Елена Лаврова. Письма к Марине Цветаевой. Т. I, 8

УДК 821.161.1
ББК Ш 84 (4 Рос) 6
Л 13

Лаврова Е.Л.
Письма к Марине Цветаевой. Т. I. – Горловка, «Коллегия», 2012. – 379 с.

ISBN 978-966-2649-03-1 © Издательство «Коллегия», 2012


ПИСЬМО 8


ПИСЬМО 8

Дорогая Марина!
Возвращаемся к теме Наполеона. У великого человека есть до сих пор ненавистники. 6 февраля 2006 года некто иеромонах Симеон (Томачинский) сказал проповедь. Ну, ладно бы, просто сказал для узкого круга верующих, он её ещё и в интернет выложил на всеобщее прочтение. Расписался, так сказать, в «любви к ближнему» (очень по-христиански!), и в собственной глупости и невежестве. А назвал своё сочинение иеромонах «Роль личности в истории». Иеромонах Симеон, видишь ли, обиделся за блаженную Ксению: «Наверное, нет ни одного учебника истории, где бы говорилось о блаженной Ксении Петербургской, память которой мы сегодня празднуем. Зато в каждом учебнике истории обязательно будет рассказ о Наполеоне и его деяниях. Два этих человека жили примерно в одно время – на рубеже XVIII-XIX веков. Действительно ли их вклад в историю совершенно несоизмерим?». 
Иеромонах Симеон решил сравнить Наполеона с блаженной Ксенией Петербургской. Коту моему Мачо понятно, что сравнение иеромонаха будет в пользу блаженной Ксюши. Давно уже высмеяно сравнение самовара с сапогами, но иеромонаха это не смущает. Сравнивать, так сравнивать! Ну, сравнил бы свою любимую блаженную с какой-нибудь католической святой, Терезой Авильской или Терезой из Лизье, к примеру. По крайней мере, это выглядело бы логично, а не комично. Нет, ему Наполеона подавай! Наполеон у него – бревно в глазу.
Кстати, ты помнишь, кто такая блаженная Ксения? Наполеон-то кто, все знают, а вот Ксения! Строго говоря, никто ничего о ней толком не знает, кроме того, что, была она женой какого-то придворного певчего Андрея Фёдоровича, который возьми, да умри. Жене его на ту пору говорят, не было ещё тридцати лет. У бедной тётки после смерти мужа капитально поехала крыша. Она подарила свой дом какой-то своей знакомой, надела штаны и кафтан, оставшиеся от мужа, отзывалась не на своё имя, а на имя мужа, и говорила, что он жив, а умерла Ксения. Став бомжихой и трансвеститкой, она отправилась бродить по улицам Петербурга, прося подаяние Христа ради. Бедную сумасшедшую нужно было поместить в соответствующую лечебницу, но ей позволили шататься по городу, и наш народ стал почитать её как юродивую, то есть, блаженную. Впрочем, это одно и то же. Сегодня её могилу на Смоленском кладбище посещают верующие. Идут с разнообразными просьбами, надеясь на чудо. Например, выгодно обменять квартиру. Честное слово, я читала об этом, не смейся.
Церковь (вера) почитает таких юродивых, считая, что эти люди сознательно притворяются безумцами и называет их дикое поведение «подвиг юродства». Психиатрия (наука) не сомневается в том, что юродивые — безусловно, психически больные люди. Вот с такой психопаткой и решил иеромонах Симеон сравнить великого и адекватного Наполеона. И знаешь, что он пишет?
«Деяния Наполеона известны: сотни тысяч погибших (некоторые из них были похоронены здесь, в Сретенском монастыре); разоренные ограбленные храмы, причем не только в России, но и, например, в Венеции, да и по всей Европе; разрушенные судьбы многих людей. Огромным было в свое время и духовное влияние Наполеона, о чем свидетельствуют в частности произведения Толстого, Достоевского. Раскольников, терзаемый сомнениями, «тварь ли я дрожащая или право имею», кромсал топором старуху-процентщицу, можно сказать, с именем Наполеона на устах». Наполеон, оказывается, в ответе за всё, что случилось в Европе и в России, в том числе за литературного героя, выдуманного Достоевским! И, как тебе нравится выражение – «кромсал топором»?
