Елена Лаврова. Письма к Марине Цветаевой. Т. I, 12

УДК 821.161.1
ББК Ш 84 (4 Рос) 6
Л 13

Лаврова Е.Л.
Письма к Марине Цветаевой. Т. I. – Горловка, «Коллегия», 2012. – 379 с.

ISBN 978-966-2649-03-1 © Издательство «Коллегия», 2012



ПИСЬМО 12

Здравствуй, Маринушка!
Читала ли ты когда-нибудь Владимира Соловьёва? Нет, наверное. Ты где-то утверждала в письмах, что не прочла ни одной философской книги. Такие, как ты, книг не читают, а книги пишут.
Недавно, перечитывая «Оправдание добра» В. Соловьёва, наткнулась на фразу, поразившую меня своей несправедливостью по отношению к германскому мыслителю: «Несчастный Ницше в последних своих произведениях заострил свои взгляды в яростную полемику против христианства, обнаруживая при этом такой низменный уровень понимания, какой более напоминает французских вольнодумцев века, нежели современных немецких учёных».
Я прямо-таки оторопела, как лихо одной фразой разделался В. Соловьёв и с Ф. Ницше, и с французскими просветителями. И далее, Соловьёв, захлёбываясь от восторга перед собственной духовностью, начинает вдохновенно лгать, вслед за евангелистом Иоанном: «сила новой религии состояла в том, что она основана «первенцем от мёртвых», воскресшим и обеспечившим вечную жизнь своим последователям, как они непоколебимо верили».
Ну, какой же Христос «первенец от мёртвых»! Он в одном ряду с другими умирающими и воскресающими богами, коих немало. Давно уже известно, что все эти боги – мифологический архетип. Занимались им исследователи Джеймс Фрэзер («Золотая ветвь») и Джейн Эллен Харрисон.
Как жаль, что Соловьёв не мог прочесть «Письма с земли» Марка Твена! То-то поддел бы его ехидный американец!
Почему Христос «первенец мёртвых»? А Дионис, умирающий и воскресающий! Культ этого фракийского бога был известен уже в XIV веке до новой эры. До Троянской войны.
А Озирис, египетский бог возрождения!
А Таммуз — сиро-финикийское божество, божественный пастух, умирающий и воскресающий!
А Адонис, пастух и охотник на зайцев, воскресающий по воле Афродиты!
А Бальдр, германо-скандинавский бог весны и света!
А Юдхиштхире из древнеиндийского эпоса «Махабхарата»!.
А древнегреческий Аттис!
А древнерусский Ярило!
А древнегреческая  Персефона!
А древнеиндийский Рама!
А древнеиндийский Кришна, восьмая аватара Вишну, мальчик-пастух!
А персидский бог плодородия Митра, проповедовавший равенство людей и обещавший верующим в него блаженную жизнь после смерти!
Что Владимир Соловьёв не знал обо всех этих умирающих и воскресающих богах, культы которых существовали задолго до Иисуса?
Конечно, знал. Но сделал вид, будто бы, ни малейшего представления не имеет об этом. У него была цель – унизить Ницше и возвеличить Христа.
А дальше уж и совсем некрасивая история получается. В. Соловьёв пишет: «Разве римский аристократ и диктатор Сулла, сирийский царь Антиох и иудейский Ирод не были заживо съедены червями?». Ужас, какой! Представьте себе, господин Соловьёв, не были! Христиане очень любят пугать доверчивых людей! Их хлебом не корми, но дай, постращать   грехами, карами, червями, огнём, адом! Но Соловьёв меня удивил. Трижды (в данном случае) соврамши.
Царь Ирод мучился от страшных болей в животе. Возможно, причиной его смерти был рак, или панкреатит. Но откуда взялись черви, да ещё жрущие человека заживо?
Сулла умер тоже от неизвестной тогдашним врачам болезни. И черви здесь тоже выдуманы, ибо предание говорит о вшах, якобы покрывавших тело диктатора. Историками высказывалось предположение, что предание о вшивой болезни Суллы вообще не имеет реальной основы и введено в оборот врагами диктатора уже после его смерти. Предание о вшивой болезни как о каре бога нечестивцу очень древнее. Раннюю версию его сохранил Клавдий Элиан, древнеримский писатель, живший во II-III веках новой эры.
