Суматошная жизнь продолжение1

                Кроличьи благодетели

   Распространено заблуждение, что профсоюзы существуют для блага рабочих, крестьян и т.п.. На самом же деле рабочие, крестьяне и т.д. и т.п. существуют для блага профсоюзов. Метод профсоюза прост: вырвать кусок пожирнее. У кого его можно вырвать, у какой-нибудь стаи? Конечно, только у стада. Так какой же толк в профсоюзной деятельности? Вырвать кусок у стада и отдать его обратно?

   Все гораздо сложнее. Первоначально в профсоюз сбиваются члены стада, могущие в силу своей профессии взять остальное стадо за глотку. Это и авиадиспетчеры, и железнодорожники, и медики, и многие другие. От стада отпочковываются стаи.

   Но у большинства членов стада нет такой горлохватной возможности. Чтобы она появилась, появляются различные объединения. Но когда такое объединение уже  начинает составлять существенную часть стада, оно не может выделиться в стаю.Стадо не должно ослабнуть.

   В этом не заинтересована ни одна стая. Поэтому в новую стаю выделяется верхушка получившегося объединения, своего рода кроличьи благодетели. Здесь интересно отметить, что, в отличие от других стай, стая кроличьих благодетелей не признает своей обособленности и подчеркивает свою общность со стадом. Как мы видели, это не так.

   Кто первый благодетель стада? Пастух. Он его и оберегает, но он его и погоняет. И все это он делает, чтобы в конце концов коров подоить, овец постричь, а лишних кроликов прирезать. То есть кроличий благодетель - уже не кролик.

   Эти стаи бывают двух типов.
   Первый тип - узкопрофессиональные профсоюзы. Молодые, агрессивные, прожорливые сверх меры.

   Второй тип - верхушка всех профсоюзов. Родословную свою ведет издалека, возраст почтенный, аппетит изрядный, но меньше, чем в первом случае. Это объясняется величиной материальных ценностей, накопленных за длинную историю своего существования.

   Какого место этих стай в структуре общества? Первая подобна бешеному зверю, агрессивность которого вредит интересам не только стада, но и прочих стай, и требует постоянного обуздания.

   Тут можно вспомнить и аэрофлотовца, который говорит тебе, почесывая брюхо: "Я тебя в райцентр не повезу, мне там садиться неохота, я тебя по дороге с парашютом выкину. А только ты заплати мне вроде как до Парижа".

   Тут и шахтер: "Мы сейчас уголь не продаем, а меняем. Тонну угля на тонну долларов".
   Тут и доктор: "У тебя болезнь хитрая, я сейчас не помню, но в книжке у меня написано. Деньги будут - заходи."

   Сейчас никто эти стаи не ограничивает, хотя порой требуются меры решительные, вплоть до вышибания зубов. Вторая стая находит согласие со всеми остальными и получает свою долю материальных благ от стада.

 Представляется, что в дальнейшем общество найдет способы обуздывать агрессивность первой стаи. Тогда, в свою очередь, произойдет ее расслоение и верхушка вольется в стаю вторую.

                Продавцы воздуха

   У нас сказка давно уже стала былью. Если раньше одного продавца воздуха хватало на целый роман, то сейчас у нас этих продавцов миллионы. Кто же это такие? Те самые, кого еще Иван Грозный ласково величал крапивным семенем. Иными словами, Государственные люди.

   Это и приветливая женщина, выдающая вам справку, и суровый мужчина, регистрирующий ваше движимое и недвижимое имущество, и многие другие. И у всех в глазах вы прочтете мысль: "Позолоти ручку."

   Упаси бог, это не взятка. Это официальные поборы по утвержденным расценкам. Правда, когда их утверждали, нас с вами не спрашивали. Ты пришел к Государственному человеку - доставай кошелек. В магазине тебе продают товар. Здесь тебе продают воздух. Хочешь дышать? Плати.

   Это отдельная стая с присущими ей чертами: тесная взаимосвязь и, главное, защита вожака. Кинься к ним с громким воплем - и к тебе снизойдут и объяснят, что деньги эти направлены на сами благородные цели. Правда, до места назначения эти деньги не доходят. Ведь если сделать благородные дела сейчас, под что брать деньги потом?

   Куда же на самом деле идут они? На укрепление Родины нашей, точнее, на укрепление благосостояния государства путем укрепления благосостояния Государственных людей.