Невежество служителей церкви воистину ужасающее! Или иеромонах Симеон притворяется, что ничего не знает о Наполеоне, кроме того, что сказал о нём.
Не знает что ли иеромонах Симеон, что Наполеон дал мир Франции после беспредела головорезов и кровопийц якобинцев, что он в кратчайший срок навёл порядок, «мочил в сортирах» разбойников не на словах, а на деле, вразумил взяточников и воров-чиновников очень простым способом: тюрьма или верни всё в казну? Возвращали! Почему бы сейчас не воспользоваться удачным опытом Наполеона?
Не знает что ли иеромонах Симеон, что Наполеон строил дороги, мосты, здания, водопроводы и канализацию?
Не знает что ли иеромонах Симеон, что Наполеон дал Франции Гражданский кодекс, по которому она живёт и сегодня, ввёл единую систему мер и весов, которой пользуемся мы все, в том числе и иеромонах?
Не знает что ли иеромонах Симеон, что Наполеон учредил орден Почётного легиона для военных и гражданских лиц и получить его и сегодня могут только люди, имеющие действительные заслуги перед своим отечеством?
Не знает что ли иеромонах Симеон, что Наполеон защитил права и достоинство простого человека?
Не знает что ли иеромонах Симеон, что Наполеон защищал права отечественного производителя, и при нём расцвела тяжёлая и лёгкая промышленность?
Не знает что ли иеромонах Симеон, что сахар, который он кушает, производится из свёклы, а это заслуга Наполеона, побудившего учёных найти заменитель сахарного тростника?
Не знает иеромонах Симеон, что при Наполеоне во Франции расцвело сельское хозяйство?
Не знает что ли иеромонах Симеон, что Наполеон морально и материально поддерживал учёных, и наука тоже при нём расцвела?
Не знает что ли иеромонах Симеон, что именно Наполеон прекратил якобинские преследования священников, вернул Папу Римского на трон, и не пошёл на Рим и Ватикан, когда вполне мог бы стереть этот самый Ватикан с лица земли к чёртовой матери?
Не знает что ли иеромонах Симеон, что Наполеон не хотел воевать и неоднократно предлагал мир России, Австрии, Пруссии? Но подзуживаемые Англией, эти страны всё время создавали коалиции, и лезли, лезли, лезли, мешая Наполеону заниматься созиданием. Сколько раз Наполеону приходилось отрезвлять эти страны и ставить их на место, побеждая их армии? Шесть коалиций!
Не знает что ли иеромонах Симеон, что Наполеон был блистательным полководцем, превосходящим Александра Македонского и Юлия Цезаря?
Иеромонах упрекнул Наполеона за то, что он положил на полях сражений тучи народу. Что ли забыл иеромонах, сколько народу положили на полях сражений религиозные войны? Да Наполеон в сравнении с кровожадностью церковных деятелей отдыхает.
Свободный Наполеон подарил Европе свободу. Он ценил людей по уму и заслугам. Большинство его достойнейших маршалов и министров были выходцами из семейств лавочников, булочников, трактирщиков, лакеев. Это Наполеон сказал, что в каждом ранце солдата лежит жезл маршала. И это воодушевляло людей. Наполеон был демократ. Наполеон был гений.
Не знает что ли иеромонах Симеон, что Наполеон хотел объединить Европу, сделать единую валюту, сделать свободным передвижение граждан? Мечта его осуществилась только теперь, но это была его мечта, его идея. И если бы ему не мешали! Если бы не мешали, то он осуществил бы свою мечту уже тогда.
