Елена Лаврова. Письма к Марине Цветаевой. Т. I, 9

УДК 821.161.1
ББК Ш 84 (4 Рос) 6
Л 13

Лаврова Е.Л.
Письма к Марине Цветаевой. Т. I. – Горловка, «Коллегия», 2012. – 379 с.

ISBN 978-966-2649-03-1 © Издательство «Коллегия», 2012


ПИСЬМО 9

Здравствуй, Маринушка!
В пыточных камерах, в застенках тюрем, в фашистских и коммунистических концентрационных лагерях, на кострах инквизиции, на раскольничьих кострах, на полях сражений, в больничных палатах, и прочих подобного рода местах, где одни люди сосредоточенно мучают и убивают других людей, человеку предоставляется возможность сделать одно из величайших открытий – бога нет! Или вариант: бог есть, но богу нет до нас никакого дела. Правда, это последнее открытие, которое они могут сделать в своей жизни.
Есть ли иной мир?
В моей личной библиотеке лежит книга, в которую я давным-давно заглядывала из любопытства. Написал её некий монах Митрофан. Называется эта книга «Как живут наши умершие, и как будем жить и мы по смерти». Издана, естественно, с соизволения святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. А внизу титульной страницы приписка: По учению православной церкви, по предчувствию сверхчеловеческого духа и выводам науки.
Вот эти-то выводы науки меня и умилили, потому что в этой книге есть всё что угодно, кроме выводов науки. В ней есть мнения отцов церкви, рассуждения о смерти и бессмертии, догмат церкви о ходатайстве живых   за умерших. Некоторые заголовки подразделов трогательны, например: «Жизнь и деятельность в раю или Жизнь и деятельность в аду и в геенне». Такое впечатление, что из рая и ада регулярно священникам поступают подробные отчёты об этой самой деятельности.
То-то и оно, что не поступают, и автор книги ограничивается самыми общими словами, рисуя райскую обитель в виде сада, а деятельность в форме славословия в адрес бога.
Откуда черпают информацию о рае отцы церкви? Из источника более, чем сомнительного – из видений монахов и монахинь. В связи с этим я вспоминаю одно выразительное место в сочинении знаменитого психиатра Чезаре Ломброзо «Преступность женщины»: «В 1550 году почти все монахини монастыря в Ubertet`e после сорокадневного почти абсолютного поста сделались жертвами дьявола: начали богохульствовать, говорили всякие несообразности и в судорогах падали на землю».
Бедные монахини! Чёрт знает, что может привидеться человеку, если его почти не кормить: и ад, и рай, и инопланетяне. Характер видений будет зависеть от уровня образованности и менталитета голодающего, т. е. пардон, постящегося человека.
Может быть, что-то конкретное можно прочесть о деятельности в аду? Оказывается, деятельность в аду заключается в богохульствах в адрес бога и сожалениях о плотской жизни на земле.
В целом, эта книга   безответственная и скучная болтовня, изобилующая цитатами из Библии и житий святых, растянутая на 400 с лишним страниц.
Впрочем, есть одна положительная мысль, украденная христианами из древнейшего индуизма: в мире ином жизнь не начинается с чистого листа. Основы будущей жизни заложены на земле. Как проживёшь, так и продолжишь.
Куда мне милее твоё представление об ином мире. Ты уверена, что там будет продолжаться та деятельность, который человек занимался на земле. Следовательно, если иной мир есть, и ты в нём продолжаешь жить, ты продолжаешь писать стихи, прозу и, может быть, даже трагедии? Или сменила этот вид деятельности на другой? Пока не встретимся, не узнаю. Так хочется встретиться с тобой!
Так что же говорит наука о бессмертии?
Владимир Михайлович Бехтерев написал труд «Бессмертие человеческой личности как научная проблема».
Бехтерев называет душу энергией, заметь, как в индуизме. Правда, на этом сходство с индуизмом заканчивается. Опираясь на универсальный закон сохранения энергии, действующий в природе, он делает вывод, что энергия не возникает и не исчезает, лишь переходит из одной формы в другую. Это распространяется и на явления нервно-психической деятельности. «Этот закон по отношению к данному предмету, — пишет Бехтерев, — может быть выражен так: ни одно человеческое действие, ни один шаг, ни одна мысль, выраженная словами или даже простым взглядом, жестом, вообще мимикой, не исчезают бесследно. <…> Нервно-психическая энергия организуется в форме обобщённой социальной «сверхличности». <…> «Речь идёт не о бессмертии индивидуальной человеческой личности в её целом, которая при наступлении смерти прекращает свое существование как личность, как особь, как индивид, а о социальном бессмертии ввиду неуничтожимости той нервно-психической энергии, которая составляет основу человеческой личности <...