Портрет девушки
Портрет девушки
Неугомонные
(зарисовка)
Когда поздний вечер торжественно раскинет над нашим пышно-зеленым городком свой блестящий малахитовыми огнями мир, ко мне приходит мой друг Владимир – педагог по специальности, философ в душе, страстной, доброй душе, пылающей огнем знания и творчества.
Задыхаясь, он говорит, мягко и тепло улыбаясь:
– А ну-ка отвернись. Отвернись…
Руки его за спиной. Я понимаю – сейчас он мне покажет свое новое произведение. Художник, он похож в эту минуту на мага, мгновение и…
– Смотри!
Я вижу портрет девушки – нашей хорошей знакомой. На меня смотрит полное, немного грубоватое лицо, но умное, милое. Темное платье делает его печальным.
– О, это она – Любовь…
– Да!.. Ну, что ты скажешь? Как – ничего?..
– Сейчас скажу, – присматриваюсь я к портрету, закуриваю и рассуждаю, чтобы охладить прозаичностью слов излишнюю горячность Владимира: я знаю – ему не терпится.
– Картина есть диалектическая игра света и тени. Ты забыл это. Смотри, посадка головы у тебя получилась, как бы сказать, приплюснутая что ли, как у пожилой дамы, а ведь ты рисовал девушку. Дай мне ее фотографию… Видишь, здесь, у неё на снимке заискивающий лукавый взгляд слегка прищуренных красивых больших глаз. Голова чуть склонена, но ну нее гордая осанка. Где это все у тебя, брат? Не годиться, под подбородком тень-то ты не положил, лицо не подал вперед. Не осветил его…
– Да и правда, – взглянув на Любовь, хватается он за карандаш.
Пока он рисует, я сравниваю оригинал с копией и слежу за кончиком его карандаша.
– Куда ты кладешь тень, соленая голова?
«Соленая голова» – позволительная к другу шутка, и первый признак моего возбуждения.
– Как куда?.. – удивляется Владимир, блестя очками.
– Вот здесь тушуй, видишь…
– Я плохо вижу. Знаешь, я сколько сидел над портретом…
– Это серьезное оправдание.
– Так на тебе мой «телескоп», –подаю я ему огромную линзу.
– О-оо, – смеется он, принимая из моих рук спасительный дар.
И, рассматривая в линзу фотографию, вдруг вскрикивает, воткнув палец в потолок:
– Ага!
– Эврика! – поддаю жару.
Он принимается работать. Его бескровные губы плотно сжаты. Нос вспотел и заострился. Глаза прищурены. В нем серьезность, воля, ум. Я слышу, как он шепчет ласково:
– Сейчас мы ее, хорошую, сделаем еще лучше, еще лучше… Ну, что?
– Отлично! Удивительная тень: она из дамы сделала девушку. Пойдем дальше. Теперь рот… На фотографии она легко-легко улыбается, а у тебя, что – стишок декламирует: «Впереди у нас леса, позади болота. Господи, помилуй нас, жить нам неохота».
Смеёмся.
– Не годится, Володя. Округли края…нет, нет, нет!!. Вот только взмахни крылышком, правым краешком губ и …затушуй – вот эту чертову дугу до эллипса! Я не могу смотреть на неё. У тебя есть папироса?
– Нет, – трудится Владимир. Нам – душно. Я открываю окно. Август, резвясь, шутит холодом. Полным бодрости мальчишкой, он плывет в комнату, вливая в нас нежные ароматы увядающие трав и цветов.
– Та-ак…Прекрасно. Еще лоб. С краю нужно скрасить угол…
– Этот?
– Да.
–Не нужно.
– Ну, посмотри в «телескоп».
Владимир присматривается и говорит:
– Ты страшно придирчив!..
– А как же? Ты девушку рисуешь, а не бревно, – парирую я, стараясь грубостью сравнения понизить тон насупившегося Владимира.
Спор решается компромиссом – угол скрадывается наполовину.
– Пойдем дальше. Теперь – Кто ей здесь фонариков наделал, а, Володичка?
– Да ну, тебя… Ты невыносимый человек. Насмешник!..
–Эге, дружище, руки целуешь, а здесь терпения нет…
– Ну, ладно, что там…говори, – неизвестно зачем откашливается Владимир.
–Глаза ее утомлены. Легкий овал тени надо положить, продлить тень, разбив фонарики… Делай!..
Он работает. Я пою ему хвалебную песнь:
– Вот так, голубчик, так Делай дальше, дальше…
– Не зуди над ухом.
