Дефицит нашей совести или последний рубеж гвардии

11 октября 2015 года в с.Валдгейм состоялось повторное открытие бюста Герою Социалистического Труда, полному кавалеру Ордена Славы, Почетному гражданину Еврейской автономной области Владимиру Израйлевичу Пеллеру.

К этому событию шли долго и мучительно. И вот настало утро 11 октября 2015 года. Дата, которая должна стать памятной занозой в памяти и душе каждого, кто, не понарошку, не по должностному положению, а, по-житейски, с болью будет помнить Забвение после Подвига, и с благодарностью - Воскрешение Подвига.
На фоне многих обсуждений шокирующей истории с бюстом Владимира Израйлевича Пеллера, распиленного и заброшенного на чердак несколько лет назад, казалось, что уже принято решение, после реализации которого, будет поставлена точка.
Показалось.
Утро в день повторного события в Валдгейме начиналось буднично, по-простому: за 4 часа до открытия бюста его спешно красили из баллончиков с пульверизатором, кто-то мёл многодневный осенний мусор вокруг Дома Культуры, кто-то приводил в порядок бордюры, и все вместе размышляли, не развалится ли постамент под бюстом, ибо «еще не просох, а арматуру внутри не наваривали, чистый бетон»…
Мужчины, окрашивающие бюст, попросили не фотографировать их лица, и не называть имен, рассказали, что заказ на реконструкцию бюста получили несколько месяцев назад, но вплотную занимались работой в течение двух недель. Охотно  рассказали о том, что бюст попал к ним на реконструкцию без одного листа, который пришлось заказывать в Хабаровске, что сварочные швы в местах распилов выполнены лучше, чем те, которые сохранились от первоначальной сборки бюста, что арматуру не предусматривали в постамент, т.к. от этого «увеличивалась стоимость работ», о самой стоимости работ ответили, что это «коммерческая тайна».
«Тайна» совсем не была тайной – председатель Совета депутатов Биробиджанского муниципального района Филиппов Александр Васильевич озвучил сумму – 210 тысяч рублей, и заверил, что работа того стоит, а отсутствие арматуры в постаменте не должно повлечь последствий, исполнитель, де, «гарантирует качество» и «наш век хватит».
Объяснить грубую небрежность в латании асфальта дворика Дома Культуры, выражающуюся в забрасывании части выбитого покрытия асфальтовой крошкой, что так и застыла, не смог никто. Также никому было неведомо, почему 1 кв.м. от общей площади ямы остался неухоженным, и не «заасфальтирован» хотя бы и таким образом. О зияющих голодных ртах бетонных клумб вопрос уже не хотелось задавать – знатокам явно не хватало уважения к самим себе.
Местная жительница Ольга, грустно пошутила: «Видели бы вы вчера и позавчера, как тут готовились!... Школьники в пятницу в непогоду прибирали центральную часть Центральной улицы, так как ветки деревьев после урагана были разбросаны по обочинам по всей улице, а мусор – дело обычное, сколько смогли столько собрали. Асфальтовую крошку таскали лопатами через дорогу – с площадки возле школы. Если б вы видели, как все торопились закончить!...».
Сами школьники весело ожидали начала мероприятия, вот только не совсем понимали, начало какого мероприятия ждут – каждый из пяти, которым был задан вопрос, кто такой Владимир Пеллер, неуверенно отвечал: «Это тот, который сегодня со спортсменами будет бежать. Главный самый».
Педагоги поправляли детишек: «Ну мы же вчера в музей ходили»!
О Владимире Израйлевиче Пеллере, несомненно помнят сами педагоги из числа местных жителей, и грустно констатируют: «Стыдно за произошедшее... Я жила на одной улице с ним. Добрый, справедливый и строгий дядька был. Таких сейчас нет».
Юрий Пермин, житель села, охотно и с гордостью рассказывал, какой «легендарный мужик» был Владимир Пеллер. Его незатейливый рассказ, без пафоса, без ложных красивых эпитетов показался музыкой среди происходящего «торжества». Оказывается (и об этом почти не говорят, если не сказать, что об этом мало кто помнит), Владимир Пеллер, заражая своим личным примером жизнелюбия и ответственности за дело, никогда не рассказывал о своих личных подвигах. Ни о трудовых, ни о воинских. Возможно, тем самым прививая своим детям и всем, кто рядом, самые лучшие качества человеческой души – мужество, скромность и бескорыстие. Наверное, потому примеры чужого Подвига он ставил превыше своих собственных Подвигов. И таким примером, Юрий посчитал свое личное знакомство с легендарным Алексеем Маресьевым, которого на одну из встреч со школьниками села Валдгейм привез Владимир Пеллер в начале 70-х годов прошлого столетия. Со слов Юрия, мальчишки были ошарашены этой встречей, и еще долго только и разговоров было о той встрече, и об обоих фронтовиках – Маресьеве и Пеллере.
Полазавши в просторах интернета, можно с легкостью сопоставить биографии этих двух мужественных людей. Оба служили в пограничных войсках на Дальнем Востоке. Оба воевали на Северо-Западном фронте. Оба прошли пекло Курской дуги.
И пусть утверждают историки-хронографы, что Алексей Маресьев никогда не был в селе Валдгейм, но отчего-то очень-очень хочется верить в ту историю, что рассказал Юрий Пермин. И совершенно по очевидным причинам не верится в историю о том, что «Никто не забыт, и ничто не забыто». Во всяком случае, в нашей области.
Не зная лично Владимира Пеллера, но читая скупые строки из наградных документов к каждому его Подвигу, вспоминая былое Величие хозяйств, находившихся в его ведении, проникаешься огромным уважением к этому человеку. Таких, действительно не много, и появляются они в нашей жизни неспроста – каждое их появление заставляет осмыслить Жизнь во всех проявлениях. И научиться помнить сердцем. И научиться жить в ладах с Совестью, а не в сговоре с её дефицитом.
Гвардии лейтенант Пеллер Владимир Израйлевич 11 октября 2015 года взял свой последний жизненный рубеж, и свою последнюю высотку.
Его не трогает «коммерческая тайна» «высококвалифицированных работ», состояние места, откуда он снова смотрит на своих земляков. И пусть невысок постамент – его обладатель выше всего, что произошло, или произойдет. Ведь он-то действительно знал цену Жизни и Памяти.
Можно предъявлять различные претензии к различным представителям различной власти, но обязательно нужно помнить – при любой власти мы-то остаемся прежними. И потому, необходимо оставить идеи о замене бюста, поставив «запятую» - этот бюст должен остаться в том виде, и на том месте, где установлен. Как Памятник нашему общему бездушию и беспамятству, служа укором и назиданием. Не пройдя этот путь, мы никогда ничего полезного для собственной души не отыщем. И ничему не научим собственных детей.

