Раздел Индии и строители её независимости

 
 За одиннадцать лет до начала двадцатого века в городе Аллахабаде в семье Мотилала Неру,  борца за национальную независимость Индии под лозунгом «свараджа» (своё правление), появился на свет мальчик. Его назвали Джавахарлал, дали хорошее начальное образование, а затем отправили учиться в Харроу и Тринити-колледж Кембриджского университета.

 В 1912-ом году Джавахарлал Неру вернулся в Индию, приобрёл известность, работая адвокатом, полюбил девушку, разделявшую его взгляды, красавицу Камалу, женился, и 19-го ноября 1917-го года у них родилась дочь, которую назвали красивым именем «Индира» (Луна Индии). За год до рождения дочери Джавахарлал познакомился с Мохандасом Ганди и его учением о достижении независимости Индии мирным, ненасильственным путём.
 
 Спустя семь лет Джавахарлал Неру был уже генеральным секретарем партии Индийский национальный конгресс (ИНК) и одним из председателей Аллахабадского муниципалитета. Он участвовал в Конгрессе угнетенных народов в Брюсселе в 1927-ом году как делегат от ИНК и до самого 1947-го года преследовался властями, проведя в тюрьмах свыше десяти лет.

 Страдая в начале 30-х годов в заключении от вынужденного разрыва с семьёй, Джавахарлал Неру решил хотя бы в письмах оказывать влияние на воспитание и самообразование любимой  дочери Индиры, излагая свой взгляд на Всемирную историю.  Он описывал исторические события в увлекательной форме, приводя малоизвестные факты и давая свои собственные оценки. О письмах дочери с изложением истории стало известно друзьям Джавахарлала Неру, и ему предложили опубликовать их.

 Так и появились в печати три тома писем к дочери из тюрьмы со свободным изложением Всемирной истории для юношества, оказавшие большое влияние на самообразование не только Индиры, но и других молодых людей, воспитывая в них активное сопротивление угнетению, неприятие тирании, международного фашизма и милитаризма. В первый том вошли семьдесят восемь писем к дочери и заканчивается он описанием открытия морских путей.

 Сто сорок девятое письмо второго тома сообщало о революции и отречении царя в России, подводило итоги Первой мировой войны: подсчёт «общих людских потерь», расходов на уничтожавшую человеческие жизни войну, общая сумма которых составила свыше пятидесяти миллиардов фунтов стерлингов. Самой войне Неру дал такую оценку: «Долгие годы войны привели к тому, что воюющие нации скатились к варварству… Люди привыкли к насилию и к преднамеренному искажению фактов, они были преисполнены ненависти и духа мщения».
 
 «Последнее письмо» от 9 августа 1933 года направляет юного читателя на дальнейшее самообразование: «…это не история, это лишь мимолётные зарисовки нашего долгого прошлого. Если история тебя интересует, если обаяние истории немного коснулось тебя, ты сама найдёшь путь ко многим книгам, которые помогут тебе распутать нити прошлых эпох».

 В «Постскриптуме» от 14 ноября 1938 года Неру дал развёрнутую картину исторических событий за последние пять лет, обращая ещё раз внимание «на огромные противоречия и соперничество в современном мире, на рост фашизма и нацизма и на надвигающуюся тень войны», на мировой конфликт между демократией и фашизмом. Он понимал, что «необходимы решения во всемирном масштабе. Тем временем положение непрерывно ухудшается, и в мире господствуют война и насилие».

 Индира, её бабушка Сваруп Рани Неру и мать Камала не остались в стороне от борьбы за национальную независимость Индии. Дочь Джавахарлала Неру стала студенткой народного университета, открытого знаменитым индийским поэтом Рабиндранатом Тагором, но после смерти матери в 1936 году уехала в Европу. Индира поступила в Оксфордский университет, однако с началом Второй мировой войны вернулась в Индию, вышла в 1942-ом году замуж за адвоката Фероза Ганди и спустя два года родила первого сына Раджива, а затем и второго — Санджая.

 Она была любимой женой, счастливой матерью, но не забывала уроки отца в письмах, «содержащих свободное изложение истории для юношества» и помогала ему в борьбе за независимость своей родины. Хорошее знание Всемирной истории, психологии, умение правильно оценивать политическую обстановку, отстаивать последовательно и целеустремлённо интересы своей страны сделали отца и дочь лидерами своего народа.
 
 15 августа 1947 года Джавахарлал Неру стал премьер-министром доминиона Индии и сохранил этот пост после обретения ею независимости в январе 1950-го. Его учитель, Махатма Ганди, выступил против индо-мусульманских погромов, начавшихся после раздела Индии на два государства (Индийский союз и Пакистан), и был убит в 1948 году членами индуистской экстремистской группировки.
 