– Молодцом, мой хороший…Стоп! С сим, яко ярые туры…
– Кончим!
– Не-эт…Пойдем вперед! Еще – ухо…Ушко, дорогой, осталось. Ну, на что оно у тебя похоже..?
– Я ухожу от тебя. Где моя фуражка?
– Забывчивость свойственна гениальным людям, Володичка, но не всякий , кто забывает, гениален. Ты пришел без фуражки. Скажи, а дверь не забыл закрыть?
– Погоди, – испуганно смотрит он на меня, – кажется, закрыл…
– Все понятно, раз кажется. Так тебе и дома казалось это ушко на портрете с дырочкой, а оно без дырочки…Ведь ты пойми, она скоро уезжает, мы пойдем провожать ее. Я оставлю вас одних, с испугом взглянув на часы, которых у меня нет и озабоченно скороговоркой прострочу, хлопнув себя по голове: «Ух ты! Я и забыл, простите –опаздываю»…Ты станешь ей говорить… а она и не услышит. Дырочки в ухе-то нет, Володичка. Куда это годится.
–Ты шутишь, брат, – присматривается Владимир к портрету и, толкая меня в бок, показывает большой палец.
–О ушко! Ты не подведешь меня… Я ничего здесь делать не буду. Хватит. Дай отдохнуть немного…
– Я тебе отдохну…
–Я же человек…
– И животные тоже отдыхают, но чем больше человек работает,( на себя, конечно), тем он больше человек. Надо помнить формулу: в труде и от труда – всё и вся. Ну, отдохни, закури…
–Спасибо. Я дал ей слово не курить…
– Тогда и не нужно. Вот ты сейчас занимаешься перерисовкой: портреты Павлова, Тургенева, Козловского…Любови. Нужно создавать свой – у тебя уже хватит умения. Хочешь, дам тебе несколько сюжетов из цыганской жизни, ты только представь себе…
– Не только представляю, но и ощущаю, как ты мешаешь мне отдыхать. Сейчас молчи. После…
– Молчать?
– Да!
– Тогда условие, когда мы надоедаем друг другу сюжетами, критикой, вообще всеми приятными вещами, каждый из нас имеет право сказать – молчи!
– И я – молчу.
Мы –молчим.
Ходики в другой комнате, спеша, отбивают время.
– Я все время думаю о том, … – начинает Владимир, и, искоса взглянув на меня, улыбается, словно извиняясь, крякает в кулак. Я то же улыбаюсь и крякаю. И мы – смеемся. Не можем мы молчать!
– Хотя и говорят, что главное – это задуматься, но нужно дело делать…
–Да, да, смотри, что там еще, – схвачивается Владимир.
– Ушко, Володя…
– Таким и останется…!
– До ночи… А ночью ты еще подработаешь его: выгнать из тебя сейчас дух противоречия невозможно. Согласен?
– Ну, почему же…можно…подработаю, –соглашается неохотно Владимир.
– Отлично. Но сейчас ты прямую линию на виске сделаешь тупым углом. Только немножечко тупым…Правда?
– Правда.
Рисует он, снова. Я не выпускаю его из своих рук: мой друг еще пока мне кажется, не получил должной зарядки на ночь. Вот когда он получит ее, я отпущу его. Я знаю, что в его работе нужно найти как можно больше недостатков, которые он попросту не заметил, но не терпит их, как и я сам не терплю. Бросится исправлять ночью, когда никто ему не будет мешать, ( как, кстати, мешаю я).
– Сегодня понесешь ей?..
– Ну, что ты: поздно уже…
– Завтра?
– М-гу…Как – ничего?
– Ничего. Ночью еще подработаешь… М-гу?
– Может, ты яблочко скушаешь?
– Не хочу…
– закуришь… Ах, да! Рыбки со мной не хочешь?
– Нет…
Вижу, надоел, я ему – страшно. Пора, чтобы он шел домой и принимался за портрет.
– Теперь кончим..
– Не-ет… Я буду работать, но дома…дома уже. Ночью…
– Чудесно, Володичка.
Я провожу его. На улице – смех. Скрипка, гармошка. Хорошее небо в звездах. Людям весело. И у нас – своя радость. Радость созидания. Уже когда попрощаемся, я кричу Владимиру:
– Володичка!
– Я-а!
– А кружевце на платье ты забыл затушевать: на нем тень от подбородка! Смотри же!!
Он молчит. И – наверное, убегая, шлет меня к черту.
Свидетельство о публикации №216080401325
Александрова Лилия 02.11.2016 12:44 Заявить о нарушении