Красавица, бэри виноград!

"Красавица, бэри виноград! Вкусный и сладкий! Спэлый, что твои губы!".

Я около прилавка грузинки. Гроздья винограда - какого только нет! И "дамские пальчики", и "янтарный", и самый мой любимый - черный, с синим восковым налетом, кишмиш. Вот на него я и положила глаз. Тогда, четыре года назад, красавицей меня трудно было назвать. Сто десять кило, мешки под глазами от недосыпа и нервотрепки - диплом и друг вдобавок предал. Я была отшельником, наблюдателем, и не очень-то шла на контакт... Но вечный азарт охотника! Эта грузинка - лет сорока, с мелированными густыми волосами до плеч, крупное крепкое тело, смуглая кожа и серые пронзительные глаза. Низкий голос. И я остановилась.

- Бэри виноград. Чурчхелы наваришь.
- Куда мне столько?
- Дэтям!
- У меня нет детей.
- Как? Такая дэвушка красивая и нэт дэтэй?.. Тогда ешь, чтобы были?..

Я пришла домой с тремя килограммами черного кишмиша, дыней и связкой острого перца "тицап". Была приятно удивлена, когда, промывая виноград, увидела - ни одной мятой или гнилой виноградинки. Одна к одной. Упругие, сочные и сладкие. Я схомячила то, что купила не неделю вообще-то, за три дня. И в следующий выходной взяла уже пять килограмм.

Я шла на рынок только к ней. Потому что знала - для меня каждую субботу она спрячет под прилавком лучший товар. И я платила за это. Мы были нужны друг другу. Осенью я брала у нее айву килограммами - и сушила ее, по всей квартире витал душистый аромат. А потом щедро добавляла в тушеную телятину или плов. Зимой - хурму.
Еще зимой только у нее были калифорнийские мелкие гранаты с чернильно-кровавым соком. Весной - черешню и клубнику, а в начале лета - абрикосы. И в любое время года - овощи.

- Ты какая-то бледная... На, держи - и не вздумай отказываться! Запомни: если дарят - бери! - и всучила мне в руки три длинные чурчхелы.

Я и впрямь была бледная. Прошло два года, я устроилась в теплицу учить студентов ухаживать за огурцами, и попутно эти огурцы обрабатывать и собирать. И если физическая работа меня не тяготила, то жара выматывала.

- Уходи из этого ада, а? Ты ж красавица, а там эти огурцы тебя сожрут!
- Мда, красавица из меня...
- Нэправда! У тебя чистый взгляд и доброе сердце. Кто-то тебе туда насрал крупно, я помню первую нашу встречу. Глубоко спрятанные под кожу чувства, но глаза... За такие глаза наши мужчины горы сворачивают! Тем, кто обижает! - она говорила и говорила, попутно взвешивая-считая-"приххходи, дАрАгой!" - работая с покупателями.

- Знаешь, в чем твоя сила? В том, что если ты захочешь чего-то - ты этого добьешься и (подняв вверх указательный палец, прямо в небо) честным путем! Тебя не мучает совесть, тебе неведома зависть, но доступна радость каждого мига. Ты изменишься, я это знаю. Ты разобьешь не одно мужское сердце - и поделом им! И у тебя родится сын - такой же, как и ты. Я ж ведь не просто торговка, я еще и души лечу. Так что кушай. Вкусно? Вот, щас я тебе рэцепт скажу...

... Прошел еще один год - нервный, торопливый. В один прекрасный день я пришла, и ее прилавок был пуст. Ее не было.

- И не будет. Она уехала.
- Куда?
- А ты чё, поедешь за ней? От чудеса! В Тбилиси она уехала! Бери яблоки - не червивые! - русская соседка болтала и болтала, но я уже ее не слушала.
Знаю я эти не червивые яблоки с червячком! К тому же грузинка яблок мне не предлагала - может, и впрямь умела видеть людей насквозь?

Тогда снова стоял август, и я хотела кишмиша. Я привыкла к качеству. К тому, что каждую субботу для меня уже готов пакет с фруктами и овощами. Русские меня обманывают всегда...

- Хотите кишмиш? Он очень вкусный. И сладкий. Говорят, очень полезен женщинам. Вот только чем? Хотела бы я знать!

Охотничий азарт, черт бы его побрал! Я снова иду на голос. Армянка. Моя ровесница. С весом сто десять кило и черными волосами, собранными в кокон. Я - с весом семьдесят пять кило, лысой башкой, непонятной внешности - точно не славянской! - и поющей голосом Жарусски за грудной клеткой душой.

- Говорят, если его много есть, можно залететь, - я уже влезла в очередную историю, и мне было интересно, до чего она дойдет.
- Без ээээ... мужчины?
- Я что, похожа на Деву Марию? Плодовитость он увеличивает. А вообще-то, я ничего против мужчины не имею.

Она смеется. Домой я приду с пятью килограммами чистого, ни одной мятой-гнилой-вялой ягодки, кишмиша, дыней и пучком мяты.

Все повторяется. И это прекрасно.


Рецензии