Гл. 31 Жизнь и судьба Яира Кляйна

Яира Кляйна, подполковника-десантника вооруженных сил Израиля в отставке и скандально известного на весь мир наемника журналисты часто называют «наемник-неудачнк». Лично я с таким определением не согласен в корне: человека с таким запасом удачи еще поискать, ведь другому бы, при столь неуживчивом характере, патологическом неумении держать язык за зубами и, при этом, стремлении быть затычкой в любой бочке, давно бы оторвали голову. А Кляйн жив, здоров и не бедствует. Уже и в тюрьмах он сидел от Сьерра-Леоне до России, и Интерпол на него ордер выписывал, и ЦРУ на Конституции США поклялось его истребить, а курилка все жив и даже выводов не сделал. Как тут без громадной удачи, или даже персонального могучего ангела-хранителя, который, правда, время от времени с тоски уходит в запой? Никак. Впрочем, по порядку.

Яир Кляйн родился в 1943 году в кибуце Ницаним, на территории будущего государства Израиль, в то время находившейся под британским военным протекторатом. В 1962 году был призван на военную службу, в десант, стал парашютным инструктором, окончилофицерские курсы, служил в спецподразделении, которое охотилось за террористами в Иорданской долине. Участник войны Судного Дня (1973г), где сражался с Египетской армией в районе Суэцкого канала и прославился как отважный, инициативный и удачливый командир. Его однополчанин, Йоэль Шарон, так рассказывает о последнем бое той войны: «Нас послали на западный берег Суэцкого канала вызволять попавших в окружение два батальона ЦАХАЛа. Никто, кроме Яира, не смог бы этого сделать. Это был сущий ад. Но мы совершили невозможное: переломили ситуацию, спасли всех, эвакуировали 60 раненых. Яир никогда не оставлял своих. Когда мы шли за ним, всегда была уверенность, что все будет как надо». Но война закончилась, а в мирное время таким людям, как Кляйн в армии ужиться трудно. Он уволился из ВС Израиля в должности замкомандира десантной бригады со скандалом. Начальство достала его чрезмерная активность, а ему претила пассивность командования. На свое выходное пособие Кляйн открыл на оживленной трассе в Иорданскую долину крупную автозаправку с придорожным магазином и кафе, позже построил рядом дом, женился, у него родилось четверо  детей. Но ему было скучно.

