2. 12 Влияние генетики на ментальность
И не надо изменения ментальности связывать с генетическими изменениями. Ведь аксиомой генетики является то, что культура не наследуется через гены. Базовые генетические инстинкты появились у человека очень давно, а культурные установки сравнительно недавно по историческим масштабам времени. Многие аспекты ментальности создаются здесь и сейчас, внешней социальной средой, включающей институты государства для каждого человека индивидуально.
Генетика на ментальность оказала влияние, создав врождённые инстинкты. Но далее происходит дальнейший процесс формирования ментальности без участия генов, но с учетом последствий их прежней работы по созданию инстинктов.
1. Мозг, его форматирование, разметка и первоначальное наполнение (врождённые инстинкты) созданы генетикой. Жизнь в социуме приводит к подавлению некоторых инстинктов, несовместимых с этой жизнью.
Инстинкты подавляются часто в некоторой степени культурными установками(культурными МЭМами). Без такого подавления социальная жизнь невозможна.
2 Культурные МЭМы, должны как то «уживаться» с ранее полученными от генов инстинктами. Культурные МЭМы проходят «цензуру» врождённых МЭМов, чтобы закрепиться в памяти. Одни из них под легче закрепляются в мозгу, другие хуже.
Врождённые МЭМы можно представить как скелет, на который в течение жизни человека нарастает «мясо» культурных МЭМов, проверяясь при этом на совместимость. Возможная несовместимость внушаемых при воспитании знаний приводит к тому, что такие знания или не усваиваются полностью или усваиваются частично.
Поэтому, рожденного ребёнка нельзя считать, чем то вроде пустого сосуда, куда можно заливать, что угодно и как попало. Это знали опытные воспитатели и раньше, но своё объяснение феномен получил в рамках предложенной модели.
Иногда несведущие в биологии люди утверждают, что ментальность наша сформировалась 500 лет назад. Что она записана в генетической памяти. Что с этим ничего не поделаешь. Вывод о генетической памяти это глупость. Некоторые культурные традиции сформированные в давние времена сохраняются и формируют определённую сторону ментальности, которая похожа на сформированную ещё при Иване Грозном. Просто. Никакого чуда и никакой генетики. Традиции мы иногда не учитываем при анализе, но это большая сила.
Генетика не передаёт в поколения приобретённые ранее культурные признаки. Точка.
Библейская легенда о Моисее, который 33 года водил свой народ по пустыне, чтобы в нем вымерли люди, помнящие эпоху рабства, свидетельствует о том, что еще в библейские времена понимали, что формирование ментальности происходит "здесь и сейчас". Следует убрать из популяции помнящих рабство(традиции), чтобы они не передавали свою рабскую ментальность молодому поколению.
Поэтому, Моисей и водил свой народ столько лет, чтобы дождаться момента, когда вымрут люди, помнящие времена рабства.
Ментальность изменяется за счет формируемых «здесь и сейчас» культурных МЭМов. Сохраняющиеся в обществе архаичные институты, сказки и пословицы, памятники, произведения литературы и прочие атрибуты культуры вносят свой вклад в то, чтобы формировать ментальность, уходящую корнями в далёкую старину. Если воспитывать ребёнка на «Новом завете», то и вырастет некоторый гибрид с психологией трёхтысячелетней давности, но с мобильником в руке.
Вопрос ментальности должен быть интересен и для тех, кто управляет, пытаясь найти русло социального развития, т.е. для элит. Я думаю, что они недостаточно понимают значимость этого знания. Когда собирается некая конференция, где обсуждается подобная тематика, то выясняется что понятие ментальности или неопределенно, или оно вообще виртуально, или неправильно понимается.
Важнейшим фактором, определяющим вектор развития общества, являются ментальности людей, составляющих это общество. Но некоторые в этом сомневаются.
В качестве примера, говорят они, рассмотрим Германию и Корею. Вот разделили их произвольной демаркационной линией, и процессы в разных частях государства пошли по разному, несмотря на изначально одинаковую усреднённую ментальность в обеих частях. Значит, не от наличия той или иной ментальности происходят тектонические сдвиги в обществе. Такова их логика. Но они упускают из виду, что разделение проводится для того только, чтобы в разных частях можно было принуждать по разному (вводить разные законы), внушать разные моральные ценности.