   Неужели молча слушают Государственные люди эти поношения? Нет, есть у них выдающиеся личности с хорошо подвешенным языком, которые подымут очи горе и возопят: "Мы нищие, мы же и униженные. Зарплата грошовая, за интеллектуальную собственность не платят, а мы ее пудами создаем."

   Что касается зарплаты - об этом еще не раз будет сказано. А вот над интеллектуальной собственностью стоит задуматься. Слово хорошее, но каждый понимает его по-своему. С точки зрения Государственных людей интеллектуальная собственность (наличие интеллекта, само собой, подразумевается) - это нечто, рожденное в результате размышлений.

   Для размышлений нужно место. А место для размышлений - это даже не столько кабинет, сколько отхожее место. Таким образом, интеллектуальная собственность Государственного человека - это мысль, родившаяся в отхожем месте и отлитая в строгую форму документа. И хватит об этом.

   Отбросим личные обиды и рассмотрим эту стаю взглядом стороннего наблюдателя. Как и любая другая, она способна существовать только за счет нас, кроликов. Но особенности этой стаи в том, что у нее, образно говоря, две глотки. В одну полноводной рекой устремляются бесчисленные налоги, платимые нами.

   В другую не менее обильно поступают все незаконные поборы, стыдливо именуемые хозяйственной деятельностью. Но, повторюсь, все эти нарушения закона освящены инструкциями, расценками, тарифами и так далее.

   А инструкция для Государственного человека - это не закон, ее надо  выполнять. Нарушил закон - тебя для вида поругают. Нарушил инструкцию - выгонят из стаи. Когда же привык к свежей кровушке, на травке и отощать можно с непривычки.

   Почему же инструкция оказывается важнее закона? Потому что нарушение закона ухудшает положение стада. Кролики тощают. Это не страшно, у тощего кролика мясо вкуснее. Нарушение же инструкции ухудшает положение стаи. За соблюдением инструкции строго следят. Но ведь кто-то должен следить и за соблюдением закона? Да, но он из той же стаи.

   Думается, мне удалось в немногих строках разъяснить смысл существования Государственных людей. Они едят, чтобы жить, и живут, чтобы есть. Есть от них польза и стаду: оно не жиреет.

   Под конец этого краткого описания заметим, что когда мы говорим о стае, мы обычно подразумеваем волка или другого хищного зверя. Здесь же уместнее вспомнить клопа.Во-первых, из-за прожорливости. Ну сколько съест волк? А клоп выпивает крови стократно к собственному весу.

   Во-вторых, из-за неуязвимости. Волков отстрелял - спи спокойно. А что с клопами делать? Всех не передавишь, обязательно один-два в какой-нибудь щелочке отсидятся. И расплодятся больше прежнего. Говорят, клопы даже в открытом космосе не помирают, а только в спячку впадают. Так-то вот.

                Пресса

   Журналистика, как известно, профессия древнейшая. Суть ее проста: плати - и расскажем, что твоей душе угодно. Если платишь много - расскажем еще и как твоей душе угодно, да так, чтобы поверили. Как было сказано выше, журналисты существуют в симбиозе с Умными людьми. Это одна стая, единая в двух лицах.

   Стая эта постоянно находится в противоречии со всеми остальными стаями, но, как сказано выше, любой конфликт между ними - явление безболезненное и временное. Сегодня журналисты пожалели медиков и поругали правительство, завтра они пожалеют правительство и поругают медиков. Это называется объективность.

   Сложнее взаимоотношения журналистов с базовым стадом. Конечно, живут они за счет стада. Но это не откровенное хищничество, как в случае политиков, не паразитизм, как в случае Государственных людей, а что-то близкое к комменсальству, когда кормление стаи происходит за счет стада, пользы стаду никакой, но и вреда минимум.

   Раньше мы были тоталитарным обществом и жили за информационной стеной. Сейчас мы становимся свободным обществом и живем в информационном тумане. Вроде дерево стоит, подошел ближе - корова. Думал, леший кричит - нет, филин гукнул. Основное содержание этого тумана - пересказ конфликтов между стаями. В стаде конфликты скучные, только от того, что жрать нечего.

   Истинное мастерство журналиста в том и состоит, чтобы найти весомый междустайный конфликт в мельчайшем событии. Выдернул дантист с похмелья не тот зуб, и не кому-нибудь, а Государственному человеку.

