Жил-был пудель

                Жил — был пудель

                (воспоминания о безвозвратно ушедшем времени)


                Аспирантура

       Москва, 1985-й год. 2-й МОЛГМИ им. Н.И.Пирогова, кафедра «Клинической и экспериментальной хирургии». Начался второй курс целевой очной аспирантуры. Первый беззаботный этап позади, все кандидатские экзамены по теоретическим предметам сданы успешно. Начинается серьезная работа над диссертацией. Нужно подготовить несколько статей для публикации в научных изданиях по утвержденной теме. Работая в клинике, параллельно веду занятия со студентами 4 и 5 курсов. Экспериментальную часть мы проводим в основном корпусе института на базе ЦНИЛа (Центральная научно-исследовательская лаборатория). В Москве живу холостяцкой жизнью. «Обосновался» в районе метро Калужская на Херсонской улице. Арендую двухкомнатную квартиру неподалеку от института и клиники. Вокруг столько соблазнов! Если прибавить адреналин, бушующий в молодом организме, то положение становится невыносимым! А мне предстоит подолгу сидеть, писать и печатать научную работу на старой пишущей машинке. Во времена моей учебы не было компьютеров, айпедов и других гаджетов, поэтому аспиранты штудировали в библиотеках тематическую литературу для своих диссертаций и дипломов, скопировать что-то с чужого труда даже не приходило в голову. Тогда это было невозможно!
       Мне необходим стимул для усидчивости. Женщины в этом деле не самый лучший вариант — они не помогают, а только мешают. Им надо уделять внимание, постоянно развлекать. Для того, чтобы привязаться к дому и сосредоточиться на подготовке диссертации, поиск нужно вести в другом направлении! Вопрос решился невзначай.
       Однажды перед занятиями мы со студентами пошли в вольер ЦНИЛа, где во множестве железных клеток содержались отловленные в городе, бездомные собаки разных пород. Научные работники и преподаватели использовали этих животных в качестве практического материала для уроков, опытов и экспериментов. К сожалению, таковы издержки нашей профессии. В помещении стоял невыносимый шум, лай возбужденных и озлобленных собак. Все они — грязные, неухоженные. В дальнем углу клетки, отвернувшись от всех, сидел и дрожал королевский пудель черного с проседью окраса. В его глазах читались растерянность и непонимание всего происходящего. Он вел себя тихо, невинно хлопая грустными глазами, и не подозревая, какая участь его ждет. Сотрудник вольера дотянулся до ошейника собаки и вытащил ее из клетки. Глупыш даже не почувствовал опасности. Наблюдая за ним, у меня защемило в груди. Я подошел и, нагнувшись к пуделю, окликнул: «Кузька!». Он повернул мордашку, и я увидел большие черные глаза, доверчиво и с надеждой смотрящие на меня. Не думаю, что его так звали, но он обрадовался, что с ним кто-то хочет поговорить, вильнул хвостом в знак благодарности и попытался облизать мое лицо. Мне стало жаль беспомощное существо, нуждающееся в защите, и я попросил работников вольера подыскать для наших занятий другой «объект», а собаку взял с собой в кабинет. Там отрезал ей кусок колбасы и налил в посудину молока. До конца рабочего дня пудель лежал у моих ног, не отходя ни на минуту и не прикасаясь к еде. Уходя с работы, я сказал: «Кузьма (кличка воспринималась уже, как родная), жди меня до утра. Завтра принесу сумку и увезу тебя домой. Будешь жить у меня!». Сразу оговорюсь, что не являюсь заядлым «собачником» и дома животных никогда не держал, хотя относился к ним всегда с симпатией и нежностью, вспоминая разные приключения из детства и юности. Но в моей жизни произошел такой поворот! Вечером я обдумывал «операцию» по спасению пуделя, так как вывозить животных из лаборатории было категорически запрещено и чревато неприятностями.
        Утром, взяв большую спортивную сумку, отправился в лабораторию. Охранники, шутя встретили меня у проходной, поинтересовавшись, не на рыбалку ли я собрался. Уклончиво ответив, что иду в спортзал, но кроссовки вчера забыл на работе, прошел в свой кабинет. Кузьма ждал меня, так ничего и не поев. Я открыл сумку, велел ему туда залезать и сидеть молча. Пудель, пристально взглянув на меня, некоторое время стоял в нерешительности, оценивая ситуацию. Я не торопил его, давая возможность самостоятельно сделать выбор: идти со мной или вернуться в клетку. Через мгновение Кузьма быстро завилял хвостом, прыгнул в сумку и лег на дно, я застегнул молнию и пошел к выходу. На проходной, чтобы отвлечь внимание, перемолвился парой фраз с дежурными, вышел на улицу и облегченно вздохнул. «Операция» по спасению прошла успешно, Кузьма на свободе! Я чувствовал себя героем, обхитрившим коварного врага. На улице в сумке началось активное шевеление. Расстегнув ее, дал возможность пуделю подышать свежим воздухом и осмотреться вокруг. Поймал такси, и мы отправились домой.
        Обдумывая по дороге наше дальнейшее совместное проживание, у меня возникало много вопросов, связанных с содержанием собаки. Чем ее кормить, когда гулять, как воспитывать уже взрослое животное? В душу закрадывалась растерянность — справлюсь ли я с новыми обязанностями? Ведь мой образ жизни тоже будет меняться. Но, отбросив сомнения, я решил набираться опыта, справляться с проблемами по ходу их возникновения и привыкать к новым бытовым условиям.


