Записки частного лица. автобиография. часть 40

                УЧЕБА В АКАДЕМИИ. ВСТРЕЧА С МАРГЕЛОВЫМ.
                ЗВОНОК ИЗ БОЛГРАДА. НОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

 
       Наступило лето 1975 года. Предстояла командировка по служебным вопросам в Москву – в политотдел ВДВ. Решив все вопросы, подумал: «Есть время, чтобы повидаться и поговорить с бывшим своим начальником, а ныне слушателем академии Копыловым В. И.»

      Адрес Военно-политической академии я знал и поехал туда на метро. Природный ум подсказал, что надо до начала занятий занять у входа в академию позицию и тогда есть шансы встретиться со своим бывшим сослуживцем.

      Домашний адрес Копылова В. И. мне был неизвестен. Удача улыбнулась мне, когда почти отчаявшись совершить задуманное, вдруг увидел его спешащего на занятия.

     Сердце екнуло от неожиданной радости, и, все еще не веря в удачу, я окликнул его и поднял руку, чтобы он меня увидел. У нас за время совместной службы с Владимиром Ивановичем сложились дружеские (не переступая грань фамильярности) отношения.

     Мы были единомышленниками в своей работе в подборе и апробированию в жизнь новых форм и методов работы с личным составом подразделений. Многому у него научился, много перенял, хотя по образованию он не был чистым политработником. Но природные качества человека, умеющего работать с людьми, привели его в первые ряды тех офицеров, которые изъявили желание перейти с командных должностей на политическую работу. Это было то время, когда мы еще учились на политработников в своих училищах.
 
   – Александр, извини, опаздываю. Но готов ответить на все твои вопросы. Вот ключ от моей квартиры, езжай туда, отдохни, а вечером после учебы обо всем поговорим, договорились? – только и успел сказать Копылов, передав свой ключ, и энергичной походкой проследовал в КПП академии, где скрылся в ее вестибюле.

      Чтобы скоротать время до назначенной встречи с ним, поехал в центр Москвы побродить и посмотреть на ее улицы.

      Поясню для чего нужна была мне встреча с Владимиром. Исключительно и всецело – получить от него полную информацию о методике подготовки к сдаче вступительных экзаменов в академию, на какие вопросы обратить особое внимание,заполучить если удастся: учебник и программу подготовки абитуриентов по такому предмету, как - "Партийно - политическая работа в войсках", место сдачи экзаменов, линия поведения абитуриента в лагере и многое другое, что вызвало у меня интерес в этом вопросе.

      Шанс, данный мне для поступления в академию надо было использовать с первого захода, «на второй круг (как говорят летчики) топлива может не хватить».

      Дело в том, что в армии негласно существовало подобие очередности на право поступления в академию. Кандидат, не поступивший в академию с первой попытки, вторую на следующий год получить вряд ли сможет, т.к. есть уже новый кандидат.

      Оставшееся до вечера время использовал на осмотр достопримечательностей союзной столицы (обычное для приезжего дело) и к указанному сроку прибыл на квартиру к Владимиру Ивановичу.

                Вскоре появился он сам и с порога заявил:
   – Пойдем ужинать в ресторан, – и увидев удивленное мое лицо, пояснил. – Алдоня, моя жена, работает там официанткой. Ты ведь ее помнишь?

      С Алдоной, женой Владимира Ивановича, миловидной литовкой, я был знаком по совместному участию в художественной самодеятельности полка в Алитусе. Ресторан располагался недалеко от дома и вскоре мы удобно расположились за одним из столиков, который заранее зарезервировала Алдона.

      За ужином у нас состоялся предметный разговор с моим бывшим начальником. Продолжился он уже на квартире, где он предложил мне переночевать (вместо гостиницы).

      Утром на его автомобиле «Москвич» добрались до академии, он пошел учиться, я отправился на ж/д вокзал, чтобы убыть в часть. Время очередного отпуска я провел в подготовке к вступительным экзаменам в политическую академию.

      Согласно положения о порядке поступления военнослужащих Армии и Флота в высшие учебные заведения МО СССР мне предстояло сдавать всего один экзамен по основной дисциплине.

      Это касается тех кандидатов, у кого был красный диплом при окончании первичного высшего училища. По этой причине мне предстояло сдавать один экзамен вместо трех, положенных по программе вступительных экзаменов.

      Надо отметить то обстоятельство, что мне пришлось готовиться к сдаче экзаменов по всем дисциплинам, ибо не было гарантии, что успешно сдам на «отлично» основной предмет.

