Гидропоника

          К 65-летию наградили специальным знаком – «За заслуги перед атомной отраслью» 3-й степени. Оказывается, и этот знак дают в определенном порядке: вначале заслуги признаются третьестепенными, потов – второстепенными и т.д.         Может, именно в связи с этой классификацией я долго размышлял, какие такие мои дела и свершения поставлены мне в заслугу. И на что нацеливаться впредь, тем более что времени остается маловато. В то же время, понимал, что награда – «датская», заслуги – эфемерные…
           И вспомнилось, что первую свою материализованную в форме медали награду получил 50 лет назад! Еще в школе. И даты никакой не было, и заслуги – так себе… Получил тогда медаль «Юный участник ВДНХ» и премию 25 рублей за выращивание зелени гидропонным способом. Почему-то тогда прошла такая кампания по гидропонике. В нашем колхозе даже баню переоборудовали в гидропонный цех, наверно, потому что там была какая-никакая канализация, чтобы сливать гидропонную «химию», которой было много. По всей помывочной были установлены многоярусные стеллажи с лотками, в которые засыпалась и обильно поливалась специальными химическими растворами  пшеница. И за неделю-другую лотки покрывались густой зеленью, правда, бледненькой…
           В школе из двух классных комнат сделали аналогичный цех, и меня назначили бригадиром. Нужно было вести график дежурств, следить, чтобы все вовремя засевалось, поливалось, растилось и увозилось куда-то.
Методическую, сказал бы сегодня, помощь получали от мамы нашего одноклассника Сашки Сасина, работавшей в цеху колхозном, и, конечно, от Марии Фоминичны, нашей классной руководительницы, биолога. Она, кстати, меня к награде и представила.
           Красивая была медалька, на синей колодочке. Очень напоминала, как позднее понял, лауреатскую медаль – Государственной и даже Ленинской премии! Но как-то медаль эта утерялась, хотя сохранилось удостоверение. Все собираюсь у коллекционеров поискать и медальку, но все не получается. Видно, незачем. Не за лауреата же себя выдавать?!
           Вырастающие из отборной пшеницы бледно-зеленые ростки срезались и увозились на колхозную птицеферму или телятам, а там, думаю, выбрасывались, т.к. такая «химическая» продукция вряд ли была востребована скотиной. Хотя…
           Позднее, лет через двадцать, снова пришлось столкнуться с гидропоникой.   Пароходство заключило договор с неким белорусским НИИ биологии о выращивании в Арктике овощей гидропонным способом. Пилотный проект решили реализовать на нашем ледоколе. Поручили механикам, дежурили там трюмные.    Руководил всем старший механик Эдуард Сергеевич Ташев, очень ответственный и творческий человек.
            Выделили огромную мастерскую, из которой, как тогда из колхозной бани, вытащили все оборудование, смонтировали стеллажи с такими же лотками, протянули трубопроводы, освещение. На атомном ледоколе электроэнергии много. Светильники над лотками горели день и ночь. И светили, и грели. Но в технологии выращивания уже были отличия: в лотки засыпали гравий, в верхний слой которого помещали семена.  Выращивали у нас помидоры и «хибинскую капусту», очень напоминающую обычный салат.
            И вырастили! Как и когда подавали и ели зелень, не помню. А вот помидоры помню. Появились они месяца через два после начала кампании. Как-то перед ужином в кают-компании девчонки-буфетчицы обносили наши столы тарелками с действительно красными, хоть и мелкими, размером с теперешние «черри», плодами.
            Каждому досталось по паре штук. Вкус, как аппетитно произносил Райкин, «спесифиссский», чуть-чуть напоминающий помидорный… 
            Почему-то не пришло в голову посмотреть химический состав, хотя судовые химики могли разложить любой объект на молекулы и даже на атомы. Но успел увековечить это событие в прессе, направил в «Медицинскую газету», в те годы весьма солидное издание, фото урожая помидор на тарелке, с небольшой заметкой о том, как мы заботимся о здоровье плавсостава.
            Не помню, был ли следующий урожай. Возможно, ушел в отпуск я, а на ледоколе отпуск долгий… Не знаю, наградили ли кого…
            И о школьной гидропонике, и о помидорах на ледоколе вспомнил, когда сотрудники все же заставили «проставиться» в связи с последней наградой. Воспоминания в форме ответного тоста, мне показалось, были уместны и благожелательно приняты, поэтому решил поделиться через «сеть» со всеми, кто помнит, кому интересно…


Рецензии