   Так ведь не с похмелья он был, брешут все, от голода руки тряслись. Государственные люди мало денег на медицину дают. Тут же кликнут Умного человека, и он объяснит, что все может выправить только усовершенствование системы медицинского страхования.

   На следующий день помирились журналисты с Государственными людьми, а тут и фактик свежий: привезли в страну медикаментов страшно сказать на какую сумму в валюте, а в аптеке журналисту ничего кроме противочихотного порошка не дали. Государственные люди заботу проявили, а медики иностранные лекарства не берут, не знают, наверное, что с ними делать.

   Правда, аптека в Рязани, а лекарства во Владивостоке застряли, но это мелочи. И очередной Умный человек рассказывает , какая поганая у нас медицина, как душат там все живое и как он сам почти сделал революцию в здравоохранении. Да что-то помешало.

   Казалось бы, что нам от этих конфликтов? Все равно остригут налысо, да и зубы повышибают, чтобы не ели лишнего. Но затягивает, как наркотик.

   Выпотрошили Государственные люди в очередной раз твои карманы - а ты вдохни туман полной грудью. И будет понятно, какая дыра в бюджете, и как здорово помогает новый налог больной экономике.

   Набили тебе морду днем и напротив здания районной полиции - еще вдох. И узнаешь, что никто не сидит сложа руки, комплектуются новые подразделения, и скоро в каждом квартале будет рота ОМОНа.

   Но тут в затуманенное сознание лезет мысль: "Ведь их кормить надо, а кроме нас кормить их некому, а поймать все равно никого не поймают". Ты еще один вдох. И тебе понятно станет, что мы становимся свободным обществом, а там за все платить надо. Даже за то, что тебе набили морду.

   В наркозе и есть главная задача журналистики. Ведь стаи по отношению к стаду действуют согласованно. Стая политиков производит по отношению к стаду определенные действия. Некоторые называют это изнасилованием.

   Я не буду столь категоричен, хотя элемент насилия в этих действиях есть. Действия эти производятся для улучшения благосостояния стаи деловых людей (см. ниже). Стая журналистов обеспечивает анестезию, и это, надо признать, идет стаду на пользу. Одним словом, чумной, но живой.

   Анестезия производится при помощи объективности (см. выше) и свободы слова. Свобода слова - штука достаточно тонкая. Конечно, говорить может и житель стада. Но кто его слышит, кроме жены да товарища по стакану? Здесь же разумеется свобода слова для членов различных стай.

   Таким образом, стая говорит - стадо слушает. Стадо тоже может говорить, но только между собой. Что интересного скажет кролик? Что стричь пора? так это и так видно.

                Борцы с режимом

   Как же трудно было с режимом, вы не представляете. Но его одолели, и все благодаря борцам. Сам я с режимом не боролся, тем интереснее мне, лицу незаинтересованному, описать этих удивительных людей.

   Я не имею в виду диссидентов (слово-то какое!), которых в тюрьму сажали. Было их мало и погоды они не делали. Я говорю об Истинных борцах, кого лишали премии, выгоняли из партии за многоженство и кому (страшно сказать, но были и такие!) секретарь обкома руки не подал.

   Эти люди не составляют отдельной стаи, но присущие им особенности позволяют объединить их в своего рода рыцарский орден. Особенности же следующие:

   Во-первых, Истинный борец всегда принадлежит одной из стай. Стадо, сами понимаете, бороться не может и не должно. Оно должно кормить.
   Во-вторых, о принадлежности кого-либо к ордену Истинных борцов мы узнаем от него самого. Это и правильно. Сторонний человек всегда что-нибудь напутает.

   В-третьих, борьбу с режимом, т.е. борьбу за благополучие общества, Истинный борец диалектически преломлял как борьбу за собственное материальное благополучие. Сейчас он делает то же самое, но получается лучше.

   Интересно, что, судя по количеству Истинных борцов, сам режим большей частью состоял из них, и шла борьба не борцов и режима, а фактически Истинных борцов между собой, поскольку, как мы видели, каждый из них считал интересы общества совпадающими со своими, что во многом объясняет сам факт борьбы.

   Но вот режим опрокинут. Тут бы и отдохнуть истинным борцам. Но новая беда подстерегала их. Освободилось множество кормушек, но все-таки борцов было еще больше. Наступило время большого передела, проще говоря - дележ. Как и при любом историческом свершении, не обошлось без жертв.

