2. 7 Ментальность

        Термин  «ментальность»  происходит  от  латинского «ум, мышление, образ  мыслей,  душевный  склад»,  означая  общую  душевную  настроенность,  относительно  целостную  совокупность  мыслей,  верований,  навыков  духа,  создающую  картину  мира.   Ментальность  представляет  собой    как характеристику   типа  мышления(сознания),  так  и  подсознательной  деятельности  мозга.

                МЕНТАЛЬНОСТЬ  КАК  ФЕНОТИП.

               Ментальность  существенным образом   обуславливает   поведение   человека.  Она  отличается  достаточно  устойчивым  характером,   включает  в  себя  ценностные  ориентации.   Ментальность  выражает  жизненные  и  практические  установки  людей,   устойчивые  представления  о  приоритетах,  нормы  и  модели  поведения  в  разных  ситуациях.  Причем,  большую  часть  ментальности  определяют  процессы  бессознательного  и  подсознания,  которые  одновременно  действуют  и  на  сознание,  соответствующим  образом  деформируя  его.
Характер  человека -  это  часть   ментальности,   выработанной  под  действием  социального  опыты  и  врожденных  свойств.
               Для  внешних  агентов   ментальность  это  главное,  что  определяет  их  отношение  к  данному  человеку.  Ментальность  это  образ  человека  для  окружающих.  Неформальный  паспорт.  Это  наблюдаемая   характеристика  человека. 
               Единственным   подходящим  местом  для  её  хранения  являются  структуры  мозга.  Эти   структуры  мы  и  называем  МЭМами.   В   МЭМах  содержится  информация,  программы  которые  имеют  фенотипическое  проявление.  Это  проявление  и  следует  считать  ментальностью  человека.
  Ментальность  это  фенотип  МЭМнома.
            Она  никак  не  может  храниться  в  общественном  сознании  или  где-то  ещё,   как  утверждают  философы.   Ведь  это  неформальный  паспорт  конкретного  человека  в  социуме. 
                При  нахождении  человека  в  социуме,  а  он  собственно  всегда  там  находится,  говорится  о  «коллективном  бессознательном»  по  Юнгу  или  общественной  морали,    подразумевая,  что  существует  нечто  коллективное  и  оно  хранится,  где-то  тоже  в  коллективных  структурах,  в  состоянии  готовом  мгновенно  реализоваться. 
                На  самом  деле  это  не  так. Таких  структур  нет.   Но  есть  общественные  институты,  поддерживающие  сохранение  этой  информации,  но  не  способные  её  мгновенно  реализовывать.
               Представьте  себе,  что  два  человека  начинают  жить  вместе.  Их  ментальности  вынуждены  деформироваться,  приспосабливаясь  друг  к  другу.  Эта  их  адаптированная  конфигурация  и  хранится  в  структурах  мозга  каждого.   В  структурах  мозга  члена  стаи,  семьи  запоминается  их  общественная  роль  в  этом  объединении,  их  ранг.    Запомнившись,  эта  информация  реализуется  через  коллективное  поведение. Это  процесс  самореализации  при  имеющихся  ограничениях. 
               Даже  если  неживые  объекты  сближаются,  то  их  индивидуальное  состояние  и  траектория  изменяются.  Так  при  сближении  атомов,  их  энергетические  спектры  меняются.  Отдельные  линии  сближаются  в  общие  зоны. Так в  полупроводниках образуются  запрещённые  зоны,  где  линий  нет  и  зоны  проводимости,  где  линии  почти  полностью  сблизились  и  только  запрет  Паули  не  позволяет им  слиться  в  одну.  Где  это  всё  записано  для  атомов?  Нигде.  Такая   картина  образуется  на  основании  свойств  самих  атомов  в  процессе их сближения (самосборки  в  группы).  Подобных  примеров  не  счесть.

                ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ  МЕНТАЛЬНОСТИ.