А уж царь Сирии Антиох совсем Владимира Сергеевича оконфузил! Их, царей Антиохов, было четырнадцать. Так какого Антиоха имел в виду Соловьёв? Надо думать, царя Антиоха IV Эпифана, царствовавшего в Сирии в 175-164 году до новой эры. Почему именно этого царя упомянул Соловьёв? По простой причине. Царь в 170 г. до н. э. ввёл в Иерусалим войско, чтобы восстановить порядок. В 168 г. до н. э. волнения, вызванные слухом о гибели царя, переросли в масштабное восстание. Антиох организовал карательный поход и жестоко подавил мятеж, Иерусалим был разграблен. После этого царь решил, опираясь на прогречески настроенную часть жречества, перейти к насильственной эллинизации жителей. Он превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса и лично заклал свинью на его алтаре. Эту свинью, зарезанную на алтаре иудейского храма, и не простил царю Соловьёв. Известно, что иудеи не едят свинины. Соловьёв оскорбился за иудеев, и придумал для Антиоха IV Эпифана страшную, но неправдоподобную причину смерти. Ах, ты им – свинью, а я тебе за это   червей!
Говорят, Соловьёв относился к евреям по-христиански, т. е. любил врагов своих, правда, он их не идеализировал. Он писал: «Народ иудейский, показывающий самые худшие стороны человеческой природы, «народ жестоковыйный» и с каменным сердцем, этот же самый народ есть народ святых и пророков Божьих». Ну, насчёт божьих пророков можно и поспорить. Пророк Илья, ничтоже сумняшеся, погубил детей только за насмешки над ним. Хорош пророк! И у него не каменное сердце? О других пророках тоже есть что порассказать.
Существуют, по крайней мере, 3 версии гибели Антиоха IV. Согласно первой, царь умер от внезапной болезни, или — был обезглавлен жрецами Нанеи (Артемиды) при попытке ограбить их храм, и третья - что его отравила собственная мать. И никаких червей, жрущих человека заживо! Да и откуда бы им взяться, как не в воспалённом воображении философа!
И почему Ницше несчастный? Уж не несчастнее самого Соловьёва. По иронии судьбы оба умерли в августе 1900 года. Соловьёв – 13-го августа, а Ницше – 25-го. Или умереть от атеросклероза, цирроза почек и уремии большее счастье, чем от третьего апоплексического удара? Вряд ли! Цирроз печени и уремия чем нажиты? Владимир Сергеич потреблял шампанское в неумеренных количествах. Это не секрет.
А может быть, Владимир Сергеич намекает на безумие Ницше? А чем безумие Ницше хуже истерического расстройства личности самого Соловьёва? Кстати, природу безумия Ницше врачи так и не распознали. А мне кажется, что безумие Ницше есть простое продолжение его гениальности. С Соловьёвым дело обстоит несколько иначе. Я не ставлю ему диагноз. Но, сама посуди, если человек всеми способами пытается привлечь к себе внимание людей, то это, безусловно, истерия. Сегодня это ещё называется – пиариться. А не утверждаю, что всякий человек, который пиарится, страдает истерией. Но с Соловьёвым дело обстоит именно так. Истерия и пиар – совпали. Эти внезапные перепады настроения у мужчины! Эти внезапные беспричинные слёзы! Эти необъяснимые замирания и взор, уставленный в пустоту! (Видения пришли-с!). И всё это на фоне им рассказываемых неприличных анекдотов, визгливого хохота и шампанского – бокал за бокалом!
Религиозный философ-с!
Все религиозные философии без исключения вызывают у меня тошноту, особенно тогда, когда присмотришься к личностям их создателей. Ты Николая Бердяева видела? Ты знаешь, от какой нервной болезни он страдал. Ты была с ним знакома. Ладно, перескоки от марксизма к христианству, это, куда ни шло, с кем не бывает! Но Дмитрий Галковский упорно намекает на то, что Бердяев был в эмиграции агентом ГПУ, а это уже скандал. Негоже религиозному философу якшаться с большевиками, тем более, с их опричниками.
Защищая христианство, велеречивый Владимир Соловьёв то и дело передёргивает карты: «Христианство вовсе не отрицает силы и красоты, оно только не согласно успокоиться на силе умирающего больного и на красоте разлагающегося трупа».
«Красота разлагающегося трупа»? – Круто! Да не пошутил ли философ! Откуда сила у умирающего больного? Откуда красота у разлагающегося трупа?
