Племя Эльмоло. Африка

Вечерело. Жаркое Солнце медленно спускалось к горизонту. Бо сидел возле соломенного домика и без определенных мыслей думал о своей судьбе. Это не был домик – просто из прутьев сложенный как вигвам  скелет, накрытый сверху листьями и травой. В племени Эльмоло все жили так. Только отдельно от этих хижин стояла хижина колдуна. Деревня расположилась на границе между лесом и саванной. Недалеко текла река, грязные и мутные воды хранили в себе и пищу, и угрозу.
Он чувствовал себя нехорошо, но не из-за болезни, а из-за неудачной охоты на слона. Он подвел племя во время охоты. Он вспомнил, как племя спокойно и медленно готовилось к охоте. Мужчины племени вызвали из хижины колдуна и показали, что с утра пойду охотиться на слона. Колдун – главный человек племени, без его одобрения ни одно действо не произойдет.
Колдун вышел, ни на кого не глядя, сел на корточки , потом замотал головой и отбежал в сторону саванны. Охотники пошли за ним, наблюдая его магические приготовления к колдовству. Колдун выложил круг из камней, сидя на корточках взял бамбуковый нож и резким движением отрезал голову курице, отбросил голову в сторону и положил трепыхающееся тело курицы в круг. Курица била крыльями, падая и кувыркаясь, кровь брызгала из нее, в предсмертной агонии она то оказывалась за пределами круга, то вновь попадала внутрь, судорожно размахивая крыльями.
Колдун тем временем стал ритмично произносить разные звуки, эти АА-АА-АА шли из горла то глухо, то меняя высоту, потом сменились пением, гласными звуками без смысла, известными только колдуну и имеющими свой потусторонний смысл для него, связывающий его с космическими и потусторонними силами.
Воины расположились полукругом, и сначала медленно, едва заметными движениями, включаясь в ритм этих таинственных звуков, потом все более ускоряя телодвижения, поднимая руки поочередно то правую, то левую, в руках каждого было боевое копье, потом начали в ритм раскачиваться плечами, начали двигаться в такт бедра, ноги заплясали сначала чуть отрывая подошвы от земли, правую, левую, убыстряя движения и раскачиваясь все больше и больше.
Курица продолжала трепыхаться, Колдун все больше входил в экстаз, к его крикам и пению присоединились звуки там-тама, сначала тихим ритмичным постукиванием, а затем все сильнее  и сильнее, задавая ритм магическому танцу.
Голос колдуна дошел до исступления, переходя то в крики, то в какой-то лающий звук, он сам трясся и колыхался в судорогах, совпадающих с ритмом танцующих воинов, наступило экстазное единение звуков, движущихся силуэтов воинов, ритма барабана и криков. Пыль поднялась над землей, взбитая движущимися ногами тел, взгляды воинов были отрешенные и потусторонние, и это зрелище гармонично слилось с саванной и лесом вокруг.
Вдруг курица в последней судороге дернулась, ее тело упало в очерченный колдуном круг, колдун громко закричал, и все застыли. Наступила тишина.
- Духи говорят – можно. Охота будет успешной –проговорил колдун, смотря на тело курицы и круг.
Ладонями приложился к земле, провел по лицу, и откинулся навзничь, закрыв глаза. В почтении воины разошлись.
Да, Бо помнил все, до сих пор его душа сжималась при воспоминании об этом.
Они ушли в саванну, где были слоны, рано на рассвете. Было около 20 воинов, которым предстояло убить слона. Женщины приходили позже, когда надо было носить мясо и разделывать тушу.
Отогнанный от стада слон, 4 тонны веса, выглядел и страшным и беспомощным. Он оглядывался на воинов, которые, держась на безопасном расстоянии, бросали копья в него. Копье воткнулось  в грудь , появилась первая кровь, следующее копье пробило ухо и воткнулось в верхнюю часть ноги. Слон замотал головой, пытаясь хоботом вытащить копье. Ему удалось, он вырвал копье из тела и размахивал головой. Воины появлялись с разных сторон, это сбивало слона и он не мог решить, от кого отбиваться или побежать смело, трубя хоботом и уничтожить врага. А в это время то сзади, то сбоку появлялись обнаженные фигуры охотников, и продолжали кидать в него копья. Слон затрубил от боли, время шло, лишь охотники без суеты ожидали конца. Кровь стекала по телу гиганта. Тишина саванны нарушалась только возгласами охотников и изредка издаваемым коротким рыком раненого.
Последние копья в заднюю ногу сковали движение слона, он обессилел и рухнул сначала на передние колени, потом на бок, издав последний рев умирающего. Но еще прошло немало времени, пока жизнь покинула это мощное тело.