Информация о нашем Герое-земляке содержится в Большом энциклопедическом словаре.
Описание его подвигов и информация о воинских наградах внесены в уникальный информационный ресурс открытого доступа Министерства обороны Российской Федерации, наполняемый всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной. Последнее обновление данного ресурса осуществлено 10 апреля 2015 года. Электронная карта с личными данными Владимира Израйлевича Пеллера в указанной базе данных заполнена неточно, наполовину:
Пеллер Владимир Израилович
Год рождения: __.__.1913
гв. мл. лейтенант
в РККА с __.__.1938 года
место рождения: Украинская ССР, Винницкая обл., м. Ольгополь
Место призыва: Бершадский РВК, Украинская ССР, Винницкая обл., Бершадский р-н
№ записи: 21309941, № записи: 1101725887
На сайте «Герои страны» имеется биография Владимира Пеллера, собранная жителем Уфы, обычным человеком, увлекавшимся Историей Отечества и его Героями, информацию о которых он черпал из обычной литературы – Уфаркиным Николаем Васильевичем. Владимир Пеллер стал ему известен из литературных очерков Бундюкова A.T. «Всем смертям назло» (1987, стр. 61—62 ),  «Солдаты славы не искали» (ДОСААФ, 1981, стр. 70—76) и Биографического словаря Воениздата 2000г. «Кавалеры трёх степеней Славы». 
В Обобщенном банке данных, содержащем информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период, выставлен единственный документ – учетная карточка воинского захоронения без учетного номера. Кем была она оформлена, специалистами ли отдела историко-культурного наследия подведомственного управлению  культуры правительства ЕАО учреждения ОГБУК «Центр народного творчества, кинематографии и историко-культурного наследия», либо иными лицами, при проведении работы по выявлению  имеющихся воинских захоронений на территории области, неизвестно. Понятно одно – Владимир Израйлевич Пеллер хорошо известен в Уфе, а для нас он давно пропавший без вести.
«Точку» в истории должны поставить те, кто обязан внести полные данные в электронные базы данных, пополнить списки на стеллах в населенных пунктах фамилиями фронтовиков, ушедших из жизни в послевоенный период, и пополнять впредь, и те, кто должен внести в региональный компонент не изучение школьниками биографий лиц на выборных должностях, а знакомство с историями фронтовиков.
Правы дети Пеллера – Аня, Раиса, Пётр – в нашей стране недопустимо забвение Воинского Подвига, как недопустимо и формальное отношение к фронтовикам и Памяти о них, иначе нам всем грош цена.   


Рецензии