И тогда он решил заняться любимым делом и открыл частную компанию «Ход а-ханит» (Острие копья), которая занялась организацией охраны и подготовкой частных охранников. В качестве инструкторов Клайн привлекал спецов из числа отставных израильских военных. Кампания вскоре стала известна не только в Израиле, но и за рубежом, например, в 1985 г Кляйн и К работали в Гватемале и Гондурасе. В 1988 он со своими израильскими коллегами основал тренировочный лагерь в Порто-Бойака, Колумбия. Там он тренировал боевиков из местной организации скотоводов для противостояния левым партизанам "Революционных вооруженных сил Колумбии" (FARC). Впоследствии Кляйна обвиняли в том, что на самом деле он тренировал боевиков для наркобаронов Пабло Эскобара и Гонзало Родригеса Гача. Связь с ними Кляйн отрицал и отрицает, причем доказать ее факт колумбийским и американским правительственным комиссиям не удалось (что не помешало Колумбии вынести Яиру Кляйну обвинительный приговор в 2002 г.), однако факт, что часть курсантов, обучавшихся в Порто-Бойака, в дальнейшем участвовала в правоэкстремистском терроре и покушениях на политических деятелей Колумбии не подлежит сомнению. В частности, в учебном лагере Кляйна проходил подготовку колумбийский наемный убийца Альфонсо де Хесус Бакеро по кличке "Черный Владимир", осужденный на 30 лет тюрьмы.
По словам самого Яира Кляйна, его колумбийская эпопея развивалась следующим образом:
К Кляйну через компанию Hancal, принадлежащую Израильскому военно-промышленному концерну, обратилась Ассоциация работников банановых плантаций округа Ураба, что на севере Колумбии, на границе с Панамой. Фермеры страдали от набегов боевиков левого движения FARC.
На первой встрече в Боготе, которая проходила в клубе отставных офицеров, присутствовал также бывший глава Генштаба Колумбии, возглавлявший в то время охранную компанию. Он объяснил Кляйну, что FARC контролирует 20 процентов территории страны. Правительственные чиновники, включая полицейских и судей, на жалованьи у партизан. Денег у FARC больше, чем в казне,—грабят крестьян, контролируют производство и торговлю наркотиками. У армии нет возможностей обеспечить охрану изолированных ферм, поэтому на правительственном уровне принято решение раздать крестьянам оружие и сформировать отряды местной самообороны. Изучив обстановку на месте, Кляйн вернулся в Израиль и за четыре месяца подготовил проект охранных мер.
Увы: к тому времени район, в котором побывали израильтяне, уже был захвачен боевиками. А к Кляйну обратилась теперь с той же просьбой Ассоциация скотоводов. У них из-за набегов партизан пропадало по миллиону голов скота в год. Опять были длительные переговоры с участием замминистра сельского хозяйства Колумбии, замдиректора Службы безопасности страны, гендиректора оборонной промышленности, главы второго по величине колумбийского банка.
На месте перед ними предстали 40 крестьян с оружием времен Второй мировой. Но они оказались способными. Тренировки проходили на полигоне колумбийской армии. По выходным—соревнования курсантов школы Кляйна с солдатами. Курс подготовки занял полтора месяца. По завершении курса на прощальном банкете мэр обратился к израильтянам с благодарственной речью. Через несколько месяцев колумбийцы попросили провести еще один курс. В конце его Кляйн предложил снять во время занятий рекламный фильм «Ход а-ханит». Наняли местного оператора, он снял и смонтировал фильм.
Это была первая крупная ошибка Кляйна. На связях с кино погорел еще Конго Мюллер, и Кляйна любовь к саморекламе, предосудительная для серьезного наемника, тоже сгубила. Через несколько дней отрывки из этого фильма показали по NBC в репортаже о вооруженных формированиях колумбийского наркокартеля. Разразился всемирный скандал: израильские военные тренируют боевиков наркоторговцев. Кляйна пригласили на израильское телевидение, и здесь он совершил вторую, уже фатальную ошибку: открыл рот и вывалил все, что накипело на душе, включая слухи и сплетни, в частности, об участии ЦРУ в наркотрафике и подготовке боевиков для праворадикальных организаций. Этого ему не простили. Через три дня Колумбия потребовала экстрадиции Кляйна или суда над ним в Израиле. США оказали давление. Суд состоялся. Связей с наркомафией у Кляйна не нашли, но на всякий случай впаяли ему три месяца условно и штраф в 40 тысяч долларов за «несанкционированное распространение военных знаний». И это было только начало.

В 1989 Кляйн со товарищи организовал "Школу выживания" на острове Антигуа. Завязал контакты с панамскими эмигрантами, которые на базе его школы готовили операцию по свержению панамского диктатора генерала Норьеги. Возможно, с участием ЦРУ. Кроме того, Кляйн «отличился» организацией поставки партии израильского стрелкового оружия по заказу правительства Антигуа, которая, в итоге, попала к боевикам наркобарона Родригеса Гача, а сам Кляйн в 1991 году был оштрафован израильским судом за незаконный военный экспорт. Дальше был ресторанный бизнес в Тель-Авиве и провальный проект организации туристического центра для христианских паломников с продажей святой воды из Иордана.

В конце 90х Кляйн перенес свою активность в Африку. . Правительство Либерии пригласило его строить систему безопасности и тренировать охрану для алмазных месторождений и каучуковых плантаций. Заодно Кляйн занялся торговлей алмазами и поставкой военного снаряжения и вооружения, в частности, вертолетов Ми-24 из Белоруссии в Сьерра-Леоне. Однако, в Либерии шла гражданская война, повстанцы брали верх и Кляйн почувствовал, что в этих разборках ему не сносить головы. Редкое, прямо таки уникальное для него чувство предвидения крупных неприятностей. Получив деловое предложение организовать покушение на президента Либерии Тейлора, Кляйн не только отказался от заказа, но и поспешил откланяться. Отправился, правда, не далеко: в соседнее Сьерра-Леоне, где у него имелись деловые партнеры.
Среди них был россиянин Игорь Клынчагов, который ранее представлял в Сьерра-Леоне интересы российских госкомпаний, а ко времени их знакомства уже на вольных хлебах занимался поставкой в Африку российских военных вертолетов. Они подружились, решили добывать алмазы вместе. Яир отправился в Либерию за оставшимся оборудованием и заметил опытным глазом, что между Либерией и Сьерра Леоне назревает война.Вернувшись, по-дружески предупредил министра обороны Сьерра-Леоне Аба-Амада. «Откуда знаешь?»—усомнился тот. «Вижу»,—ответил Кляйн. Впоследствии он так объяснял случившееся с ним в Африке: африканским правителям война как раз мать родная. Есть война—возникает гуманитарная катастрофа—будет помощь ООН. Большие бабки! А тут он со своими предупреждениями! Портит бизнес. Поздновато Кляйн понял местную специфику: через пять дней война действительно разразилась, а его самого арестовали и обвинили в подготовке военного переворота и планах покушения на президента. Игоря Клынчагова арестовали вместе с ним.