                Ментальность  формируется  на  протяжении  жизни  и  она,  на  первый  взгляд,  не  может,  поэтому  быстро  поменяться.    Ментальность  это  стабильная  сущность  на  основе  многолетнего  опыта. 
                Однако  замечено,  что  она  зачастую  быстро  меняется.  Изменяется  не  вся,  а  некоторые  её  части,  по  отношение  к  тому  или  иному  внешнему  объекту.      Для  того  чтобы  адекватно  реагировать  на  изменяющиеся  обстоятельства  ментальные  программы  должны  обладать  свойством  интерактивности,  меняться  под  действием  некоторых  обстоятельств.     Такая  конфигурация  МЭМов  и  ментальности  с  возможностью  переключения  в   подходящий  момент  сложилась  эволюционным  путем  давно.   Ментальность  определяет  поведение  человека.  Изменение  эмоционального  состояния (гнев,  радость,  страх,  горе  и  т.д.)  изменяют  поведение.
Это  же  можно  отнести  и  к  нашим « братьям  меньшим.  Даже  от  разъярённой  кошки  можно  ждать  неприятностей.
Как  же  это  возможно?   Моё  предположение  состоит  в  том,  что  МЭМы,  интерактивные  программы  мозга,  которые  внутри себя содержат  условный  оператор  типа: "Если  выполняется  условие  1,  то  перейти  к  выполнению  программы  А,  а  если  выполняется  условие  2,  то  перейти  к  выполнению B".   Т.е.  МЭМы  способны  переключаться,  изменяя  своё  состояние,  под  действием   внешней  обстановки  в  один  из  двух   крайних режимов.     Переключение  части   МЭМов   плавно  меняет  некоторую  сторону  ментальности  человека  на  определённое  время.
                Переключающим  воздействием  может  быть изменение  эмоционального  состояния,  употребление  водки,  наркотиков,  других  психотропных  препаратов.  Может  быть  изменение    обстановки  вокруг  индивидуума,     получения   им  травмы,  болезни,  тяжелых  жизненных  обстоятельств.  Или  наоборот,    неожиданного  или  подготовленного  изменения  материального  положения,   продвижения  по  службе,  награждения,  выборов(назначения)  на  какую то  желаемую  должность  и  т.д.               
                Указанные  обстоятельства  меняют  реакцию  человека  на  внешнее  воздействие.  Поведение  человека  будет  определяться  не  только  проблемой  требующей  реакции,  но  и  другими  перечисленными  обстоятельствами.  Может  вмешаться  также  и  сознание,  которое  взвешивает  всю  совокупность  обстоятельств  и  помогает  принимать  решение,   причём,  не  всегда  оптимальное  в  данных  условиях.  Разум не   стоит  переоценивать.   Иногда  ментальные  решения,  на  основе  накопленного  опыта  бывают  более  адекватными  обстоятельствам,  чем  решения  на  основе  размышления.
                Ещё  одним  доводом,  подтверждающим  возможность  быстрого  переключения  ментальности,   является  факт  раздвоения  ментальности,  когда  для  своих  включается  одна  ментальность,  а  для  всех  прочих  другая.   Впрочем,  человек  может  иметь  и  больше чем  две стороны  ментальности.   Ведь  переключаются  только  некоторые  МЭМы,  что  и  создаёт  эффект  частичного  изменения  ментальности. 
                Медленное  изменение  ментальности    происходит  при  смене    социального  окружения  человека.     В  человеческом  социуме  такое  изменение  ментальности    при  перемещении  человека  из  обычной  обстановки  в  руководящее  кресло  приводит часто к  большим  злоупотреблениям.   
                Мало  хорошего  человека  выбрать  на  руководящую  должность.  Требуется  еще  создать  такую  обстановку  для  него,  которая  не  позволяла  бы  злоупотреблять  властью.  Если  мы  видим  злоупотребления,  то  это  значит  в  первую  очередь,  что  нами  не  созданы  условия  против  злоупотреблений,  не  отстроена  система  управления  должным  образом.  Большинство  же людей этого  не  понимает.   Они  считают,  что  достаточно  плохого  руководителя  убрать  тем  или  другим  способом,  и  назначить  хорошего. Это  будто  бы  решит  проблему.  Но  это  не  так  в  подавляющем  большинстве  случаев.
                Через  некоторое  время  хороший  человек  по  описанным  причинам  станет  действовать  так  же,  как  и  прежний  плохой.  Потому,  что  тот  и  другой  вынуждены  приспосабливаться  к  тем  условиям  своего  окружения,  которые  имеются  в  данной  социальной  ячейке.   Виноват  не  человек  (виноват  не  столько  человек)  сколько    система.   Поэтому,  мнения,  что  в  развале  СССР  виноват  Горбачев,  это  то  заблуждение,  которое,  если  принять  его  за  основу  и  действовать  с  ним  в  соответствии,  приведет  к  полному  краху  государства.  Надо  понимать,  что  не  может  один  человек  развалить  государство,  как  не  может  в  одиночку  и  спасти  его  от  развала.   Система  сильнее  человека.
                Находить  виновных  там,  где  их  нет,  это  старая  русская  забава.  Изобретать  всякие  пятые  колонны,  которые  действуют  в  соответствии  с  указаниями  вашингтонского  обкома  это  неверная  идея.   Все  вокруг  и  этот  обком  в  частности ведут  борьбу  за  своё  существование  теми  способами,  которые  им  доступны. Чем  больше  мы  будем  вину  валить на  кого-то   во вне,  тем  меньше  будем  искать  причины  внутри,  совершенствовать  нашу  систему.
                А  вместо  этого    пытаемся  её  законсервировать,  ограничивая  все  политические  перемены.  Пока  лучшие  друзья  власти  силовики,   армия  и  придворные  олигархи,    наши  экономические  дела  будут  идти  всё  хуже.    Россия  в  сообществе  мировых  государств  будет  изгоем,   она  меньше  будет  адаптироваться,  бесконечно  болтать  о  суверенитете,  теряя  его  больше  и  больше.  КАК  говорится:  "Неча  на  зеркало  пенять,  коли  рожа  кривая".

                СКВОЗЬ  ПРИЗМУ  МЕНТАЛЬНОСТИ.

                Приобретённые (культурные) МЭМы    вырабатываются  в  процессе  жизни  под  действием  окружающей  культурной  среды,  действующих  социальных  институтов.   Они  аккумулируют  жизненный  опыт.   МЭМы  достаточно  стабильные  образования. Поэтому и  ментальность  в  силу  своей  стабильности  формирует  долговременный образ  человека  в  глазах  окружающих,  так как  проявляется  в   поведении,  в  способах  мышления,  реакциях  индивидуума   на  те,  или  другие  обстоятельства,  и  т.д.
 
              Почему  так  интересен  вопрос  ментальности?     Именно  ментальность  создаёт  мотивации  и  демотивации  к  труду,  к  способам  ведения  бизнеса.  В  экономике  ментальность  также  важна,  как  энерговооружённость,  как  новые  технологии  в  производстве. 
             Разные  цивилизации   имеют базовые отличие в ментальности, отличия которые слишком важны для человека, чтобы можно было их преодолеть одним усилием.
             Моисей  целую жизнь  водил  людей по пустыне,  чтобы  добиться,  говоря современным  языком,  однородного  менталитета,  или идентичности.
В России коммунисты могут стать демократами, богатые превратиться в бедных, а бедняки — в богачей, но русские при всем желании не смогут стать эстонцами, а азербайджанцы - армянами.
           Эти различия  не  генетические,  а  ментальные.  Они  отражают различия в культурах, в базовых ценностях и верованиях и, в конечном счете, проявляются в культурных  кодах.
               На глубинном уровне западные  культурные представления и идеи фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям.
Это собственно и служит источником конфликтов между цивилизациями.
             Могут быть терпимы при общении некоторые небольшие различия в ментальности, но толерантно относиться к глобальным отличиям (тем, которые человек считает основополагающими) невозможно.