Приблизившись к слону и убедившись, что он не опасен, они приступили к разделыванию туши. И вот тут Бо и сделал ту ошибку. Один воин, которым и был Бо, не участвует в метании копья в животное, он вырезает глаз слона и обязан закрыть листьями глаз, чтобы Дух слона не видел людей, убивших его. Бо с большим бамбуковым ножом подошел к телу и вырезал с мясом глаз слона. Зрачок еще шевелился, охотники с почтением относятся к Душе умерших животных, понимая что их душа, и душа воинов едины, и когда охотник умирает, то души их соединяются.
Бо отвлекся и не закрыл листьями глаз убитого слона, слон наблюдал за действиями охотников и только позже вождь заметил ошибку Бо. Он молча посмотрел и сам прикрыл глаз листьями, покачивая в недовольстве головой.
Прошло много дней, и Бо знал, что он обязан доказать, что он хороший охотник и чтит Природу. Он решил один пойти на охоту.
Сидя возле хижины в тот вечер он долго раздумывал, потом пошел и выбрал самое крепкое копье с крепко прикрепленной обработанной острой костью. Проверил крепление, сказал жене – я рано утром на охоту. Жди.
Нашел в племени близкого друга До, полулежащего возле своей хижины на шкуре, и проговорил:
- утром я уйду на крокодила. У нас мало осталось пищи, иду один. Если не вернусь, то передаю тебе свою жену. Позаботься.
И ушел.
Ранним утром, когда посветлело на востоке, Бо вышел из деревни, вооруженный копьем. Пройти до реки нужно было достаточно много, но крепкого, жилистого Бо это никогда не беспокоило, это просто была жизнь, какую он знал.
Он знал берег, на который пришел. Они охотились иногда на крокодилов на живца, привязывая поросенка, или пойманного козленка на берегу. Сегодня он сам решил побыть живцом, свои силы он рассчитывал и чувства страха или беспокойства у него не было.
Он сел на берегу реки близко к воде, наблюдая поверхность, и изредка менял позу и место, чтобы крокодил мог видеть движение.
Прошло не очень много времени, как он увидел колебание на поверхности, понял, что хищник близко, и привстал, оставаясь возле воды. Он держал копье наготове, полусогнутые ноги были готовы мгновенно отреагировать на движения крокодила, крокодил обладал молниеносной и непредсказуемой реакцией.  Чуть-чуть отодвинувшись от воды, он еще раз подвигался телом, привлекая взгляд  рептилии и оставаясь в напряженном состоянии. На поверхности воды показались сначала глаза, Крокодил медленно приближался, но эта медлительность была очень обманчива. Наконец у самого берега показалась морда крокодила, нащупывающего опору для броска,  Бо еще раз качнулся так, чтобы привлечь и не испугать животное.
Бросок был быстрый и почти невидимый. Крокодил  с необычайной скоростью кинулся на Бо, но этого «почти» Бо хватило, чтобы со всей силой ударить копьем в туловище крокодила там, где должно быть сердце хищника. Копье изогнулось и пронзило тело, уперевшись в землю и пригвоздив хищника к земле, но в какой-то момент удар соскользнул и сердце осталось не поврежденным, копье проткнуло легкие. Животное оказалось большое, около 50 кг мышц, и эти мышцы сразу же ответили, изгибаясь вокруг копья и пытаясь достать зубами то копье, то двигающегося в бешенном напряжении человека. Расстояние до зубов и челюсти было минимальное, Бо с неимоверной силой держал изогнувшееся копье, пытаясь уйти от зубов и удержать крокодила. Крокодил лязгал челюстью, почти достигая ног Бо, укусы пролетали по воздуху и или слышалось, или казалось, что раздается лязганье этих смертельных челюстей. Крокодил крутился на месте, выворачиваясь туловищем, пытаясь перевернуться на  спину, так как он топит в воде одиноких жертв, лишая их возможности сопротивляться, но ему это не удавалось. Бо крепко держал копье, но борьба выматывала обоих, и силы слабели у жертвы и человека. В какой-то момент крокодилу удалось сдвинуть копье и ослабить эту связь с землей, он двинулся в сторону Бо, превозмогая сопротивление человека и силу копья. Древко гнулось и угрожающе скрипело, Бо силой рук и мощью своего тела удерживал его, все ближе видя челюсти хищника. Он отступал назад, в какой-то момент крокодилу удалось цапнуть его за ногу, и только быстрая реакция спасла Бо от серьезных укусов, на ноге остались глубокие царапины передних зубов рептилии. Крокодил метался, на земле виднелись глубокие следы борьбы, Бо прыгал вокруг, удерживая копье и прижимая силой копья крокодила к земле, стараясь сохранить равновесие и не оторваться от земли.