> Речь идёт о бессмертии духа, который в течение всей индивидуальной жизни путем взаимовлияния как бы переходит в тысячи окружающих человеческих личностей. <…> Поэтому понятие о загробной жизни, в научном смысле должно быть сведено, в сущности, к понятию о продолжении человеческой личности за пределами её индивидуальной жизни в форме участия в совершенствовании человека вообще и создания духовной общечеловеческой личности, в которой живет непременно частица каждой отдельной личности, хотя бы уже и ушедшей из настоящего мира и живёт не умирая, а лишь претворяясь, в духовной жизни человечества».
Вот и всё! Это не личное бессмертие, как обещают попы, а что-то в духе Вернадского – учение о ноосфере, восходящее к древним грекам с их учением о нусе (к примеру, Архелай, учитель Сократа). Строго говоря, объект, т. е. иной мир, недоступен для научного исследования. Как и энергия, оживляющая наше тело. Мы можем исследовать реакции души на раздражители, но саму энергию кто исследовал? Похоже, что и она недоступна для исследований.
Ты, должно быть, слышала  об экспериментах доктора Дункана МакДугалла из Хаверхилла (США), штат Массачуссетс. Я говорю, должно быть, слышала, потому что его эксперименты пришлись на твоё время. В 1906 году МакДугалл провёл ряд экспериментов по изучению изменения веса тела в момент смерти. Он предположил, что душа человека имеет вес и, когда она покидает тело в момент смерти, то вес физического тела должен уменьшиться. Разница в весе тела до смерти и после смерти даст величину веса самой души.
Вообще-то эксперименты с умирающими людьми этичны или как? В общем, он плюнул на этику, и сделал особенную кровать для умирающих больных. Эта кровать представляла собою высокоточные весы. Шесть туберкулёзных больных умерли в этой кровати.
Когда пациент помещался на специальную кровать, то весы устанавливались на нулевой отметке. Затем за показаниями весов велись наблюдения вплоть до самой смерти больного. В момент смерти была зафиксирована потеря в весе. У первого пациента она составила 21 грамм. Результаты своих экспериментов доктор МакДугалл опубликовал в научных изданиях. Причём эта потеря веса в момент смерти была внезапной, в отличие от постепенных потерь веса перед смертью пациента (отделение влаги).
МакДугалл сам лёг на кровать, чтобы проверить, не зависит ли потеря этих 21 грамм от вдыхания или выдыхания воздуха из лёгких. Он резко выдохнул воздух, но стрелка весов не пошевелилась. Потом на кровать лёг коллега МакДугалла и тоже   резко выдохнул, но результат был тот, же самый. Стрелка не двигалась. МакДугалл сделал любопытный вывод: «Действительно ли это есть вес души? Если да, то, что это доказывает?». И в самом деле – что?
Но умирающих пациентов, вовлечённых в эксперимент, было шестеро. В третьем случае потеря веса составила 45 граммов, а через несколько минут ещё 30. Что душа покинула тело в два приёма?
Четвёртый опыт не удался, т. к. помешали другие коллеги, которые были против проведения подобных опытов. Как я их понимаю! Надеюсь, кто-нибудь дал ему в глаз. Вряд ли МакДугалл спрашивал разрешения умирающих на этот эксперимент и вряд ли спрашивал разрешения родственников этих умирающих.
В пятом случае было установлено, что вес тела пациента в момент смерти уменьшился на 12 граммов, но затем снова вес увеличился на эти 12 граммов, а через 15 минут опять снизился на эти же 12 граммов. Последний шестой случай был неудачным, т. к. больной умер, в то время как производилась настройка механизма весов.
Результаты своих экспериментов доктор МакДугалл опубликовал в научных изданиях. На мой взгляд, пяти случаев как-то маловато для вынесения суждения об успехе эксперимента. Но доктор МакДугалл делает следующие выводы из данных опытов: «Действительно ли этот потерянный вес есть вещество души? Нам представляется, что это именно так и есть. Согласно нашей гипотезе доказательство существования вещества души есть необходимая предпосылка для предположения о продолжении жизни индивидуальности после физической смерти. И здесь мы имеем экспериментальное доказательство того, что вещество души может быть взвешенно в момент, когда душа оставляет человеческое тело в момент смерти».