История пребывания друзей в африканской тюрьме – отдельный роман, почище «узника замка Иф». Для начала, Кляйн прямо на суде избил и обезоружил охранника, перепугав судью так, что тот удрал из зала заседаний. В тюрьме Кляйн и Клынчагов сидели в одной камере и, когда последний умирал от малярии, Кляйн взял в заложники троих тюремщиков, добиваясь визита врача. Добился. В 2000 году друзья совершили побег, но были арестованы в городе. Собственно, беглецы и не рассчитывали покинуть страну. Они добивались другого: наделать побольше шуму. Это получилось вполне и власти Израиля, в конце концов, вынуждены были обратить внимание на бедственное положение своего гражданина, героя войны и отставного офицера. К тому времени, политические статьи обвинения против Кляйна уже были замены экономическими: в мошенничестве. Израиль, по дипломатическим каналам, добился возвращения Кляйна на родину, однако тот отказался покидать тюрьму без своего русского друга. В итоге, выпустили обоих. Можно называть Яира Кляйна наемником или темным дельцом с запятнанными кровью руками, но одно у него не отнять: он – храбрец, каких поискать, и по настоящему верный друг.

Вернувшись в Израиль, Кляйн открыл бизнес по бронированию автомобилей. Этот его проект, в отличие от большинства других, оказался на редкость удачным. Продолжались и его занятия по организации курсов выживания. В 2002 году опять всплыло колумбийское дело: ученики Кляйна в очередной раз «засветились» в терроре и организации заказных убийств. В Колумбии его судили заочно и приговорили к 14 годам тюрьмы, за подготовку боевиков для наркокартелей Медельина и Кали, а также для «эскадронов смерти». Израиль в его экстрадиции отказал. Однако Кляйн не отказал себе в удовольствии дать интервью колумбийскому телеканалу Caracol, где повторил все то же, что и раньше, добавив свои соображения о геополитике. К примеру заявил, что ситуация перманентной гражданской войны в Колумбии выгодна США и что он, Кляйн, готов уничтожить партизанское движение за 6 месяцев, если получит в свои руки военное командование. В общем, 3 апреля 2007 года Интерпол выписал ордер на арест Яира Кляйна.

В это время у него наметился интересный бизнес в России, куда его пригласил старый друг Игорь Клынчагов. Была мысль организовать завод по производству бронированных автомобилей, аналогичный тому, совладельцем которого Кляйн являлся в Израиле. С помощью Игоря Яир нашел инвестора для открытия подобного завода в Москве—главу компании «ЛанРусинвест» Владимира Кишенина. Все шло хорошо, пока 3 августа 2007 года, садясь на обратный рейс в аэропорту Домодедово он не был арестован российскими спецслужбами по тому самому колумбийскому ордеру Интерпола. Три года он провел в предварительном заключении в РФ. Колумбии его, правда, так и не выдали, зато пытались выменять на него у Израиля беглого российского олигарха Леонида Невзлина. Добиться этого не удалось и, в итоге, в 2010 году Яир Кляйн вернулся на Родину.

В последнее время Яир Кляйн несколько остепенился, все же годы берут свое, живет с прибылей от предприятия по бронированию автотранспорта, вкладывает деньги в туристический бизнес и пишет мемуары, где грозится всех вывести на чистую воду. Размышляя о том, кем на самом деле является Яир Кляйн, на ум приходит, что он все же, в первую очередь, не делец, а именно отчаянный авантюрист, жадный до славы и приключений. Ну, что же, вот с этим у него все в порядке, и известности хватает и жизнь даже не сплошной роман, а целая серия приключенческих романов с полным набором сюжетов: антитеррор, война, подготовка легальных и нелегальных вооруженных формирований, интриги, заговоры, настоящие и вымышленные государственные перевороты и заказные убийства, торговля оружием и алмазами. В общем, отставному десантнику на скучную жизнь жаловаться не приходится.

НА фото: 1) Начальник израильского генерального штаба Израиля Хаим Бар-Лев благодарит командира роты лейтенанта Яира Кляйна за отличную работу. 1973 г. 2) Яир Кляйн в тюрьме в Сьерра Леоне, 1999 год. 3)Яир Кляйн у себя дома (наши дни).


Рецензии
И я так думаю

Бьорн Высокий   04.08.2016 00:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.