      На языке кандидатов для поступления это называлось «идти на большой круг». Малый круг означал сдачу на «отлично» профилирующего предмета на первом экзамене – партийно-политическая работа в войсках.

      В июле месяце я убыл в город Кубинка Московской области, где на базе учебного центра политической Академии мне предстояло готовиться, а затем сдавать экзамены. Располагались кандидаты для поступления во вместительном спортзале.

      Конкурс оказался большим – 3–4 кандидата на одно место на основном факультете. Из числа имеющих красные дипломы были сформированы две учебные группы и нам стало ясно, что отличников-льготников будут «резать» на первом (и основном) экзамене.

      Это означало «пойти на большой круг» и сдавать еще 2 экзамена и ждать общих итогов сдачи экзаменов, прежде чем нам объявят вердикт – принят в академию или нет.

      В своей группе льготников по сложившейся традиции (еще с училища) записался в первую четверку.

      Период подготовки к экзаменам запомнился мне жесткой требовательностью со стороны начальствующего состава академии и общевойскового факультета к кандидатам, воровством документов (партийных билетов, удостоверений личности отдельными негодяями, (по-другому их не могу назвать) из числа кандидатов у своих товарищей.

      А за утерю служебного и партийного документа следовало немедленное отчисление из числа кандидатов для поступления. Читатель может задаться вопросом, что значит украсть документы? Поясняю суть этой проблемы.

      Где военнослужащий должен хранить свое удостоверение и партийный билет? Правильно, при себе, т.е. в карманах своей офицерской рубашки. А что делать, если офицер ложится спать на ночь в общем зале спортзала?

       Тоже верно, документы остаются в рубашке, которая вешается на спинку стула или вешалку. И когда все засыпали, находились отдельные негодяи, которые занимались таким гнусным делом, как воровство документов у спящих офицеров.

       На языке негодяя это называлось «устранить конкурента». Об этом явлении узнал заранее от Владимира Ивановича, поэтому хранил документы в ночное время в специальных карманах пояса, который надевал каждый раз незаметно под одеялом постели. Да, да, дорогой читатель, все это было в жизни, и было действительно фактом, который позорил честь и достоинство офицеров, но что было, то было…
 
      Наступило время сдачи экзаменов. Волнение охватило всех абитуриентов. «Сдам или не сдам» – вот что постоянно носилось в голове каждого из кандидатов на поступление.

     После рапорта командира учебной группы председателю экзаменационной комиссии первые четыре кандидата зашли в класс. Поочередно выбрали билет из числа множества, лежащих на столе и по одному расселись за столы готовиться к ответам. На подготовку к ним первому отвечающему отводилось 30 минут.

      Моя очередь отвечать была четвертой. Ответы на вопросы билета знал твердо, вздохнул с облегчением и, уняв в себе волнение, сосредоточился на структурном построении своего ответа. Но затем последовали события, которые заставили меня вновь заволноваться всерьез.

      Первый и второй кандидаты получают хорошие оценки, т.е. подтвердился наш прогноз относительно того, что льготников будут «резать» на основном экзамене.

       Далее перед ответом третьего кандидата в класс прибыл сам начальник академии генерал армии Мальцев. Он был авторитетным политработником в армии, участником Великой Отечественной войны, в должности члена Военного Совета 13-й армии, членом ЦК КПСС на момент моего поступления в академию. Он изъявил желание присутствовать на экзаменах в группе льготников.

       Именно это обстоятельство обусловило его появление у нас в классе. Третий отвечающий вдруг запаниковал и в отчаянии обратился ко мне – он не готов к ответу и слезно просит идти отвечать вне очереди. Я согласился и на вопрос председателя, кто готов к ответу, вышел к столу, за которым располагались члены комиссии, начальник академии, и представился.

       Волнение сразу ушло, как только приступил к ответу. На все три вопроса билета ответил уверенно, грамотно и убедительно. Наступила пауза перед объявлением результата сдачи экзамена.

       Председатель комиссии обратился к начальнику академии с предложением высказать свое мнение о качестве изложенного мною материала. Посмотрев в мою сторону, боевой генерал ответил: «По моему мнению, экзаменуемый грамотно и обосновано изложил материал в своих ответах. У меня нет к нему ни вопросов, ни претензий. Молодец, старший лейтенант!»

       После таких слов ни у кого не оставалось сомнения в том, что мой ответ будет оценен на «отлично». Так и случилось. Когда счастливый с сильно бьющимся сердцем я вышел из класса, десятки глаз коллег смотрели на меня с вопросительным ожиданием.
 