                Мы дома

        В скромной двухкомнатной квартире, где я жил, маленькая комната использовалась как спальня. Здесь стояли кровать и гардероб. Гостиная представляла собой большую комнату, в которой я работал и принимал гостей. При входе в нее справа у стены находились двуспальная кровать и книжный шкаф, на противоположной стороне — диван и телевизор. С середины комнаты я убрал обеденный стол, увеличив свободную площадь, а у дивана поставил журнальный столик и на него — пишущую машинку. Кухня была небольшая, с выходом на балкон, раздельный санузел и маленькая прихожая.
        Меня устраивало, что дом располагался рядом с рестораном, в котором функционировала кулинария. Там готовили вкусные и качественные блюда, что для меня было немаловажно. А еще пекли знаменитый торт «Птичье молоко», за коим выстраивались огромные очереди. Люди приезжали из других городов, ночами дежурили у ресторана, чтобы купить заветное лакомство. Моя квартира в определенный период времени превращалась в перевалочный пункт для родственников, друзей и их знакомых, приезжающих целенаправленно с моей исторической родины для приобретения этого шедевра кондитерского искусства. Такое паломничество мне очень мешало, но, как гостеприимному хозяину, приходилось терпеть частые визиты непрошеных гостей. В кулинарном отделе я быстро стал постоянным и желанным клиентом, так как руководство ресторана часто обращалось ко мне за помощью, поэтому у нас возник взаимный интерес. Кроме расположенного рядом заведения общественного питания, во дворе дома находилась детская площадка, а позади — среднего размера стадион. На нем любители спорта круглый год тренировались, проводили соревнования районного масштаба по футболу и хоккею, а владельцы собак выгуливали своих питомцев.
       Кузьма удивил меня сразу, как только мы вошли в квартиру. Неторопливо вылез из сумки, огляделся. Меня заинтересовало, что он будет делать дальше, и я решил не мешать его знакомству с новым жилищем. Зайдя в ванную комнату и помыв руки, я увидел, что Кузьма сидит рядом, смотрит на меня и чего-то ждет, тихо поскуливая. При выходе увидел, как пудель, встав на задние лапы у края ванны, передние тянет к водопроводному крану. И меня вдруг осенило, что он просит помыть его лапы. Я наполнил ванну теплой водой, добавил шампунь и решил очистить Кузьму полностью от грязи и негатива, прилипших к нему за время бездомных скитаний. Потом вытер хорошенько полотенцем и высушил шерсть феном. Пудель мгновенно ожил, облизав мои щеки и нос, побежал осматривать свой дом. Заглянул в комнаты, обнюхал все, что попадалось на пути, включая книги и рукопись будущей диссертации. Пробежал на балкон, край которого со временем мне пришлось огородить листами фанеры из-за опасения, что Кузьма может пролезть через редкие железные прутья и упасть с высоты девятого этажа.
       Спальное место я выделил ему в большой комнате на кресле, рядом с диваном, и постелил коврик. На повестке дня оставался нерешенным вопрос питания. В 80-е годы специализированных магазинов для животных не было, поэтому хозяева домашних питомцев покупали для них провизию, как и себе, в универсамах. Я пошел в ближайший продуктовый магазин и отоварился сосисками, колбасой, курицей, сыром, молоком. Зайдя в кулинарию, приобрел кое — какие мясные полуфабрикаты и кондитерские изделия. Вернувшись через пару часов, начал готовить нам ужин. Не представляя собачьего рациона, я решил, что Кузьма будет питаться вместе со мной. Пожарил курицу, отварил картошку, сделал несколько бутербродов с колбасой и сыром, достал из холодильника домашние соления. Аромат приготовленной еды распространялся по всей квартире и будоражил наш аппетит. Так как посуды для животных у меня не было, я выделил Кузьме одну из своих тарелок и положил в нее половину жареной курицы с картофелем, а в глубокую миску