Хорошо! Допустим! Но у меня возникает другой вопрос. Если душа это энергия, то имеет ли энергия вес? Ну, или массу? Знаю, в современной науке вес и масса — разные понятия. Вес — сила, с которой тело действует на горизонтальную опору, или вертикальный подвес. Масса не является силовым фактором; масса — мера инертности тела. Например, в условиях невесомости у всех тел вес равен нулю, а масса у каждого тела   своя. И если, покоясь на весах, показания последних будут нулевыми, то при ударе по весам тел с одинаковыми скоростями воздействие будет разным. Хорошо! Тело умирающего человека не ударяет по весам, т. е. по кровати, следовательно, мы имеем дело с весом, а не с массой. Но вопрос-то остался: душа (энергия) имеет вес?
Не вдаваясь в тонкости дела, сошлюсь на заключение современных физиков. Вес (массу) имеет тело, т. е. материя, а энергия веса (массы) не имеет. Так что МакДугалл поторопился с выводами. Или, если принять его точку зрения, душа не есть энергия, а есть материя. И тогда она может иметь вес. Так, что же она, душа? Материя или энергия?
Я склонна думать, что душа, хотя это термин неточный, это энергия, дающая жизнь телу. Когда энергия не может больше быть в теле (причин на то много), она покидает его. Но дальнейшая её судьба гадательна. Знаешь ли ты, что по этому поводу думают древние индусы? Смерть, говорится у Брамана Чаттерджи, наступает тогда, когда из человеческого организма выделяется эфирный двойник. Чаттерджи пишет: «…наше наиболее грубое тело (твёрдое, жидкое и газообразное) из всех факторов, образующих наше существо, в то же время и наименее прочное. После смерти мы его сбрасываем, как только от него отделится его эфирный двойник. На самом деле, смерть не что иное, как разобщение физического тела от эфирного своего двойника, проводника жизненного начала. Даже частичного выделения этого «двойника» достаточно, чтобы вызвать бесчувственное состояние. Это явление можно наблюдать при действии анестезирующих средств. Когда больному дают вдыхать хлороформ, ясновидящий может наблюдать эфирный двойник, отчасти выделяющийся в виде голубоватого облака. Полное разъединение вызывает неминуемую смерть: жизненное начало не может более воздействовать на физическое тело без своего проводника, и физико-химические силы свободно вступают в деятельность и приводят тело к постепенному разложению».
Прекрасно! Эфирное тело есть проводник той самой жизненной энергии, которую мы именуем душой. Что происходит дальше? «Вскоре после смерти (обыкновенно спустя около трёх дней) эфирный двойник в свою очередь покидается, как второй труп. Этот второй труп, лишённый жизни, носится поблизости от физического трупа. Он рассеивается по мере того, как последний разлагается. Увидеть эфирный двойник не трудно, так как нервного возбуждения, вызванного страхом, иногда достаточно, чтобы усилить восприимчивость и сделать эфирные формы видимыми. Но если тело подвергается сожжению, по обычаю индусскому, эфирный двойник выделяется немедленно. Оставляя оба эти внешних покрова, человек сохраняет всё остальное. Никакого изменения в его действительной личности смерть не производит. Он остается таким же живым, даже более живым, чем мы с вами, только он не может дать о себе знать, потому что лишился физического проводника. Он существует в форме более тонкой, недоступной для восприятия человека, живущего в физической среде. Но эта форма, тем не менее, реальна, как колебания инфракрасных и ультрафиолетовых лучей в солнечном спектре, хотя они и невидимы для нашего телесного зрения. Следовательно, те, кого мы называем мертвецами, существуют, живут, только как проводники гораздо более тонких колебаний. Мы не можем отвечать на такие колебания, вот почему их существование ускользает от нас. Как невидимый эфир проникает всю видимую физическую вселенную, точно так же более тонкие формы проходят, не оставляя следа, через грубые формы нашего земного мира, которые одни доступны нашим земным органам чувств».