                Философы,  марксисты,  экономисты  пытаются  указать  всем  какой  путь  надо  выбирать.  Они  не  могут  взять  в  толк,  что  процесс  культурной  эволюции  не  может  ими  или  кем  бы  то  ни  было полностью  управляться.  Они  пытаются  навязать  эволюции  спрямлённый  «правильный»  путь.  Но  этот  путь  является  правильным  только  с  их  точки  зрения,  через  призму  их  ментальности.  Это  и  была  основная  ошибка  марксистов,  совершивших  преждевременно  социальную  эволюцию,  на  неподготовленной  почве.
                Эволюция  развивается  шаг  за  шагом, а  люди  не  определяют  её  путь,  а    только  отвечают  на  возникающие  вызовы,   причем  таким  образом,  чтобы  каждый  шаг  в  глазах  большинства  с  учётом  его  веса,  казался   привлекательным.  Именно  поэтому  траектория  эволюции  представляет  собой  не  монотонную  линию,  а  изобилует  всякими  нелогичностями.
                Историческая  траектория  государств  определяется  3  факторами:  ментальностью  людей,  внешними  обстоятельствами,  случайностью.    Совсем  как  в  генетике,  где  фенотип  зависит  от  генов  и  условий  развития.
             Могут  возразить,  что  на  выбор  исторического  пути  оказывали  влияние  разные  инновационные  достижения,  например,  появление  новых  видов  вооружения  и  подобное.  Да  это  так,  но  оказывают  влияние  эти  достижение  сначала  на  ментальность,  а  через  неё   на  поведение,  но  не  напрямую  на  людей.
               Марксисткое  рассмотрение   истории  по  схеме  -   производственные  силы  -  производительные  отношения,  является  слишком  упрощенным,  однолинейным  и  полностью  детерминированным,  а потому  малосодержательным  для  историка.               
                Движущими  силами  исторического процесса  являются  столкновения и  борьба  менталитетов  на  фоне  условий  окружающей  действительности.  Причем  менталитеты  у  людей  в  популяции  неодинаковые,  потому  что  формируются  множеством  местных факторов и  генетикой  конкретного  человека.
               Нельзя зачастую понять,  что двигало древним  правителем,  когда  он выполнял,  то или другое  действие.  Мы  обычно  рассматриваем  исторический  процесс,  руководствуясь  нашими  современными  представлениями,    а  они  во  многом  не  совпадает  со  взглядами  прежних  правителей,    ментальностями  живших  в ту  пору  людей.
            Чтобы  понять  их  решения, надо бы  отбросив  все  имеющиеся  у нас  представления,  усвоить  их  понятия,    присвоить на время  их  менталитет,  т.е.  влезть в их шкуру.  Это конечно  невозможно,  хотя  в театре  это получается.  Невозможно предсказать  все  повороты  исторического процесса,  ибо  они  в  значительной  мере,  определяются   случайностью,    ментальностями  и  солидарным  мнением  людей  живших  в  ту  пору.
                Исторический  процесс  проходит  через  многие  точки  бифуркации  и  стохастические     процессы  в нем  не позволяют    адекватно  моделировать его.   Но  со  временем  нынешнее  поколение  историков  описателей, возможно,  будет  заменено на  историков,  оперирующих  математическими  моделями.

Человек  видит,  слышит  и  ощущает  Мир  сквозь  призму  своей  ментальности.
 
              При  выборе  своего  поведения   в жизненной  ситуации  мы,  как  правило,  не  конструируем  его  с  нуля,   а  выбираем  шаблоны  поведения,  сохранённые  в ментальной  памяти  и  проверенные.   Выбираем    из  своего  ментального  набора.    Это  на  порядки  уменьшает  время  на  обдумывание  ситуации.   Эти  шаблоны  -  стереотипы  поведения  и  мышления,  в  простейшем  случае  двигательные  навыки,  рефлексы,  сохранённые  в  спинном  мозгу.    
              Например,  ходьба - это  такой  закреплённый  сложный  навык.
Почему  сложный?  Да  потому,  что  перемещаясь,  человек  всё  время  находится  в  состоянии  неустойчивого  равновесия,  так  центр  тяжести  у  него  находится  выше  точки  опоры.  И  стоит  ему  немного  отключить  мозг  с  помощью  алкоголя,  как  он  тут  же  займёт  устойчивое  положение,  растянувшись  на  земле.
             Но  люди  ходят  по  разному,  значит,  и  навыки хождения у  них  разные.  В   спорте  над  этим  специально  работают,  чтобы  закрепить  технику  тех  или  других  движений.  Эти  автоматизмы   ещё  нельзя (не  принято) называть  ментальностью,  которая  располагается  на  уровень  выше.   Но  другие  автоматизмы  (Мыть  руки  перед  едой  и  т.д.  )  уже  являются частью ментальности.
                «Жить по совести»  это жить в соответствии со своим менталитетом.  Если у человека менталитет фермера, то он с удовольствием и без раздражения выполняет сельскохозяйственную работу. А если менталитет вора, то он, воруя, не чувствует никаких угрызений совести и попадая в тюрьму воспринимает её как неизбежную часть своей «работы».   Не  чувствует  потому,  что  в  его  ментальности  «опустить  лоха - есть  дело  чести,  каждого  уважающего  себя  вора».
             Если же человеку приходится действовать вопреки своей ментальности  под    действием  принуждающих обстоятельств, то он испытывает дискомфорт,  который может вызвать расстройство психики со всеми вытекающими,   приёмом психотропных средств, водкой, наркотиками, чтобы облегчить свое психическое напряжение.
               Все эти психические напряжения и выраженные эмоции,  в конечном  счёте,управляются химическими реакциями  в  мозгу.  В компьютере все сигналы передаются электрическим путем,  и   причиной изменения состояния транзистора в процессоре является работа программы, но приводным ремнем (непосредственной причиной) изменение потенциала или тока базы транзистора.
              В  живой природе, дофамин, серотонин и другие нейротрансмиттеры   участвуют в обучении и в системе вознаграждения практически у всех животных. Но следует помнить, что всё  меняется (адаптируется) под действием внешней среды и дискомфорт вызванный жизнью не по совести может оказаться временным.
             Человек привыкает ко всему. Но у разных людей этот процесс идет по-разному. Одного приводит к суициду, другой  смиряется и в дальнейшем привыкает, менталитет подстраивается и жизнь продолжается.
                Принципиальный человек, это тот, который усвоил определенные принципы в детстве, и в дальнейшем их строго придерживается. Эти принципы сформированы  и находятся  в подсознания,  или  как говорят,  "впитаны с молоком  матери". Чтобы, быть в ладу с собой, ему приходится конфликтовать с внешним миром. Жить ему не просто. 
               
