О пророках и священниках Божьих последних времен
Еще не было пресвитеров. Кому выпадала честь преломлять хлеб? Думаю, вначале это мог совершать каждый член общины по очереди (либо по жребию), ибо все тогда были «царственным священством» (1Петр.2:9), как называет христиан ап.Петр. Обращаясь к «Учению 12 апостолов» (Дидахе), видим, что такая честь, по видимому, в первую очередь предоставлялась пророку, ибо написано: «пророки первосвященники ваши», хотя там сказано лишь о его беспрепятственном праве слова и совершения молитвы на Евхаристии, т.к. «препятствующий в этом пророку грешит против Святого Духа». Сказано также, что если община не имеет пророка, то должна выбрать пресвитера, через которого, подобно пророку, будет действовать Бог.
Как же потом произошло, что право совершать св.Евхаристию было предоставлено только епископу (пресвитеру), не ясно. Возможно это было следствием того, что умножилось число новообращенных в общинах, которые еще не имели Святого Духа. В собрании верующих невидимо пребывает Христос (по слову Своему), а в Святых Дарах – видимо, но сокровенно. Община христиан не может жить без Евхаристии, без Нее она и не будет общиной Христа, а потому ни епископ, ни пресвитер не может быть без общины. А если таковой есть, то вне общины он уже не есть епископ или пресвитер общины. Он есть ее центр, а центр без того, у чего он является центром, не существует.
Как же так произошло, что священник (епископ, пресвитер), стали общественным институтом, отделившись от породившей их общины? Как, например, отцы и матери стали бы себя считать таковыми не только в своей семье, а и вне ее. Отец – лишь в своей семье является отцом, а вне ее – таким же человеком, как и все другие.
Произошло это в следствие развития иерархии в церкви. Епископ стал управлять несколькими общинами христиан, а значит – их пресвитерами, архиепископ стал управлять несколькими епископами, а следовательно, и всеми, подлегающими им общинами и пресвитерами. Патриарх стал управлять уже митрополитами, а следовательно, всеми им подчиненными христианами. В виду таковой структуры и вышло, что пресвитера епископ, митрополит или патриарх мог переместить из одной общины в другую, а потому пресвитер стал как-бы независимым от общины. Община потеряла свою цельность, но приобрела цельность во всей общине церкви, управляемой патриархом. Появился также и парадокс: христиане малой общины имеют личные отношение друг к другу, к другим же относятся, как к незнакомым, а потому – иначе.
Вначале Евхаристию совершал только епископ, пресвитер же только переносил и помогал раздавать Святые Дары. При умножении числа верующих пресвитеры получили право совершать Евхаристию от лица епископа, по его молитвам, т.е становясь как бы руками епископа.
Т.о. пресвитер без благословения своего епископа не может совершать Евхаристию, т.к. она совершается по молитвам епископа.
Итак, управление земной церковью осуществляется видимым образом (через человеков) и невидимым образом (благодатью Святого Духа). Согласно Дидахе, Господь управляет Церковью Духом Святым, действующим через избранного Им Самим пророка, «иерея по чину Мелхиседека» (Пс.109:4), т.е. выбираемому не людьми, а самим Богом. Благодать Духа Святого изливается от него на всю общину верующих, подобно теплу, изливающемуся от нагреваемого предмета.
Святые говорят, что «пророки никогда не оскудеют у Бога» (св.Нифонт Царегородский): «До самого скончания века сего не оскудеют Пророки у Господа Бога, равно как и служители сатаны. Впрочем, в последнее время, те, которые по истине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями» («Ответы св. Нифонта о спасении»: http://www.proza.ru/2009/08/19/982)
Дидахе заповедуют общине в случае отсутствия у нее пророка выбирать пресвитера, который бы был его наместником. Но как могла бы возникнуть община верующих, которой бы Дух Святой-Любовь не дал бы пророка, через которого Он изливает Свою благодать на всю общину, благодать укрепления, радости, мира? Скорее мать забудет о своем младенце, нежели Бог о создании Своем, нуждающемся в Его помощи (Ис.49:15). Значит, либо общины еще нет, либо пророк уже есть, но Бог не открыл его ей, т.е. он пребывает в ней тайно.
Первое отпадает, т.к. апостолы говорят об общине, следовательно, пророк в общине – тайный. Почему? Думаю, по той же причине, по которой в конце времен многие пророки вообще будут тайными, ибо «по причине умножения беззакония во многих оскудеет любовь» (Мф.24:12), т.е. из-за оскудения веры, либо по особому Промыслу Божию, т.е. если для общины полезнее не видеть избранного Богом пророка, а выбрать для себя видимого «пророка»-пресвитера, через которого будет говорить и действовать Иисус Христос, а невидимую же благодать Свою на общину Дух Святой по-прежнему будет изливать через Своего невидимого пророка.
В отличие от пророка Божия, пресвитер является «пророком» только для своей общины.
Благословен Бог наш через Иисуса Христа, Господа нашего.
Свидетельство о публикации №216080401253