Туфля Золушки

     За стеклянными окнами-стенами опустился сиреневый весенний вечер. Тени наползали на улицы и вдруг шарахнулись от вспыхнувших неоновых реклам, столпились за углами зданий. Люди торопливой рекой пробегают по проспекту.

     В магазине полутемно и пустынно. И как в любом здании, откуда только что ушло множество людей, здесь мгновенно возникли тайны. Кажется, вот-вот откуда-то из-за стеклянной витрины  выпорхнет в серебряном платье Золушка, наденет вот эти крошечные туфли-шпильки и закружится в танце посреди огромного зала.

     И вдруг смех, громкий, веселый вспугнул сказку. В одной из секций девчата собрались. Не сняв темных халатиков, присели перед «боксом». Глаз не оторвут. Ой, что там делается! Смотрите, точно такая же покупательница сегодня к нам приходила. Нет, эта куда капризней!

     Галя Кириллова подходит к посетительнице, приветливо здоровается и, дав ей осмотреться, предлагает помощь:
     - Что бы хотели?

     Покупательница сердится:
     - Не вижу ничего подходящего.

     Галя не теряется:
     - Для вас вот эти белые подойдут. Очень модный каблук.

     Капризная посетительница хочет туфли другого цвета, подешевле.

     Пожалуйста, Галя находит подходящую пару.

     - Нос слишком длинен.

     Продавщица с готовностью приносит другую модель. Еще несколько капризов, и, наконец, победа – женщина платит деньги.

     - Как за ними ухаживать, а то, пожалуй,  через неделю развалятся?
Галя терпеливо рассказывает. У покупательницы светлеет лицо, пропадает недовольная мина. Но… Дальше она не выдерживает свою роль и чуть ли не падает от приступа смеха в объятия продавца. Ведь «покупатель» тоже продавец из Дома обуви, Зоя Степанова.

     У девчат-продавщиц сегодня занятия кружка по повышению культуры торговли. Многие тайны своей профессии раскрыли  девушкам опытные мастера торговли. Вот и такие вечера – это не карикатура на капризных покупателей, это практические занятия – о вежливости и хороших манерах продавца, об умении показать свой товар лицом, о таланте поднять настроение у раздраженного человека, чтобы вместе с новой парой обуви унес он с собой частичку новой радости.

     Оля Забелина сидела в уголке, «играть» в продавцов и покупателей не решалась. Она тогда была единственной ученицей в отделе. Все еще не верилось ей, что этот большой стеклянный дворец теперь принадлежит ей. И скоро она, так же, как Галя и Зоя, будет дарить людям Золушкины туфли. С детства манила ее веселая сутолока магазинов. Из всех профессий преданно и нежно полюбила одну – торговлю. Как разглядел это заведующий Домом обуви Алексей Николаевич Мудров, останется тайной, но взял в штат черноволосую девчонку-подростка сразу. И ни разу не раскаялся. 

     Подвижная, веселая, Оля свободно расхаживала между этажами туфель. И ей казалось, что они ждут, когда каждой из них она подберет хозяйку. А перед любой девушкой и женщиной считала она себя ответственной сделать ее красивее, стройнее.

     Но не так легко оказывалось иной раз угадать желание посетительницы. Вот пришла вчера одна, в шуршащей «болонье» с высоченной «бабеттой» на голове.

     - Что-нибудь покрасивее, только, разумеется импортное, - протянула капризно. – Нет, это не подходит, это тоже. Слишком высок каблук, мне роста и так хватает… А вот это, - вдруг оживилась, - почему эти вы мне сразу не показали?

     Взяла легонькую туфельку, провела тонкими пальцами по рифленой золотистой подошве. Надела.

     - Сразу видно, не наши.

     Переступила стройными ногами по коврику, как будто еще изящнее, юнее стала.
     - Беру.

     Не сдержалась Оля, улыбнулась, завертывая покупку:
     - А ведь это наши, североходовские. Но вам, правда, чудо, как идут.

     И уже не было капризной «бабетты», две девушки заглянули друг другу в глаза. Одна очень смущенно и радостно.

     А вот эти желтоватые туфли Оля брала в руки с неохотой. Широконосые, на низком каблуке, они как-то неуместно выглядели рядом с узенькими модницами. И вдруг обнаружилось, что именно на эти туфли появился большой спрос. Пожилые женщины с огорчением ставили на полку узконосые лодочки и охотно надевали эти, нелюбимые Олей.

     - Вот это настоящие туфли, как удобно ноге и просторно.
 
     А весной стало портиться у Оли настроение, да и у многих тоже. Все чаще вынимала она из кармана блокнотик, записывала, закусив губу: спрашивали босоножки, плетеные танкетки, шпильку 33 размера. У нас нет.