Что касается церквей, якобы разрушенных Наполеоном в России, то это наглая ложь. Не знает что ли иеромонах Симеон, что Москва была сожжена по приказу губернатора Ростопчина и в этом пожаре погибли и храмы, и дворцы, и дома, и хижины?
Не знает что ли иеромонах Симеон, что в планы Наполеона не входило завоевание России, а Александр I предательским нарушением Тильзитского договора спровоцировал военный поход Наполеона на Москву? Не нужна была Наполеону ни Москва, ни Россия! Кто первым начал войну? Александр первым стянул войска в Польшу, и готовился напасть на Наполеона. Что оставалось Наполеону?
Я перечислила только часть заслуг Наполеона – великого человека, полководца и Императора. Упомяну только ещё раз, что в отличие от блаженной Ксении, Наполеон был человек адекватный и гениальный.
Сравнивать Наполеона и Ксению, это всё равно, что поставить в один ряд компьютер и машинку для стрижки волос.
Кстати, Наполеон считал, не будучи человеком верующим, что государству религия нужна. Он сказал: «В хорошо управляемой стране нужна главенствующая религия и зависимые от государства священники. Церковь должна быть подчинена государству, а не государство церкви».
И вот, иеромонах обижается, что сумасшедшая, психопатка с мазохистскими наклонностями не упомянута на страницах учебников, а какой-то Наполеон то и дело упоминается!
По делам и честь!
Знаешь, Марина, сегодня церковники что-то всё больше и больше наглеют, хотя формально церковь отделена от государства. Лезут на телевидение, радио, в интернет – учить народ, как жить, а правительству указывают, как управлять.
Церковь – враг свободы. Попам не нужны свободные, образованные, умные, думающие люди. Им нужны рабы и рабыни, верящие на слово им, попам. Эти попы, дай им волю, завтра же «замочат в сортире»   науки, искусства, свободу, прессу, личность. Они заставят всех людей ходить в чёрном и сером, и выть унылые еврейские псалмы. Это в лучшем случае. А в худшем? О, об этом страшно и подумать! Власть церкви в государстве должна быть ограничена государством. Так считал Наполеон, и был прав!
Иеромонаху Симеону и таким, как он, милее дремучесть, невежество, тупая и слепая вера. Ему милее реакция, а не прогресс. Вот почему Наполеон, окончательно свернувший шею феодализму в Европе, так ненавидим до сих пор теми, кто хотел бы возвращения старого, милого их сердцу порядка.
Главный аргумент в рассуждения иеромонаха Симеона следующий: «Ежедневно у могилы блаженной Ксении собирались (и продолжают собираться) тысячи людей и просили её о помощи, оставляли записочки с криком о помощи, и этими записками, как гирляндами, была постоянно увешена часовня святой. Сотни, тысячи, миллионы записок призывали её имя – а была ли хоть одна подобная записка у могилы Наполеона из красного порфира на зелёном пьедестале?».
Я хохотала до слёз! Представляешь могилу Наполеона, увешанную тысячами записочек с просьбами от трудящихся? Не затем Наполеон цивилизовал Европу, чтобы ему на могилу записочки с просьбами навешивали! Я видела в Бурятии деревце у родника, ветви которого были обвязаны многочисленными ленточками. Языческий обычай обращения с просьбами к богу. Чем же отличается этот языческий обычай от христианского обычая? Отличается, на мой взгляд, в лучшую сторону. Языческий обычай очень трогателен и мил. Родник! Дерево в разноцветных ленточках! Небо! Горы! Ветер! Просьба выражена не записочкой, а ленточкой. Оцени!
А у Ксении? А у Ксении – осквернение могилы этими записочками:   Дай! Дай! Дай!
Ненавижу, когда, канючат! Просьба, обращённая к трупу.
И тотчас стая монахов завопит:   Не к трупу, а к духу!
Тогда отойдите от могилы. Дайте бедной женщине покой. Какого чёрта вы торчите у её гроба!