налил воды для питья. Пудель одобрительно завилял хвостом, облизнулся и приступил к вечерней трапезе. Бедняга так проголодался, что от курицы не осталось ни малейшей косточки, гарнир тоже был уничтожен, а тарелка тщательно вылизана. В качестве добавки я дал ему бутерброд с колбасой и кусочком сыра, который был поглощен в течение минуты, и перед моим взором опять предстала чистая посудина без единой крошки. Хорошенько подкрепившись, Кузьма пошел в комнату, лег на свое место и закрыл глаза от удовольствия. Через некоторое время до меня донеслись звуки причмокивания во сне и храпа.
       Я быстро адаптировался к переменам в моей жизни, да и пудель вел себя так, будто с рождения находился рядом. Его смекалка, внимание и чистоплотность удивляли с каждым днем все больше и больше. Иногда становилось непонятно: кто же в доме хозяин?
       Однажды, войдя в квартиру, я не успел снять обувь, так как в комнате разрывался телефон. Присев на край дивана, я отвечал на звонок и разувался. В это время подбежал Кузьма, посмотрев на меня с упреком, слегка зарычал и по одному перетаскал грязные ботинки в прихожую на коврик, а взамен принес мои домашние тапочки. Я обнял его, похвалил и сказал, что он хорошо ухаживает за старшими. После этого случая пудель всегда встречал меня с домашними тапками наготове, а я, приходя с улицы, сразу чистил свою грязную обувь, которую потом оставлял в прихожей. Когда же мы гуляли вместе, то по возвращении еще приходилось мыть и лапы Кузьмы.
       Постепенно у нас сложился определенный распорядок дня, что добавляло комфорта и удобства нашим взаимоотношениям. Рано утром пудель осторожно будил меня, облизывая щеки, нос, руки. Тихо скулил, приглашая на улицу, и будто говоря: «Знаю, дружище, тебе хочется спать, но мне очень надо!». Я переодевался, и мы отправлялись на стадион. Пока Кузьма справлял нужду и общался с соседскими собаками, я совершал утреннюю пробежку. Потом мы шли домой, делали водные процедуры, завтракали, я уходил на работу или по делам, а пудель бесконтрольно хозяйничал дома в ожидании моего прихода.
       Как-то я задержался допоздна, и когда открыл дверь квартиры, то вместо радостной встречи, Кузьма промчался пулей к лифту. Не дождавшись его, побежал вниз по лестнице, а я за ним, чтобы открыть дверь подъезда. Закончив свое дело около дома, сразу повернул назад и, забившись под кровать, не общался со мной, как бы я не пытался загладить свою вину. Значит, серьезно обиделся!
       Утром мы помирились, но больше такой оплошности я не допускал. В очередной раз стало ясно, что меня дома ждет живое существо, которое нуждается в общении, заботе и внимании. Кузьма привязал меня к дому. Не собака, а настоящий клад! За все время проживания со мной Кузьма ни разу не издал громкого голоса, не испортил мебель, не порвал и не испачкал ни одного документа, не справлял нужды в квартире. Это было для него табу. Всегда терпел до моего возвращения, как бы не было поздно.
       У меня шла плодотворная научная работа над диссертацией. Одна за другой публиковались статьи, открывая путь к защите. Я стал домашним человеком, чего раньше за собой не замечал. Редко ходил в гости, долго не задерживался, и к себе не часто кого приглашал. Появилась масса свободного времени для работы, которого раньше не хватало. Соблазнов тоже стало меньше, не хотел нервировать ревнивого друга. Ночью я иногда просыпался от того, что Кузьма подходил ко мне и слушал мое дыхание, обнюхивал лицо. Будто проверял, что со мной все в порядке. Бывало, ночью проснусь и вижу огромные, блестящие в темноте глаза Кузьмы, прицеленные на меня. Поглажу его голову, поцелую, и он довольно отползает к себе, виляя хвостом и тихо скуля, спать дальше. Было приятно осознавать, что кто-то тревожится и заботится обо мне, так как я жил один в огромном городе, вдалеке от родных и близких.


