Программа по ЛФК при нарушениях осанки у детей
Составитель:
Онищенко Татьяна Петровна
тренер-преподаватель, инструктор ЛФК
2014 г.
Несколько комплексов упражнений опубликованы.
Их можно найти в интернете.
Плейлист: «Комплексы упражнений для тех кому за… и не только…»
https://youtu.be/RwwgZoUw4sk
1.Пояснительная записка
Лечебная физкультура – это неотъемлемая часть физкультурно-оздоровительной работы, направленная на улучшение двигательной деятельности человека, и является основным средством в профилактике заболеваний и восстановления здоровья. В основе ее лежат данные анатомии, физиологии, гигиены, биохимии, педагогики, теории и методики физического воспитания. ЛФК не имеет противопоказаний к своему применению, начиная с первых дней своего рождения и до глубокой старости. Движения человека можно использовать в целях стимуляции и развития его функциональных возможностей. Педагогической целесообразностью ЛФК является метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья. ЛФК тесно связана с лечебно-воспитательным процессом, она воспитывает у учащихся сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические требования, предусматривает участие ребенка в регулировании своего общего режима, в частности режима движений, воспитывает правильное отношение учащихся к закаливанию естественными факторами природы, воспитывает трудолюбие и правильное поведение в обществе.
Данные обследований показывают, что I место среди заболеваний у школьников занимает патология костно-мышечной системы, прежде всего нарушения осанки и плоскостопие (более 60%). II место среди заболеваний у школьников занимает патология органов дыхания (25%), прежде всего ЛОР-болезни. III место среди заболеваний у школьников занимает эндокринная патология, прежде всего нарушения питания: избыток или дефицит массы, а также заболевания щитовидной железы (23%).
IV место среди заболеваний у школьников занимает патология органов зрения (22%).
Дефекты и изменения осанки нередко наблюдаются уже у школьников первых классов. Значит, причины возникновения пороков развития позвоночника надо искать и устранять еще в дошкольном возрасте.
Осанка вырабатывается в процессе роста и развития ребенка. Она во многом зависит от положения позвоночного столба и развития мышц, удерживающих его в правильном положении.
Формирование осанки начинается с момента рождения и продолжается в течение всего процесса развития ребенка.
Когда малыша начинают поворачивать и класть на животик, он двигает головой в стороны, а затем поднимает головку и удерживает ее в поднятом положении. При этом формируется шейный лордоз. Когда ребенок начинает сидеть, образуется второй изгиб позвоночника грудной кифоз.
В дальнейшем, при ползании и вставании ребенка на ножки, формируется поясничный лордоз.
Дефекты осанки и сколиозы могут возникнуть еще в грудном возрасте, когда в костной системе ребенка имеется большое количество неокостеневшей (хрящевой) ткани. Одной из причин их возникновения может быть, как известно, неправильное — всегда на одной руке — ношение малыша. Дефекты осанки, кифозы и лордозы могут возникнуть и в результате того, что слишком рано начинают сажать, ставить на ножки или учить ходить ребенка, а недостаточно развитые мышцы, разгибающие спину, еще не подготовлены к несению статической нагрузки.
Основные причины образования дефектов осанки и сколиозов у детей – это, во-первых, общее недостаточное развитие мускулатуры ребенка (слабость мышц). