Как древние евреи покоряли Египет. Реферат
1.Когда и где появились евреи.
На бескрайних просторах океана клеветы,
зовущегося «историей», одна волна, даже
большая, значения не имеет.
Арнолд М
Как-то в сети встретилось утверждение, что правильно говорить не о еврейском Исходе во главе с Моисеем из Египта, считающимся согласно традиции, выдающимся событием в жизни народа, а именно об изгнании евреев. Поскольку утверждалось это человеком, имеющим гуманитарное университетское образование, можно было предположить, что такова версия официальной историографии.
Во всяком случае, российской, бывшей советской, в чем пришлось убедиться, ознакомившись с отношением к этому моменту истории многих российских историков. Будучи по профессии далеко не историком, и основываясь на еврейском традиционном толковании, придерживался альтернативной версии.
После ознакомления с некоторыми историческими сочинениями, из которых стало ясно, что вообще нет полной ясности в рассматриваемой проблематике. Разные историки излагают свои версии, подчас противоречивые между собой и, зачастую, субъективные.
Так или иначе, у меня сложилась своя, хотя и, по-видимому, дилетантская, но близкая еврейскому самосознанию, т.е. отражающая именно еврейскую позицию на свою историю, версия, которую счел необходимым изложить в настоящем реферате.
Речь, в первую очередь, идет о недостаточно проясненных начальных моментах еврейской истории, о начальных этапах формирования еврейского этноса. При этом, должен уточнить, здесь никакой самодеятельности, это - реферат, основанный на работах известных, достойных доверия, не обязательно официозных историков, на приведенные ими в немалом количестве исторические факты, археологические данные.
Сложилось впечатление, что библейскую версию еврейской истории российская официозная историография полностью игнорирует, несмотря на подтверждение ряда библейских преданий многочисленными археологическими артефактами. Об историчности Библии, к примеру, наиподробнейшим образом изложено в работе украинского историка Опарина «Библия и наука».
Особый вклад в доказательство исторической ценности библейских преданий внес О;ЛБРАЙТ Уильям - американский археолог, семитолог и историк, один из крупнейших исследователей еврейской истории библейского периода. Как сообщает Википедия, «им написано много работ по археологии, в том числе книги «Палестинская археология и Библия» (1935), «Археология и религия Израиля» (1942) Будучи ревностным христианином, Олбрайт в своих изысканиях был сторонником научного подхода к изучению Библии, библейской истории и религии, основанного на археологических находках».
В книге "От каменного века к христианству: монотеизм и исторический процесс", опубликованной в 1940 году, он впервые поместил Библию в исторический и географический контекст. Ученый, один из величайших археологов современности, заявляет следующее: «Не может быть никаких сомнений в том, что археология подтвердила безоговорочную историчность ветхозаветной традиции» (Albright, ARI, 176)….
Новые открытия, добавляя все новые подробности, продолжают подтверждать историческую точность и литературную древность [Пятикнижия]… Поэтому отрицание реальности Моисея в традиции Пятикнижия можно назвать откровенной придиркой».
Мерилл Унгер подытоживает: «Ветхозаветная археология заново открыла целые нации, воскресила народы и самым удивительным образом ликвидировала исторические пробелы, во многом пополнив объем знаний о библейской эпохе» (Unger, АОТ, 15).
Однако, создается впечатление, (допустим, субъективное, тем более, что я в истории дилетант), что результаты исследований этих и многих других ученых не дошли до тех, кто изучал историю в советских/российских учебных заведениях и даже тех, кто сочиняет исторические труды.
Вот, к примеру, довелось прочесть сочинение некого историка В. Миронова под многозначащим названием «Иго гиксосов. Иудеев в Египте», из которого выяснилось, что евреи в лице библейского Иосифа и всего его рода под видом неких гиксосов в одно время, запустив руку в казну, поработили Египет, а затем уже в отместку египтяне обратили их в рабство, после чего вообще изгнали.
Более убедительной для меня оказалась именно альтернативная версия. И дело не только в том, был ли Исход, или было изгнание, из официальной, ортодоксальной историографии мы не получим ответ на целый ряд других, очень важных с точки зрения еврейской индетификации вопросов. А ведь очень важно разобраться, с чего начиналась еврейская нация, каковы ее корни?
К примеру, остается неясным, если руководствоваться ортодоксальной историографией, каким образом древние евреи, если они тогда уже существовали, в Египет попали, откуда они взялись, вынеся при этом за скобки библейскую, так называемую «мифологическую» версию, не признаваемую этой историографией. .
И вообще, процесс формирования еврейского этноса и его языка, согласно распространенной, традиционной версии, оказывается каким-то усеченным и начинается он лишь на территории Ханаана примерно с 11-10 вв. до н.э., а про египетский период, не говоря уже о доегипетском - шумерском, ортодоксальным российским историкам вроде как ничего не известно. А с формированием древнееврейского языка вообще несуразица.
Получается, древние евреи длительный исторический период – по библейской версии 400 лет - пребывали в Египте, а вот своего национального, или точнее сказать, племенного диалекта, хотя бы в зачаточном состоянии, у них как бы не было. Получается, что они пришли туда вроде как безъязычными, даже без языка той страны, откуда пришли. В такой ситуации важно разобраться в происхождении древнего еврейского языка иврит.
Можно согласиться с тем, что в египетский период еще не было окончательно сформировавшегося еврейского этноса, отвечавшего всем канонам этнокультурной идентичности. Окончательно сформировавшегося, возможно, не было, - процесс бесконечный, - но ведь должен же быть некий начальный, а затем и промежуточный этап формирования этноса и его языка.
Но как на этот вопрос отвечают представители официозной историографии? К примеру, украинский историк Виталий Чавун пишет: «То, что в Библии указано на исход евреев из Египта, не говорит о том, что из Египта выходили именно Евреи.
Это говорит лишь о том, что какая то часть из будущих двенадцати колен израилевых (ставшие впоследствии Евреями) пришли на юг Ханаана из Египта после их изгнания оттуда, самоназвание "евреи" относится только к 10 веку до н.э.»
Приводится, с целью опровержения, цитата из «Еврейской электронной Энциклопедии»: «Попытки некоторых ученых, следуя Флавию, отнести исход евреев из Египта к периоду изгнания оттуда гиксосов оказались несостоятельными». С одной стороны, создается впечатление, что вроде как с содержанием цитаты историк соглашается, и даже приводится веское обоснование.
Вполне справедливо отмечает: «Первое – изгнание гиксосов из Египта относится к 1550 г.до.н.э. ,а смену хананейской культуры на еврейскую на юге Палестины археологи отмечают с 1300 г.до н.э …». Таким образом, вроде как опровергает распространенную версию, согласно которой совмещается Исход евреев из Египта с их изгнанием. Исход, или бегство евреев – это одно, а изгнание гиксосов – это совсем другое.
Но затем, на закуску, следует второе: «А поскольку народ (нация, национальность) является социально-культурным конгломератом, то логически неверными являются вообще попытки искать евреев (носителей конкретной культуры) там, где ее не было».
И выясняется, что историк твердо придерживается догматической позиции, согласно которой, хотя Исход и был, а вот евреев еще не было в помине. А не правильней ли говорить, с точки зрения строгого научного подхода, что, хотя в тот период еще не было сформировавшейся нации, но вот этническое еврейское сообщество, объединенное общим происхождением, языком, уже начало зарождаться?
Были, или не были евреи в тот период, на этот вопрос некоторые историки отвечают в зависимости от своей идеологической позиции по отношению к евреям. Неистребимый, впитанный с молоком матери и подкрепленный советскими идеологемами антисемитизм, дает себя знать даже при рассмотрении проблем древней истории. В этом плане показательно сочинение упомянутого выше Владимира Миронова под кричащим названием «Иго гиксосов. Иудеев в Египте».
Читаем: «Манефон … вполне определенно отождествлял некий народ, покоривший Египет, убивавший вождей страны, сжигавший города и разрушавший храмы Египта, с будущими обитателями Иудеи и основателями Иерусалима». Значит, были таки евреи в Египте, и как во все времена, действуя в соответствии с протоколами «сионистских мудрецов» и замыслами международного заговора, пакостили мирным народам.
К тому же, по версии Миронова, это были полудикие, малокультурные племена пастухов, азиаты, в культурном плане стоявшие по сравнению с африканским Египтом на более низком уровне развития. «Гиксосы восприняли нравы и многие обычаи египтян, ибо те стояли на более высокой ступени цивилизации, чем эти семиты – «пастухи» (в Книге Бытия в гл. 46, ст. 34 сказано: «…мерзость для египтян всякий пастух овец».
Если согласиться с Мироновым и прочими его единомышленникам по поводу полудиких племен, то любопытно, как бы они ответили на такой вопрос: каким образом малочисленные по сравнению с многими народами потомки этих «полудиких, малокультурных племен пастухов, азиатов, в культурном плане стоявших по сравнению с имевшим, якобы, тысячелетнюю фору африканским Египтом на «более низком уровне развития», смогли, явив миру неповторимый ни одним народом исторический феномен, внести вклад в мировую культуру, цивилизацию, многократно превосходящий не только вклад, который дал миру Египет, но и весь более чем трехсотмиллионный арабский мир? Без обычных в таких случаях юдофобских выкрутасов ответить на этот вопрос он не смог бы.
А вот историк Пол Джонсон все ставит на свои места по поводу «полудиких племен» и прочих неясных моментов начальной еврейской истории.