                Целитель

       Поддержку Кузьмы я чувствовал и вовремя работы на дому. Часто вечерами приходилось подолгу сидеть за пишущей машинкой.
       Представьте себе картину: по комнате разбросаны журналы и книги зарубежной и отечественной медицинской литературы, повсюду валяются отпечатанные листы бумаги. На первый взгляд царит полный хаос, на самом же деле идет плодотворный рабочий процесс формирования будущей диссертации. Кузьма тихо сидит в кресле и наблюдает за каждым моим движением и переменами в настроении. Если что-то не получается — я нервничаю, а он смотрит на меня сочувствующим взглядом и беспокоится, пытаясь чем-то помочь.
       От неподвижности начинает болеть спина. Я хочу выпрямиться, начинаю массировать болевую область, но ничего не помогает. Увидев это, Кузьма спрыгивает с кресла и аккуратно пробирается ко мне среди разбросанных бумаг. Запрыгивает на диван, прижимается к пояснице, протискиваясь между мной и спинкой дивана. Постепенно по моему телу распространяется приятное тепло, и происходит чудо — в считанные минуты боль отступает! Я обнимаю его, целую, а он, довольный, облизывает мое лицо. Далее бежит к двери, приглашая на прогулку, мне же ничего не остается, как только с ним согласиться.


                Прогулки по двору

        Аппетит у Кузьмы был отменным. Трапезничал он вкусно и разнообразно — шашлыками из баранины или говядины, домашними котлетами, макаронами по-флотски. Очень любил тушенку, финский сервелат, не брезговал десертами, включая мороженое. В результате чего быстро набирал вес, и со временем его живот превратился в объемное пузо шаровидной формы, свисающее до земли. Соответственно у него изменилась походка: теперь он ходил вальяжно, широко раскидывая лапы и переваливаясь из стороны в сторону. Пудель напоминал мне волка из старого, доброго мультфильма «Падал прошлогодний снег», который нагулявшись у своего друга — деревенского пса, прощается с ним со словами: «Ты заходи, если что...». Затем уходит в лес, снося на своем пути забор, так как нет сил его перепрыгнуть. Благодаря моему либерализму и безотказности, Кузьма окончательно потерял вид породистого королевского пуделя и стал похож на хрюшку, что вызывало улыбки окружающих во время наших прогулок.
        В соседской квартире жил маленький белый пудель с изящной фигуркой и красным бантиком на голове по имени Джулия. Шумная, прыгучая, любопытная собачка — полная противоположность Кузьме, всегда бежала ему навстречу и завлекала в свои игры. Хозяйка Джулии — Элеонора Андреевна, была привлекательной статной дамой бальзаковского возраста, работавшая в каком-то министерстве. Женщина любила поболтать со мной, в том числе проконсультироваться по медицинским вопросам, рассказать о своих болячках, часто совершенно не относящихся к моему профилю. Порой соседка была так назойлива, что хотелось избежать встреч с ней, и я выбирал новые маршруты для прогулок.
        Однажды, при очередной нашей встрече, Элеонора Андреевна была настроена воинственно и с первых минут начала критиковать меня по поводу неправильного кормления Кузьмы, что плохо отражается на его внешнем виде и здоровье. Лекция немного затянулась, я слушал невнимательно и наблюдал за нашими собаками: Джулия заигрывала с Кузьмой, убегая от него, и призывая ее догнать. Соседка начала подтрунивать над Кузькой, говоря, что от обжорства он еле передвигается, совсем обленился и такие активные игры ему не под силу. Мой пудель, словно понимая обрушившуюся на него критику, встряхнулся и помчался за соседской собачкой. Но, пробежав несколько метров, остановился, задумчиво посмотрел в сторону убегавшей Джулии, и непринужденной походкой вернулся ко мне. Увидев иронию в глазах Элеоноры Андреевны, и понимая, что моему пуделю на самом деле тяжело передвигаться из-за ожирения, я встал на его защиту и сказал, что Кузьма не так безобразен — в противном случае Джулия не обратила бы на него внимания, а для меня — «преданный, надежный друг», моральная поддержка которого мне необходима. Он, прежде всего, думает о своем хозяине, поэтому предельно осмотрителен, а собачка соседки очень легкомысленна, неразборчива, выбегая на улицу обо всем забывает, что может закончиться очень плачевно. На такой «высокой ноте» мы расстались и долгое время не виделись.
        Как-то вечером раздался звонок в дверь и на пороге я увидел соседку. Элеонора Андреевна, как ни в чем не бывало, начала рассказывать последние новости, и, между прочим, сказала, что должна пойти на премьерный спектакль в Большой театр, хотела бы оставить у меня свою собаку, если я не возражаю. Настроение в тот день у меня было веселое, и я, шутя, ответил:
        — В прошлый раз Вы сказали, что собираетесь везти Джулию на случку к элитному кобелю с хорошей родословной для разведения потомства. Боюсь, что Ваши планы могут сорваться.
        Соседка посмотрела на меня удивленным, непонимающим взглядом, а я продолжал:
        — Так как Ваша собака проявляет неоднозначный интерес к Кузьме, а он, как «истинный джентльмен», оставшись наедине с «дамой», не сможет ей отказать, то не знаю, чем все может закончиться!
        Элеонора Андреевна смотрела на меня пристальным взглядом, пытаясь понять: говорю я серьезно или шучу.
        — Со своей стороны не могу давать никаких гарантий, так как не собираюсь влезать в «амурные дела» моего друга. Если Вас устраивает такой вариант, то можете оставлять Джулию, — сказал я в заключении.
        Соседка, покраснев от гнева, фыркнула и ушла восвояси. После этого случая мы совсем перестали общаться и наши дороги на прогулках окончательно разошлись.


                Хитрость

        К любому человеку, появлявшемуся в нашем доме, Кузька относился осторожно и ревниво, так как видел в нем соперника, отбирающего у него внимание хозяина. И радостно крутил хвостом, когда непрошеный гость уходил. Кузьма иногда пытался обхитрить меня.
        В один из холодных зимних вечеров ко мне заглянул приятель. Кстати, тоже врач. За приятной беседой с чаепитием мы засиделись допоздна, и настало время провожать друга. На улице был сильный мороз, метель, не хотелось даже нос высовывать за дверь, а не то что выходить. Но надо! Я решил проводить друга до автобусной остановки, которая находилась в километре от моего дома, заодно дать возможность пуделю сделать вечерний моцион. Кузька, выбежав в стужу, быстренько сходил в туалет и наотрез отказался идти дальше. Пришлось сделать ему внушение и он, нехотя, поплелся за нами, поднимая по очереди к животу замерзшие лапы. К счастью, автобус подъехал быстро. Распрощавшись с другом, я повернулся, чтобы идти к дому, и увидел такую картину. Кузьма неподвижно стоял с поднятой вверх передней лапой. Предложив ему ускорить шаг, увидел, что он с трудом прыгает за мной на оставшихся трех. Я забеспокоился, стал себя ругать за то, что в такую ненастную погоду вытащил Кузьку на улицу. Думал, может он наткнулся на какой-то острый предмет и поранился. Взяв его на руки, я побежал восвояси. Дома, помыв его лапы и внимательно осмотрев лупой, не нашел никаких травм, но увидел как пудель носится по комнатам, играючи виляя хвостом. Вдруг меня осенило, что он просто перехитрил меня и наказал, заставив на руках нести домой.


