Огонь в печи

     Когда я слышу слова «старина», «в старину», «семейная традиция» и т.д., все мое существо превращается в одно большое ухо. Пожалуй, во мне где-то живет мохнатая древняя старуха с морщинистой кожей и длиннющими волосами цвета сажи.

     Эта старуха живет уже очень давно и много не просто так. Она здесь для того, чтобы собирать традиции, мудрость поколений и веков, чтобы насаживать их как ягоды рябины на нить своего седого волоса и плести бесконечные рябиновые бусы, и когда-нибудь передать эти бусы своим правнукам вместе со всей своей мудростью и после замереть в блаженном небытии.

     Люблю старость. Люблю мудрость. Люблю слушать о том, как было когда-то давно. Как жили мои пра-, как они ведали…

      Очень люблю свою бабушку Зину, папину маму. Ей уже 81 год. Она прожила непростую молодость и зрелость. Зато закат ее жизни уютен и безмятежен. Она живет в своем доме на своей земле вместе с дочкой и ее мужем.

      Папа мне рассказывал о сложностях и тяготах жизни бабушки в молодости. Другая бы женщина на ее месте умерла от печали и тоски о своей тяжелой доли, а бабушка (со слов папы), скинет слезу украдкой, улыбнется своей открытой, искренней улыбкой, и пустится в пляс, да как начнет ножками стучать и по полу топать, что вся тоска с нее как и не было, слетает!
      
      Вот он бабушкин рецепт от печали и тоски: ножками по полу постучи!
 
      Моя прабабушка по папиной линии ела мало и до самой смерти (92 года) могла кушать сало! Говорила, что она может кушать все, но маленькими порциями. И всегда все прабабушки держали посты. На моей памяти все они умерли в возрасте после девяноста лет.
      А бабушка Зина мне всегда говорила: «Внучка, мы такие долгожители, потому что всю жизнь жили впроголодь, в детстве все съедобные травки на лугу знали и ели, да частенько хлебали пустой суп из одной крапивы»...

      Сама я помню, что у всех моих прабабушек дома был алтарь: горящая лампадка с иконами на белоснежном вышитом ручнике.
      Все прабабушки носили длинные волосы, заплетенные в косу, а по праздникам собирали своих детей и правнуков за большим столом с пирогами.
   
      Еще одна прабабушка играла со мной в.. карты! И постоянно мне поддавалась, а я вместе с ней открывала загадочный и таинственный мир картинок, говорящих на своем особенном языке. Было что-то мистическое в этом общении. Даже фамилия у прабабушки была «Старостина» от корня «старость» («мудрость»).

      Спасибо моему роду, такому мощному и мудрому, что отголоски вашей мудрости, вашей искренности и душевной чистоты отзываются в сердце и моей древней старухи и распаляют огонь мудрости поколений в моей душе!

       И этот огонь, это живое пламя в добротной русской печи, его не погасить. Этот вечный огонь печи в русской избе живет внутри меня и питает меня настоящую, питает мою семью, наполняет нас теплом, защищает, оберегает, кормит и под шепот горящих поленьев мы уходим в царство сна умиротворенные и убаюканные его ритмичным шуршанием…

       Пс: Пока писала это откровение, мои предки "показали" мне мощный архетип силы-огонь в русской печи, семейный очаг, пламя. Это инструмент силы для питания нашей семьи. Надо посмотреть на этот огонь, увидеть его-какой он сейчас? Мощный или еле горит? Искрит? Что ему нужно? Может поленьев подбросить или подуть на него? А может положить в печь тесто на хлеб?
 
       Всем желаю крепких семей, стойкого и яркого семейного очага!


Рецензии