Когда наконец древко все-таки не выдержало и раздался треск, Бо был готов к этому и мгновенно запрыгнул на спину крокодила, прижимая его туловище к себе мощными и крепкими как дерево руками. Крокодил лязгал зубами, от его твердой кожи шел илистый запах, и Бо ощущал его и кожей, и ноздрями. Уперевшись ногами в землю он резко вытащил из тела обломок копья и нанес обломком копья с костным наконечником 3-4 удара в тело крокодила. Он чувствовал, что животное слабеет, это вызывало у него  радостное чувство победителя, но слишком много сил ушло на эту борьбу. Из последних сил он нанес еще 2 удара и резко откатился в сторону. Крокодил  скрутился вправо-влево и попытался из последних сил напасть на Бо, но ему удалось лишь приоткрыть пасть и продвинуться в сторону человека на 1 м.
Они лежали друг перед другом, глядя в глаза. Бо набирался сил, опасаясь, что у крокодила еще остались силы для последнего укуса, но крокодил лежал без движений, изредка шевеля пальцами, если их так можно назвать, лап. Он дышал тяжело, воздух выходил и через раны на теле, кровью было обрызгано все вокруг и покрыто тело крокодила. Бо смотрел, как Душа крокодила медленно покидает его тело, отдельные вздрагивания тела подтверждали это. Они смотрели в глаза друг другу, и Бо видел, как взгляд крокодила мутнеет, веки закрывались все реже, реже, пока не сомкнулись навсегда.
Он пришел в племя с крокодилом на спине, положил его в центре сбора племени в важные дни  и присел рядом на землю. Сил не было. Тихо подходили соплеменники, смотрели на него и огромного крокодила и молчали.
Вождь подошел последним, посмотрел на Бо и крокодила, проговорил – хороший крокодил, ты смелый воин, Бо – и ушел в хижину.
Вечером разделанное мясо крокодила разносили по хижинам, выделяя каждому по его незримым заслугам, доблести и вкладу в жизнь племени.
Бо пришел к отцу, старику Го, и положил лучший кусок мяса. Отец долго смотрел на этот кусок, потом на Бо, потом спокойно проговорил:
-Бо, моя жизнь закончилась. Я чувствую, что духи зовут мою душу и мне пора уходить в саванну. Возьми мясо себе и своей семье, вечером я покину вас.
Бо промолчал, обнял старика-отца, а потом спросил – что тебе собрать?
- ничего не надо, я возьму старый лук, может мне он еще пригодится в дороге, пища мне не нужна, я скоро встречусь с духом твоей матери, она ждет меня. Я расскажу ей, что ты смелый и ловкий охотник, что у тебя хорошая жена и хорошие дети. Будь спокоен.
Ближе к заходу Солнца , перед самой темнотой, Го выходил из племени в саванну. Он сам выбрал эту дорогу и знал, что делает. Умерших своей смертью в племени сжигали, просеивали пепел и, смешав с банановой кашей, отпивали по глотку, соединяясь с душой умершего и продолжая живой дух племени. Го уходил в саванну. Он шел не спеша, торопиться было некуда, ветер шелестел по высокой траве, вокруг раздавались крики птиц, слышны были другие звуки, это наполняло его душу спокойствием и равновесием чувств. Когда он пришел на место, которое предназначалось, по его мнению и интуиции, для прощания с жизнью, было уже темно. Звезды светили ярко, черное небо висело над головой миллионами светлых точек, которые можно увидеть только в Африке.
Он выбрал место, расправил траву и лег, успокоенный и радостный, что все так хорошо было в его жизни. Из саванны, из трав стали слышны другие звуки, рычание хищных зверей, рык львов, крики испуганных животных. Он ждал, что вот придет хищник, его брат, который закончит его земную жизнь и поможет освободиться его душе и  Духу. Он не заметил, в какой момент его душа вдруг увидела эту саванну со стороны, сверху, он видел свое бренное, сухое тело, почувствовал ощущение полета и свободы, и это или  потому, что душа сама рассталась с телом, или зубы дикого хищника быстро и мгновенно впились в его шею и освободили от земных забот, он не заметил и не почувствовал.
А мы этого не узнаем никогда……………









Рецензии
Валерий, с большим удовольствием и сопереживанием прочитала ваш рассказ. Повествование содержит интригу и держит в напряжении читателя, что говорит о мастерстве автора.
Творческих удач Вам!
С уважением. Татьяна.

Татьяна Хожан   08.10.2019 23:50     Заявить о нарушении
спасибо...
главное - почитали с удовольствием...

Валерий Кувшинчиков   09.10.2019 10:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.