                РАССЛОЕНИЕ  МЕНТАЛЬНОСТИ.


                Вид  Homo sapiens,  созданный биологической эволюцией, культурной эволюцией расслаивается на большое количество ассоциаций, социальных  ячеек,  отличающихся ментальностью. Без этого расслоения  культурная  эволюция, по-видимому, невозможна, как невозможна биологическая эволюция без разделения на виды. Близкими по ментальности   индивидуумов   сообществами  являются этносы, ввиду долгого совместного проживания, общей  культуры.               
                В государстве существует большое количество социальных институтов как официальных, так и неформальных, которые влияют на  те,  или иные ментальные блоки.
Расслоение ментальности в обществе происходит под действием многочисленных институтов.  Под этим термином в социологии понимается комплекс принципов, норм, установок, способов контроля, поощрений и санкций, образцы поведения и типы социальных практик в различных сферах человеческой деятельности.
               Обычно институты рассматриваются как синоним всякой социальной регуляции. Все социальное институционально, потому что все социальное принудительно, а институт — это инструмент социального принуждения.
              Человек в социуме в принципе несвободен. Поэтому, находясь в фиксированной точке социального пространства, он подвергается воздействию правил ближайших институтов и общих правил, выработанных государством в виде законов,  моральных  установок. Это  не  следует  оценивать  с  моральных  позиций  словами  «Хорошо»  или  «Плохо».  Это  данность,  которую  надо  усвоить,  с  которой  надо  жить.

               Расслоение  ментальности   становится  возможным  благодаря или  принуждению  со  стороны  институтов,   либо путем манипуляциям  сознанием  человека. 
 Разница  между  этими  способами  в  том,  что   принуждение  это  вмешательство  не  скрываемое,   а  манипуляции  вмешательство  скрытое. 
            Записанные  на  бумаге  законы  и  правила  часто  не  соответствуют  моральным,   внутренним  устремлениям  людей, т.е.  их  ментальности,  поэтому   являются   трудно  выполнимыми  для  многих.
                Оглядываясь вокруг, человек замечает, что очень хорошо, живут не те, которые хорошо работают, а те которые заняли «хлебные места». Если же человек завел свой маленький бизнес, то он вскоре убеждается, что при существующих налогах, давлении со стороны множества контролирующих органов и высоких ставках по кредитам, невозможно честно зарабатывать. Мотивированность честной работы снижается, и человек начинает искать способ законно или незаконно решить свои проблемы.
                Даже вопреки сформированной к тому времени ментальности человек вынужден искать альтернативные виды заработка, возможно и не совсем законные. Если он работает врачом или педагогом, то он начинает искать пути получения денег со студентов или пациентов.
                Если он менеджер в компании, то ищет способы получать откаты  при заключении договоров.   Если он полицейский, то ищет способ найти нарушения и затем получить мзду за неоформление их в установленном законом порядке.
                А если он работает не на таком месте, то думает о перемене места работы или даже страны. Способов значительно больше, чем статей в УК РФ. Так     возникает  институт  коррупции,  пронизывающий    все  слои нашего общества,   т.е.  крепко  в  нем  укоренившийся.
                Вред, наносимый коррупцией не только в том, что всё становится дороже. Главный вред в том, что раковая опухоль коррупции, распространяет метастазы по организму государства.  Приходится  жить  не  по  установленному  и  известному  всем  Кодексу  законов,  а   по  понятиям. В случае не назначения  лечения  вовремя это  приводёт к печальному исходу  для  государства.

