Исторические аналогии 1 или Покрывало подобного
Самое ходовое, конечно, пример. Обычно единичный. Обычно, никого не убеждает. Понятно, кроме того случая, когда пример является истиной высшей инстанции. Сомневаться? Напротив, начинаем тут же подтверждать. Вытаскиваем цифры, вернее, ряды каких-либо цифр, в особо важных случаях, их зрительные образы в форме графиков. Чем форма чуднее, тем лучше.
1.
Всегда можно найти некое повторение, за каждой цифрой.
За каждой цифрой, и все они разные, стоит нечто сходное. Пли даже так, каждая цифра подтверждает, а их ряд в целом утверждает повторяемость, регулярность. Это и есть закономерность. Далее? Как всегда точка расхождения. Цифры, количество в чистом виде, выйти на качество, переход количества – в качество. Обратное действие, некое качество, переход качества – в количество. Понятно, качество, или духовное богатство, для нас всегда на первом месте. Оглянемся, зрители в зрительном зале, что они там делают. А что им там делать, топают сапогами, ботинками, валенками. Как можно топать валенками, может быть, ногами в валенках, зачем? чтобы в один прекрасный момент броситься, спотыкаясь, по ступенькам на сцену. А там, на сцене, слиться в едином порыве, или бешеном танце, с прекрасными артистами. Иногда это называется, сменим пластинку, господа. Как знать, кем мы станем после того как сольемся, актерами, господами. Или сами актеры кинутся нам навстречу, станут рядовыми обывателями. Мы сравняемся, хотя бы на миг, станем равными. В конце концов, кому из нас не приходилось быть валенком. Не страшно, это же не половичок, о который вытирают ноги, все кому не лень. Так просто, разделить жизнь на две части. В первой, собирать, собирать, собирать. Во второй, играть, играть, играть. Это? наверное, качество истории, разве валенки – не качество, хотя бы признак. Качество валенок начинает определять качество истории? скорее, занимают свое место в нашей гостеприимной истории, чего там только нет.
…
Что ж, позволю себе толику произвола.
Начало 19-го века. На городской улочке пивная, их уже тогда было немало, еще бы, это важный общественный институт, снимете шляпу господа! на стенке хорошо видная надпись, что там, громче! То же правило, хорошо известное и нам. Спиртные напитки отпускаются лицам старше, сколько? старше 13 лет. Достиг, ты взрослый. Конечно, нужно сравнить. Не столь давно в Штатах имел место скандал, в центре его – девушка. Понятно, никто бы не обратил внимания, но так случилось, девушка – дочь президента. В чем ее вина? Употребляла пиво, а ведь ей еще не исполнился 21 год. Не Бог весть, какое ограничение, но выходит, она еще не стала взрослой.
Теперь нужна точка отсчета,
Чтобы выстроить ряд, требуются начало ряда и величина шага. Для первого ряда в качестве точки отсчета, вот он произвол, выбираем 1856-й год, величина шага – тринадцать лет, время выхода нового поколения. Понятно, одновременно, уходит старшее поколение. Начали отсчет, шаг первый, второй, всего через десять шагов оказываемся в точке 1986-й год. По стандартам девятнадцатого века, прошло десять поколений, немало. По стандартам нашего времени? Опять, на календаре 1856-й, величина шага – двадцать один год. Начали отсчет, всего шесть шагов, оказываемся в точке 1982-й год, не так далеко от первой точки, 1986-й год. Кстати, 1982-й год – очень заметный год на шкале российской истории. Наверное, два ряда маловато, в качестве следующего шага, можно взять четверть века, почему? Взрослый человек плюс высшее образование, непременное качество, без которого ныне трудно попасть в элиту. Говоря коротко, 25 лет – возможность войти в состав элиты, даже выходцу из провинциального городка, затерянного где-то в Тверской или Вологодской области. Подчеркну, только возможность, своего рода, приглашение на старт. Выйти или не выйти? Итак, на календаре 1856-й, величина шага – двадцать пять лет. Начали отсчет, через пять шагов в точке 1981-й год, постепенно удаляемся от первой точки, 1986-й год. Если сделать еще один шаг, оказываемся в точке 2006-й год, чем она примечательна? От 1856-го до нее ровно сто пятьдесят лет, целых полтора века. И, наконец, последний ряд, величина интервала тридцать лет, почему? Взрослый, образование, чаще семья, реже степень, первая ступенька социальной лестницы. Понятно, брать первую ступеньку не обязательно, можно переключиться на устройство личного досуга. Либо вовсе перебраться в другую страну. Опять календарь, опять 1856-й, величина шага – тридцать лет. Начали отсчет, через четыре шага в точке 1976-й год, пожалуй, слишком далеко от первой точки, 1986-й год. Но если сделать еще один, пятый шаг, оказываемся в уже знакомой точке, 2006-й год.
Получились четыре, условно говоря, эмпирических ряда.
Самое время определиться с качеством, хотя бы наметить переход к качеству. Что такое произвол, подтвердите? Что ж, верхняя граница, она же исходная точка, 1986-й год. Общий интервал, не менее 150 лет. Четыре интервала, или шага, для построения рядов, 13, 21, 25, 30 лет. Количество шагов в каждом ряду определяется, вернее, задается общим интервалом. В результате получаем четыре числовых ряда.
Вот они,
1986, 1973, 1960, 1947, 1934, 1921, 1908, 1895, 1882 1869, 1846, 1833 (шаг 13).
1986, 1965, 1944, 1923, 1902, 1881, 1860, 1839, 1818 (шаг 21).
1986, 1961, 1936, 1911, 1886, 1861, 1836 (шаг 25).
1986, 1956, 1926, 1896, 1866, 1836 (шаг 30).
…
Выбирали наудачу, бросали кубики, произвольная выборка, о чем говорит эта выборка.
В этом пространстве, от 1986-го до 1818-го года, все произвольно выбранные цифры можно, с долей условности, разделить на три группы. Первая группа, ничего заметного, рядовой год, промелькнул, забыт. Скажем, 1973, 1895, или 1902. Вторая группа, год крупного события, сдвига, или даже перелома, вплоть до крушения. Например, 1881, 1911, или 1923. Наконец, третья, это даты, о которых можно сказать, впервые, в первый раз, началось. И даже так, прозвучало, поначалу не было замечено, или не сразу нашло понимание, поддержку. Вот эта последняя группа меня интересует более всего, какие даты сюда можно отнести, в каком количестве. Таких немного, в хронологическом порядке,
1836 – 1856 – 1886 – 1926 – 1934 – 1956 – 1986 (1986 – 1836 = 150 лет).
Этот ряд из немногих, мало связанных друг с другом чисел, о чем они свидетельствуют. О вполне конкретных событиях, что-то сложилось, случилось, не сгладилось, стало событием дня. Потом разговоры, неделю гудела столица, потом? Обычная эстафета, так и дошло до нас.
1836, премьера «Ревизора», присутствовал Николай-1. По свидетельству очевидца, возмущенные голоса. Ересь, миф. Где здесь Тройка, наверное, еще только запрягается. Сначала праздник мелкого мошенника. Потом летящая Тройка, на ней находится мошенник куда крупнее, мелкий видимо, не справится. Дается шанс, в самом деле, кому дать шанс?
1856, коронация Александра-2, новое правление, первая гласность, первая Оттепель. И далее. Реформы. Восстание в Польше. Первое покушение на Александра-2, спасался бегством, куда денешься. Хождение в народ, крестьяне не растерялись, отвели ходоков куда надо. На закате, чаще говорят, на исходе, начало политического террора.
1886, 1-е Мая, первый пролетарский праздник. Решение принято Исполкомом 2-го Интернационала, после трагедии в мае 1886-го в Штатах. Сценарий ставший классическим. Бомба провокатора. Гибель полицейских. Расстрел протестующих. Потом аресты, судебное преследование.
