Разбой у березки

В средине декабря 1980 года мне позвонил начальник уголовного розыска Беклемешев А.А.:
- Михаил Иванович, вчера ночью возле кафе «Березка», на площади Блюхера избили офицера, забрали деньги и документы, а его в бессознательном состоянии бросили на улице. А сейчас краевой розыск кого-то задержал. Говорят, причастен к разбою. Иди к ним, разберись. Следователь, который уголовное дело возбудил, отдыхает после дежурства.
Вообще-то, по закону мне как следователю давать указания, какие дела принимать к производству, может только начальник следствия. Но ранее, в профилактике, я работал под руководством начальника УР и по старой памяти воспринял его слова как само собой разумеющееся. В общем-то это и не было для меня обременительным. Мне, как начинающему следователю, было и самому интересно поработать по разбою с операми из краевого уголовного розыска.
Из Центрального РОВД в краевое управление через внутренний дворик 50 метров. Трое оперов сидят в кабинете. Познакомились.
- Вы меня введите в курс дела. Беклемешев сказал только, что по делу есть какой-то фигурант.
- Вчера вечером в «Березке» офицер – армейский капитан сидел. Вроде бы вначале компания была. Потом он или один остался, или просто один вышел на улицу, но уже одетый в шинели. Там на него сзади напали, захватили за горло. По голове ударили. Он вырубился. Когда очнулся, обнаружил, что нет денег и документов. Пьян был, конечно, довольно прилично.
- Так он, что, нападавших в лицо не видел.
- Нет. Напали-то сзади и вырубили сразу. Он в тяжелом состоянии с сотрясением головного мозга в госпитале. Мы с ним переговорили немного. Мог только сказать, что захват сзади был профессиональным.
- А что это значит?
- Ну вроде бы как профессиональный спортсмен, борец его захватил.
- Сомнительно это все. Был пьян, ничего не видел, а такую оценку дает. Да пусть меня хоть 10 спортсменов захватывает сзади, я не скажу, кто из них борец. Ну и что у вас есть?
- Там вышибалой Парасочка работает вечерами. Он студент института физкультуры. Борьбой, штангой занимается. Похоже, он капитана отоварил.
Так вот, думаю, откуда профессиональный захват взялся. Сам бы капитан до такого не додумался.
- Хорошо, где этот Парасочка? Что говорит? Надо с ним побеседовать. Потом с капитаном.
- Да что с ним беседовать? Задержать его, и через трое суток расколем. Сейчас он, конечно, все отрицает. Но он это, он. Или сам причастен, или знает, кто это сделал. Он в соседнем кабинете. У нас же еще его родственник – Ноговицын, молодой парень, только что из армии вернулся. Он в ресторане весь вечер сидел. Сейчас оба крутят, но что-то знают.
- Мужики, поговорить с ним я все равно должен, допросить. Потом примем решение. Давайте того, что помоложе.
Привели Ноговицына. Представился, стал расспрашивать.
- Да ничего я не знаю. Сидел в ресторане. Видел группу офицеров. Кто-то приходил, кто-то уходил. Только поздно вечером узнал от Парасочки, что одного из них избили и ограбили.
Привели Парасочку. Крепкий молодой парень. При росте 185-190 сантиметров вес 110-120 килограммов.
- Ничего существенного по делу мне не известно. В ресторане меня все знают. Я второй год там по вечерам работаю. Когда сказали, что офицера избили, на улицу вышел и увидел, что там уже скорая помощь с ним работала. А пред этим я за столиком у Ноговицына сидел. Он выпивал, танцевал, а я за порядком наблюдал. Посетители в ресторане все постоянные были. Из новых эта группа офицеров и еще несколько человек.
Когда увели Парасочку, стали подводить итоги. В том, что они участвовали в нападении, у меня уверенности нет. Но, зная этот ресторан, публику, которая там бывает, нравы посетителей, считаю, что они обладают информацией по этому факту. Надо заставить их  говорить. Вопрос в том, как это сделать.