 Джавахарлал Неру останется навсегда в истории как «строитель новой Индии». Он хотел в апреле 1958 года на время уйти из политики, «чтобы собраться с мыслями», однако положение на границах заставило его отказаться от этих намерений. Индира сопровождала своего отца в зарубежных поездках как личный секретарь, стала лидером своей партии, но в 1960 году перенесла тяжёлый нервный срыв после смерти мужа. Через четыре года её ожидал ещё один сильнейший удар: 27 мая умер в Нью-Дели отец и учитель, Джавахарлал Неру. Пройдут ещё два года, и Индира станет премьер-министром, но не было времени «собраться с мыслями», а власть-искусительница соблазняет применять силу для разрешения конфликтов.

 Выборы 1977 года принесли поражение шестидесятилетней Индире Ганди и раскол партии. Дочь Джавахарлала Неру не ушла из политики: она объявила о создании партии своих сторонников ИНК (И) и открыла собственный дом для посещения его народом. Спустя три года она вернулась к власти, но отдала приказ в июне 1984 года (операция «Голубая звезда») убивать сикхских экстремистов, захвативших Золотой Храм в Амритсаре, изменив принципам ненасильственной политики Мохандаса Ганди и своего отца: «Война всегда ужасная вещь, но гражданская война ещё страшнее».
 
 Перестрелка уничтожила около тысячи человек и породила новое насилие: 31 октября 1984 года Индиру Ганди убили двое сикхов из её охраны, выпустив в пожилую женщину двадцать пуль.

 Отец Индиры в конце своего уникального труда «Взгляд на Всемирную историю», заметил: «Как во времена Сократа, мы живём в век вопросов, но эти вопросы задаются не в одном городе, как это было в Афинах, — они ставятся перед всем миром». Мы и сейчас живём в век вопросов, и надо хорошо знать Всемирную историю, чтобы находить на них правильные ответы. В настоящее время Индийский штамм коронавируса (дельта-плюс) поразил многих жителей не только этой страны.


Рецензии
В порядке комментария предложу Вам такой вот взгляд на Всемирную историю развития человека и общества в закономерностях, историю прошедшую и историю будущего:

1.Первобытная эпоха, миллионы лет, за время этой эпохи право на жизнь человека обеспечивала Природа! О развитии человека свидетельствует повышение средней продолжительности жизни человека с 10-15 лет до 20-25 лет, и рост общего количества населения.

2.Затем наступила эпоха ДЕМОКРАТИИ, когда общество по праву сильного разделилось на собственников и рабов!

Первый период эпохи демократии - РАБСКАЯ демократия!, когда количество собственников в течение 7000-8000 лет(до настоящего времени) сокращалось(а в первобытном периоде все люди были собственниками!).
Так вот, досокращались до одного собственника: монарх-император-секретарь ЦК КПСС!.
А кто остальные?... - РАБЫ!...
Кто такие рабы?...
Это люди, право на жизнь которых обеспечивается только их правом на труд!...

Вот тут мы и заблудились в истории вместе с Марксом, это состояние общества называется коммунизмом!?..., когда общая численность населения снижается и снижается средняя продолжительность жизни?!....и империи распадаются!?... За последние 2,5 тысячи лет ни одна империя не сохранилась, в том числе и СССР!...
Надо ли об этом сожалеть?

В настоящее время мировое сообщество находится на переходе от рабской демократии к демократии либеральной, когда количество собственников начнёт повышаться, а количество рабов - снижаться!
Конечный результат такого(либерального) развития - все люди станут собственниками!... а рабов не будет!(как в первобытном периоде).
Право на жизнь этих людей будет обеспечено их правом на владение и управление ИХ собственностью!

Главная проблема настоящего времени: начиная с первой мировой, это войны ФАШИЗМА с ЛИБЕРАЛИЗМОМ!..., практически сегодня уже идёт ( холодная)третья мировая, пока
пропагандистская война с либерализмом, в глупые головы народные власти вкладывают всякую чушь о либерализме(либерасты и пр.), и ничего не делают, чтобы эти народные головы умнели!... это не в интересах власти!...

Когда у НАРОДА возникнет интерес к себе, своей судьбе?!...
Это сегодня основной вопрос и основная проблема!... Это может произойти только тогда, когда народ будет иметь собственность и будет бороться за обеспечение её(собственности) высокой эффективности(производительности труда)!
http://www.proza.ru/2015/03/12/1203,
http://www.proza.ru/2015/03/22/289.

Геннадий Загрунный   04.08.2016 10:28     Заявить о нарушении
Кто такие рабы?...
Это люди, право на жизнь которых обеспечивается только их правом на труд!...
В античном праве рабы первоначально рассматривались как говорящая вещь, и следовательно никаких прав за ними не признавали. Права на труд и рабов не было, была обязанность трудиться. Рабовладелец был первоначально в праве лишить своего раба жизни фактически без повода и не отчитываться ни перед кем в убийстве раба. Это потом, когда предложение рабов на рынке резко сократилось, а философская мысль достигла известных гуманистических высот, у раба стали появляться некоторые права.

Алексей Аксельрод   04.08.2016 11:21   Заявить о нарушении
Алексей, о правах впервые упоминается только с 16 века в Европе. Главное не этом, главное в ходе истории, в закономерностях развития человека и общества.
Вы же знаете, что такое марксизм?!...

Геннадий Загрунный   04.08.2016 13:47   Заявить о нарушении