Кража у художника

Как-то ранней весной 1981 г. как дежурный следователь   сижу в кабинете. Звонит дежурный райотдела:
- Михаил Иванович, кража в квартире художника Филистеева. Начальник РОВД просил бросить все силы на раскрытие. Опер Чмутин М.А. у меня. Езжайте с ним на место, а эксперт Хвостов Б.И. туда подъедет. Машина за ним уже ушла.
- Адрес какой?
- На Карла Маркса, в доме, где магазин «Алмаз». Мастерская его там же, наверху.  Жена Филистеева будет ждать во дворе.
Приехали. Во дворе молодая высокая блондинка. Что-то прибалтийское во внешности.
- Это я вызывала милицию. Пойдемте в квартиру, посмотрите.
- Давайте подождем, сейчас эксперт подъедет.
Пока ждали, узнал, что она вторая жена художника, значительно моложе его. У него сын примерно ее возраста. отношения с ним натянутые, хотя он у них бывает. Вот и сегодня был в ее отсутствии. Оставил записку, что нечаянно вазу разбил. Художник болен, лежит в больнице. Потом эта дама стала меня расспрашивать о каком-то из диссидентов, имя которого в то время было на слуху. Хотя мне всегда было наплевать на эту диссидентскую братию, светский разговор поддержал, где надо многозначительно хмыкал и поддакивал.
Тут подъехал эксперт Хвостов. Узнав, у кого кража, безапелляционно заявил:
- Да он сам, наверное, по пьянке что-то сотворил, а вы людей от работы отрываете… Я тут раньше участковым был и знаю, как он постоянно гонорары в «Дальнем Востоке» обмывал. Официанты его все знали. Если даже денег не было, всегда в долг давали.
- Борис Иванович, перестань. Что ты несешь? Тем более что хозяин болен. В больнице лежит…
- Наверное, из запоя его выводят…
Тут и жена, хотя, вижу, неудобно ей, вмешалась:
- Зря вы на него наговариваете. Конечно, все не без греха, но он так работает и иногда срывается…
Поднялись наверх. Дверь не взломана. Видимо, подбором ключа  открыли.
Комната, где была совершена кража, довольно большая, но почти пустая. Стоит журнальный столик и два кресла, вдоль одной стены во всю длину - мебельная стенка. На ней различная керамика: вазы, статуэтки и прочее.
- У мужа привычка такая. Он как гонорар получит, после обмывания приходит домой и деньги бросает за эту стенку. Они там рассыпаются по всему полу. Потом он их по мере надобности достает. Шваброй или тростью. На сегодняшний день там должно было валяться около одной тысячи рублей. Я иногда заглядывал, видела их. Да те купюры, что поближе, и так видны были. Вечером прихожу. В прихожей на листе ватмана черепки разбитой вазы, а на тумбочке записка: «Был, нечаянно разбил вазу». Я заглянула под стенку, а там денег вообще нет. Я и вызвала милицию. Разбитая ваза стояла вот тут.
- Мужики, давайте отодвинем ту секцию, на которой ваза стояла. Я хочу там посмотреть. По полу лазить не хочется.
Когда отодвинули секцию, то возле стены стала видна небольшая кучка мельчайшей керамической пыли. Так, пожалуй, все ясно…
Попросил женщину выйти в другую комнату, так как надо было посоветоваться.
- Эта кучка пыли говорит о том, что ваза разбилась у стены. Значит, секция была отодвинута, и ваза туда упала. Иначе она туда упасть не могла. Сын, который только и мог это сделать, крупные осколки собрал, а на пыль не обратил внимание. Значит, стенку отодвигал он. Другой причины, кроме как достать деньги, у него не было, чтобы стенку двигать. Надо его колоть. Но я хочу предварительно с отцом переговорить, как он оценит действия сына – как кражу или как-то по-другому.
Обращаюсь к жене художника:
- Где сын живет?
- Адрес я не знаю, но показать могу. Приходилось там бывать.
- Тогда поехали. Попутно заедем к вашему мужу. Мне переговорить с ним надо.
С Филистеевым я раньше не встречался. Увидел первый раз. Невысокий пожилой человек. Меня поразили его руки. Каждая ладонь с две моих. И чувствовалась сила.