- А чего проще. В ИВС их и сразу разговорятся.
- Умное предложение. Но вы меня-то не напрягайте. Времени не много еще, пусть у вас посидят. Вы думайте, как их разговорить, а мне дайте машину. Я в госпиталь съезжу, офицера допрошу.
Естественно, допрос капитана результатов не дал. Ничего не помнит, в этом ресторане раньше не бывал, публику не знает. К концу вечера был хорош. Оделся, вышел на улицу. И все…
Когда вернулся в управление, был уже вечер. Надо принимать решение.
- Парни знают, кто совершил нападение, но молчат. Если их отпустить, мы потеряем возможность получить информацию. Считаю, что в их действиях есть недонесение о тяжком преступлении. В связи с этим я их задержу на трое суток в ИВС. А вам надо землю рыть, чтобы разговорить их. Списки посетителей ресторана подготовьте, работающую смену. Офицеров из той группы надо вызвать на завтра.
- Какой разговор! Все сделаем. Этих разговорим. Давай только постановление о задержании. А мы уж постараемся.
Вернулся в Центральный РОВД, договорился, чтобы начальник следствия мне отписал это дело. Тут меня вызывает начальник РОВД Овсяный В.Ф. и с места в карьер:
- Ты почему задержал этих двух? У тебя доказательства есть? И вообще, это дело у кого в производстве?
- Уже у меня. Только что отписали. Раз задержал, значит имел основания. Преступление, без сомнения, раскроем.
- Ну если так… Что ж , действуй, но если прекратишь уголовное преследование, от дисциплинарной ответственности не уйдешь.
Да, дело принимает скверный оборот. Надо стараться.
Вечером, после программы «Время» приезжает за мной дежурный водитель:
- Вызывают в РОВД.
Дежурный Васиньков В.И. говорит:
- Твой задержанный срочно просится на допрос. А я же слышал, какими карами тебе за это задержание грозили, поэтому решил вызвать.
Через дежурную часть прошел в следственный кабинет ИВС.
Привели Парасочку:
- Хочу дополнить свои показания. Сам я прямого отношения к этому делу не имею, как и Ноговицын, но информацией кое-какой располагаю. У нас там посетители постоянные, то есть многих я знаю в лицо и по именам. Вот один из постоянных, Сергей с Пятой площадки,  пришел рано и занял столик неподалеку от места, где офицеры сидели. Он, насколько я знаю, недавно освободился из колонии. Потом появился его постоянный спутник Леха. Молодой, высокий парень. Потом к ним за столик сел мужчина постарше. Он, по-моему, художник, а, может, и слухи это просто. Он еще в куртке меховой ходит, покрытой темно-зеленым брезентом. Он с Сергеем и Лехой сел потому, что мест свободных не было. Хотя они все-таки ранее, как я понимаю, знакомы были.
Где-то там, за другим столиком, сидел другой знакомый Лехи, молодой высокий парень. Он несколько раз подходил к их столику.
Офицеры гуляли от души. Под конец тот, что сейчас потерпевшим числится, был крепко на взводе.  Надел шинель и ушел. Потом вернулся. Не снимая шинель, посидел за столиком и снова вышел.
Вот тут я увидел, что знакомый Лехи с другого столика сказал ему что-то и вышел на улицу. Леха вышел за ним. Я сразу понял, что за пьяным охотятся. Вышел на улицу и вижу, что парень ведет офицера через площадь Блюхера, а за ними Леха идет.
Потом эти двое вернулись, выпили и быстро ушли. Сергей ушел с ними.
Когда скорая помощь на площадь приехала, милиция, я понял, что офицера они все-таки ограбили. Конечно, мне ни к чему было свидетелем идти, поэтому я и молчал. Когда понял, что дело серьезное и ко мне грабеж примеряют, решил рассказать. Ноговицын же вообще тут не причем. Он весь вечер водку пил и танцевал. В общем, вот так все было. Может, отпустите. Не хочу здесь ночевать.