И что это за потребительское отношение к богу, святым и даже блаженным воспитывают в людях попы?
«Ограбленные храмы в Венеции, России, да и по всей Европе»,   сокрушается иеромонах. А нечего в храмах сокровища копить! Ваш патрон сказал не копить сокровищ на земле? – Сказал? Сказал! Выполняйте!
О контрибуции иеромонах когда-нибудь слышал? О правилах ведения войн в прежние века, знает?
Лучше обчистить богатенькие церкви, чем быть отцеубийцей! Так что, служители церкви, разберитесь сначала с собственным консервативным, агрессивным и преступным Императором Александром I, кого ваши предшественники молчаливо поддерживали, и не лезьте к чужому Императору. Пётр Великий тоже колокола с колоколен снимал, и на пушки переливал, когда была нужда, и ничего, церковь не возникала. На цирлах бегала. Головы берегла. И правильно делала. Венецию  иеромонаху жалко! Католическую церковь лицемерно пожалел! Да вы, православные попы, католиков еретиками считаете. Что тебе, иеромонах, Венеция с её католическими храмами! Там же сокровища были, принадлежавшие еретикам. Или иеромонах жалеет, что не удалось Суворову еретиков ограбить?
Наполеон может и обчистил церкви Венеции, но сокровища не себе в карман положил, а отправил Директории в Париж. И потом, надо же ему было на что-то содержать армию в Италии, которую, кстати, та же Директория, и гнобила. Люди были голодны, и оборваны. Так что Наполеон не колебался: на эти сокровища церковные накормил, одел, обул людей. Поступок вполне христианский. А вот копить сокровища – нет, не христианский, не правда ли, Марина?
Странен всё-таки человек! Странен, слаб, легковерен, дремуч! Верит, кому попало, и во что попало.
Помнишь, Наполеон, по просьбам некоторых русских людей, хотел дать свободу русским крепостным? Подумал, и не дал! Понял, что дай свободу рабам, они такого наворотят, столько крови и кишок выпустят, сколько якобинцам и не снилось. Пожалел Россию. Был прав. Так потом всё и произошло.
А как тебе такой пассаж иеромонаха? «Наполеон похоронен в центре Парижа, в соборе Дома инвалидов, и туристы охотно приходят поглазеть на его саркофаг из красного порфира, установленный на зелёном гранитном пьедестале. Никто не приходит помолиться или попросить его о чём-то; для современного человека Наполеон – это просто музейный экспонат, заспиртованное прошлое. Его влияние сегодня ничтожно – в лучшем случае заезженный материал для кинематографа или псевдоисторических упражнений начинающего графомана».
Так что, Маринушка, стоя возле могилы Наполеона в Доме Инвалидов, ты глазела на саркофаг, как туристка.
Дела нет иеромонаху, что Наполеон сделал Европу свободной, объединённой и цивилизованной. Это – его заслуга. А то, что происходит с Европой сегодня, так это «заслуга» современных недальновидных и недалёких политиков. Нет гения!
А вот заспиртованное прошлое это как раз православная, дремучая, консервативная церковь. А что касается «заезженного материала для кинематографа и псевдоисторических упражнений начинающего графомана», то это дремучее, дикарское мнение профана, который пытается унизить современную науку и искусство.
Воистину, не два несчастья на Руси, а три: дороги, дураки и агрессивные попы.
Как представлю эту несчастную безумную Ксюшу, завшвиленную, грязную трансвеститку, бегающую босиком по морозу без тёплой одежды, над которой современники смеялись и её обижали, так сердце от жалости заходится. И ведь измывались и никто не пожалел, бедную! А теперь объявили народной целительницей.
А её современник Наполеон принимал ванну два раза в день. И зубы два раза в день чистил.
Не мог без ванны. Даже в военные походы с собой брал. Такой чудак! Так и слышу нудный голос иеромонаха:   Лучше бы о душе заботился, чем о теле!
