Навасард - древнеармянский Новый год

(река Арацани, приток Евфрата. Арацани берет свое начало со склонов Арарата, течет по всему Армянскому нагорью и втекает в Евфрат)

Навасард – древнеармянский Новый год

Несколько тысячелетий, точнее, с 2492 года до н.э. вплоть до начала ХХ века, 11 августа армяне отмечали праздник Навасард – армянский Новый год, самый почитаемый праздник.

Навасард - праздник единения народа, его праздновали все: богатые и бедные, знать и простолюдины.
Ранним утром, к трем часам после полуночи, народ: от царя до крестьянина, собирался в священном для данной области месте и ждал появления главной звезды. Жрецы следившие за звездами факелом оповещали народ о начале праздника.

Какую звезду ждал народ?

Прародителя армян называют Айк-Лучник – Орион его созвездие. Навасард праздновался в честь победы Айка над Белом, когда Айк (Орион) убивает Бела (созвездие Тельца) трехперой стрелой - 3 звезды пояса Ориона.
В ночь на 11 августа народ ждал появления звезды Альфа-Орион (Бетельгейзе), которую армяне называли «Плечо Айка». Звезда появлялась на небе к утру, и народ начинал праздновать Навасард.

До битвы Айка с Белом армяне отмечали Новый год в день весеннего равноденствия – 21 марта. В этот день пробуждалась природа, люди взывали к богам с просьбой дать им богатый урожай.

История вопроса 

Древние армянские источники сообщают, что 11 августа 2492 года до нашей эры прародитель армян Айк победил ассирийского царя Бела, отвоевав право свободного существования и развития армян. Айк основал царскую династию Айказуни и правил армянским государством Аратта.

Историк Гевонд Алишан назвал это сражение Дюцазнамарт – Битва Титанов, сохранив для потомков древнее предание. Из предания мы узнаем следующее. 
Айк, потомок библейского после потопного патриарха Фогармы, внука Ноя – правитель страны армян.
Бел, властитель Месопотамии и Элама.
Бел хотел мирового господства, обещая армянам лучшие земли в обмен на подчинение ему. Жрецы армян отказали Белу. Рассерженный Бел пошел войной на армян с 60-тысячным войском, надеясь оружием подчинить непокорный народ.

Айк обратился с призывом к народу встать на защиту своей свободы. Желающих оказалось очень много - все хотели сразиться с войском тирана. Чтобы отобрать лучших, Айк объявил о проведении соревнований Навасард. Каждый мог принять в нем участие, чтобы показать свою силу и ловкость.
Слово Навасард означает: «нав» – «новый», «сард» – «год». Навасард название месяца, в котором состоялись соревнования.
Победители состязаний стали воинами войска Айка.

Историк Гевонд Алишан не просто так назвал это сражение - Битва Титанов. Айк, Бел, а также их сыновья были гигантами.
Войска Бела и Айка сошлись на плато Айоц дзора (ущелье Айка).
Перед началом битвы Айк обратился к своим воинам:
- Вам завещаю страну свою. И да запомнит каждый из вас призвание свое: вы хозяева этой земли.
И началась битва гигантов. Трехперая стрела, выпущенная Айком из туго натянутого двухметрового широкотетивного лука, пробила нагрудную пластину доспехов Бэла, и тот упал. Увидев своего предводителя поверженным, войско разбежалось. Легенда гласит, что в панике враг потерял убитыми и ранеными 40 тысяч, армяне в битве потеряли 5 тысяч воинов.

После битвы Айк получил прозвище: Ахехнавор (Лучник) и вошел в историю как Айк Наапет – патриарх и родоначальник армянского народа, основатель царской династии Айказуни.

Страна Аратта отстояла свою независимость, Айка провозгласили верховным жрецом и царем. Айк правил 18-ю областями Армении. После той битвы 185 лет никто не смел посягать на землю армянскую.

С того памятного дня, 11 августа 2492 года, со дня Арег месяца Навасард, армяне стали вести свое летоисчисление, отмечая приход Нового года.

В древнем календаре армян год состоял из 12 месяцев по 30 дней и дополнительного, 13-го месяца, в котором лишь 5 дней.
Месяцы назывались: Навасард, Ори, Сахми, Тре, Кахоц, Арац, Мегекан, Арег, Агекан, Марери, Маргац, Хротиц, Авельяц. Кроме месяцев, названия имели каждый день месяца и каждый час дня обозначенный делением на солнечных часах.

Навасард праздновали близ храмов посвященных главным богам армянского пантеона, их имена:
Ара – верховное божество армян,
Астхик – богиня воды, плодородия и любви,
Анаит – богиня красоты,
Ваагн – бог войны, охоты, огня и молнии,
Михр – бог солнца, небесного света и справедливости,
Тир – бог письменности, мудрости, знаний, покровитель наук и искусств,
Ванатур – бог гостеприимства.
Позднее, видимо под давлением персов, верховного бога Ара переименовали в Арамазд. Имя происходит от парфянской формы имени зороастрийского бога-творца Ахура Мазда (Ормазд). В Армению культ Арамазда пришел в VI—V веках до н.э.. 