Но он и прав! Христианство не успокоилось   на смерти. Оно не успокоилось   на фантазиях и лжи. Если бы Евангелия закончились смертью Христа на кресте, и не было бы басни о воскресении, то не о чем было бы и говорить. Апостол Павел сказал: без воскресения нет христианства. Воскресение – краеугольный камень христианства. Гениальность этой басни в том, что воскресение было обещано   всем. Умирающие и воскресающие боги древности были эгоистами. Воскресение существовало только для них. А тут каждому было обещано, что станет, как бог. Как тут бедному смертному не соблазниться!
Когда я думаю о популярности христианства, то понимаю, в чём оно. Христианство играет на самой большой слабости людей: страхе смерти и страхе полного забвения после смерти. Любое ничтожество, проведшее жизнь, как животное, без размышлений, в осуществлении лишь низменных инстинктов, мечтает о продолжении своей ничтожной жизни за гробом, которая если бы и продлилась, то, вероятно, имела бы точно такое же качество, как и на земле. Христианские попы подогревают в людях убеждение, что их жизнь бесценна. При мысли об этом, меня охватывает веселье. Владимир Соловьёв, хоть и был христианским философом, понимал, в чём проблема: «можно ли без ужасающей тоски даже представить себе бесконечно продолжающееся существование какой-нибудь светской дамы, или какого-нибудь спортсмена, или карточного игрока?». Или какого-нибудь попа, добавлю я. Ряд занятий и профессий можно продолжать и продолжать. Но ведь дело не в социальном статусе, роде занятий или профессии человека. Речь идёт о пустоте существования. Именно о пустоте говорит Соловьёв: «бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни. Для большинства человечества жизнь есть только смена тяжёлого механического труда и грубочувственных оглушающих сознание удовольствий. А то меньшинство, которое имеет возможность деятельно заботиться не о средствах только, но и о целях жизни, вместо этого пользуются свободой от механической работы главным образом для бессмысленного и безнравственного времяпровождения. <…> Для такой жизни смерть не только неизбежна, но и крайне желательна».
В общем, прав. Да только, кто тогда останется бессмертным? Ответ очевиден. Совсем немногие.
Но попы уверяют, что души людей бессмертны и воскресение будет для всех христиан. Только христиан! А все остальные «неправильно» верующие в своих «неправильных» богов воскрешены и спасены не будут. Пусть пропадают! Вот такие «добрые» христиане!
Христианские попы поддерживают в людях веру в воскресение и бессмертие. Чтобы контролировать сознание верующих людей, они придумали первородный грех, плату за грехи в ином мире (адские муки), награду за хорошее поведение (рай).
Христианская вера – не только сон разума, но и возможность контроля жрецами сознания людей. Причем такого контроля сознания, какого не знала ни одна языческая религия.
И ещё: когда я думаю о популярности христианства, я понимаю, что здесь работает не только идея бессмертия для всех, но и идея соборности, которую ты так не любила, и которую так не люблю   я. Соборность, обсуждаемая практически всеми русскими религиозными философами,   ядовитая идейка. И знаешь, почему? Любое ничтожество, принадлежащее сплочённому коллективу, кагалу, команде, отряду, сообществу, группе, компании, наконец, нации, государству чувствует себя, во-первых, возвеличенным, во-вторых, сильным, и, в-третьих, умным. Стоит только остаться такому человеку одному, как вся его никчёмность и ничтожество, всё его убожество оказываются, как на ладони. Вот почему большинство людей   от преступников до верующих   стремятся в сообщества, где силы, ум, гордыня их иллюзорно увеличивается во много раз. Национализм, между прочим, на том и стоит. Шопенгауэр как-то заметил: если человеку нечем гордится в себе, то он начинает гордиться своей нацией. Презирая и унижая при этом другие нации, добавлю я.