Кстати, почему это на иконах сумасшедшую Ксению изображают в юбке и кофте, когда она мужеский костюм носила? Нехорошо, не правдиво. Понимаю, есть установка церкви: дама не должна ходить в мужеском костюме. Это грех! Так Ксюша-то ходила в мужеском костюме, так и пишите на иконах.
Грех   сумасшедшего человека не лечить. Грех   вводить в заблуждение слабых умом и дремучих людей.
Так чего добивается своей проповедью иеромонах Симеон? – «В современной исторической науке все большее распространение получает термин «социальная история». Это весьма перспективное направление, говорящее о важности простых человеческих судеб, о значении «малых дел» в жизни общества, об определяющей роли рядовых людей в историческом процессе».
Интересно, каков возраст иеромонаха? Не учился ли он в советском вузе? Особенно смешит советская фраза: «определяющая роль рядовых людей в историческом процессе». Начитался советских учебников по истории, дяденька?
А дальше ещё чудовее и чудовее, как говорит Алиса в Стране Чудес. «Не нужно думать, будто история вершится сильными мира сего, на политическом Олимпе; история – это совсем не то, что нам показывают по телевидению. Подлинная история происходит в человеческом сердце, и если человек очищает себя молитвой, покаянием, смирением, терпением скорбей, то его участие в своей судьбе, а значит в судьбе окружающих, а значит – и во всей человеческой истории – неизмеримо возрастает».
В первый раз слышу, что историю нам по телевидению показывают. Вот телевидение-то удивилось! Да там всё, что угодно показывают, кроме истории.
И последний вывод иеромонаха: «Блаженная Ксения не руководила государством, не собирала многотысячных армий, не вела их в завоевательные походы; она просто молилась, постилась, смиряла свою душу и терпела все обиды – но её влияние на человеческую историю оказалось неизмеримо большим, чем влияние любого наполеона. Хотя об этом и не говорят учебники истории».
Конечно, такую глупость не напишет ни один нормальный автор учебника истории. Попы могут восхвалять своих безумных ксюш сколько им угодно в пределах церкви, но навязывать людям свою точку зрения через СМИ и интернет, выражаясь их языком,    грех.
Наполеон в истории один. А психопаток – полным-полно. Нечего сравнивать несравнимое и несоизмеримое.
Есть ИСТОРИЯ и есть история. Если в каждый учебник ИСТОРИИ помещать сюжеты обо всех истеричках и психопатках, то никакая ИСТОРИЯ не выдержит. Разбухнет и расползётся по швам.
Пусть будет история сумасшедших ксюш. Есть много разных историй. Есть история разведения собак. Или есть история борьбы со вшами. Или есть история создания приютов для бомжей и.т. д., и.т. п. Это всё в одном ряду мелких человеческих историй. Пусть будут всяческие мелкие истории, никто не спорит. Но ставить на одну доску Наполеона и сумасшедшую тётку, помещать на одну чашу весов великого деятеля, изменившего ход истории всей Европы, а на другую шизофреничку, ничего в жизни не сделавшую, кроме бестолковой беготни по улицам без одежды в мороз, по меньшей мере, глупо.
Итак, иеромонах высказал свою точку зрения на историю. Высказать-то свою точку он имеет право, как любое частное лицо, но не дело иеромонаха указывать, какими должны быть учебники по истории и как, по его мнению, течёт исторический процесс. Когда церковники лезут не в своё дело – быть беде!
Знаешь, что меня пугает, Марина? Никто, у кого есть власть, на них не цыкнет. Напротив, молчаливо поощряют и поддерживают.
Ещё немного, и попы станут учебники по истории и литературе писать. Конец тогда истории и литературе!
Ничего, Марина, и в твоё время дураки писали много глупостей о Наполеоне. Прорвёмся!

Целую тебя, дорогая.
Твоя Елена.


Рецензии