   Одного затоптали, не дав припасть к кормушке. Другому повезло, стал он, например, губернатором, и сразу бросился в бурное море реформ, в первую очередь реформ собственности.

   И в результате этого его, губернатора, собственность резко увеличилась (что хорошо), и пришло время браться за собственность общественную. Ан нет. Находится мерзавец, который с воплем: "Сам пожрал - дай другим!" выпихивает старого губернатора из кресла и сам туда лезет.

   Что же, придется смириться, возложить судьбу свою на алтарь демократии и продолжить в безвестности свой тернистый (но не голодный) путь. Но усилия его не пропали даром. Режим сломлен, новое общество вот-вот будет построено.

   Неужели потомки наши лишены будут всякой борьбы и жизнь их будет похожа на жизнь в болоте?
   - Нет! - говорит нам наука.

   Пусть останется лишь в памяти орден Истинных борцов, но и в дальнейшем лучшая наша часть, объединившись в стаи, будет диалектически выражать интересы общества через свои собственные. Будет и борьба, будет и дело зоологам следующих поколений.

                Ротшильды Ивановичи

   Невозможно угодить всем. Обязательно найдется придирчивый читатель, который спросит: что же ты из людей каких-то тараканов делаешь? В свое оправдание могу лишь заметить, что и сам я из той же кучи. А что насчет тараканов - поглядите на любой рынок со стороны. Я уверен, вы меня поймет.

   Кто же эти люди, сбившиеся в плотную массу, как клопы в спячке? Кто-то привез любовно выращенного и столь же любовно зарезанного им поросенка. Кто-то от нужды принес предпоследнюю тряпку (потому что последняя на нем самом). Но в основном это мечтатели, поэты денежного звона.

   Широко известны мечтатели западного образца, которые мало спят и много работают в надежде разбогатеть и не работать совсем. Но такой подход претит многогранной русской душе. Поэтому из американской мечты отбирается лишь самое ценное, подходящее для местных условий.

   Разбогатеть - это хорошо, не работать потом - тоже годится. А вот много работать сначала - дело свинское, не подходящее для цивилизованного человека. Можно украсть, но это подходит далеко не всем.

   Остается купля-продажа, выдержанная в духе "не обманешь - не продашь". Причем товар может быть самый разный: от общепризнанного, например, водки, до такого специфически национального, как перегоревшие электрические лампочки.

   Но отчего же этих мечтателей так много? Здесь мы опять видим пример взаимодействия стай к их общей пользе. Описываемая группа людей - это резерв для пополнения стаи деловых людей.

   Поэтому для них организуется массированная поддержка с помощью всех стай. Политики дают им свое отеческое благословение. Государственные люди проявляют налоговую деликатность. Пресса проводит массированную обработку стада.

   - Как же так? - спрашивает наивный журналист, болеющий за общее благо. И умудренный годами Умный человек объясняет ему, что это хорошо, что чем больше перекупщиков - тем быстрее удушат они себя с помощью конкуренции, что когда сразу семеро продавцов предложат товар покупателю, он возьмет тот, что подешевле.

   Очарованный покупатель бежит на рынок и видит, что, как и положено, теория с практикой расходятся. Первый продавец предлагает товар второму, второй третьему, и лишь седьмой подпустит к товару покупателя.

   Покупатель с философским складом ума меланхолически размышляет о том, что принцип "один с сошкой - семеро с ложкой" не утратил своего значения. А который не такой вдумчивый - вздыхает и протискивается к прилавку с заветными пузырьками

   Кроме этого публикуются интервью с деловыми людьми, добившимися успеха. Из этих интервью видно, что никогда успех не начинается с копания земли или стояния у станка, но очень часто он начинается с торговли. Скажем, сигаретами. О перегоревших лампочках и спитом чае, упакованном как свежий, говорить не принято.

   И вот уже бросает житель стада класть кирпичи и становится плечом к плечу с такими же мечтателями. Вскоре появляется у него вкрадчивость в движениях и хищный блеск в глазах. Но в минуты отдыха, когда греется он у горящих обломков упаковочного ящика, взор его затуманивается, мысль уносится в горние выси.