     Ах, как трудно выговаривается это «нет». И как обидно, что именно на продавца неудовлетворенные покупатели направляют свой гнев. Уж и книги пожеланий завели, и ящики заказов: все, чтобы полнее изучить спрос людей. А еще подводят обувщики.

     Но Оля не из тех, кто на незаслуженную обиду может ответить грубостью или неловким молчанием. В периоды, когда спадает напряжение в работе, она много раз перелистывала густо исписанные страницы своего блокнотика и книги предложений.

     Просьба – отказы, заявки – короткое «нет». А ведь многое можно было бы сделать, если улучшить качество обуви «Северохода», если бы услышали ленинградские и грозненские обувщики нелестные отзывы о некоторых своих моделях. Может быть, они не знают этого, потому что за цифрами плана не видят вот этих огорченных лиц, не слышат горьких слов. Вот почему Оля сразу же стала горячей сторонницей прямой связи магазина с североходовцами. А Дом обуви выступил у нас в городе инициатором этого доброго начинания. И комсомольское поручение – наладить переписку с комсомольскими организациями ленинградских, грозненских и брянских обувных фабрик – Оля приняла с гордостью. Регулярно и дотошно сообщает она своим адресатам о замеченных недостатках в обуви, передает пожелания покупателей. Из далеких городов идут ответы – сигнал услышан.

     А североходовцы давно уже стали родными в магазине. Они и за прилавки встают рядом с продавцами, и в подвалы магазинов спускаются, где видят горы залежавшейся обуви. Помогли организовать выставку-продажу своей обуви в магазине, а потом и в конференции с покупателями приняли участие. А в магазине все теперь страстные пропагандисты ярославской обуви. Есть здесь витрина новинок «Северохода». Появилась и совсем новая форма торговли. Выезжали Оля и другие девчата с североходовскими ботинками и туфлями на моторный завод, в железнодорожное депо. Торговля идет бойко, весело.

     Но спросишь Ольгу: все ли в порядке с новшествами в работе – задумается, покачает головой. И наболевший вопрос: а почему выходная база «Северохода» по существу против прямых связей? Допустим, заказал магазин ряд моделей на определенную сумму. В ходе торговли выяснилось, что одни модели идут только давай, а с других лишь пыль каждый день стирают продавщицы. Просит магазин добавить ходовой обуви, отвечают, вы фонды выбрали, торгуйте неходовыми моделями. Разве так должны заботиться о людях?

     Хорошо бы рекламную витрину переоборудовать – к каждой новинке коротенькую аннотацию дать. Вот это - для пожилых, это - для людей с больными ногами, это - для сухой погоды, а это - для дождей.

     Я была в магазине в горячие, суматошные часы. Оле некогда было со мной разговаривать – все ее время было до предела заполнено. Две девушки примеряли туфли, еще одной она помогала сориентироваться в пестром разнообразии шпилек, попутно отвечая на какой-то вопрос об уходе за импортными босоножками, да еще искоса успевала выделить из толпы пожилую колхозницу, растерявшуюся в беспокойной сутолоке магазина. Сейчас подойдет, поможет.

     Она царствовала в своей секции так непринужденно и легко, что казалось, каждая пара обуви, которую она вручала покупательнице, была не просто покупкой, а и немножко подарком. И сама Ольга, смуглая, черноволосая, с добрыми синими глазами и ласковой улыбкой, была так доброжелательна и заботлива, что грубости и недовольства вокруг нее не было. И мне вспомнились ее же слова об облике продавца.

     Когда человек заходит к нам, - говорит Ольга, то он прежде всего видит нас, продавцов. И от того насколько мы аккуратно одеты, красиво причесаны, приветливы, уже создается у нашего гостя хорошее настроение и появляется надежда, что именно у нас он «найдет» свои туфли или ботинки.

     И Оля, и все девчата, а это значит, все продавцы в магазине, - твердо помнят об этом и гордятся тем, что им доверено соединить два больших звена: труд тысяч обувщиков с теми, кого они обувают. Недаром же несколько дней назад Дом обуви вступил в соревнование за коллектив коммунистического труда.

     Когда я уже собралась уходить из магазина, в кабинете заведующего раздался звонок:
     - У нас сегодня свадьба, и мы хотим подарить невесте белые туфельки. Нужно обязательно к трем часам.

     Алексей Николаевич Мудров улыбнулся,подумал.
     - Хорошо, заходите, подберем.

     Интересно, может быть, эти туфли поручат подобрать Оле? И уж, конечно, это будут самые настоящие Золушкины, счастливые.

     Дом обуви, г. Ярославль

     Юность, 1965


Рецензии