Член высокой культуры

Всегда подозревала, что подлинные произведения искусства порой материализуются. Например, клип «На «Лабутенах»-нах». В том же Питере, где он и порожден, одну гражданку– а я так думаю, что и не одну-- возмутил голый «Давид».  Власти всполошились, объявили конкурс на лучший костюм к началу учебного года.  Чтобы библейскому юноше не стыдно было школьникам на глаза показаться.  Не знаю, купят ли ему «Лабутены», но что «портки надо сшить и прикрыть «нах»— это точно.

В Москве весной была схожая история. Мамы и бабушки потребовали убрать с остановок транспорта плакаты с картиной Босха «Сад земных наслаждений». Любознательные детишки пальчиками будут тыкать в разные места, вопросы нехорошие задавать, бабушкам и ответить нечего. 

Какую активную позицию заняли массы в отношении произведений искусства!  Страшно представить, что бы они сказали насчет «Леды и Лебедя» или козла, настигающего Антиною.  Хорошо, что они об этих картинках не знают.

Вообще-то массы, то есть охлос, -- веками прекрасно обходился без культуры.  Сыт, и славно. Его не оскорбляло, что культура – это для избранных, он не рвался о ней судить. Мильтон продал при жизни свой «Потерянный раз» за пять фунтов, вот и вся цена вашей избранности.

Теперь и судят, и оскорбляются.  Голый член, высеченный Микеланджело, «портит внешний облик города и дурно влияет на детей».  Зато с утра до вечера по Муз ТВ крутят «На Лабутенах, нах».  «Бабка блокаду пережила, а мне п%;%ц!  Ты зачем меня с такой жопой родила?».  Такая культура на детей  дурно не влияет, все так нынче разговаривают.  Или другой шедевр Шнура – «Ехай!  Ехай на фуй!».  «Это же песня о расставании!  О расставании, понимаете?» 

Общество массового потребления породило «Восстание масс»,  писал Ортега-и-Гассет еще в 1930х.  «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду».

Массовая культура быстро смекнула, что рынок, где правят бал заурядные души,  безбрежен.   Сделала эти души своим главным потребителем.   Стала кормить охлос доступным, внушив ему, что он и есть главный заказчик.   Тот принялся поглощать, вошел во вкус, обрел и суждения, и претензии на избранность. Ваш «Потерянный рай» не только триста лет назад, и сейчас гроша ломаного не стоит.  То ли дело «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Сумеречный дозор»,  «Шестой дозор».

Охлос разбирается во всем, дотягивается до всего – мир открыт, езжай, куда хочешь.  Хоть в галерею Уффици и Лувр, хоть в Метрополитен или Прадо.  Кстати, «Прадо» – это картинная галерея в Мадриде, а не кросселя на танкетке из бутика в Столешниковом.Но это так, справочно...
Полностью текст читайте на https://snob.ru/profile/23854/blog/111843


Рецензии
Проблема старья в том, что оно старьё и обществу давно не нужно. Хоть статуя, хоть книга, хоть музыка. А так-то да, решает общество. Самое трогательное, что оно делает это искренне, бесхитростно, не оглядываясь на правила дряхлых. И своим простодушным выбором творит эволюцию.

Лариса Григорьева 2   16.08.2016 00:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.