Мы - слитки русского крестьянства часть - xviii

               
    Касимовский  тракт

  В Российском историко-географическом обиходе, долгое время, было понятие  «Касимовский  тракт».  Это  многовёрстный  торгово-хозяйственный путь, 
 начинавшийся  от   Москвы  и  шедший  в  Касимов  через  Гжель, Егорьевск, Спас-Клепики, Туму, Погост,  а  из  Касимова  в  Меленки, Муром  и дальше, к  Нижнему Новгороду...По этому тракту и  приезжали  в  Касимов  многочисленные  купцы  со своими товарами,что и предопределило  развитие  города, как  торгово-купеческого центра. Торговля  же,  в  свою   очередь,   способствовала   росту  промышленности  в  городе и уезде.
  С  развитием  судоходства  на  Оке,  особенно  парового, когда  пошли  большие товаро-пассажирские  пароходы (вторая половина XIX в.)  значение   Касимова, как торгового   центра   ещё   более  возрастает.  Сюда  по  воде  привозят  свои  товары торговые  люди  из Нижнего  Новгорода,  Самары,  Рязани,  Царицына,  Астрахани. И, конечно  же, люди едут  в Касимов  по  сухопутью, по  «Касимовскому тракту».   
  Касимов  становится  вроде  бы  столицей  купечества  на  Оке.
  Город встречал своих гостей несколькими гостиницами и постоялыми дворами,
трактирами,  лавками,  десятками  ломовых  и  легковых  извозчиков.
  Впоследствии   Касимовский  тракт   был   переименован  в Егорьевское  шоссе.  Если  говорить  об  истории трассы, то  название своё  Егорьевское шоссе получило  от города Егорьевска, через который оно, собственно, и проходит.  Существует  две версии  происхождения  этого  названия.   Согласно  первой, город   Егорьевск  был назван  так  в  честь  Георгия  Победоносца (его  ещё  называют  Святым  Егорием).
  Сторонники  же   второй  версии   утверждают,   что  раньше  именно   в  эти  земли за  данью  приезжали  представители  трёх  княжеств.   И,  чтобы  не  платить  дань, местные жители «объегорили» их всех, говоря каждому, что всё уже забрал предыдущий сборщик другого княжества.
  История  Егорьевска насчитывает много веков. Прежде на его месте стояло село Высокое, первое упоминание, о котором датировано 1462 годом.  Село возникло на перекрестке дорог, через которые осуществлялись торговые связи между  Москвой, Бронницами, Владимиром, Коломной.  В Высоком  с конца  XVI века  устраивались ярмарки, куда несли  свой товар местные  ремесленники, охотники, сборщики меда, рыбаки. В 1778 году село Высокое по указу Екатерины II получило статус уездного центра  и   новое  название  –  Егорьевск.   Это  событие   послужило   толчком   для развития  города.  За  несколько  десятилетий  здесь  возводятся  и  реставрируются великолепные  храмы,  открываются  гимназии,  начинают  действовать  множество мануфактур. До 1929 г. территория района в  качестве  Егорьевского уезда  входила в  состав Рязанской губернии.  
  Следующий   пласт   духовной   истории    Егорьевского   района    тесно  связан с  историей  церковного раскола.  Западная  часть  района  входила в  историческую Гуслицкую  волость  и   традиционно   являлась  областью  старообрядческого  расселения.   Преследуемые  властью,   старообрядцы  создавали  небольшие  сельские молельни,  лесные  часовни  и  прибегали  к   церковному  служению в  уединённых пустынных   местах,   которые    избирались   в   соответствии   с   уже   имеющейся  традицией.     Типичным     памятником     подобного     рода     является    частично сохранившаяся   и  доселе  почитаемая  роща  "Обитель мира"  близ  дер. Чёлохово, возникшая на  месте старинного погоста  Гвоздна,  известного  по  меньшей  мере с XIV века. Последнее место также показывает то, что почитаемыми в Егорьевском районе стали  несколько  урочищ, бывших в прошлом деревнями или  сёлами, но затем обезлюдившими. Как правило, народная память не хранит точных данных о самом  населённом  пункте (эту информацию скорее можно получить  из  архивных
источников), а сводит их к  расхожим   фольклорным  сюжетам  об   исчезнувшей   
(провалившейся "в землю", "в болото" или "в озеро") церковь  или  часовню.
  К таким  местам,  также,  можно  отнести  и  расположенные,  ныне  вдалеке, от  жилья урочище  и  родник   "Сапина",    известные   в   XVI  веке   как    сельцо   Ананьино,  где, "провалившаяся  в  землю" часовня  была  реальным  сооружением, поддерживающимся и после того, как из этой местности ушли постоянные жители.
  В этих лесах и жили  староверы.  Хотя  Москва  и  была  рядом,  карательные экспедиции сюда  ходили  редко  и  своей  цели  не  достигали.  Возможно, причина была в том, что в непосредственной близости  от столицы (даже  и если это "вторая столица" в 18-19вв.) опасно вести боевые действия; возможно, в том, что староверы имели  хороших    покровителей  из  купцов,  на   которых  держалась  во  многом и  экономика Москвы. Так или иначе,  гусляки  жили  тут  относительно  безопасно.
  Трудились на фабриках, купцы охотно  брали  "своих",  занимались  ремёслами
(например, иконописью - конечно же,  для других староверов). Кроме того, гусляки считались лучшими в России "тараканниками", то есть  дезинсекторами.    
  Известно, что  именно  гусляки  были  тараканниками  в  Кремле и   Большом театре. Не  брезговали  местные  жители,  кроме  староверов  тут  и  разбоем,   поэтому Касимовский тракт считался  опасной дорогой.  Но  ещё больше Гуслицы  известны, как "кузница кадров духовенства" для  Белокриницкого  согласия – зажиточность и  поголовная грамотность стали  причиной того, что значительная  часть духовенства РПСЦ на протяжении  всей её  истории является выходцами  из    Гуслиц  (в  том  числе  нынешний  митрополит  Корнилий).
  Первое  упоминание  - Подмосковное село Броничи,   когда-то  вотчина   царя Фёдора Алексеевича, в конце XVIII века  было  переименовано  в  уездный город
Бронницы. В новый уезд вошла и Гжельская волость, состоявшая в то время из 16 деревень, в деревнях этих был 681 двор и проживали 4542 человека. Сейчас это территория Раменского района Московской области, 27 деревень и сёл с населением более 20 тысяч человек.
  В  археологических  раскопках найдены изделия, датированные II тысячелетием 
до нашей эры.
  Первое упоминание о Гжели обнаружено в Духовной  грамоте  Великого   князя
Ивана  Даниловича  Калиты в 1328 году. Происхождение   слова  «Гжель»  многие
связывают  по  созвучию  с  глаголом  «жечь»,  то  есть  «обжигать  глину». В  разные  времена эту местность называли «Окжель», «Акжель», «Жгель». Вероятнее  всего,  название  села  происходит  от  реки  Гжелки.


Рецензии