Безо всякой идеологии и предвзятости, как это сплошь и рядом имеет место, он подходит к вопросу, были ли в тот начальный период евреи, или не были, и какие они были. Имея ввиду, в том числе и тех еврейских предков, кто еще только двигались к Египту, историк пишет: «Эти люди, которые двигались из Месопотамии в сторону Средиземноморья, говорили на западносемитских языках, одним из которых является иврит.
(По-видимому, здесь речь должна идти об аккадском языке, родном языке племен Хабиру - выходцев из Месопотамии, послужившем впоследствии основой формирования ряда языков, в том числе иврита. – Г.Р.).
Определенная группа их в месопотамских табличках и настенных надписях именовалась либо иероглифом «са-газ», либо Хапиру (Хабиру). Египетские источники позднего бронзового века также упоминают Абиру, или Хабиру…» И далее, существенная цитата, опровергающая наполненное шовинистическим ядом высказывание Миронова о якобы «диких пастухах»:
«Культура хабиру была выше, чем у большинства кочевых племен. В результате именно потому, что их трудно было классифицировать, они озадачивали и раздражали консервативные власти Египта, и не только Египта».
В частности, именно поэтому Авимелех, царек Шхема, подобно египетскому фараону, сказал сыну Авраама Исааку: «Удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас». Забавно: еврейская нация еще не сформировалась, а вот антисемитская тенденция, хотя и в зародыше – боязнь евреев и, наверно, зависть – «ты гораздо сильнее нас» - уже проявилась.
Очевидно, из этих начальных, зародышевых форм со времени вывелись мировая чума зловещего, позорящего человечество уродства – всеохватного исторического антисемитизма.
И далее читаем Джонсона: «Все эти западносемитские группы, направлявшиеся в землю Ханаанскую, (и далее, со временем, в Египет – Г.Р.) имели в действительности общие корни и находились во взаимном родстве; у них были общие воспоминания, предания и почитаемые предки.
Важным является то обстоятельство, что библейский Иаков-Израиль четко ассоциируется с временем, когда израильтяне впервые стали осознавать свою сущность, но в пределах племенной структуры, которая была для них дорогой стариной.
Принятие Иаковом имени Израиль (или Изра-эль) знаменует момент, когда Бог Авраама укореняется в Земле Ханаанской и идентифицируется с израильтянами – потомками Иакова, после чего ему вскоре предстоит стать всемогущим Яхве, монотеистическим богом».
Здесь недвусмысленно говорится, вопреки распространенным ксенофобским догмам, о начальном, задолго до египетского периода, возможно, зачаточном этапе формирования еврейского этноса.
Такого рода догмы дают о себе знать и на современном этапе развития языка современных евреев, в качестве инструмента в которых применяется идеология ненавистнического антисионизма.
В книге, написанной на базе рукописи докторской диссертации В.И. Матвеева, подготовленной к защите в Академии Наук в Москве в 1991 году, автор в русле антисионистской идеологии, обвинения в «политизации языка иврит», пытается раскрыть тему языкового поведения и проблем (само)идентификации еврейского народа.
Основной задачей своего исследования автор видит в том, чтобы, ни много, ни мало, «рассеять миф об иврите как "национальном языке" "всемирной еврейской нации" и проиллюстрировать процесс формирования уникальной новой этнорелигиозной общности в современном Израиле.
С точки зрения этого махрового антисиониста, как это считалось в сталинские и послесталинские времена, формирование из разрозненной единой еврейской нации и ее языка на обретенной родине, т.е. претворение в жизнь идеалов сионизма - это ни что иное, как реакционный сионистский миф.
В предисловии к книге откровенно признается: «На фоне краха политики классического политического сионизма, В.И. Матвеев на фактическом материале разоблачает сионистский миф о "мировом/всемирном еврейском языке" и "всемирной еврейской нации" в контексте несостоятельных попыток сионистов поставить этот язык на один уровень с такими литературными общепризнанными языками, как английский, русский, арабский, китайский, французский…».
В переводе на простой человеческий язык это означает, что не признается право на существование единого еврейского народа и его языка, как равноправного члена мирового сообщества.
Ничтоже сумняшеся, претендент на доктора лингвистики, откровенно выдавая свои и прочих антисемитов вожделения, пишет (1991год): «Во многом искусственный характер современного иврита, оказывающего тонкое влияние на формирование новой израильской нации (т.е., получается, на его взгляд, тоже искусственной –Г.Р.) в раскалываемом массовыми социальными протестами и противоречиями Израиле, "сворачивание" которого аналитики американских спецслужб прогнозируют к 2025 году».
Рассматривая реалии нынешнего дня, по прошествии четверти века после этого «прогноза», видя, как Израиль постоянно набирает свою экономическую и военную мощь, а враги сдуваются на глазах, можно только посмеяться над такого рода давно вышедшем в тираж архаичным стереотипам советского периода, над этим горе-пророчеством, даже если сюда приплетены некие американские горе-аналитики.
Свидетельство о публикации №216080300422