Секрет долголетия Александры Игнатьевны

Самые интересные интервью всегда получаются спонтанно. Как, например, вышло с Александрой Игнатьевной Кузнецовой, которую я повстречала в Комсомольском парке в один их жарких будничных дней. Я давно наблюдала за ней, кудрявой, светловолосой, доброжелательной женщиной, мило беседующей с пожилым мужчиной, который все время вздыхал и качал головой: «Да, вы правы, Александра Игнатьевна. Так и живем». Подумала еще: «Интересно, сколько ей лет. У нее светлая голова, здравые мысли, грамотно поставленная речь, немного поучительного наклона и хорошие манеры. Наверно, она врач или педагог». Моя дочь бегала постоянно к скамейке и хвасталась своим мокрым платьем, так небрежно забрызганным в фонтане, чем и привлекла к нам внимание Александры Игнатьевны.

- А вы снимете платье-то, да повесьте на дерево. Оно немного просохнет на солнце, – обратилась ко мне улыбчивая желтоволосая женщина. – А то ваша стрекоза так и простынет ненароком. Ох стрекоза) Детки-конфетки, сколько в них жизни, задора. Это хорошо, что вы разрешили ребенку порезвиться в фонтане. На то он и ребятенок, чтобы веселиться и получать удовольствие. А то вот недавно наблюдала тут мамочку с двумя парнишками, так она даже им близко не разрешила подходить к фонтану. Сидите тут рядом со мной на скамейке и все. Ну разве так можно ребенку усидеть? Ему бегать нужно. Смотрите, как весело, - показала она на плескавшихся детей в фонтане. - Любо посмотреть. Хотя, конечно, по городским устоям нельзя этого делать. Но как же тут удержаться. Фонтан, кстати, этот чистят каждое утро.
- Правда? Я думала два раза в год минимум.
- Я тоже так думала. Но вот однажды рано утром шла здесь и встретила женщину-работницу, разговорилась с ней и она мне рассказала, что чистят они каждое утро в 8 утра, так как Санпидемстанция проверяет. Так что пусть купаются детки. Тем более жара такая стоит, не знаешь куда от нее деваться.
-Да вы правы. А вы часто здесь бываете? – спросила я.
- Пару раз в неделю отдыхаю здесь.
- На танцевальные вечера наверно ходите, да, которые тут проходят на выходных?
- Нет, я не хожу. Вот бабульки эти, – указала Александра Игнатьева на четверых дамочек из прошлого века, неспешно болтающих на соседней скамейке, – они ходят и на танцы и, вообще, здесь постоянно обитают. У них свое расписание: каждый день в 12.00 они тут чай в пирожковой палатке пьют, затем гуляют по парку до двух часов, потом идут по домам, на дневной сон и в 17.00 снова выходят на прогулку до 20.00. Они тут все рядом живут. По одиночке. А гуляют вместе. Смотрите, им по 80 лет, а одной уж 93, какие красотки, а? Все бегают, женихов присматривают. А мне некогда по танцулькам ходить, у меня семья большая. Три внука и три правнука уже.
- Оо, целое состояние. Справляетесь?
- Конечно. Еще как и даже на лошадке их катаю. Встаю на четвереньки и катаемся так. И мне зарядка, и внучатам – веселье. Мне уж скоро 80 лет, так нужно здоровью уделять много внимания.

- Я не поверю, что вам столько лет. Вы молодо выглядите. Наверно есть какой-то секрет?
- Да нет никаких секретов. Просто много двигаюсь, по парку вот круги наматываю. Муж измерял, большой круг парка составляет 960 метром, меня хватает на три круга. Я вот тут сижу уже час, а у меня ноги так и зудят – бегать хотят. Нам пенсионерам нельзя расслабляться. Движение – это жизнь. Я вот сейчас бегаю с бюллетенями. Выборы же скоро в областную думу. Раньше постоянно сидела в приемной комиссии, когда в школе работала. А сейчас на пенсии, так меня сам Венедиктов попросил, главврач первой поликлиники. Мы с ним хорошие друзья. Ну как другу отказать. И хочется еще быть полезной и людям, и обществу, вот и помогаю, бегаю с этими бумажками. Хотя вот мне лично наплевать на все эти выборы и партии, не люблю я все эти, как сказать?
- Политические игры?
- Вот верно вы подметили. Да игры. Я проголосую все ж за Печникова. Мужик он дельный, с ветеранами и инвалидами работал. Уважение народное имеет. А там будь, что будет. Вот за Кузина не хотела голосовать, когда он в мэры баллотировался.
- Почему?
- Не той среды человек. Экономист он, но не управленец. Лет шесть назад на Петухе 17 дач построил. У нас там тоже дача своя. Так пока строил, всю дорогу нам раздолбал камазами, мы ходили ругаться, требовали ремонта. Исправил, конечно. Но дачи потом все продал. У Кувшинникова там дача и у Ставровского, много у кого еще из верхушки. Землю, кстати, там он скупил у военных. Вот все они дельцы. Все бизнесом занимаются. А город некогда облагораживать. Не мое это дело, чужие деньги подсчитывать, но у власти хочется видеть радеющих людей. Небезразличных к общему городу- дому, как мы, например, к своему, где я вхожу в общедомовой совет. На Московском проспекте мы живем.