- Ты не спеши. Проверить многое надо. Если подтвердится, отпущу. А сейчас поздно. Отпусти вас, или вы кого-то ограбите, или вас. А так спокойнее.
Информация интересная, но сейчас отрабатывать поздно. Ресторан закрыт. Отложим до завтра.
Звоню утром операм в краевое управление. Довожу информацию и предлагаю быстро разобраться, кто есть кто из посетителей.
- Да ты что, у нас и так запарка. А это дело, считай, раскрыто. Офицеров же собрать мы поручили уголовному розыску Центрального.
- Ну, спасибо, что не отказали.
- Да ладно, обращайся, если что…
Пришлось идти к Беклемешеву:
- Помощь розыска нужна. Перспектива на раскрытие хорошая.
- Сегодня дежурный опер Чмутин М.А. Он и подключится.
Чмутин – опер толковый, инициативный. Ввел его в курс дела. Во время нашего разговора опер Егошин С. подключился, сообщил, что ему поступила информация об одном из нападавших, зовут которого Игорь. Других данных пока нет. Ну вот, еще один фигурант в деле.  Договорились, что как только установят кого из фигурантов, сразу их ко мне.
Сам допросил офицеров из той компании. Потом съездил в госпиталь, изъял шинель потерпевшего, чтобы при установлении преступника назначить экспертизу по микрочастицам. Так день закончился. Чмутин заверил, что вечером едет в ресторан вычислять фигурантов. Я – домой, тем более, что завтра суточное дежурство.
Как и следовало ожидать, после программы «Время» приезжает дежурный водитель (телефонов ни сотовых, ни проводных в квартире, конечно, не было):
- Там для вас кого-то задержали, просили приехать.
У Чмутина сидел Сергей, о котором говорил Парасочка. Фамилия его Косоротов, недавно освободился из мест лишения свободы, живет на Пятой площадке. Очень возмущен, что ему не дали досидеть в ресторане.
- Да ладно, все равно ресторан закрывается скоро. Завтра досидишь. С кем ты позавчера там был?
- Я постоянно там бываю и не могу помнить каждый день.
- Дурака не валяй, позавчера это не в прошлом году, должен помнить. Тем более есть данные, что вы компанией ограбили офицера в тот вечер. Но самое главное, так его избили, что вполне вероятно умрет. Свидетельская база хорошая. Тебя же не зря сюда привезли.
- Ну, начинается. Только освободился, а тут уже тяжкие телесные со смертельным исходом на меня вешают. Никого я не грабил и не убивал. Докажите. У вас же нет ничего.
- Трудновато, конечно, придется. Но тебя задержу по сотке, потом арестую и буду информацию отрабатывать. Посетители-то все известны. Буду их допрашивать, очные ставки с тобой проводить. В общем, процесс… А ты сиди и жди, пока я разберусь. Добро?
- Да пошли они…  Чтобы я за кого-то парился. Там Леха Скрипка был. С ним и разговаривайте. Он что-то знает. Кстати, когда сегодня ваш опер меня из «Березки» выхватил, он там же был. Сейчас, наверное, дома…
- Адрес давай.
- На Юности он живет.
Пока ездили за Скрипкой, мы с Косоротовым пообщались. Освободился недавно. Вторая судимость. Оба раза, конечно, осужден по ошибке. Сейчас пока деньги кое-какие есть, да еще устроился водителем на легковую машину, поэтому вечерами в ресторанах. Но так, чтобы не спустить все сразу, а понемногу. В общем, довольно сносно пока все идет. Потому совершенно нет резона в СИЗО идти. Правда о происшествии того вечера ни в какую говорить не хочет.
- Леху расколете, он вам все расскажет. Я же не хочу быть замешанным в это дело, чтобы не думали, что я кого-то заложил.
После полуночи привези Леху. Высокий молодой парень. На руках примитивные наколки. Видимо, судим малолеткой. Косоротов был в кабинете, и встреча вызвала замешательство у обеих. Косоротов пробурчал что-то невразумительное, вроде того, что вот видишь, как все получилось. Тут ему предложили подождать в коридоре.
