Государственная школа в пореформенный период

В пореформенный период традиции государственной школы продолжили ученики

Б. Н. Чичерина- В.И. Сергеевич (1832-1911), А. Д. Градовский (1841-1889),

Ф. И.Леонтович (1835-1911). На взглядах В И Сергеевича отразились

позитивистские теории Конта, Милля ,Спенсера , о чем свидетельствовала его

докторская диссертация "Задачи и метод государственных наук (1871 год). В

работе "Вече и князь"(1867 год) В И Сергеевич подверг критике родовую теорию

Соловьева ,согласно которой отношения между князьями в древней Руси

регулировались принципом старшинства в роде.Опровергая теорию " лествичного

восхождения " при замещении княжеских столов , Сергеевич отмечал , что

"корень ошибочного толкования источников родовой теории заключается в том ,

что она отправлялась от предположения наличия строго выработанного порядка

преемства для такого времени , когда люди действовали не столько по правилам,

сколько в меру своей силы ". Согласно утверждению Сергеевича ,договорные

отношения определяли все стороны государственной и общественной жизни древней

Руси. Древнерусское государство , считал Сергеевич ,-результат договора между

князем и народным представительством -вечем. Государственники продолжали

освещать в своих работах проблему происхождения права в России .В книге

"Крестьяне юго западной Руси по литовскому праву 15 и 16 столетий". (1863 год),

Ф. И. Леонтович отмечал решающую роль государства в закрепощении крестьян.

Новую для исторической науки тему рассматривала диссертация А.Д. Градовского

"История местного управления в России"(1868 год).Градовский пытался обосновать

распространенную в либеральных кругах идею "земского царя"." На Западе ,-

писал Градовский ,-общины объявили себя непосредственными подданными короля ,

после долгих усилий и кровавых побед над феодализмом; в России роль земского

князя и царя не только жила в сознании всех и каждого, но и было живою

практическою действительностью ". В 1866 году А Д Градовский издал книгу

"Высшая администрации России 18 столетия и генерал-прокуроры ". Он исторически

обосновывал необходимость распространения преобразований на область высшей

администрации , в целях ее приспособления к условиям пореформенного развития

России. В своем исследовании Градовский осветил деятельность Сената, Верховного

тайного совета , а также административных преобразований в царствование

Екатерины 2 и Александра 1. Государстве на школа оказала сильное влияние на

развитие буржуазной истории график. Влияние государственной школы

прослушивать в трудах В.О. Ключевского и П. Н. Милюкова.


Рецензии