- Там старые очень дома, – отметила я.
- Да старые, но эти дома еще лет сто простоят. Там фундамент на пять метров глубины заложен и цемент – качественный. То, что сейчас выдают за первый сорт цемента – в советские годы считался бы пылью. Строили раньше на совесть. Вот сейчас крышу будем менять в нашем доме. Деньги собственники кладут на личный счет дома, который мы сами завели, потом планируем трубы все заменить. Так и обновим наше жилище. Клумбы у каждого подъезда разбили жильцы. Красота. Вообще, знаете, как только мы определили совет дома и управляющего по каждому подъезду, люди стали другими. Более внимательными, чистоплотными. Дети не мусорят, а помогают, где там прополоть цветники, где ограждения подремонтировать. Они у меня молодцы, заставлять не надо. А я потом не поленюсь, да в школу схожу и каждого отмечу перед учителями. Знаете, как они радуются.
- В школе много лет отработали?
- Больше сорока лет отдала этому делу. И даже директором была у себя на родине в Киеве. Доработала однажды, что инфаркт прихватил.
- Дети довели?
- Да что вы. Нет. Должность непростая, много бумажной отчетной волокиты. Я когда приехала в Череповец, устроилась в 4-ю школу учителем истории. Так меня знаете, что поразило, что ученики не здоровались с директором. Вообще, его не замечали. У нас такое было непозволительно. Если входит директор в класс – нужно встать и поздороваться. И это не обсуждаемо. Уважение всегда было у нас в почете. А здесь такого не было.
- Вам было тяжело работалось с череповецкими школьниками? Они вас уважали?
- Да и по сей день. Звонят, помнят, приходят.
- Вы их пряниками что ли прикармливали? – пошутила я.
- Да бывало и пряниками. На самом деле, я их просто уважала. Каждого. И обращалась к ни на вы. Они же личности, не меньше. Всегда по-доброму, всегда с улыбкой. Они отвечали мне тем же. Очень люблю детей.
- Это заметно, – улыбнулась я, глядя, как ласково обращается Александра Игнатьевна к моей дочке.

- Я и сына своего вырастила в любви и уважении, чтобы он также относился к людям. Он, кстати, у меня единственный сексолог в Череповце. Может слышали? Николай Кузнецов.
- Конечно, слышала. Вот как мир тесен)
- Да, хороший вырос парень: и как человек, и как врач. Я горжусь сыном! Так что любите свою стрекозу, – указала она мою дочку, счастливо плескавшуюся в фонтане Комсомольского парка, - позволяйте ей шалости, да крепко обнимайте. Она у вас прелестница. Ох, ладно, засиделась я тут, заболталась, надо бежать, мужа кормить, сейчас придет с работы. Он у меня пенсионер, тоже седьмой десяток разменял, а все работает. Такие мы, Кузнецовы, не можем без дела сидеть. Но люблю вот я в этом парке посидеть иногда. Нравится он мне больше всех остальных, людей здешних люблю и фонтан этот старинный. Тут, знаете, какая-то своя, особенная атмосфера. Вот в Соляном парке совсем не то, заброшенность чувствуется некая и воздух тяжелее. Меньше цветов. А я красоту люблю, жизнь. Иду бывает через парк домой и залюбуюсь цветочным рисунком, аккуратно выложенным чьей-то натруженной рукой. Или ветка, простая ветка дерева заденет вдруг мое лицо, и я остановлюсь и засмотрюсь на нее. Сочная, молодая, зеленая, стремящаяся к солнцу, прям, как я в молодости. И вся жизнь в этой ветке для меня сосредоточится в этот миг. Смотрю и налюбоваться не могу. Как я счастлива, что могу видеть это все, слышать, осязать, общаться с людьми. Спасибо тебе, деточка, что провела со мной эти часы, спасибо и будь счастлива, пожалуйста, со своей дочуркой.
- Спасибо и вам, Александра Игнатьевна. Мне было очень приятно с вами познакомиться. Думаю, мы с вами еще увидимся, город-то наш небольшой.

Солнечная кудрявая учительница пошла готовить ужин для своего любимого мужа, а я, одевая Ладу в еще сыроватое платье, подумала: Какая необыкновенно счастливая пожилая женщина. Приятно посмотреть. Нет в ней этого старческого брюзжания, в котором сквозит вселенская обида на весь мир. Нет осуждения молодой удали и безрассудства. Нет тяжести бренного мира. Есть только мудрость, посеребрившая виски, да благодарность к судьбе, миру и к людям. Наверно это и есть секрет ее долголетия и здравого рассудка: Чтобы ценить и любить жизнь, нужно иногда останавливаться и смотреть во все глаза, замечая, какие прекрасные цветы и деревья она для тебя вырастила.


Рецензии