В поведении Скрипки чувствовалась нервозность.
- Расскажите, что произошло в «Березке» позавчера.
- А ничего не произошло. Посидели и разошлись.
- Не надо крутить. В общем ясно, что офицера избили и ограбили с твоим участием…
- Не знаю я никакого офицера. Никого я не грабил. И вообще, вытащили среди ночи. Говорить не буду. Утром приду, тогда и допрашивайте.
В общем ясно, что говорить не будет. Но впоследствии разговорится. Выписал постановление о задержании и объявил его Скрипке. Позвонил дежурному, чтобы прислал своего помощника отвести задержанного в ИВС.
Когда выводили из кабинета, они опять встретились с Косоротовым, который сидел на скамейке у двери.
- Ну что же ты так…
- А я тут при чем? На меня же все повесить пытались…
От кабинета до лестницы пять метров. Кто бывал в Центральном РОВД, тот знает, что лестницы в Следственный отдел там крутые, как корабельные трапы. Одна дама,  адвокат с потрясающим бюстом охарактеризовала их довольно образно: «Когда я на первую ступеньку становлюсь, грудь на четвертую ложится».
Так вот, с лестницы.  послышался грохот, потом топот. Выбегаю. Никого нет. Быстро вниз. Дежурный Кравель В.Н. с помощником в растерянности. Скрипка прыгнул с третьего этажа в лестничный пролет, приземлился на втором этаже и убежал.
Направили патрульную машину посмотреть по округе. Безрезультатно.
Дежурный с вопросом – что будем делать? Побег из-под стражи…
Ладно, думаю, у мужиков неприятности могут быть. Забрал постановление, порвал.
- Считайте, что не был задержан. Просто ушел и все. Все равно поймаем.
Возвращаюсь злой. Так хорошо все начиналось и вдруг сбежал. Косоротов всем этим перепуган. Грех не воспользоваться.
- Тяжело ранили при задержании на улице. Срочно всю информацию по тому вечеру, или в ближайшее время отсюда не уйдешь.
- Да, это они, Леха и Игорь избили и ограбили офицера. Но я не знаю, где Игорь живет.
- Кто знает? Думай.
- Не знаю…
- А кто тот парень в меховой куртке, крытой зеленым брезентом?
- Вот, вот, точно… Это Олег. Он к делу отношения не имеет, но знает хорошо Игоря. А я знаю, где Олег живет. На Карла Маркса в пятиэтажке, следующей после ДК Станкостроительного завода.
Парень в куртке – Олег Балахнин, оказался дома. Все-таки уже 2 часа ночи. Отпираться не стал. Быстро сориентировался?
- Знаю Игоря. В частном секторе за «Энергомашем» живет. Адреса не знаю, но показать могу.
Когда подъехали на место, оказалось, что и я Игоря знаю. Игорь Кулиш, дважды судим за грабежи. При последнем освобождении по инициативе УИТУ пришел с административным надзором, так как крайне отрицательно вел себя в колонии. Был у меня под надзором. Отец – армейский прапорщик.
Позвонили. Открыл отец.
- Игорь дома?
- Дома. Зачем он вам?
- Вы же меня знаете. Милиция.
По дороге в Центральный Кулиш начал говорить. Правда преуменьшал свою роль и все валил на Скрипку. Сразу раскис. Стал торговаться, чтобы не арестовывал. Когда этот вопрос отпал, стал просить свидания с женой. Это уже к утру.
Кулиша задержал, Косоротова отпустил. Поспал в дежурке пару часов, так как с 9 утра заступать на дежурство.
Утром с дежурным договорился, чтобы меня не беспокоил по мелочам. Вызвал своего дублера. Сам стал закреплять доказательства.