             Чтобы  можно  было  провести   модернизацию  общества,  стратегические  реформы,  требуется,  чтобы  ментальность  его  членов  была  более   однородной,  чтобы  общество  было  согласно  на  реформы  хотя  бы  в  некоторых  важных  направлениях.   Ведь  модернизация  предполагает  групповое  воздействие  и  поэтому  по  команде  «вправо»  все  должны  поворачиваться  направо,  должны  понимать  групповые  команды.   В  армии  солдат  специально  обучают,  чтобы  они  понимали  приказы,  прежде  чем  посылать  на  боевое  задание.
                Обществу  нужна  идеология, понятные  цели  развития, с  которыми  большинство  было  бы  согласно,  чтобы  человек  мог  ощущать  свою  идентичность,  свою  самость,   чтобы  общество  сохранялось  как  целое,  чтобы  не  атомизировалось.    А  идеологию  в   РФ из  Конституции   исключили. Заменив  её  церковными  установками  200  летней   давности. 
               Если   вектор  ментальности  популяции  не  имеет  выраженного  направления,   если  нет  некоторой  идентичности  её  членов,  то  общество  не  сможет  двигаться  как  единое  целое  в  желаемую  сторону.  Центробежные  силы  будут  стремиться  его  разорвать. Ситуация- лебедь,  рак  и  щука  описана  у  Крылова  в басне.  Да  большинство  и  своими  глазами  видели  распад  великой  державы  СССР,  в  результате  действия  центробежных  сил  и  недостаточных  центростремительных,   отсутствия    цементирующего  раствора.
               Нет  понимания у правящей элиты необходимости этой   идентичности  хотя  бы  в  некоторых  важных   вопросах.   А  огромное  материальное  неравенство  не  способствует  ощущению  идентичности,  солидарности.  Нет  согласия  на  уровне  ментальности  у  элит,  что  воровать  не  хорошо,   что  получать  запредельные  зарплаты  в  бедном  обществе  стыдно,   что  не  стоит  кичиться  несправедливо  нажитым (сворованным  по  существу),   что  вор  даже  и  высокого  ранга  должен  сидеть  в  тюрьме.   Нарушал  ли  конкретный  олигарх  существовавшие  Законы, или  нет,   ничего  сам  не  создавший,  но  присвоивший  каким  то  образом    общенародное  имущество,  он  справедливо  считается  людьми     жуликом  и  вором.  Просто  акт  воровства,  возможно,  был  выполнен  в  2  приёма.  На  первом  были  отменены  некоторые  законы  союзного  государства,  чтобы  воровство,  оформленное  как  приватизация,  выглядело  с  точки  зрения  законодательства  законно.   А  на  втором этапе  приняты  законы  защищающие  «священную частную  собственность».  Так  воровство  одевается  в  тогу  легитимности.
               Власти  предлагают  патриотизм, как  преданность  государству  взять  в  качестве  скрепляющей  идеологии,  но  преданность  государству  понимают  как  преданность  им   лично. Ведь  государство  это  они.   Этакая  извращенная  идеология.  Совершенно  естественно,  когда человек    любит  Родину,  а  она     о  нём  соответственно  заботится.  Заботится  при  жизни,  а  не  как  о  памятнике.   Если  обеспечиваются  его  права  на  образование  и  труд  в  соответствии  со  способностями,   на  здравоохранение,  на получение  информации  и  свободу  перемещения,  на  суды,  которые  защищают  его  интересы,  на  честные  выборы  без  подтасовок  и  т.д.
              В  этом  случае  можно  ожидать  от  человека,   достойного  вклада  в  общий  пирог  экономики  государства.  Если  же  вместо  молока,  ребёнку  затыкать  рот  пустышкой,  то  не  следует  и  ждать  прорыва  в  экономике.
 Для  быстрого  роста  экономики  в  РФ   нужны  кардинальные  реформы.  Да,  нужны,  но  невозможны,  как  показано в  гл.  26.  Это  обрекает  страну  на  длительную  стагнацию,  возможный  распад  или  революционные  изменения.

                Действия   же   властей приводят только к еще большей разобщенности людей.  Они  уже перестают  считать,   что  надо  ходить  на  выборы,  уверовали,  что  от  этого  ничего  не зависит.   Многие  с     советских   времён    полагают,  что  кто-то  за  них  всё  решит.  За  них  и  решают  решальщики  единоросы,  только    в  свою  пользу.  СМИ  подспудно внушают  населению  мысль-  «А  если  не  Путин,  то  кто?».  Ну,  тогда  и  выборы  не  нужны.   
                В   советское  время,  когда  от  «выборов»  ничего  не  зависело,  на  выборы  ходило  95%  населения,   а  теперь,  когда,  казалось  бы,  есть  право  выбора,  так  ходит   40%  или  меньше.  Вот  как  парадоксальным  образом  может  обернуться  свобода   для  людей   с  определённым  менталитетом,  не  готовым  к  согласованным  групповым  действиям. 
                Если лидер государства считает возможным действовать по принципу - своим всё, остальным по закону, то в эпоху Интернета это мгновенно становится достоянием всех, воздействуя на ментальность, формируя соответствующее представление о власти, влияет на поведение людей соответствующим образом.

               Сколько обросший ракушками корабль ни заклинай,   не превратить его в быстроходный крейсер. Очень трудно понять, что надо для страны, что ей полезно, особенно, если придерживаться неправильных взглядов,   если  личные  интересы  элиты,  оказывается,  можно  ставить  выше  интересов  государства.  А   что,  ведь  это  не  запрещено?  В  результате  жирующая  элита  и  бедное  население.  Надо  понять,  что  не  существует  абсолютных  истин.  Чтобы  держать  направление  нужны  не  абсолютные  ориентиры,  нужны  обратные  связи  снизу  вверх.
                Законы регламентируют правила поведения в обществе, разрешают конфликты интересов и определяют наказание нарушителям. Они бы могли ориентировать существующие социальные институты в нужном направлении, направлении  на  установление  большей  однородности  ментальности. Это теоретически.   Да  могли  бы,  но  кто  же  позволит?   
               Когда же законы написаны плохо – наблюдаются большие разночтения, а правоприменительная практика еще хуже, то значение законов нивелируется, и поведение людей в  значительной  мере определяется их ментальностью, что неприемлемо, особенно  для  такого  разношёрстного  образования  как  РФ.
                Например, по нашим законам за  одно и то же правонарушение можно получить 5 лет, а можно отделаться символическим штрафом. Ну и что этот закон регулирует? И каково качество института судопроизводства?