Уездный врач Антон Чехов становится сотрудником газет «Русские ведомости», «Новое время». Кем он предстал, со страниц критических заметок, певец сумерек.
1926, 19 января, появляется некролог за подписью Троцкого, посвящен памяти Сергея Есенина. Трагедия поэта, чем выделяется Троцкий? свою трагедию демон революции еще не предвидит.
1934, по личному решению Сталина физика Петра Капицу вынудили остаться в СССР. Как об этом говорилось, для продолжения научной работы. Он подчинился, но добился, чтобы выкупили его лабораторию и за два года построил Институт физических проблем.
1956, 20-й съезд, секретный доклад Хрущева, на первом плане трагедия партии. Почему он сбросил Сталина, потому что уже в 1953-м прочел доклад, который длился целый день. Смысл? Есть нечто, что он не может уступить даже Сталину.
Венгерские события, выделился Андропов.
Актер и режиссер Олег Ефремов основал театр «Современник», оценки – прорыв, потрясение основ. Как он относился к театру? Мы существуем потому, что отличаемся от других. Если конкретно? Все спешат к истокам, побывать, поклониться, а мы возвращаемся, отклониться, зародиться. Выходит? да, театр – это средство.
1986, 27-й съезд КПСС, на заднем плане, время Брежнева – застой, преодолеть, сломать механизм торможения.
Если суммировать?
Эти даты, или цифры, или качество, выраженное через цифры, позволяют задать некий вопрос, задать или задаться. Скажем, почему коммунизм не может быть средством? Или так, если есть тот, кто хочет работать, должен быть и тот, кто будет им руководить. Хочешь работать, соглашайся на руководителя. Кто согласится иметь руководителя, тому будет представлена возможность хорошо работать. А руководитель, кто он такой? это человек, который может опередить свое время. Или даже так, намного опередить свое время. Как же его опередить, в два этапа. Сначала войти в историю, скажем, прийти в гости к императору, и разбить там зеркало, чтобы не видеть своего отражения. Видеть самому, значит, сможет видеть и другой. Если сделать так, чтобы не видеть самому, не увидит и другой. Зеркало разбито, отражения нет, но самого себя не разобьешь. Пусть увидит на твоем месте кого-нибудь другого. Как сделать? представить себя этим другим, скажем, великим полководцем. Можно не бить зеркало. Достаточно схватить топор и броситься с этим топором к самолету, начать крушить его, зачем? чтобы все увидели то, что видит пока только один физик. А что он видит? Предел человеческих возможностей, никому не дано. Скажем, не дано построить вечный двигатель. А вот самолетик, уже целую неделю, крутит винтом. Удар, обшивка на куски, показались аккумуляторы, вот в чем дело! Потомки будут утверждать, физик подобно полководцу, гнал свое время, а куда его можно гнать. У каждого есть свое время, время своей жизни, оно позволяет? Обогнать кого-либо, в пределе всех прочих людей. Время – любимый показатель динамики, и мы верим, состязался со временем. Может, просто не хотим признать, это нас он обогнал, людей. Не задаться ли простым вопросом, зачем он обгоняет других людей, получается, каждого из нас. В его лице? Еще один предел наших возможностей, на этот раз в истории.
Наверное, и в истории невозможен вечный двигатель, тогда?
Рядовой двигатель, к нему топливо, заправка, ремонт. Понятно, я утрирую. Приведенный чуть выше событийный ряд показывает достаточно четко, движущая сила – наша человеческая природа. Как работает этот двигатель. Простой пример. Часто говорится, по поводу и без, человек, каждый, должен написать одну книгу, своей жизни. В переводе на обычный язык, сделать свою жизнь. И как же ее делать? Осчастливить мир, заодно стать мессией. Уже на черте, деградирует как личность, понимает сам. Напоследок? открыть дверь или закрыть, хлопнуть, = устроить раскол. Даже после смерти быть выше всех этих исполнителей своей воли. Железная воля, исполнители движимые одной волей, народ, движимый единственной волей, что дальше?
Свидетельство о публикации №216080601797