Информационная вселенная

С развитием человека и научного мировоззрения, меняются способы описания мира, объяснения механизмов природных явлений и самого феномена жизни, бытия. Сегодня мы живем на заре информационной эпохи. А это требует соответствующего - информационного - подхода к описанию объективной реальности.

И для его формирования необходим целостный подход к изучению мира и человека. Такой подход непременно должен изучать роль человека и его сознания в формировании наблюдаемой картины мира. Для этого необходимо учитывать все стороны человеческой натуры, и в первую очередь его нравственные принципы.

Нравственные нормы неразрывно связаны с мировоззрением человека: религиозным, научным или научно-религиозным. Любая религия призвана разрешить конфликт «бытие-небытие», «жизнь-смерть». Как, впрочем, и наука неизбежно задается вопросом о происхождении мира. А значит, в постановке главного вопроса человека наука и религия вполне единодушны.

Изучая объективную реальность, наука пытается составить единую картину мира, изучить его историю, эволюцию как непрерывный процесс от «начала» и до «конца». Но до сих пор это не удается, т.к. остаются некие белые пятна, провалы в «памяти истории», которые нарушают причинно-следственную связь между событиями.

В то же время, Священные Писания различных религий имеют очень много сходств и порой повествуют о неких событиях почти одинаково, несмотря на разные источники. Но историчность этих событий подтвердить невозможно. Ни исход евреев из Египта, ни события, происходившие с Иисусом, не удалось кому-либо подтвердить документально.

Почему же многие люди (в том числе и я) верят в истину Священных Писаний? Потому что находят в них подтверждение своих нравственных принципов, ощущают в своей душе удивительное созвучие со Словом Божьим, которое наделяет их жизнь глубочайшим внутренним смыслом. И этот факт невозможно игнорировать.

Изучение мира невозможно без допущения его целостности, единства. Все мы изучаем и отражаем одну, общую для всех, объективную реальность. В противном случае научное познание было бы невозможно в принципе, и взаимопонимание, а также любое физическое взаимодействие были бы невозможны и необъяснимы.

Та история, которая мы знаем достоверно и те материальные доказательства, которые есть в природе, представляют собой общую, объективную картину мира. Это жизнь, «день Божий», в котором всё происходит по законам природы.

То, что мы не знаем об истории мира, представляет собой период небытия, «сна» вселенского сознания. Однако это тоже реальность, только другая её сторона. И судя по всему, она доступна сознанию лишь немногих, лишь тем, чей уровень развития достаточно высок, чтобы иметь доступ к этим периодам развития вселенной и принимать в них активное участие.

При таком понимании жизнь предстает как некий самопрограммируемый процесс. И чем больше участников задействовано в её написании, тем выше сознание системы, тем меньше в ней периодов беспамятства, меньше неизвестности, невежества, тьмы.

Знаменитый русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский писал в своей книге «Доминанта»:
«Один из идеалов науки в том, чтобы мысль оперировала с одними успокоенными, зафиксированными, однозначными образами, освободившись от всего «субъективного». Однако именно мы, биологи, в своей молодой, живо преобразующейся науке, знаем более, чем кто-либо, как относительны и подвижны наши исходные понятия и образы и как они переинтегрируются вновь и вновь по мере роста знания. Но это так и для всякой науки, пока она не замерла в схоластике.
Что может быть успокоеннее геометрии с ее образами, столь прозрачными для мысли? Но явились великие революционеры Гаусс, Лобачевский, Риман, чтобы переинтегрировать все основания древней науки, казавшиеся для школы столь незыблемыми.
Что более определенно и незыблемо в науке, чем механика? Но пришли Минковский и Эйнштейн, чтобы переинтегрировать самые коренные ее представления

Доминанта - это растревоженное, разрыхленное место нервной системы, своего рода «съемка», к которой пристает все нужное и ненужное, из чего потом делается подбор того, чем обогащается опыт.
В этом смысле я писал, что «после оживленного переживания доминанты соответствующий образ оказывается вновь переработанным и уходит в склады памяти более или менее глубоко переинтегрированным».

Изучая высшую нервную деятельность, гениальный русский физиолог А.А.Ухтомский сумел поднять важнейшую тему, усмотреть в работе нервной системы то главное, для чего она и была создана природой – для познания и управления поведением живого существа, направляя его через доминанту к реализации главнейшей задачи жизни.

Говоря простым языком, доминанта – это вопрос жизни и смерти, та неотложная задача, которая будет бередить вас до тех пор, пока вы её не решите. И только после этого она становится неким свободным, автоматическим механизмом в психике человека, своего рода функцией, органом, которым можно пользоваться при необходимости.

Информационное мировоззрение позволит понять весь вселенский процесс как единое самопознание, в котором каждый объект призван служить  всеобщей цели полного самосознания, полной объективности. И по мере её достижения отдельными существами, происходит переинтеграция системы и переход на новые этапы эволюции. А сам объект, достигший полного самосознания, становится в ней активным участником, со-творцом реальности. И когда это происходит, прошлое и будущее объединяются в нем в единую, полную реальность, происходит материализация замысла.


Рецензии