Футбол

Журналист подъехал к дому старого известного футболиста. Дом был небольшим, но изящным. В правом крайнем окне горел свет. Из него было видно как старик, бывшая звезда мирового футбола, сидел на кресле, почитывая газету.

Журналист открыл заднюю дверь автомобиля, чтобы достать диктофон и фотоаппарат. Подняв голову и закрыв дверцу, он увидел, что старик уже стоял у входной двери своего дома в ожидании молодого человека.

- Добрый вечер! – Громко сказал парень, зная, что старый футболист плохо слышит.

- Здравствуй, здравствуй.

Подойдя к деду, журналист поздоровался с ним за руку. Его старые руки были морщинистыми и пятнистыми, а рукопожатие очень слабое.

- Проходи вон в ту комнату, сейчас я сделаю чай и подойду.

- Не стоит, Константин Георгиевич! Не хочу Вас утруждать…

- А кого ты утруждаешь? Я сам тебе предлагаю выпить со мной чаю. Иди – иди.

Сергей послушно прошел в комнату. Первое, что сразу бросилось ему в глаза – это обилие кубков и медалей. Они занимали практически одну треть всей комнаты.
Журналист с интересом разглядывал награды известного спортсмена, чуть ли не вслух поражаясь их количеству.

- Это моя «память»…

Старик зашел в комнату, держа в руках две чашки горячего чая. Молодой человек сразу подбежал к нему, чтобы помочь их донести.

Усевшись в кресла друг напротив друга, они взяли свои чашки и немного отпили из них.

Сергей включил диктофон.

- Для меня большая честь – сидеть напротив Вас и общаться с Вами, Константин Георгиевич.

- Да брось ты… честь. – Футболист посмеялся. – Я обычный человек, просто с одним небольшим отличием. Я всегда любил футбол.

- Отнюдь не все футболисты достигают таких результатов, как вы. Столько наград – это поражает. Мне кажется нужно прожить как минимум три жизни, чтобы достичь всего того, чего достигли вы.

Старик хмыкнул.

- Возможно… Ты на сколько ко мне приехал?

- На полтора часа. Затем нужно ехать в офис, писать отчет. Почему вы спрашиваете? Мне кажется нам хватит времени.

Журналист слегка подался вперед на кресле.

- Хватит то хватит. Просто устал я говорить, о том, что было раньше. Устал говорить конкретно о футболе… Я хочу признаться… Хочу сказать нечто важное, что может помочь другим. Передать свой опыт… Тем более у меня немного времени.

- Я слушаю Вас. – Сергей с интересом устремил все свое внимание на Константина Георгиевича.

Футболист отпил из своей чашки, вздохнул и произнес:

- Я смертельно болен, Сергей. Жить мне осталось, от силы, два месяца… Об этом еще никто не знает.

Журналист ахнул.

- Как же так…

- Такова жизнь... И как раз-таки о ней я и хотел бы поговорить с тобой, в первую очередь. А уже потом, пожалуйста, задавай мне все те стандартные вопросы, которые задают мне журналисты на протяжении всей жизни. Договорились?
Молодой человек находился в ступоре около десяти секунд.

- Договорились… Константин Георгиевич, Вы хотите рассказать мне о чем – то конкретно?

- О жизни. О своих наблюдениях. О футболе в контексте жизни.
Сергей заглянул в старые глаза деда. В них отражалась вся жизнь. Когда смотришь в затуманенные глаза старого человека, кажется, что видишь в них всю его жизнь. Видишь мудрость, опыт и смирение.

- Хорошо, говорите.

Футболист вдохнул побольше воздуха, после чего начал. Говорил он быстро, будто торопясь куда-то.

- Ты знаешь, Сергей, смотрю я на людей. На их быт, мировоззрение. И каждый раз поражаюсь. Им необходимо всем играть в футбол!

Старик рассмеялся, а журналист скованно улыбнулся. Слишком быстро старый спортсмен перешел с грусти на смех.

- Да, футбол – игра хорошая. Она полезна всем.

- Нет, я не о том. Конечно, она полезная. Я про то, что нужно играть в футбол в голове!

Молодой человек, отпивая чай изобразил недоумение.

- В голове?..

- Да, Сергей! Жизнь – это футбольное поле. Огромное футбольное поле. И все мы по нему бегаем. Все мы гоняем этот чертов мяч!

- Я пока вас очень смутно понимаю…

- Все поймешь… Я хочу сказать, что жизнь – это игра. Это футбол. И мир, в котором мы живем – это огромное игровое поле, на котором миллиарды игроков! Всю свою жизнь – я делал то, что любил. Всегда рвался к победе, играл. А сейчас, наблюдая за людьми, я понял, что играть – они не хотят вовсе! Даже не так… Они забыли, что жизнь – это просто футбол!

Сергею казалось, что он вновь оказался на парах по философии, где в качестве преподавателя выступал интересный футболист. Ему это определенно нравилось.

Глаза старика моментально загорелись. Казалось, что он держал это в себе и шел к этим выводам всю свою жизнь.

- Люди бояться жизни, считая ее сложной. И мало кто осмеливается бросить ей вызов! Но, скажи мне, футбол – это по-твоему легко?

- Нет. – Улыбаясь ответил журналист.

- Вот именно. Кто вообще говорил, что жизнь будет легкой? Это же игра. Всем было бы легко, было бы совершенно не интересно. Футбольная жизнь. Когда осознаешь это, становится легче.

- Люди так же бояться непредвиденных обстоятельств, поэтому, как мне кажется, и сидят, не рыпаясь… - Журналист вопросительно посмотрел на футболиста, ожидая его мнения.

- А гол – это предвидеть можно?

- Нет. Никогда. – Уверенно ответил Сергей.

- Ты прав! Конечно же, что нет! Несомненно, что футболе можно проанализировать игру, но с той же точностью, что и в жизни. То есть практически никак, и никакой анализ не спасет тебя от неожиданного гола.

- Согласен. – Сергей с улыбкой поднял чашку чая вверх в знак поддержки слов старого футболиста.

- В жизни все абсолютно также. Тебе несомненно будут забивать голы. И их будет не три, а, возможно, тридцать три! Но это ли не мотивирует забивать свои голы в чужие ворота? Каждый человек тоже забивает. И жизнь забивает ему. В этом смысл игры. Оба забивают, пока не прозвучит свисток!

- Затем нужно подводить итоги…

- Да, чем я сейчас и занимаюсь... Понимаешь, в жизни не важно выиграл ты или нет, все равно ты уходишь с поля. Поэтому в этом странном футболе, главное не победа, а наслаждение игрой, полем, своим бегом по нему и этим все время ускользающим от тебя мячом…

Журналиста поражало все то, что говорил старый футболист. Ему казалось, что этих слов он ждал всю свою жизнь. Ждал то, что он запомнит навсегда и будет применять на практике.

- Наслаждаться игрой… - Задумчиво повторил Сергей.

- Да, мой молодой друг. В чем я разбираюсь хорошо, так это футбол. Так что можешь не сомневаться в том, что мои слова – чистая правда.

- Но большинство людей, как раз-таки, не знают, что их жизнь – игра. Как бы вы их описали?

- Как стоящих посреди поля в недоумении, вот как. Ты можешь себе представить футболиста, который встанет посреди поля и скажет, что боится мяча? Скажет, что боится играть? Это же ужас. Вот так и большинство людей. Думают, что жизнь сложная штука, поэтому отказываются от игры. Какая вообще разница страшно тебе или нет, если в любом случае прозвучит свисток? В любом случае тебя попросят покинуть поле. Это величайшая глупость. Нужно играть до конца, несмотря ни на что.

Журналист поражался столь глубоким размышлениям бывшей звезды мирового футбола.

- Не всегда жизнь заканчивается по свистку… К примеру, как у вас и тысяч других людей, что, к сожалению, знают точно, сколько им осталось…
Произнеся это, Сергей посчитал некорректными свои слова, поэтому поспешил извиниться.

- Не надо извиняться, ты говоришь абсолютно нормальные вещи. Ты хочешь знать, как я это называю? Да, не все резко уходят по свистку. Мне дали дополнительное время.

- Дополнительное время?

- Да. Моя игра уже окончена, но судья дал мне дополнительное время. И я счастлив этому. Мне дали шанс еще позабивать голы, поэтому, если ты в моей команде, то ты обязательно распространишь мои слова в ваших изданиях. Это будет мой последний гол.

- Можете не сомневаться. Я в вашей команде.

Старик улыбнулся.

- Я очень рад этому, Сергей.

Старый футболист и молодой парень разговаривали очень долго. Журналист задавал один вопрос за другим, расспрашивая старика обо всем. В офис он опоздал, но совершенно не переживал по этому поводу.

Это был один из самых интересных дней в жизни Сергея. День, который он запомнит вплоть до последнего свистка.

А Константину Георгиевичу судья просвистел уже через один месяц и двенадцать дней.

После чего мастер игры под бурные аплодисменты, с улыбкой, ушел с футбольного поля.

Счет был в его пользу. 
 

 


Рецензии