Любопытно, правда? Ты, конечно, уже знаешь, что к чему. Если всё это   правда, как говорит Чаттерджи, то, наверное, в мгновения пробуждения сознания, в ином мире страшно. Думаю, да! Хотя современный исследователь Р. Моуди, собравший материал о людях, находившихся в состоянии клинической смерти, и вернувшихся к жизни, говорит о том, что люди вначале втянуты в какой-то не то тоннель, не то трубу, в конце которой они видят свет. Там их радостно встречают близкие, уже давно перешедшие черту, и какое-то светящееся существо, излучающее беспредельную любовь. Учёные говорят, что мозг, нуждающийся в кислороде, даёт такие картины. Удивительно то, что картины-то у всех, побывавших в состоянии клинической смерти, примерно одинаковы.
Что мы имеем в итоге?   А ничего не имеем! Можно верить всем древним религиям, утверждающим, что тело покидает душу, и она продолжает своё существование. И египтяне об этом говорят, и эллины. Помнишь, у Гомера описание погибающего от удара копья воина: «С писком душа у него излетела из уст, и упал он».
Можно верить. А можно и не верить. Ничего достоверно мы об этом не знаем, и, наверное, счастлив тот, кто бесхитростно верит в то, что говорят другие. Буду верить, что твоя жизнь продолжается там. Буду верить в то, что когда-нибудь мы встретимся. Очень хочется поговорить. И знаешь, почему? Потому что ты – один из самых значительных мыслителей. У меня сначала идёт Платон, а потом сразу – ты! Да, да, не смейся! Конечно, в промежутке между Платоном и тобой есть Эпикур, Аристотель, Монтень, Паскаль, Ницше и ряд других достойных философов. Но прислушиваюсь я, всё-таки к вам двоим. Вернёмся же к сокровенной философии Индии.
Чаттерджи говорит о том, что нас ожидает после смерти тела. Главные идеи философии Индии мне чрезвычайно симпатичны: перевоплощение и карма, заимствованные позже Буддой, а также непрерывность бытия. Чаттерджи формулирует идею непрерывности бытия следующим образом: «Повсюду форма разбивается, но душа или жизнь, одушевляющая её, живёт вечно и проявляется снова, под другой формой. Таким образом, через всю эволюцию бытия сохраняется непрерывность приобретённого опыта».
Так, тело человека (форма), после смерти, обречено на разложение, в то время как душа (энергия) переходит на астральный план существования, и сама становится формой, оживляемой более тонкой и высшей ментальной энергией. Приходит время и эта форма разбивается и уничтожается, а высвободившаяся энергия восходит ещё выше, становясь, в свою очередь, формой. Один и тот же элемент одновременно энергия и форма. Энергия относительно низшего начала, и форма относительно высшего. Эта идея восхождения мне очень нравится. Какова цель этого восхождения и все ли люди совершают восхождение к нирване и Брахме (Брахману) – творцу Вселенной? Цель понятна: сохраняя личное самосознание слиться с Брахмой и стать вместе с ним творцом Вселенных. Для того чтобы это произошло, необходимо – расти! Да, да! Твоё любимое понятие! Расти, совершенствоваться во всех смыслах, учиться мыслить, освобождаться от эгоизма, исполнять свой долг там, где ты поставлен, учиться быть свободным. А это моё любимое занятие – учиться быть свободной!
Итак, рост! Если человек не растёт, не эволюционирует, не совершенствуется, то после смерти он некоторое время поживёт в астральном мире, а затем вернётся на землю – снова учиться жить, как надо. Помнишь своё стихотворение «А в следующий раз глухонемая…»? Но ты в следующий раз не родишься на земле. Да ты и не хотела! Ты не должна снова родиться на земле! Что тут тебе делать? Ты поднимаешься всё выше и выше. В каком небесном мире ты теперь? Я уверена, теперь ты – Учитель! Стоп! Но если ты живёшь на высших уровнях бытия, а я приду в астральный мир, то, как мы встретимся? Разве только ты спустишься на время с высот. Спустишься, поговорить? Честно говоря, я тоже не хочу назад на землю. Но, как получится!
Закон кармы меня восхищает. Ведь это полная твоя ответственность перед самим собой и перед людьми. Ты сам себе создаёшь судьбу, изменяешь её, и, в конце концов, начинаешь, восхождение. А христиане ноют и ноют: бес попутал! Всё у них – бес, а не они сами. Легче всего, перелагать свою вину на несуществующего беса. По мне, сам человек и есть – бес!
А ты, что думаешь по этому поводу?

До встречи.
Твоя Елена.


Рецензии