёрными  итальянскими  глазами, быстро  и  много  говоривший. Он  был  прост, приветлив, одержимый  литературой, и  необычно  легко  сходившийся  с  людьми. …Колбасьев  был  переполнен  рассказами, анекдотами, пословицами  из  морской  жизни, и  всё  это – то  трагичное, то  смешное, часто  непристойное – он  щедро  обрушивал  на  восхищённых  слушателей. Стихи  он  писал  тоже  только  о  море…»   Сергей  Адамович  писал  не  только  стихи, но  и  замечательные  морские  рассказы, вошедшие  в  целый  ряд  книг. Иногда, вместо  фамилии  С. Колбасьев  подписывал  свои  произведения  псевдонимом  Ариэль  Брайс. Увлекался  радиоделом  и  впервые  в  советской  стране  способствовал  развитию  джазовой  музыки.
Судьба  свела  двадцатидвухлетнего  красавца – моряка  с  талантливейшим  поэтом  Серебряного  века  Николаем  Гумилёвым, который  в  своём  стихотворении  «Память»  из  цикла  «Огненный  столп»  написал  о  своём  друге – читателе:
.... Любил  он  ветер  с  юга,
в  каждом  шуме  слышал  звоны  лир,
Говорил, что  жизнь – его  подруга,
Коврик  под  его  ногами – мир.»                Их  знакомство  состоялось  на  Чёрном  море, в  Феодосии. Колбасьев  на  свои  средства  во  флотской  типографии  издал  стихотворный  сборник  Н. Гумилёва  «Шатёр». Позднее  их  пути  разошлись, С. Колбасьев  выбрал  прозу. Только  к  финишу  своей  жизни  они  подошли  почти  одинаково, став  «врагами  народа»  и  жертвами  «красного  террора».
Сергей  Адамович  так  и  остался  стойким  и  мужественным  морским  офицером, командиром  на  мостике  неустрашимого  миноносца, решительно  идущего  на  врага.
…………………………………………………………………
«Я  не  трушу, я  спокоен,
Я – поэт, моряк  и  воин,
Не  поддамся  палачу,
Пусть  клеймит  клеймом  позорным –
Знаю, сгустком  крови  чёрным
За  свободу  я  плачу.»
(стихи  неизвестного автора)   

Примечание:
«Прыткий» - миноносец, позднее  эскадренный  миноносец, прототип  серии  кораблей  «Сокол». Создан  для  России  английской  фирмой  «Ярроу»  в  Глазго. Обладал  высокой  скоростью  хода, благодаря  мощной  силовой  установке  с  двумя  вертикальными  паровыми  машинами  тройного  расширения, удлинённым  облегчённым  корпусом. Участвовал  в  Гражданской  войне  на  Балтийском, Каспийском  и  Азовском  морях, на  Волге  и  Каме  в  составе  флотилий. В  1922  году  сдан  на  слом.

2  августа  2016  г.                Вячеслав  Прытков.

               


Рецензии
Вячеслав, Вы добавили ещё один штрих к биографии замечательного писателя и офицера. Очень хорошо написали.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   04.08.2016 13:00     Заявить о нарушении
Спасибо,Владимир.

Вячеслав Прытков   05.08.2016 19:56   Заявить о нарушении