   Видит он зеленые пальмы, синее море, белый пароход. А на пароходе загорелого себя, страстно увлеченного спортом. Одной рукой он гладит спортивный инструмент вроде клюшки для гольфа, другой рукой гладит спортивную фигуру своей спутницы.

   Пароход входит в порт, на берегу кишат тамошние Ротшильды Ивановичи с разным товаром. Он же плюет одному из них на макушку и небрежно роняет: "Нет чтобы честно работать - так он сигаретами торгует". Господи, скорее бы. Так надоели эти рожи, до того хамские, будто в зеркало смотришься.

   И опять можно упрекнуть автора в мерзости нарисованной картины, в отсутствии вкуса, в безнравственности. Но блюсти общественную нравственность не моя задача. Для нас же существенна цель существования описанной группы: оплодотворенная нашими рублями, она дает новую поросль деловых людей. Оставшийся субстрат потребляется стадом.

                Коррупция

   Коррупция присуща государству, как мужчине половой орган. То есть без нее никуда. Выше я уже касался этого явления, но стоит сказать о нем отдельно.

   Обычно, говоря о коррупции, подразумевают Государственных людей. Но это касается не только их. Правильно будет рассматривать коррупцию как способ неофициального кормления. Всякая стая кормится официально и неофициально.

   Государственные люди получают зарплату в кассе и кладут в карман наши подношения. Журналист получает зарплату в кассе и берет мзду у деловых людей за удачно поданную статью. Политик получает зарплату в кассе и не брезгует подношениями деловых людей.

   - А деловые люди? - крикнут мне. - Ведь это тоже стая! А кормится она с прибыли, прибыль - это законно. Где же неофициальность-то?
   А неофициальность в том, что под красивой этикеткой вместо коньяка оказывается самогон, а вместо индийского чая рязанские, скажем, опилки. И везде официальное и неофициальное - две стороны одной медали.

   - Ну не все же так мрачно, - скажет Умный человек, - мы идем к правовому государству. Там все будет по закону.
   Охотно верю. Политики у нас без дела не сидят, они законы пишут. И что вчера было неофициальным, сегодня оказывается единственно верным и правильным.

   - Да нет же, - скажет Умный человек, - я вам подробнее сейчас объясню. Все будет контролироваться Государственными людьми вообще и силами правопорядка в частности.
   Как мы уже видели, и те и другие хотят кушать, и аппетит у них с нашим не сравнить.

   - А Государственные люди грешат иной раз потому, что им денег не хватает до прожиточного минимума. Мы им зарплату добавим - и все.
   Об этом я уже говорил, но хочу добавить, что приведенное выше рассуждение основано на убеждении в том, что Государственные люди берут так, чтобы у них получался прожиточный минимум (с их точки зрения). В то время как на самом деле они берут так, чтобы минимум оставался у нас (опять же с их точки зрения).

   Чем больше их балуют, тем больше разгорается у них аппетит. И вот уже складывается твердое убеждение в том, что если не смог отправить дите по случаю перехода в третий класс на отдых в Австралию - так ты уже за чертой бедности.

   Из всего вышеизложенного следует, что коррупцию уничтожить невозможно. Можно лишь уменьшить ее.

   - Построением правового государства! - крикнет Умный человек.
   Да, это было бы здорово. Стадо пасется, а стаи позабыли вкус свежатины и кормятся молоком. Покажите мне эти стаи и это стадо. Я тоже хочу там жить. Может, это где-нибудь на Марсе? У нас же сосуществование стай и стада очень мучительно.

   Член стаи резонно думает, что раз не получилось построить коммунизм в отдельно взятой стране, то надо строить его для отдельно взятого человека. Для этого ему нужна помощь стада. Члены же стада (тоже резонно) эту помощь оказывать не хотят. В конце концов устанавливается равновесие интересов.

   Равновесие это и снижение уровня коррупции достигается лишь резким уменьшением количества Государственных людей, политиков и пр. Но стаи этим, естественно, заниматься не будут. У стада для этого нет возможностей. Как этого добиться?

   Где ты, Умный человек? Объясни нам. Но как раз сейчас стрижет кого-то из нас. Насыщается.

                Продолжение следует


Рецензии
Чуть-чуть приподняли занавес, за которым скрывается истина. Молодец! Тонко подмечено, честно сказано, доступно показано. Так и живём...

Анна Леун   23.10.2016 06:55     Заявить о нарушении