- Иван Сергеевич, ваша жена заявила о краже денег из вашей квартиры. Я сделал осмотр и  уверен, что деньги взял ваш сын. Как вы оцениваете его действия – как кражу со всеми вытекающими обстоятельствами или дадите другую оценку?
- При таких обстоятельствах это в любом случае не кража. Сын имеет право на мои деньги. Если он их взял, значит, они ему были нужны. Из этого и исходите.
Прикинул. Сына надо колоть в любом случае и основательно, чтобы деньги выдал. Иначе заявление есть, дело возбудим и будет висак.
Приехали к дому сына. Жена Филистеева его квартиру показала. Сама осталась в машине.
Мы с Чмутиным вошли,  представились. Познакомились.
- У вашего отца сегодня была совершена кража. Украли деньги из-под мебельной стенки. Вам что-либо известно по этому делу?
- Я был у них дома сегодня. Там еще вазу нечаянно разбил. Секцию задел, и ваза на пол упала, разбилась.
- Куда упала? За секцию?
- Нет, на пол перед нею. Назад она упасть не могла, так как секция плотно прижата к стене.
Разговаривали на кухне. В это время вошла его жена. И стала расспрашивать, в чем дело. Узнав обстоятельства, поднялась: «Как она нас может в чем-то обвинять? Мало того, что отца охмурила, и мы, бедствуя, не имеем  никакой помощи, она еще и опорочить нас хочет! В краже обвиняет»
Да, отношения не простые. Едва успокоил жену, снова с сыном:
- Я не собираюсь долго этот вопрос обсуждать. У меня есть заявление о краже и веские основания считать, что деньги забрали вы. Мне бы этого не хотелось, но я могу вас задержать по подозрению в совершении кражи.
- Да что вы? У вас ничего быть не может.
- Вы правильно заметили, что секция была плотно прижата к стене. Но ваза упала именно за секцию. Следы падения сохранились и зафиксированы. То есть вы отодвигали секцию от стены. Все понятно?
- Да… Хорошо, Михаил Иванович, я согласен. Я действительно взял эти деньги. Положение безвыходное. С женой, с ребенком снимаем эту квартиру. Заработать что-либо существенное невозможно. У отца большая квартира. Материальное положение хорошее. Во всяком случае его картины покупают. Но все в руках держит эта дама. Чтобы какую-то помощь получить, надо унижаться…
- Мне это все понятно. Но деньги мне вы должен выдать. Я же в свою очередь с вашей мачехой решу, что делать с ее заявлением. Где деньги?
- У отца в мастерской спрятаны. Поехали. Я выдам.
Приехав опять в тот дом, с сыном поднялись в мастерскую художника. Она в том же подъезде, под крышей. В таких мастерских я раньше не бывал. Большой зал, примерно 8 на 10 метров. Высотой не менее 5 метров. Слева от входа большая антресоль с лестницей. На ней стол, кресла, стеллажи.
Внизу несколько рам с начатыми картинами разной степени готовности. На полу живописно расставлены различная керамика, обломки скульптур, камни и так далее.
В общем, творческий беспорядок.
С  антресолей сын достал 300 рублей.
- Мне кажется, что там было больше…
- Врет она. Сколько было, я все забрал и отдаю.
- Ладно, разбирайтесь сами.
Спустились в квартиру.
- Получается, что деньги никто не воровал. Они все на месте. Сын вам все пояснит. Проблема решена? Заявление ликвидируем?
- Да, да. У меня нет претензий. Дело семейное.
- Ну что ж. тогда прощайте. Хорошо, когда вопросы так решаются.
Впоследствии, уже после смерти Филистеева, художник Нежинский А.А. подарил мне одну его картину – Приморский морской пейзаж. Одна из моих любимых картин.


Рецензии
Здравствуйте, Михаил!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсе - http://www.proza.ru/2016/07/18/1566
для новых авторов.
Тема свободная. Объём: НЕ БОЛЕЕ 10000 знаков с пробелами(4-5 страниц).

С уважением и пожеланием успехов.

Евгения Козачок   06.08.2016 12:19     Заявить о нарушении