Как христианский философ, Соловьёв проповедует аскетизм, при котором дух учится управлять плотью. По сути, христианство проповедует самоистязание, что наводит на размышления о садомазохизме. Сама посуди, Соловьёв пишет: «нужно, чтобы дух был способен  по своим собственным мотивам не допускать наступления сна или прерывать сон уже наступивший». Какие такие мотивы могут быть у духа, чтобы устраивать человеку пытку бессонницей? Сон, уверяет Соловьёв, расслабляет дух и усиливает плотские похоти. Не знаю, не знаю! А, по мне, спать нужно столько, сколько необходимо организму для восстановления сил. Это всякий квалифицированный врач подтвердит. А если ему не давать спать столько, сколько ему необходимо, особенно женщине, то ничем хорошим это не кончится. Почему, особенно – женщине? – Да потому, что невыспавшаяся женщина плохо выглядит и становится раздражительной.
Далее, Соловьёв говорит о том, что надо воздерживаться от мясной пищи. Правда, он ничего не пишет о том, что следовало бы воздерживаться от чрезмерного употребления алкоголя, например, не увлекаться шампанским. Но ведь он пишет, что делать другим. Попы тоже учат народ поститься, а все ли из них соблюдают пост? Это большой и интересный вопрос, который сам собою напрашивается, когда видишь упитанные розовые физиономии и выпирающие брюшки из-под ряс   служителей церкви.
Замечательный пассаж допускает Соловьёв в отношении половой функции: «Плотское условие размножения для человека есть зло; в нём выражается перевес бессмысленного материального процесса над самообладанием духа, это есть дело, противное достоинству человека, гибель человеческой любви и жизни; нравственное отношение наше к этому факту должно быть решительно отрицательное: мы должны стать на путь его ограничения и упразднения».
И он называет это нравственным отношением? Послушаться Соловьёва с его христианами и – конец человечеству! Тогда какого чёрта усердно размножаются православные попы? Они ведь рожают деток столько, сколько бог пошлёт. А бог им посылает, как правило, много деток, потому что попы очень любят процесс размножения на его начальной стадии.
А, вот в чём дело: они не читали своего главного теоретика! А главный теоретик Соловьёв, между прочим, развивает мысль своего патрона Христа: «Могий вместити да вместит», т. е., кто может воздерживаться от секса, пусть воздерживается, а кто не может, пусть не воздерживается. Православные попы явно не вмещают. Как, впрочем, и католические попы, направляя свою нерастраченную сексуальную энергию на юношей и детей. Гони природу в дверь, она влетит в окно!
А Соловьёв призывает всех – вмещать! А даже попы не могут. И монахи – не могут. А если говорят, что могут, врут!
Чтобы воздерживаться от плотских желаний, монахи истязают себя голодом, бессонницей, жаждой.
Христианский аскетизм – истязание плоти. И, истязая себя голодом, жаждой, бессонницей, воздержанием от секса, христиане явно получают компенсацию в виде сексуального наслаждения своими «подвигами». Переживания Терезы Авильской описанные ею самой, и запечатлённые в скульптуре Лоренцо Бернини, стали уже хрестоматийными.
Насколько мне милее языческий эллинский призыв: всё должно быть в меру. Золотая середина! Что может быть лучше! Излишество также отвратительно, как и аскетизм.
Известно, что кроме социальных утопий (коммунизм), есть утопии религиозные (христианство). Обе чрезвычайно опасны. И первая, и вторая уничтожили миллионы человеческих жизней. Следовало бы с корнем вырвать обе эти идеи из сознания людей. Надеюсь, когда-нибудь это случится. Но пока это не случается, потому что, кому-то это выгодно.
Да, и ещё: Соловьёв всерьёз рассуждает о создании христианского государства. Формально, а не по существу, создать его возможно, как искусственно создали социализм в одной отдельно взятой стране. И лучше сразу застрелиться, чем жить в таком государстве!

Целую тебя,
твоя Елена.


Рецензии