Кулиш картину обрисовал. Они со Скрипкой пошли за пьяным офицером, вступили в разговор. Завели его за дом, параллельный «Березке» через площадь Блюхера. Во дворе сбили с ног, стали избивать. Когда потерял сознание, забрали из карманов деньги и документы. Тут в доме стала кричать какая-то женщина. Они убежали.
Отправил оперов отрабатывать тот дом. Нашли женщину, которая кричала. Предъявили ей на опознание пять человек в том числе и Кулиша.
- Я в лицо их не  видела, только фигуры помню. Они военного били. Пусть они повернутся, наклонятся, пройдут.
Когда те все выполнили, показала на Кулиша: «Из всех только он похож по фигуре и по одежде на одного из тех, кто напал на военного».
- Ты в  этой шубе был в тот день?
- В этой.
Изъял шубу при понятых, упаковал. Впоследствии эксперты дали заключение, что на шинели капитана имеются микрочастицы с шубы Кулиша. Хорошая привязка.
Утром, уже в воскресенье, Овсяный приехал:
- Раскрыл все-таки? Ну, не ожидал!
- А вы что, неужели сомневались? Обещал же.
Освободил Парасочку и Ноговицына:
- Гуляйте, мужики. С милицией на будущее не шутите. По недонесению я вас все-таки привлеку. Урок будет. 
Неудовлетворенность все же осталась. Скрипку-то упустил.
Задержали его через месяц в Котласе. Он ехал в Воркуту. При проверке поезда у него не оказалось никаких документов (они у меня были). При установлении личности выяснили, что он в розыске за Хабаровском.
Решил за ним ехать сам, чтобы сразу, как говорится, брать быка за рога. А то, пока прокатится до Хабаровска, что-нибудь еще придумает. Для конвоирования взял с собою участкового Крымского С. В.
До Москвы долетели, а там по погоде самолеты на Север не летят. Пришлось нам до этого Котлас-Ярда, как мы его сами называли, сутки ехать поездом.
Скрипка особо запираться не стал. Понял, что доказательств достаточно. О себе кое-что рассказал. Живет с матерью, которая больна каким-то психическим заболеванием. Отца нет. Дважды судим – кражи и грабеж. Начинал еще малолеткой. О побеге пояснил, что как увидал у меня Косоротова, понял, что тот его заложил. Очень не хотелось в СИЗО, потому и прыгнул с такой высоты. Потом понял, что элементарно мог разбиться. Но повезло, только ногу подвернул. Почти до утра крутился в районе Центрального. Ждал, когда Косоротова отпустят. Дождался. Тот ему все рассказал, о чем следствие знает, о задержании Кулиша. Понял, что влип хорошо. С Косоротовым разборок не устраивал. Во-первых, тот старше и крепче. Во-вторых, он вполне логично разъяснил, что следствие пыталось на него все свалить, так не идти же самому не понятно за что.
На обратном пути в Хабаровск Скрипка чуть было вновь не сбежал. Он постоянно был пристегнут наручником к Крымскому. В Домодедово я пошел в буфет что-нибудь взять перекусить. Их оставил на диване в зале ожидания. Через некоторое время смотрю, Скрипка один сидит на диване, немного наклонившись. Понял, что Крымский пристегнул его к ножке дивана, а сам отошел к киоску. Но ведь диван-то к полу не прикреплен. И вижу, что тот вначале сел прямо, а потом и встал. То есть отцепился. Как я успел его схватить, сам удивляюсь. Хватаю, веду к Крымскому: «Пристегивай к себе и отстегнешь только в Хабаровске в ИВС».
Потом в Хабаровске Скрипка вспомнил это, когда по окончании расследования знакомился с материалами дела.
- Да, Михаил Иванович, рановато вы обернулись тогда. Еще несколько секунд, и я бы с толпой смешался. На Север к тетке в Воркуту я бы уже не поехал. У меня бабушка в Киеве живет. Я бы к ней, а потом по Югам. Долго бы пришлось меня искать.
- Ну что ж. Значит, не повезло тебе, Леха. Что тут еще скажешь?...


Рецензии