2. 16 Скорость и траектория социальной эволюции

         
              Мы  уже  говорили,  что  исторический  путь  (траектория  культурной  эволюции)  определяется  3  факторами:  ментальностью  людей (т.е.  МЭМномом),  давлением  социального  отбора  и  манипулятивными  воздействиями  со  стороны  элиты  через  СМИ, представительные  органы,  и  другие   инструменты  государственной  власти.
               МЭМном  состоит  из  набора  2  типов  МЭМов:    врождённых  МЭМов,   сформированных  генетикой и  культурных  МЭМами ,  сформированных  в  процессе  жизни  человека.    Между  этими  группами  МЭМов  есть  разница.

       Во -  первых.  Врождённые  МЭМы  и  порождаемые  ими  инстинкты  хранятся  в  бессознательном  -  месте  недоступном  для  прямых  внешних  манипуляций.  Уменьшить  врожденный  уровень  агрессии  никакими  СМИ  нельзя.  Агрессию  можно  локализовать  с  помощью  культурных  установок(культурных  МЭМов).  Но  при  этом  человеку  будет  некомфортно. 
           Культурные  МЭМы  находятся  в  подсознании  и  доступны  для    манипуляций  со  стороны  внешних  агентов.   Иными  словами,  наблюдаем  различие  мест  хранения  культурных  и  врождённых  МЭМов.
       Во - вторых.  Врождённые  МЭМы  обеспечены  для  своей   реализации  ресурсами  организма (энергия  организма  обеспечивает  их  реализацию). Посмотрите,  как  дети,   не  отягчённые  ещё  культурными  МЭМами,     играя,  расходуют  свою  энергию,  без  всякой  мотивации  извне.   Так  инстинкты    проявляют  себя.

          Культурные  МЭМы  не  имеют  такой  поддержки  в  организме.       Для  их  проявления  нужна  мотивация.   Их  опора  вне  организма.  Это  законы  и  обычаи  социального  общества. Именно  на  них  они  опираются  при  реализации.  Культурные  МЭМы  это,  зачастую,  культурные  запреты,   для  коррекции  поведения, основанного  на  инстинктах,  так  называемого  естественного  поведения,  которое   неприемлемо  в  обществе.
           Культурные  МЕМы  не  могут  быть  движущей  силой  человека.  Они  только  корректируют  поведение.    Энергетика  поведения человека исходит из  врожденных инстинктов.    Пример.

              Вот  сидит  водитель  и  управляет  автомобилем,  но  энергия  движения  идет  не   от  руля,  а  от  мотора. Если  энергия  от  мсотора  не  передаётся  на  колёса,  то  рулем  крутить  бесполезно,  это  не  изменит  траекторию  движения.
              Исходя  из  этой  модели,  становится  понятным,  что  если  ограничить  возможность  инстинктов  действовать (блокировать  их),  то  движение  остановится  - как  будто  мотор  заглох.  Можно  сказать,  что  автомобиль  будет  прочно  стоять  на  месте,  независимо  от  поворота  руля.  Руль  помогает  при  выборе  траектории  только  при  движении.
               С  другой  стороны,  если   передать  на  колеса  большую,  чем  надо  энергию, то  разогнавшийся  автомобиль  на  повороте  может  потерять  сцепление  с  дорогой  и  свалиться  в  кювет.   Аналогично  и  общество,  если  дать  максимальную  свободу  проявления  инстинктов,  почти  наверняка  сорвется  с  траектории  культурной  эволюции.  Тогда  мы  снова  окажемся  на  траектории  биологической  эволюции,  где  правят  бал  быстрые  ноги  и  крепкие  зубы,  где  нам  вместо  создания  цивилизации  придется  возвращаться  к  существованию  в  лесах  и  прериях.   А  там   нам  нужно  будет  вспоминать  навыки  лазанья  по  деревьям.   К  такому  эффекту  может  привести  излишняя  свобода  для  всех  и  во  всём.  Либерализм  необходим  для  развития  в  век  цифровых  технологий,  но  величина  свобод  должна   тонко регулироваться  в  зависимости  от  усвоенной  обществом  ментальности.  Тут  кухарка  не  справится.  Тут  и  умный  один  не  справится.  Нужны  многочисленные  обратные  связи  сверху  вниз,  а  также  горизонтальные  связи.

                ТРАЕКТОРИЯ  КУЛЬТУРНОЙ  ЭВОЛЮЦИИ.