                Исчезновение «пришельцев»

         Нежданные гости хуже аборигенов из африканского племени «мумба-юмба». Уже приземлившись в Москве, звонят из аэропорта, что скоро приедут. Потом каждый день прощаются, но не уезжают неделями. Другие уезжают, как англичане, не попрощавшись, оставляя после себя внушительные, неоплаченные счета за междугородные телефонные разговоры. Такие визиты надолго выводят из привычного ритма, после чего бывает трудно сосредоточиться и вернуться в рабочую колею. Но друзья и родственники приезжают на отдых и шоппинг, поэтому не задумываются о последствиях своих посещений, а отказать им в приеме означает навсегда стать врагом. В такой напряженный период я находил временный приют у знакомых, так как находиться под одной крышей с семейными людьми, иногда с маленькими детьми, представляло большие неудобства. С появлением Кузьмы ситуация кардинально изменилась: он быстро дал отпор незваным гостям.
        В один из летних дней ко мне приехал без предупреждения очередной приятель с женой на неопределенное время. Увидев дома собаку, был очень удивлен: в Азербайджане не принято держать в квартире животных, если только в деревне, да и то собака будет жить в своей конуре. Но вариантов у них не было, пришлось мириться со сложившимися обстоятельствами, и жить под одной крышей с Кузьмой. Я же переселился к знакомым, а своему другу рассказал где лежит Кузькина еда, когда с ним гулять, в какой комнате он спит. В общем, полностью распорядок дня. Успокоил товарища, что собака умная и спокойная, не доставит проблем, а я буду временами заходить в их отсутствие, и контролировать обстановку. Оставил номер телефона для связи, Кузьме сделал внушение, чтобы с гостями вел себя прилично.
        Буквально на следующий день в телефонной трубке раздался тревожный голос друга, который просил меня срочно приехать и забрать ключи, так как они переезжают в другую квартиру. Кузьма очень обрадовался моему визиту: хлопал «невинными» глазами, вилял хвостом, прыгая на задних лапах и пытаясь меня поцеловать. А гости начали рассказывать «страшный триллер» с его участием. Накануне вечером, после их возвращения, Кузьма сильно рычал, был всем недоволен, в итоге спрятался в маленькой комнате под кроватью и не реагировал ни на какие призывы и просьбы. Даже на вечернюю прогулку вышел неохотно и быстро вернулся домой.
        Ночью мой приятель проснулся от ощущения чужого дыхания на своем лице. Открыв глаза в кромешной темноте, увидел, что на него уставились два светящихся «прожектора», да еще раздавался злобный рык. Спросонья, не разобравшись где находится, подумал, что это нечистая сила, и ему пришел конец. От испуга закричал, разбудив безмятежно спящую жену, которая тоже не могла понять, что происходит. Кузьма, тем временем, вернулся в свою комнату и уснул крепким сном, а гости больше не сомкнули глаз до рассвета. Утром раскрылись еще некоторые шалости пуделя. Во-первых, он порвал и запихнул под ванну грязные носки моего приятеля. Досталось и его жене: Кузька «разобрался» с ее колготами, выбросив их с нашего балкона на девятом этаже, которые повисли на верхушке росшего под окнами дома дерева. Друзья долго искали свои вещи, а когда обнаружили пропажу, в панике решили сменить место проживания, не зная, что может завтра прийти в кудрявую голову моему «разбойнику». Я сделал вид, что огорчен, «отругал» Кузьму за плохое гостеприимство. Он виновато опустил хитрые глазенки, но мы оба остались довольны случившимся. Я не знал, как освободиться от непрошеных гостей, а Кузька решил этот вопрос молниеносно, как военно-полевой хирург, сразу «вырезав болячку», не дожидаясь воспаления и нагноения.
        Азербайджанское «сарафанное» радио сработало мгновенно! В Баку все знакомые и приятели уже знали, что у меня дома живет страшный, черный «монстр», который чертовски умен, хитер и коварен. В один миг прекратились телефонные звонки из солнечного края, чему я был несказанно рад. Для Кузьмы по этому поводу устроил праздник живота и наблюдал, как он сладко грызет кости жареной курицы, закрывая от удовольствия глаза.


