Произвол властей и христианская свобода

Архиепископ Аверкий (Таушев).


Произвол свободных от Закона Божия властей и настоящая христианская свобода.

Разве мы не видим не только у нас на Родине, но и в так называемом "свободном мире" ужасающий душу произвол – под лукавым предлогом мнимой "свободы"? Произвол этот царит всюду – во всех областях жизни: личной, общественной, государственной и религиозно-церковной. О законности, справедливости, гуманности, в действительном смысле этого слова, теперь никто и не помышляет. Современные "властелины" стремятся к одной цели – сделать свою собственную волю законом для других людей и готовы жестоко карать тех, кто ратует за истинную законность – Закон Божий и соблюдение согласных с ним законов церковных и гражданских.



Где же настоящая христианская свобода, к которой одной только мы и должны стремиться?

Ответ на этот вопрос дает святой апостол Павел: "Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода" (2 Кор.3, 17). И этот же святой Апостол заповедует нам неуклонно хранить эту истинную свободу, увещевая нас: "Стойте в свободе, которую даровал вам Христос и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал.5, 1).



Евреи, ожидая прихода обещанного Спасителя-Мессии, думали, что Он придет как великий и славный вождь, победоносный военачальник, который освободит избранный народ еврейский от ига римлян и дарует ему земное могущество и власть над всеми народами земли.

Но Христос Спаситель пришел не во славе и могуществе, а в кротости и смирении. Приняв Сам зрак раба, Он даровал свободу не одному только еврейскому народу, а всему человечеству от греха, проклятия и смерти. И эта свобода заключается отнюдь не в произволе, а наоборот – в разумном ограничении себя во имя добровольного, самоохотного и радостного подчинения себя Закону Божию – заповедям евангельским, которые принес на землю от Отца Небесного Воплотившийся, нашего ради спасения, Единородный Сын Божий.

Эта истинная свобода заключается не в чем ином, как в добровольном освобождении себя от гнетущего бремени и власти греха и в принятии на себя благого ига и легкого бремени Христова (Мф.11, 29-30).

Пока человек живет во грехе и не думает отстать от своей греховной жизни, не может быть и речи для него об истинной свободе, о чем ясно учил Христос Спаситель, говоря: "Аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха" (Ин.8,34), и только "аще Сын вы свободит, воистину свободни будете" (Ин.8,36).

Значит, без веры во Христа Спасителя и без исполнения Его святых заповедей никакая истинная свобода невозможна, а будет царить среди людей только дикий, жестокий произвол тех, кто сумел разными происками, интригами или грубой силой захватить в свои руки власть над людьми, с целью использовать ее в своих личных эгоистических интересах.

Это мы и видим в наше время с особенной яркой очевидностью и со всеми страшными последствиями, делающими порою современную жизнь каким-то преддверием ада.



И только там, где люди будут искренно стремиться к подлинной христианской свободе – свободе от рабства греху – сможет водвориться во взаимных отношениях между людьми и та внешняя земная свобода, которая так многих к себе манит: там не будет преступлений и преступников, там не нужны будут суды и наказания, там опустеют и закроются за ненадобностью тюрьмы.

Там же, где люди кричат о "свободе для прикрытия зла", чтобы скрыть до поры до времени от других людей свои низменные стремления и себялюбивые расчеты (1 Петр.2, 16), там нельзя ждать ничего доброго. Много громких слов о свободе говорят такие лжепророки и лжеучители и иногда весьма красноречиво и будто бы даже убедительно, но мы теперь увидали, к чему приводят на практике эти красивые слова, это "надутое пустословие", которым "они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении" (2 Петр.2, 18-19). "Обещают им свободу, будучи сами рабами тления, ибо кто чем побежден, тот тому и раб" (там же).

В наше время особенно важно и необходимо отражать всю эту лживую пропаганду всевозможных ложных учителей, столь энергично подготовляющих сейчас в мире обстановку, благоприятствующую воцарению антихриста, всячески разоблачать ее и противодействовать ей всеми возможными и доступными нам средствами, дабы самим не оказаться в лагере этих самозваных "учителей", и боле всего на свете дорожить нашей духовной свободой, как можно чаще напоминая себе увещание святого Апостола: "Итак, стойте в свободе, которую даровал вам Христос и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал.5,1).

"Имеяй уши слышати, да слышит!" (Лк.8, 8; 8, 15).



Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том. III. Свято-Троицкий монастырь. Джорданвилль, Нью-Йорк. 1975 г. – Из проповеди "Что такое свобода?" С. 462-464.


Рецензии