Актриса

Актриса
Комедия в одном действии


Действующие лица:

Актриса

Муж



Комната в коммуналке. Половина комнаты актрисы, отделенная ширмой – вторая половина комнаты скрыта этой ширмой от зрителей. На стенах – черно-белые фото, запечатлевшие театральные триумфы актрисы в разные годы.
Актриса сидит за столом в черном платье старинного образца и черном боа, мрачная и величественная, как трагический персонаж на сцене. Ей – лет 60, она – особа весьма экзальтированная. На столе – бутылка вина и хрустальный бокал. Актриса периодически подливает себе в бокал и пьет.

Актриса. (мрачно смотрит на фотографии) Какие были времена! Какая сцена! А эти, современные… Что они предлагают мне играть? Разве они могут оценить всю глубину, всю мощь таланта?

(декламирует)

В наш век, распутный, мелочный и плоский,
Отвержена я Богом и людьми!

Раздается робкий стук, затем из-за ширмы появляется муж – мужик пожилой, но рослый и крепкий, при этом явно робеющий в присутствии жены. В руках у него – дымящаяся кастрюля.

Муж. (немного заискивающе, басом) Нелличка, я тут пельмешек сварил.

Актриса.
(обернувшись, презрительно рассматривает его в лорнет)

Оставь меня, о, человек ты пошлый –
С тобою рядом душно и темно!

Муж. А? Че говоришь?

Актриса. (тяжело вздохнув) Иди на…

Муж. (торопливо, не давая ей закончить) А, понял, понял! Ухожу.

Муж исчезает за ширмой

Актриса. (пьет) Боже мой! Рядом с такими людьми как не пить? Как не впасть в отчаяние, в депрессию? Какие низкие материи… Ой, что-то живот крутит.  Надо поесть. (мужу) Эй, где ты там? Давай свои пельмени!

Актриса встает и немного нетвердой походкой (учитывая количество выпитого вина) идет на другую половину комнаты. При этом она держится прямо и вообще старается выглядеть как можно величественнее. Исчезает за ширмой.

Голос актрисы. Эй! Куда ушел? Ой, а это что? Ужасный человек, еще и вещи разбрасывает! Он – крест всей моей жизни. Так… Так!.. Не может быть!

Молчание. Через несколько секунд актриса появляется на своей половине, держа в руках пиджак мужа и обнюхивая его.

Актриса. (возбуждено) Духи. Не мои. Не может быть! (в отчаянии) Кобель! Кобель! (падает на стул, наливает себе полный бокал вина и залпом выпивает, затем – еще один. Некоторое время сидит, потом начинает громко плакать) Потаскун! Бабник! Столько лет вместе… Пожертвовать ему лучшие годы своей жизни… И что в результате?

( с надрывом)

Последняя поругана святыня.
И где душе израненной спастись?
Что стоят сорок лет совместной жизни?
Что стоят идеалы все, когда
Их миг один неверность разрушит!
О, боже, боже…

(в неожиданно приступе вдохновения)

Боже мой! Это – гениально! Я сама напишу трагедию женщины, которая жизнь свою посвятила любимому мужчине. И вот она узнает, что все эти годы он был ей неверен. И ее жизнь вмиг лишается смысла, опоры! Вот будет достойная пьеса! (бросается к старинному бюро у стены и роется в нем) Где же, где же… (достает толстую книжку в кожаном переплете и ручку, садится за стол и быстро пишет, периодически всхлипывает взволнованно и растроганно) Ах, как грустно! Как ужасно! Как прекрасно! (смотрит в зрительный зал, восторженно) Я – в главной роли. И весь зал будет плакать! Им будет больно, но потом произойдет катарсис. И они очистятся, и обнимут своих любимых. И поймут, что важнее близких в жизни ничего нет!

(декламирует)

Скажи же мне, что ложны подозренья,
Что смысла жизнь моя не лишена!

Пишет. В это время из-за ширмы на цыпочках выходит муж, держа руки за спиной. Подкрадывается к супруге, смущенно и шаловливо улыбаясь.

Муж. Солнышко!

Актриса от неожиданности вздрагивает – муж вздрагивает тоже. Подняв голову, актриса рассеянно смотрит на него – она находится в своем мире и слабо воспринимает реальность.

Муж. Помнишь, какой у нас праздник?

Жена продолжает рассеянно смотреть.

Муж. Сорок лет совместной жизни. (пытаясь скрыть робость перед женой за игривостью) Ах, ты, моя рассеянная – все о театре думаешь! (протягивает актрисе флакон духов) Вот! Это – тебе.

Актриса, постепенно возвращаясь к реальности, но все еще рассеянно, почти машинально берет флакон и смотрит на него, не понимая, что это. Потом до нее доходит, она нюхает свой подарок. Запах духов ей что-то напомнил. Она берет со стола брошенный пиджак мужа и нюхает его, затем снова нюхает флакон.

Муж. (смущенно) Ну, я немножко на пиджак пролил. Флакон плохо закрыли.

Пауза. Актриса дает мужу пощечину.

Актриса. Такую пьесу испортил, пошляк!
                23 июля 2016 г., г. Санкт-Петербург


Рецензии