О скромности и тщеславии

Скромный человек умеет сострадать и сопереживать другим; видеть в себе как достоинства, так и недостатки. Он не боится осуждения, слушает критику, не расстраивается по поводу ее. Он способен бескорыстно совершать добрые деяния, не ставит себя лучше всех остальных. Напротив, тщеславие очень коварно. Оно делает жизнь пустой и ограниченной. Тщеславный человек не может жить без похвалы. Для него она является безграничной, но не насыщаемой радостью. Он жаден на хвалу, боясь потери уважительного и доброжелательного отношения других. Критику тщеславный человек не воспринимает и ненавидит. Он даже может возгордиться совершением хороших поступков, уверяя себя: «Какой я необыкновенно добрый, честный, чистый. Все остальные не такие замечательные, как я, а ниже меня. Поэтому и жизнь должна давать мне все». Однако тщеславие приносит только кратковременные радости, не доставляя настоящего счастья. Человек испытывая тщеславие, наносит вред только самому себе и портит свою жизнь. У него возникает глубокая подавленность и даже зависть, если он видит успехи другого или его критикуют. Скромность же дает большую, устойчивую радость и спокойствие. Скромный человек сосредотачивается на других, а не полностью на самом себе. Он не жалеет себя, а правильно оценивает свои качества. Он не стремится постоянно к похвале и уважению и не ищет в этом цель жизни.  Однако, на мой взгляд, скромность – это не  самоунижение. Здесь человек уважает себя, у него развито в достаточной мере чувство собственного достоинства.  Просто скромный человек подходит к себе критически.


Рецензии