                Но  надо  понимать,  что  система  власти  сложилась  в  результате  эволюционного  процесса  в  социуме  определённой  ментальности. Быстро  её  не  поменять.

                Так  как  ответственной  элита  может  стать  только  в  структурированном,  многоярусном  обществе,  то  придётся  эту  задачу  решать.  Сейчас зажато там, где должно быть свободно и свободно там, где должно быть затянуто.   Нельзя слепо всё затягивать или подряд всё ослаблять.
                Мудрость элиты (элитой я называю тех,  кто может влиять) заключается в том, чтобы увидеть, где и когда подтянуть, а где и когда ослабить. Сорняки должны быть удалены, а для культурных всходов почва разрыхлена. Это трудно понять, где что и когда надо делать. Вот поэтому кухарка никогда не должна управлять государством. 

               Элита,  развращенная  бесконтрольной  властью,  без  обратных  связей  от  людей  и  низовых  организаций,  окончательно  разложилась,  она  недееспособна  вся,   и  сделать  ничего  не  сможет.        Свобода  для  элит   завела  страну  в  тупик.

Принцип свобода лучше, чем несвобода не является абсолютной истиной  для  всех  и  всегда.
                Свобода  для  детей  олигархов (мажоров), отсутствие    социального  давления  при  воспитании,  проявляется  в их антисоциальном поведении. Можно  даже  сказать,  что  они  покалечены   своим  неоправданным  благополучием.   Покалечены,  в  том  смысле,   что  не  могут   вписаться  в  наш  социум.
                При изменении своего  социального статуса  меняется  ментальность человека,   под  действием   давления  социального  отбора  от  его  нового  окружения.   Поэтому,  выбрав  хорошего  человека  в  качестве  начальника,  не  следует  думать,  что  он  таким  останется.    Это  отличает  социобиологию  от  ботаники,  где  есть  чистые  линии,  которые   хорошо сохраняются   генами,   что  позволяет  работать  селекционерам. 
                В   социуме  только  жесткий  контроль  снизу  даёт  надежду,  что  выбранный  начальник  не  превратится  в  паразита  на  теле  общества,  опасность  более  чем  реальная.

                О  СОВЕСТИ.

                Ментальность это функциональная  настройка мозга конкретного человека. Это операционная система мозга. Операционная система, способная к саморазвитию, т.е. интерактивная. К тому же она не является непротиворечивой.  Эволюция  развивается  таким  образом,  что  имеют  место  многочисленные  несообразности.  А значит  и  в  ментальности  они  должны  присутствовать.
                Совесть можно  рассматривать  как  эволюционную настройку сознания, направленную  на выявление противоречий в  системе ментальности с целью последующего их устранения.
               Противоречий между поведением и записанными в подсознании (в культурных МЭМах) представлениями.   Наличие  этих   противоречий,   выявленных  совестью,  приводит  к  угнетению  психики.  Она  требует или  изменить  поведение  или   подстроить  ментальность.
Давление  на  психику  стимулирует выработку  со  временем  некоторых "заплаток", делающих состояние психики удовлетворительным. Если же этого  не  происходит,    ментальность не может адаптироваться  в достаточной мере, то развиваются психические заболевания.

           Человек «без принципов», отличается тем, что при  выборе  поведения  он  больший  вес  придаёт  осознаваемой  им сиюминутной выгоде,   чем  усвоенным  им  ранее  моделям  поведения  в  определённой  ситуации. Можно  сказать  и  так,   что  совесть  для  него  не  очень  важна.  Его  ментальность,  усвоенные  модели  поведения      исходят     из  осознаваемых  тактических  выгод   и  потерь,  которые  при  этом  могут  возникнуть. 
           Зачем  чиновнику  в  России  совесть?  Этот  человек  в  большей  мере  действует  в  соответствии  с  осознаваемыми  выгодами, для  получения  преференций  здесь  и  сейчас. Но  это  не  значит,   что  он  сумеет  добиться  этих  преференций.  Чаще  следование  записанным  в  МЭМах  правилах  оказывается  более  выгодной   стратегией  поведения.
                Манипуляции  сознанием  со  стороны  других  лиц, или организаций могут  побудить  человека  совершать  действия  вопреки  своей  ментальности. Так  убийство  себе   подобных большинство   людей  считает  недопустимым,  но  на  войне  это  табу   довольно  легко  преодолевается,  агрессия  прорывается  сквозь  культурные  МЭМы.   Впоследствии  никаких  угрызений  совести  не  происходит. Подготовка  воина  оказывается  такой  манипуляцией.  То  же  можно  сказать  про  террориста,   идущего  на  террор  в  результате  манипуляции  его  сознанием  со  стороны  других  лиц.


                МЕНТАЛЬНОСТЬ  И  ЭКОНОМИКА.