          Таким  образом,  траектория    социальной  эволюции     человека    ограничена  двумя  крайностями.
              С  одной  стороны  необходимость некоторой   свободы  для  проявления  инстинктов  и  появления  стимулов  для  действия  человека.
             С  другой,   нужны  ограничения   инстинктов  со стороны  "культурных"  МЕМов,   а  значит,  нужны   законы,  мораль   социума,  удерживающие  поведение  человека  в  принятых  в  обществе  рамках.   
          Это  позволит  нам  не  сорваться  на  траекторию биологической  эволюции,  на  которой  никаких  гарантий  ни  для  кого  не  существует -  только  быстрые  ноги  и  крепкие  клыки.
 
 Иными  словами,  разумно    придерживаться  концепции  ограниченной  свободы.

             Скорость  развития  социума (скорость  культурной  эволюции) приходится          выбирать,  исходя  из  этих   ограничений,  чтоб  не  отстать  от  других государств  и  чтобы  не  сорваться  с  дороги   (траектории  культурной  эволюции).
             Следует  иметь  в  виду,  что  в   биологической  эволюции  все  адаптации   происходят  автоматически,  сами  собой,   под  действием   соответствующей  внешней  среды (правил  отбора). 
 Отбор  генотипов  для  продолжения  существования и  эффективного  размножения осуществляется     «естественным  отбором»  в  соответствии  с  алгоритмом  :  «Выживает и успешно  размножается наиболее   адаптировавшийся».
                В  процессе  социальной  эволюции    сознание в  некоторой  мере,    участвует  в  выборе     направления  эволюционного  развития   человека.  Но  мы  склонны  его  роль  преувеличивать.  Разум  должен  постоянно  корректировать  процесс,   чтобы   человек мог  оставаться  на  траектории  социальной  эволюции  и  не  скатиться  на  траекторию  биологической  эволюции.
                А  в  реальности  разум  социума,    иногда  просто  отключается,   полагая  видимо,   что  всё  само  разрешится.        Кроме  того,    знаний  и  понимания  всех  процессов для  адекватного  управления социуму    не  хватает   и  принятые  им  решения   вызывают  последствия,  которых   никто  не  ожидает.  Культурная  эволюция  тоже  оказывается  непредсказуемой,  как  и  биологическая.

                Также  большой  вопрос,  кто  это  будет :   «давать  некоторую  необходимую  свободу  и  с  другой  стороны  её  ограничивать».  Для  этого  нужна  умная и  ответственная  элита,  охваченная  стабилизирующими  обратными  связей  от  низовых  звеньев  управления.
                Правительства  в  государствах  не  мыслят  стратегическими  категориями,  они  просто  отвечают  на  возникающие  вызовы.  Для  социальной  эволюции  требуются  элиты  со  стратегическим  мышлением, чтобы  не  сорваться  в  неизвестность. 


Рецензии
" Культурные МЕМы не могут быть движущей силой человека. Энергетика поведения человека исходит из врожденных инстинктов. Но на поведение культурные МЭМы влияют решительным образом."
Несколько неверный, неуклюжий текст. На самом деле культурные МЕМы движущая сила отклоняющая в человеческом направлении траекторию эволюции. Движущая сила, энергетика поведения и пр. напоминает тексты экстрасенсов. Складывается впечатление что автор мечется между человеком и животным путая их между собой. Наверно это объясняется тем что кажется у автора нигде нет определения человека. А определение человека-это основное. Научное, дарвиновское, биологическо-философское определение человека является с одной стороны итогом всех исследований, а с другой стороны определяет дальнейшие исследования.


Вячеслав Бикташев   22.09.2016 11:40     Заявить о нарушении
" Складывается впечатление что автор мечется между человеком и животным путая их между собой. Наверно это объясняется тем что кажется у автора нигде нет определения человека"
А вот и неправда. Человек это обезьяна обладающая значительным (достаточным для социализации) разумом. Определение разума дано в одноимённой главе.

Виктор Ефременко   28.09.2016 21:32   Заявить о нарушении
"На самом деле культурные МЕМы движущая сила отклоняющая в человеческом направлении траекторию эволюции".
Здесь слово движущая надо убрать. Только отклоняющая как руль в авто.

Виктор Ефременко   28.09.2016 21:34   Заявить о нарушении
Согласен с таким определением человека, хотя оно чисто биологическое и подходит для некоторых других видов. Для человека необходимо ещё добавить философского текста.

Вячеслав Бикташев   29.09.2016 23:20   Заявить о нарушении