Биологи знают, что при разделении одного вида на две части, непреодолимыми природными условиями с течением времени один вид превращается в 2, которые между собой уже не скрещиваются.
Объяснением этого феномена служит то, что появляются в результате мутаций варианты генов (аллели) в каждой половине, которые совместимы с другими генами в этой половине из за постоянного обмена генетическим материалом и отбора, но оказываются несовместимыми с некоторыми генами другой половины, ибо с популяцией другой половины прекращен обмен генетическим материалом. Этот процесс биологического разделения требуется большое время.
Так же происходит и в процессе культурной эволюции, которая только одна и является значимой для социального сообщества, поскольку процессы в ней идут на порядки быстрее, чем в биологической эволюции. Поэтому биологическими различиями можно пренебречь из-за их медленного возникновения. Роль генов в культурной эволюции играют МЭМы и их фенотипы - ментальности людей.
Демаркационная линия является линией изоляции двух частей одного государства. Правила, созданные силой принуждения в разных частях государства - аналогом природных условий для случая изоляции в биологической эволюции. Под действием принуждения в каждой части происходит адаптация ментальностей к новым условиям.
Это принуждение со стороны социальных институтутов, приводит к изменениям ментальности. Изменения МЭМов совместимы с ментальностями людей в данной изолированной части и могут оказаться и оказываются несовместимыми с обычаями и привычками (ментальностями) в другой части. Вырабатываются новые представления в головах, изменяют реакции на предъявляемые жизненные обстоятельства. Это собственно и есть адаптации ментальности к новым условиям жизни.
Немцы в Восточной части после разделения начали понимать, что можно в советской системе работать спустя рукава, так остаётся больше сил для личной жизни. При этом никакого личного ущерба такое поведение не приносит.
Когда пленные немцы после войны работали в Союзе, они еще не успели усвоить, что можно вместо работы гнать «туфту». Я сам много лет жил в городке, отстроенном пленными немцами, и там всё было сделано, как я понимаю теперь, "по уму". Первое время они работали в плену, как привыкли работать дома, пока их ментальность не адаптировалась к нашей реальности.
С другой стороны разделение на значительное время немцев в Германии сделало трудным процесс их объединения. Ментальности восточных и западных немцев уже отличались, появились различия культурного кода.
Восточные немцы и сейчас считаются не слишком хорошими тружениками. Хотя живут в одной стране, подчиняются одним законам, но процесс разделения уже дал свои результаты, выработав определённые адаптации, которые приходится сейчас преодолевать.
То же происходит в Корее. Но так как процесс изоляции там запущен давно, то он должен дать и более сильную степень отличия ментальностей жителей разделённой страны. Объединиться поэтому им будет не просто.
Таким образом, разница в жизни по обеим сторонам демаркационной линии подтверждает факт влияния ментальности на поведение людей.
Для индивидуального человека его эволюционная траектория (судьба) определяется его ментальностью, внешними силами ( помогающие силы в виде блата, знакомства т.п.) и случайностью (оказаться в нужное время в нужном месте или, наоборот, не оказаться, где не надо).
Свидетельство о публикации №216080401307
Тоже в отношении и Германии и других восточноевропейских стран. Фактическая идеология в них была и есть традиционная и коммунистическая государственная провозглашённая идеология не успела стать фактической. А несовпадение фактической и провозглашённой идеологии означает неустойчивость системы общественных отношений.
"Немцы в Восточной части после разделения начали понимать, что можно в советской системе работать спустя рукава, так остаётся больше сил для личной жизни."
Не понимаю ваш сарказм. Что разве свободный социалистический труд и личная жизнь, хуже для человека, чем потогонная система?
Вячеслав Бикташев 22.09.2016 10:26 Заявить о нарушении
Вектор общественного сознания это видимо равнодействующая. Нго нигде нет. Это вычесленная сущность. Правильнее бы говорить, что отдельные вектора, реализованные в конкретных мозгах определяют общественный вектор. Но с другой стороны идет согласование всех векторов при взаимодействии. Самосборка
Виктор Ефременко 27.09.2016 17:54 Заявить о нарушении
Виктор Ефременко 27.09.2016 17:59 Заявить о нарушении