Купала на Рожайке
Традиция такого рода фестивалей пока для нас в новинку, ей совсем немного лет - но движение набирает обороты. Есть фесты коммерческие, раскрученные и широко известные, такие как «Нашествие» или «Эммаус». Есть вечно живой бардовский Грушинский фестиваль. О них знают… ну, почти все. А есть опн-эйры, что известны пока немногим, хотя аудитория их неуклонно растет и уже исчисляется тысячами, а то и десятками тысяч человек. Это так называемые фестивали неформатной музыки, некоммерческие и для публики бесплатные. Только что с огромным успехом прошли «Пустые холмы», и вот – новый фестиваль, «Купала на Рожайке».
Однако ветер странствий, магия «лета любви» – всё это замечательно, но где взять деньги? Впрочем, никакой магии, не соглашается со мной организатор фестиваля Владимир Кожекин. Он рассказал, что в Англии публика мигрирует по фестивалям с мая по сентябрь – музыкальные события идут одно за другим. Мы тоже движемся в этом направлении, у людей в России появляются деньги и желание отвлечься хоть ненадолго от работы, попутешествовать, послушать новую музыку (ведь формат, заданный радио и ТВ, многим набил оскомину). А также помочь в организации, своим трудом или материально, без этого такие мероприятия были бы невозможны, ведь посещение всех концертов на опн-эйре бесплатно. Владимир придумал блестящую идею – привлечь публику в ряды организаторов. Для этого через Интернет продавались золотые и серебряные солнышки, знак «Купалы» - так усилиями энтузиастов была собрана необходимая сумма. Главное - то, на что идут собранные средства, должно быть совершенно прозрачным.
И надо отдать должное, организация феста на высоте. На дне широкого оврага расположилась сцена со скамейками для зрителей, аппарат давал отличный звук. Также в распоряжении зрителей необходимые удобства, круглосуточно горячий чай и еда, туалеты, водопроводная вода в неограниченном количестве. Для «безлошадных» посетителей были организованы автобусы – туда и обратно. Но довольно о быте, поговорим о музыке.
Отбор участников сначала удивляет, фестиваль собрал самые разные жанры, от блюза и рок-н-ролла до арт-фолка и традиционной русской песенной культуры. Такое разнообразие имеет свои плюсы и минусы – слушателям порой трудно усвоить столь разную музыку, звучащую 12 часов почти без перерывов.
Принцип отбора участников прост, рассказывает Владимир Кожекин. Несколько известных музыкантов-организаторов пригласили коллективы, которые выбрали сами – а мы, зрители, доверимся вкусу профессионалов, наших любимых артистов.
Хочется рассказать очень о многих. Радовали своей музыкой и искусством люди весьма известные, знаменитые гитаристы Дмитрий Четвергов и Иван Смирнов, «золотая балалайка России» Алексей Архиповский (то, что он выделывает на балалайке, непостижимо уму!..) Весёлые и абсолютно безбашенные ребята из Севастополя «Тут как тут» и Дима Твёрдый спели: «Целлофановые сны, партизаны и слоны, мы теперь одна семья, много ты и мало я…» Мы все немного сумасшедшие тут, собрались этой ночью – говорит ведущий – нормальные играют на больших площадках за большие деньги, а нам весело и здесь. Да здравствует это весёлое безумие, где нет пресловутой конкуренции, а известные артисты приглашают и рекламируют своих пока менее известных «собратьев по оружию».
К ночи градус безумства поднимается, энергия нарастает. Мила Кикина и «Калитку прикрой» сметают напором плотного электрического звучания. Сочный «мясной», очень роковый звук – и так могут звучать народные песни? Поразительно! Гибкая, хлёсткая Рада, девушка в чёрном. Жёсткая музыка завораживает, кружит, уводит в дебри народной магии. «Рада и Терновник» с программой «Заговоры». Бубен, кугиклы и тибетский барабанчик. Шаманство! «Основа этой музыки – говорит Рада – славянский фольклор. Хотя мы не всегда и не сразу опознаём в этих песнях своё, родное, мне это удалось».
«Адриан и Александр» выдали на двух акустических гитарах настоящий драйв, жёсткий и угарный. А «Птица Тылобурдо» привезли на фестиваль джаз и удмурдские напевы, как сказали сами девушки, это очень женская музыка. И очень душевная.
А когда на сцену вышла группа «Оберег» из Казани, у меня просто снесло башню! Нет слов, сила традиционной фольклорной музыки ещё не до конца осознанна нами. Она огромна! Послушав на «Пустых Холмах» и на «Купале» традиционные русские фольклорные коллективы, многие вдруг с удивлением осознают, что русская музыка – это вовсе не Надежда Бабкина, не хороводы девушек в кокошниках. Это нечто качественно иное, красивое и мощное, как волна, живое и древнее. Это ещё предстоит осмыслить…
Итак, Солнцеворот свершился, и над полями всходило солнце, совершая свой извечный круг. Четыре утра, Гера Моралес и «Джа Дивижн» под солнечную музыку регги просили у Джа немного тепла для озябших слушателей – героев, кто дожил до утра этой восхитительной купальской ночи. Мы сидели у костра вместе с музыкантами из фольклорной группы «Окиян-Море». Фестиваль заканчивался, усталые звукооператоры разбирали аппаратуру, но ребята, хоть и уставшие после выступления, до самого света пели старинные народные купальские песни. Подходили люди, закутавшись в спальники, садились в круг, и слушали… «Спасибо вам! Вы такие живые… Настоящие!», - говорили они. И то правда.
«Мне бы родину найти, чтоб с собой не унести - так я чувствовал раньше», рассказывает известный российский путешественник Виталий Сундаков, хозяин уникального «Славянского кремля», в окрестностях которого проходил фестиваль. «Ныне всё изменилось, я объехал весь мир, и наконец-то нашел место, где я чувствую себя дома, где я хотел бы умереть. Оно – здесь, на родной земле…». Наверное, это ключевая мысль. Мы вечные путешественники в этом мире. А благодаря таким фестивалям вдруг обретаем возможность приобщиться к живому, настоящему искусству, к родным корням – это словно возвращение домой.
Свидетельство о публикации №216080500808