   – Ну, и каков результат? – спросил меня начальник учебного курса подполковник Гиренко М. А. Вместо ответа я молча показал правую раскрытую на пять пальцев ладонь.
 
   – Молодец, старший лейтенант, считайте, что Вы поступили, поздравляю Вас. Но надо еще пройти медкомиссию. И дождаться приказа о зачислении.

   – Спасибо, – ответил я и вышел из здания на свежий воздух подышать и успокоиться.

      Поскольку я освобождался от сдачи других экзаменов, то начальник факультета генерал Здунов В. Ф. определил меня в группу по учету результатов сдачи вступительных экзаменов. В мои обязанности входило вести учет оценок, полученных абитуриентами на экзаменах и вносить их в журнал начальника факультета.

      Эти оценки в экзаменационных листах мне представлял секретарь госкомиссии академии. Проще говоря, выполнял роль писаря факультета. Успешно сдал медицинскую комиссию и вот – построение личного состава абитуриентов. Зачитан приказ начальника академии о зачисление слушателями первого курса офицеров, успешно сдавших экзамены.
 
                Ура! Я зачислен!
 
      За время учебы в академии нам, слушателям, пришлось участвовать в подготовке и проведении парадов на Красной площади, а также ритуальных мероприятиях, связанных с похоронами видных деятелей партии, советского правительства и Вооруженных Сил СССР.

      Три года прошли быстро, за это время Москва стала для нас более близким и понятным городом. Мы с Галиной посетили практически все театры, музеи, выставки, ибо не использовать такую возможность для культурного роста было бы непростительной ошибкой.

       Перед сдачей государственных экзаменов нас, выпускников 3 курса академии, пригласил на беседу командующий ВДВ генерал армии Маргелов В. Ф. и начальник полит. отдела генерал- лейтенант Близнюк И. И. Эта встреча с легендарным руководителем ВДВ была, к сожалению, последней.

      Вскоре после нее он по состоянию здоровья вынужден был покинуть свой пост и уйти на пенсию. Но это было потом, а пока девять выпускников политической академии сидели в кабинете генерала Близнюка И. И. и ожидали появления командующего. Он вошел, тихо, но отчетливо поприветствовал нас:

   – Привет десантуре! Затем персонально с каждым из 9 человек выпускников-политработников подразделения поздоровался за руки, пытливо и открыто заглянул каждому в глаза.
 
   – Ну что, товарищи политработники, поди засиделись в учебных классах за три года, пора и за дело настоящее браться. Вас ждут в войсках и мы надеемся, что со своими коллегами командирами вы продолжите боевую славу наших войск.

       А пока у меня к вам персональное поручение. Кто добровольно без отпуска после окончания академии пойдет в 345-й ферганский парашютно - десантный полк? Мы решили в нем заменить весь руководящий состав и назначить новый из выпускников академии. Нужно вывести полк из застойного состояния. Справитесь – обещаю досрочное воинское звание через год работы. Кто согласен? – закончил свою речь Маргелов В. Ф.

   – Я! – почти одновременно сказали мы с моим однокурсником Николаем.

   – Хорошо, молодцы, но нужен один кандидат, – произнес, улыбаясь, командующий.
 
      В это время раздался звонок телефона закрытой связи, трубку взял генерал Близнюк И. И. Выслушав того, кто звонил, он обратился к командующему:
   – Товарищ командующий, на связи командир 98 вдд полковник Лебедев В. М., просит прислать к нему капитана Горбунова на вакантную должность замполита 299 пдп.
 
   – Кто капитан Горбунов? – спросил Маргелов.

                Я встал и представился.
 
   – Поедешь к Лебедеву, капитан?- спросил меня Командующий?
   – Так точно, товарищ командующий, – четко и громко ответил я.
   – Ну вот все и разрешилось полюбовно. Один едет в Фергану, другой – в Болград.
     Утверждаю ваш выбор, товарищи офицеры.
 
      Так состоялось мое назначение на должность заместителя командира полка по политической части в боевую и прославленную дивизию, в которой мне предстоит пройти путь в одиннадцать с половиной лет протяжностью и вырасти от капитана до полковника ВДВ. Но об этом рассказ впереди…

                продолжение следует...


Рецензии
Начинал в Болграде в 299 ПЛП в 1976. Потом в 217. И Лебедева уже генералом знал. И Близнюка. Интересно читать.

Александр Травников   15.04.2017 21:55     Заявить о нарушении