                Командировка

         Я собирался уехать на неделю в командировку, и попросил свою знакомую временно приютить Кузьму. Она охотно согласилась. После «серьезного разговора», пудель прыгнул в спортивную сумку, и мы устремились в метро. Когда подошли к дежурной у турникетов, я не стал закрывать сумку, в результате чего случился конфуз. Служащая метрополитена категорически отказалась пропускать меня с собакой без ошейника и намордника, ссылаясь на инструкции по безопасности. Я пытался объяснить, что пудель совершенно безобидный, не кусается, умный, все понимает и ведет себя тихо в общественных местах, но все мои усилия были тщетны. Кузьма сидел, не шелохнувшись, в сумке и внимательным, просящим взглядом наблюдал за нами, как будто понимая суть нашего диалога. Чтобы разрядить напряженную атмосферу, я шутливо обратился к Кузьке: «Вот так, дружище, мы нарушаем общественный порядок, и бдительная тетка не хочет нас пропускать. Придется ехать на такси». Вдруг он потянулся к руке женщины, быстро ее облизал и опять спрятался на дно сумки. Дежурная от неожиданности вздрогнула, но, сообразив, что произошло, внезапно рассмеялась и потянулась к Кузьме, чтобы его погладить. Таким образом, он поставил точку в нашем споре и служащая метрополитена, в виде исключения, разрешила нам ехать дальше.
         По возвращении из командировки, первым делом я поехал за другом. Мой приход Кузьма почувствовал еще по шуму поднимавшегося лифта и, когда я вошел в квартиру приятельницы, Кузьма уже стоял у двери, виляя хвостом и скуля от радости. Я опустился на колени, пудель бросился ко мне, обнял передними лапами и стал облизывать мое лицо. Сколько было радости в его красивой мордашке, а в черных глазах я увидел слезы, которые потекли и у меня. В жизни никто, никогда так искренне не ждал меня и не радовался моему появлению, за исключением матери! Постепенно первые эмоции улеглись, я собрал вещи и, поблагодарив приятельницу, уже наученные опытом, мы отправились домой на такси.


                Выброшенный диплом

         С первого дня проживания Кузьмы в моей квартире я воспитывал его по системе А.С.Макаренко: старался объяснить некоторые нюансы поведения дома и в общественном месте, научить отношению к людям — кому можно доверять, а с кем держать себя настороженно. Показывал ему свои дипломы об окончании института, интернатуры, ординатуры, аспирантуры, хранившиеся на отдельной полке в серванте. И говорил: «Смотри, Кузьма, когда меня нет дома, ты бдительно охраняй эти документы. Они для меня очень важны и, вообще, в нужный момент подавай голос, чтобы у посторонних не возникало желания залезть в наши апартаменты». Пудель проявлял неподдельный интерес к моим разговорам и поручениям, важно расхаживал по квартире, обнюхивая каждый предмет, на который я обращал внимание, словно готовился к выполнению самой ответственной в его жизни миссии. Результат не заставил себя долго ждать!
         Один мой приятель, врач-педиатр Наим, временно находился в Москве будучи заочным аспирантом. Собак он не любил, так как очень их боялся, поэтому с Кузьмой отношения у него не сложились. Животные всегда чувствуют негативное отношение со стороны людей и отвечают им взаимностью. Наим заходил ко мне очень редко и долго не задерживался. В это время Кузьма демонстративно убегал в маленькую комнату или на кухню, и оттуда держал ситуацию под контролем.
         Весной 1987-го года я досрочно завершил работу над диссертацией и успешно апробировал ее на кафедре. Осталось дождаться дня защиты. В это время хозяйка арендуемой мной квартиры сообщила, что, в связи с женитьбой сына, досрочно прерывает со мной контракт и просит освободить квартиру как можно скорее. Одновременно Наим сказал, что собирается уезжать домой в Азербайджан, так как у него закончился срок учебы в аспирантуре. В Москве он жил в неудобном для меня спальном районе, но вариантов не было, я предложил временно поселиться в его квартире и возместить расходы за уже оплаченное жилье. Приятель охотно согласился, и в день отъезда Наима я с пуделем переехал к нему.
         Мы столкнулись у дверей квартиры, когда он, избавляясь от ненужных вещей, вытаскивал большие картонные коробки, до краев набитые какими-то бумагами и мусором. Я помог все выбросить, он отдал ключи от квартиры и мы, тепло обнявшись, попрощались у такси, которое уже стояло возле подъезда.
         На улице было тепло, безветренно, ярко светило солнце, и я решил, наслаждаясь прекрасной погодой, посидеть на лавочке рядом с домом и почитать свежую газету. Кузьма в это время изучал огромную, неизведанную территорию, проверяя все, что попадалось на пути, и помечая своим запахом новые владения. В один момент я увидел, что пудель подбежал к мусорному контейнеру и начал упорно рыться в одной из недавно выброшенных нами коробок. На мои замечания он не реагировал, что было странно, и с усердием продолжал исследование содержимого.
         В очередной раз услышав мой сердитый голос, Кузьма бегом направился ко мне, зажав что-то в зубах. «Интересно, что он там нашел?» — промелькнула мысль. Каково же было мое удивление, когда Кузька положил на скамейку передо мной, слегка намокший от его слюны, диплом об окончании ВУЗа. Я уже начал все понимать, а когда открыл документ, то мои догадки полностью подтвердились — оказалось, это диплом Наима. Я был в восторге от того, что Кузьма хорошо усвоил все мои уроки и тренировки, и в нужный момент доказал, что наши занятия не прошли даром, а пудель бегал вокруг меня довольный, громко лаял, рассчитывая на вознаграждение. Вечером, позвонив приятелю в Баку, сообщил о «находке». Сначала он растерялся от неожиданности, что допустил такую оплошность, затем признался, что был не прав по отношению к Кузьме и считает себя виноватым перед ним, поэтому в следующий свой приезд в Москву привезет для него бакинские мясные деликатесы. К сожалению, этого не случилось! Мы с Наимом встретились через семь лет, как граждане разных стран, и без Кузьмы.