              Все  государства  образованы,  как  считается,  для  того,  чтобы  вести  свою  популяцию  к  процветанию.   Это  конечно  не  так. Но  предположим.
                Наши  российские  руководители,  народившиеся  олигархи, руководители  силовых  ведомств,  используя  западные  шаблоны  экономического  развития,   пытаются  «завести»  нашу  экономику.  А  она  не  заводится.   Почему?  В  чем   ошибка?   
             Да,  её   можно  так  завести,  сломав  всё  до  основания,  заменив  россиян  на  японцев, немцев, европейцев,    пригласив  иностранных  менеджеров.  Но  тогда  России  не  будет, останется  только  пространство,  где  была  Россия.   Но  мы  то  хотим  быть.  И  нас  немало.
               Задача  должна  ставиться  по-другому.  Как  россиян  с  весьма  неоднородной  ментальностью  мотивировать  на  эффективный  труд?  Только  он  является  надёжным  источником  богатства  нации.  Нефтедоллары  могли  нам  помочь в  этом  процессе,  но  шанс  мы  упустили,  проели  их,  и  разворовали.  Вот  об  этом  стоит  подумать  правительству.  Здесь  нет  стандартных  для  любых  народов  решений.
               Капитализм  Японии  отличается в  некоторых  важных  деталях от  американского  и  немецкого.  Но  при  всех  отличиях  получаем  во  всех  3  случаях  конкурентоспособную  экономику.   Такой  же  эффект  отмечен  и  в  генетике,  когда  некоторое  свойство  формируется  многими  генами  и  недоработки  одного,  могут  компенсироваться  другими,  за счет  того  что  система  охвачена  обратными  связями.   Так  что,  в  конце  концов  результат  получается  эквифинальным. (Тем  же  самым,  но  достигнутым  несколько  другим  путем)
                Элиту  можно  было  бы  назвать  мудрой,  если  бы  она  смогла  это  понять.  Невозможно  понять  другого.  Как  при  таких  результатах  экономической  деятельности  наших  руководителей    можно  считать  эффективными  и  за  них  голосовать.  Только  если  полагать,    «если  не  они,  то  кто?».  Ведь  вокруг  никого  нет,  кто  мог  бы.   Так  ведь  они  не  зря  вокруг  себя  поляну  вытоптали  и  внушают  народу,  что  армия  наш  лучший  и  единственный  друг.
                Урожайность  в  сельском  хозяйстве,  это  не  только  выбор  хорошего  посадочного  материала,  это  и  удобрения  и  агротехника,  в  том  числе  и  прополка.  Во  всяком  случае,  от  сорняков,  мешающих  росту  надо  избавляться.   Агротехнику же  надо  разрабатывать  самим.  Американская  или  другая  нам  вряд  ли  подойдёт.   Там  и  климат  другой  и  сорта  не  наши.            
                Вспомним,  как  Мичурин,  незаслуженно,  заодно    с  Лысенко  оболганный,   вдумчиво  подходил  к  выведению  сортов,  не  отвергая  при  этом  достижения  генетики,  но  находил свои  (тогда  ещё  генной  инженерии  не  было)  результативные подходы.  Наш  выдающийся  генетик  Дубинин  считал,  что  Мичурин «разработал принципы отдаленной гибридизации и создал очень глубокое учение об управлении развитием гибридов»,  но  тем  не  менее  «При всем признании заслуг И.В. Мичурина нет оснований говорить об особом мичуринском этапе в развитии биологии или об особой мичуринской генетике».  Но всё же 150  сортов  Мичуриным  выведено.
                Ни  о  каких  гибридных  схемах  экономического  управления  наша  элита  не  думает,  занятая  проблемой  обеспечения  сохранности  собственных прихватизированных  ресурсов.   Она  не  думает  также,  почему  Китай  смог,  а  Россия  не  может.
                Да,  как  показал  опыт,  не  может  пока  экономика  развиваться  без  эффективного  собственника.  Не   какой-нибудь  собственник  нужен (такой  уже недавно был  в  лице  государства),  нужен  собственник   «Эффективный».  А  олигархи  это  бизнесмены,  по  существу  спекулянты,  не  производящие  ничего  нового,  а  разворовавшие  общее  достояние  и  перепродающие  его.   А  принудить  их  стать  эффективными,  законы  генетики (МЭМетики)  не  позволяют,  как  не  позволили   Лысенко по  этой  же  причине рожь  в  пшеницу  превратить  методом  яровизации.
                Олигархи и  чиновники  всё  заофшорили  и  теперь  толика  малая  из  этих  денег  течет  унылым  ручейком  в  российскую  экономику  под  видом  иностранных  инвестиций.  А  уходят  наши  активы  в  оффшоры  не  случайно,  а  благодаря  отсутствию  в  России  нормальных  условий  для  работы,    незащищённости  для творческого  бизнеса  и  людей.   А  подлинной  пятой  колонной  оказалась  элита,  которая  такие  условия  в  России  сумела  создать.
                Когда  соберет  человек  по  фамилии  Соловьев,  считающий  себя  журналистом,  на  разговор  представителей  элиты,  то  чего  там  только  не  услышишь.  У  всех  свои  платформы  и  консенсуса  не  предвидится.
Потому,  что  с философских  платформ  каждый  защищает  своё  маленькое  хозяйство. 
Все  понимают,  что  революция  это  плохо,  это  приносит  страдания  всем.  Но  предотвращение  видят  только  в  наращивании  армии  и  флота. Солидарны  в одном: «Если  не  Путин,  то  кто?»
   


