Взрослые и дети-72

.



ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ-72





Послесловие



Илья Ильф и Евгений Петров


«Двенадцать стульев»


ГЛАВА IV. МУЗА ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ

«Пассажиры  рассказывают анекдоты. Регулярно через каждые три минуты весь вагон надсаживается от смеха. Затем наступает тишина, и бархатный голос докладывает следующий анекдот:
   -- Умирает старый еврей. Тут жена стоит, дети. "А Моня здесь?" -- еврей спрашивает еле-еле, "Здесь". -- "А тетя Брана пришла?" -- "Пришла". -- "А где бабушка? Я ее не вижу". -- "Вот она стоит"."А Исак?" -- "Исак тут".-- "А дети?" -- "Вот все дети".-- "Кто же в лавке остался?!"…

     Сию же секунду чайники начинают бряцать, и цыплята летают на верхних полках, потревоженные громовым смехом. Но пассажиры этого не замечают. У каждого на сердце лежит заветный анекдот, который, трепыхаясь, дожидается своей очереди…».

Кто де не помнит эти волшебных строки двух литературных вундеркиндов?

В 1998 году я для издательства «Энсмо» переводил книгу Айзека Азимова. Всемирно известный фантаст, автор более тысячи книг в 60-к годы, находясь с женой в отпуске, в часы досуга  собрал в одной рукописи все шутки, какие мог вспомнить. Получилась целая  антологию анекдотов (в прямом и пушкинском смысле), которую неутомимый писатель назвал «Treasury of humor», то бишь, «Кладовая юмора».

И вдруг меня постигло какое-то дзен-открытие. «Умирает старый еврей…». И далее слово в слово анекдот, впервые прочитанный мной в великом романе двух одесситов. Анекдот ТОТ ЖЕ САМЫЙ, но феноменальный Азимов ек делает даже малейшей попытки упомянуть о советском первоисточнике 1927 года.

Что за притча, как говаривал в таких случаях Антон Чехов.

Своим открытием поделился в Щуке со своим приятелем Гришей Беловым, театральным художником, моим земляком и обладателем тонкого чувства юмора. Гриша пожал плечами: анекдоты чаще всего не имеют авторства, не знают национальных и временных границ. Скорее всего, этот анекдот существовал задолго до Ильфа, Петрова и Азимова.

Суровое ньюйорское детство Азимова прошло под аккомпанемент вопроса «А кто в лавке остался:», которым папа Азимов шпынял своих чад, оставивших их семейную лавочку без бдительного присмотра.

А разве не слышали это бдительное напоминание Антоша Чехов в Таганроге, Алеша Пешков в Нижнем и тысячи других ребят, сызмальства помогавших родителям вести семейный бизнес.

Еще одна вечная тема --- конфликты отцов и детей, нескончаемый поколенческий антагонизм.



--- Рабинович, вот вы в анкете в пункте «ДЕТИ» поставили прочерк, а мы знаем, что у вас пятеро жетей мал мала меньше.      

--- Да какие это дети? Это сволочи!


Лето. Курортный комплекс. На веранде отдыхают четыре дпмы.

Вдруг одна дама глубоко м прочувственно вздохнула.

Другая дама покачала в знак согласия головой: --- Да уж…

Третья воскликнула: --- О боже мой!

А четвертая дама резко встала и злым голосом произнесла: --- Можно хотя бы в отпуске не вспоминать своих детей?



И теперь предоставим снова слово Айзеку Азимову. Книжку «Azimov laughs again» я тоже пероевел для «Эксмо», но это славное издательство выпустив «Кладовую юмора», вторую книгу издавать не стало, пожалев авторские наследникам писателя. Как бы там ни было…

«Согласно еврейской мифологии, имевшей хождение в мои юнын годы, все дети --- «плохие». Матери, трудившиеся не разгибая спины в своих трущобных жилищах, не могли уделять достаточно времени своему бесчисленному потомству, а дисциплину поддерживали криками и подзатыльниками. Мы, дети, играли на улице, потому что больше играть было негде. Вечно пачкались, потому что на улице было грязно. Рвали одежду из-за бесчисленных несчастных случаев. Когда мы нужны были дома, нас нельзя было докричаться, поскольку мы находились за пределами слышимости. Все это ставилось нам в вину.

Бедняцкие дети часто обитали на четвертом этаже. Поскольку лифты в таких домах  блистали своим отсутствием, Потому малыши и не спешили бежать домой из-за каких-нибудь банальных домашних пустяков. Когда матери нужно было послать сынишку в какую-нибудь бакалею, она высовывалась из окна и звала чадо во все горло. При счастливом стечении обстоятельств чадо оказывалось в пределах слышимости и тогда на мостовую летела необходимая для покупки сумма, завернутая в клочок бумаги. Над улицами постоянно вмтали немузыкальные родительские призывы.

• * *
Рабинович спрашивает соседа:
--- Цукерман, вы не а магазин собрались?
--- Да, в магазин.
--- Если случайно увидите моего Сэмми,  скажите ему, чтобы немедленно кончал безобразничать и дайте на всякий пожарный ему по шее.
--- А если он не безобразничает и не заслуживает трепку?
--- Значит, это не мой сын Сэмми.



Само собой, в те безмятежные времена под плохим поведением подразумевались совсем не те безобразия, которые творятся  сегодня. Нынче плохое поведение ---- это поножовщина, стрельба, беспредел, наркота.

Мое «трудное поведение» ы школе заключалось, например, в том, что я, нарушая во время урока мертвую тишину, перешептывался с одноклассниками.

Дома мои безобразия означали драки с моей старшей сестрой. Драки эти были для меня неизбежными, Если бы вы жили с моей сестрой, вы тоже мечтали бы ее укокошить.

Для мамы мои драки всегда переполняли чашу терпения. Мама растаскивала нас с сестрой, награждая щедрыми тумаками, после чего час или два воспитывала нас криками. Главным ее аргументом было утверждение, что нигде в мире дети никогда не дерутся. Единственным исключением были, разумеется, мы с сестрой. Кроме того, во время своих разборок мы поднимали такой страшный шум, что ужасно расстраивало несчастных жителей всех ближайших кварталов.

Бесполезно было бы напоминать ей, что во всех семьях в мире происходят жестокие стычки и что ее собственные крики превосходили по децибелам шум во время наших с сестрой драк.


Папа страшно расстроился, когда моя сестра вышла замуж за парня, который не был евреем.

--- Может, мне надо было запретить им жениться? --- спросил он меня.

--- Папа, --- сказал я, --- ты в своем уме? Хороший парень собирается сделать так, чтобы Марша больше не сидела на шее у нашей семьи, а ты собираешься остановить его?

Отец подумал и признал мою правоту.



Мама всю дорогу страшно конфликтовала с Маршей, когда она жила с нами, но все больше нервничала с каждым днем, который приближал свадьбу сестры.

--- Мама, --- успокоил ее мой брат Стэн, --- в результате этой свадьбы ты не только не получишь еще одного сына, а потеряешь дочь!

Взглянув на проблему под этим углом, мама сразу  приободрилась.



Однако Марша сумела надуть всех нас. Ее брак оказался очень крепким и исключительно счастливым. Все ее отрицательные качества, от которых так страдала вся наша семья, ее мужу Нику были по барабану. Марша родила двух сыновей-крепышей, обладавших гренадерским ростом. Первенец Ларри  уже подарил Марше прелестную внучку. Я очень люблю своего племянника. Когда я недавно пригласил Ларри на заседание интеллектуального клуба «Трэп-дор спайдерз»,  он на всеъ произвел впечатление умом т апломбом».


Рецензии