Согласно преданию, Навасард был посвящен этим богам. Народ нес подношения богам: зерна пшеницы и кровь жертвенных животных.

Главные торжества с участием царя и царской семьи, их свиты, полководцев с войском проходили в Багаване (город богов – ныне в Турции) на берегах реки Арацани. К ним присоединялись представители знати со всех областей Армении. Багаван считался священным городом, в нем располагались 12 храмов посвященных языческим богам и дворец правителя страны. В Багаван съезжались правители соседей, приходили паломники издалека. Ночью народ с правителем во главе стоял на берегах Арацани и ждал, когда жрецы объявят о появлении звезды Альфа-Орион и начале праздника. Арацани называли священной рекой, считая счастьем в праздник искупаться в водах реки.

Народ верил, что в первый день праздника боги спускались на землю, купались в священной реке Арацани и улетали в горы, чтобы оттуда наблюдать за празднеством.

Праздник начинался так: после появления зведы Альфа-Орион (Бетельгейзе) верховный жрец на вершине горы зажигал факел, который несли в языческий храм, объявляя о начале праздника.

Навасард праздновали целую неделю. Каждый день имел особый смысл.
Неделя начиналась с силовых игр, схожих с олимпийскими играми греков. В навасардовых играх женщины принимали участие наравне с мужчинами. Не утихали народные песни и пляски, глаз радовали застолья. Однако пьянство и обжорство не поощрялись. Армяне следовали народной мудрости: «Боги больше всего плевел оставляют на поле упившегося».

Во время праздника Навасард под горой Нпат в жертву богам подносились бычки, ритуал сопровождался кровепомазанием — обрядом массового раскрашивания лиц участников празднеств жертвенной кровью. Проводились общенародные спортивные игры с участием борцов, мастеров кулачного боя, метателей копья и дисков; устраивались забеги на колесницах и скачки. Праздник заканчивался массовым купанием в священной реке Арацани, для очищения тела и души. 

Навасард праздновался и на горе Немрут (ныне Турция), где все еще сохранились остатки гигантских статуй богов.

В древней области Сюник праздник Навасард имел свои особенности.
Гора Ухтасар расположена в 17 км от города Сисиан. Берег ледяного озера, на высоте 3300 м, усыпан камнями с петроглифами. Ухтасар - гора паломничества. Местные жители праздновали Навасард у озера, приносили в жертву ягнят и встречали первые лучи солнца. Паломники просили у гор дать им здоровье, хороший урожай и благополучие. Оставлять петроглифы на камнях долгие века считалось ритуалом у жителей тех мест и потому жители других областей Армении их прозвали "пишущими".
Петроглифы Ухтасара имеют богатую тематику и разные сюжеты. На камнях изображены: животные и птицы, сцены – охоты и земледелия, борьбы и танца, а также астрономические объекты и явления - Солнце, Луна, звезды, созвездия и звездное небо, кометы и молнии.

Из языческих армянских храмов сохранился лишь Гарни расположенный в 28 км от Еревана, поэтому в наше время празднуют Навасард в этом храме.

Традиционно праздник начинается с шествия со знаменами Армении всех времен, начиная с Айка Наапета.

Как и четыре тысячелетия назад, жрец с молитвой разжигает жертвенный огонь. Затем ему подают священное вино. Эта волнующая церемония словно переносит участников в далекие времена – чаши, серебряные кубки, кинжалы, ладан, восхваление Создателя.

После застолья начинаются национальные танцы и песни.

Кульминацией фестиваля становится танец шурджпар, во время которого все двигаются по кругу, положив руки друг другу на плечи. С древних времен шурджпар является важной частью любого ритуала. Охотники начинали танцевать его перед охотой, солдаты – перед битвой.

После этого танца обычно следовал обряд жертвоприношения, затем Навасардские игры с танцами и спортивными состязаниями.

В праздник Навасард все были равны: богатые и бедные, вместе совершали паломничество к святыням и храмам, особенно к капищам верховной богини армян – Анаит: в Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате.

Согласно мифу, именно 11 августа ковчег Ноя пристал к горам Араратским.

Подобные торжества имели место по всему арийскому миру: на древнеиндийском праздник именовался Навасарата, на древнеперсидском — Навасарату.

Начиная с 2009 года Навасард снова стал ежегодно отмечаться в Армении. Праздник Навасард в качестве государственного восстановлен Парламентом Армении и получил название: День национальной идентичности. С законодательной инициативой выступила фракция парламента от партии АРФ «Дашнакцутюн», представил законопроект депутат Арцвик Минасян.

По древнему армянскому календарю наступает 4508-й год.


Рецензии