                Прощание с Другом!

          Увы, в жизни все хорошее когда-то закачивается. Я защитил диссертацию досрочно. Считаю это большой заслугой моего четвероного друга. Именно благодаря ему, я скрупулезно трудился, оградившись от всяких соблазнов. Он согревал меня и лечил от боли, поддерживал, когда было трудно. Мы вместе радовались моим достижениям и огорчались, если что-то не получалось. Но пришло время нашего расставания, так как я надолго уезжал работать в другой город. Иного выхода, как оставить Кузьму в добрых, надежных руках хороших людей, у меня не было.
          Вопрос решился сам собой. У коллеги по работе, отца троих маленьких детей, трагически погибла собака, попав под машину. Семья тяжело переживала потерю любимицы, поэтому мое предложение принять в свой дом пуделя было принято с большой радостью! Я помню, как сел с Кузьмой в их машину на заднее сидение, там же сидела дочурка приятеля. Она сразу начала разговаривать с Кузькой, играть с ним, чтобы отвлечь наши мысли от приближавшегося расставания. Пудель крепко прижимался ко мне, словно чувствовал что-то неладное, пытался заглянуть в мои глаза, а я всячески прятал взгляд, смотря в окно. Мы проехали небольшое расстояние, и я попросил остановиться у метро, так как больше не мог выдержать напряженную обстановку. На глаза навернулись слезы, я поцеловал его, быстро вышел из машины и, не оборачиваясь, побежал в подземный переход. До сих пор в памяти всплывает звук мотора отъезжавшей машины и красивая, до боли родная мордашка Кузьмы с печальными глазами, прилипшая к заднему стеклу!
          Через пару недель я, с тревогой в сердце, позвонил знакомому, чтобы узнать, как у них дела. Коллега рассказал, что Кузька несколько дней ничего не ел, только по ночам пил воду. Лежал целыми сутками под кроватью, тихо скулил и не реагировал ни на какие уговоры. На улицу его выводили только в ошейнике, так как боялись, что убежит искать меня. На четвертый день, к вечеру Кузьма вышел из своего укрытия и с интересом стал наблюдать за играющими детьми, а потом и сам присоединился к их веселой компании. Наконец-то Кузька принял свой новый дом и доброжелательных, заботливых людей, которые максимально хотели сгладить его боль расставания и вернуть доверие к «старшему брату»! Я больше не звонил и ни разу не появился в квартире приятеля, чтобы не травмировать раненую душу моего самого искреннего и преданного ДРУГА!

                08.08.2013 год, Москва
                Zabil
               
    


Рецензии
Зря вы расстались.с преданным другом. И ему тяжело, и вы, наверное, чувствовали себя предателем. Не такое уж и безвыходное положение- новое место... А написано замечательно- до сих мы пор под впечатлением!

Галина Причиская   16.04.2024 20:55     Заявить о нарушении
От души благодарю, дорогая Галина, за добрый отзыв! Очень рад,что понравилось.
У меня тогда была зарубежная командировка, только поэтому не смог взять Друга с собой.
Желаю Вам здоровья и счастья!
С теплом

Забил Алекперов   17.04.2024 20:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 133 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.