Рецензии
"Движущими силами исторического процесса являются столкновения и борьба менталитетов на фоне условий окружающей действительности."
На самом деле ментальность это из пошлого либерального жаргона. А чтобы разобраться с историческим процессом надо обратиться к марксистско-ленинской философии,а именно к историческому материализму, который есть история эволюции номо сапиенса от обезьяны к человеку и история эта далеко не закончена. Движущей силой этой эволюции является диалектическое противоречие между телом и частью сознания называемой человеческим разумом. У обезьян этого противоречия нет их сознание сформированно геномом и представляет собой животные инстинкты. А сознание человека усложнено и состоит из двух отделов; к отделу животных инстинктов добавлен ещё отдел разума. Вот этот то отдел и является тем что отличает человека от других животных. И особенностью человека является то что разум формируется у индивида только после рождения. Человек появляется на свет обыкновенной обезьяной, а становится человеком только в процессе воспитания в человеческом обществе. Отсюда следует что человек на самом деле это религиозный миф в природе человека нет, он продукт не природы а человеческого общества. Этот факт подтверждается практикой бытия; если человеческий младенец оказывается после рождения лишённым воспитания в человеческом обществе он вырастает животным неспособным общаться с людьми. Его отдел разума остаётся пустым не заполненным человечекой идеологией. Человеческая идеология это тот же разум. Таким образом каждый человеческий индивид обладает противоречивым двойственным сознанием в котором заложено противоречие между животными инстинктами и человеческой идеологией. Животные инстинкты заложены природой в геноме, а разум или человеческая идеология записываются в сознание в процессе жизни. Отсюда следует что разум или идеология составляют диалектическое противоречие животным инстинктам а в конечном счёте геному. В бытии общества это выливается в борьбу человеческой идеологии против природной биологии против генома. И пока эта борьба не в пользу идеологии несколько десятков тысяч лет в человеке устойчиво влавствую животные инстинкты. Попытки христианства и коммунизма поменять сущность человека не приводят к отказу от животности. Но мы вступаем в эпоху генной инженерии и уже на практике биологи начинают изменять сущность индивида.
Если в высказываниях Гуревича, Солонина и Кагана заменить слово ментальность на идеологию, то они абсолютно правы в отличие от либеральствующих биологов Маркова и Ефременко.
Из вышесказанного следует что говорить об эволюции человека с момента возникновения цивилизации не приходится. Человеческий индивид на протяжении тысечелетий остаётся неизменным, эволюционирует только общество а точнее общественное сознание или что тоже идеология.

Вячеслав Бикташев   04.09.2016 22:15     Заявить о нарушении
Вячеслав, вы умный человек, но воспитаный на Марксе и поэтому ваше понимание не совсем адекватное. Я все статьи пишу, чтоб показать, что менталитет это главное в человеке. Вы как будто читаете мои статьи и иногда соглашаетесь. Вы пишите заменить ментальность на идеологию. Этого не надо делать, потому что тогда мы не поймем откуда всё берётся и будем вынуждены считать, что всё правильное от философов. А это не так. Я все свои статьи привел в относительную систему, чтобы дать ясное представление людям откуда всё идет. Я 29 статей собрал в разделе
"Эволюция, гены и МЭМы." И там уточняя Докинза, пояснил почему неправильно заменять слово ментальность на идеологию. Точнее почему МЭМ нельзя называть просто идеей в сознании. Врождённые МЭМы в бессознательном, а Культурные в подсознании. Идеология же находится на самом верху - в сознании.

Виктор Ефременко   04.09.2016 23:44   Заявить о нарушении
Скоро вы прочтёте следующую статью и поймёте, надеюсь, почему важно понятие менталитета. В результате вы окажетесь в ситуации в которой оказалась церьковь, когда Коперник показал что земля не пуп вселенной и вращается вокруг солнышка. Поэтому, теория Птоломея (тоже гениальный мужик был) оказалась неверной. Эти эпициклы необходимы были для того, чтобы движения планет предсказывались теорией, которая полагала что вокруг Земли все звезды вращаются. Также и Дарвин был поставлен в тяжелое положение статьёй Дженкина, в которой на основе носподствующей тогда теории наследования доказывалось, что естественный отбор не может иметь места. Хотя через 8 лет после книги Дарвина вышла статья Менделя, в которой описывались некоторые новые правила наследования. Нетзвестно читал ли Дарвин эту статью. Но она не оказала влияния на биологию, не дошла до учёных и через 40 лет опфты Менделя были переоткрыты.

Виктор Ефременко   05.09.2016 00:14   Заявить о нарушении
"Движущей силой этой эволюции является диалектическое противоречие между телом и частью сознания называемой человеческим разумом" А вот и нет. Сами подумайте как противоречия между телом и сознанием может стать движущей силой. Они же в разных пространствах находятся. Сравнивать можно однородные еденицы. Хлеб с хлебом, солому с соломой. Но как можно сравнить солому с диалектикой Гегел? Какие между ними могут быть противоречия?
Поэтому сравнивается воздействие на поведение человека или популяции содержащаяся в бессознательном информация врождённых инстинктов с информацией находящейся в подсознании культурными, усвоенными привычками, способами мышления и моделями поведения в разных условиях. А то, что в сознании оно мало влияет на поведение. Понимание, что быть добрым хорошо, ещё не сделает вас добрым. Добрым оказывается тот у кого это уже проникло в подсознание в виде культурных МЭМов.

Виктор Ефременко   05.09.2016 16:51   Заявить о нарушении
Виктор, слово церковь пишется без мягкого знака.

Холмы оделись в зелень моментально,
Сирень и вишни пеной отцвели.
Гляжу на красоту, в мозгах ментальных:
"Субтропики, куда нас завели?"

Под жарким Солнцем тысячи атлетов
Разделись донельзя загара для.
Плевать сейчас им на менталитеты,
На башни сверхвысокие Кремля.

Заботы те же - окунуться в море
И даже про ментальность прочитать.
"Мы выбрали!",- и с гордостью во взоре
О результатах в жизни помечтать.

А результаты, в целом, неплохие!
Каб не одно существенное "но".
Весь Запад ополчился на Россию
И грабит матушку давным-давно.

Опять же, с помощью своих же либералов
И армий НАТО на российских рубежах.
Менталитет их предоставил право
Нас ядерным ударом просто "Жах!"

Они заточены на этом на столетья,
Плевать им всем на наш менталитет!
Террором нам грозят на многолетья,
Стереть страну с лица Земли на нет!

С Россией не единожды так было,
Мы знаем, с чем пришли и с чем ушли...
Боимся мы ударить со всей силы,
Так, чтобы ноги еле унесли!

Такой менталитет сейчас нам нужен-
Сплотиться всей страной в един кулак.
Потом решим, кто более нам дружен,
Пока менталитет наш не иссяк!

Юрий Плотников   22.04.2024 12:36   Заявить о нарушении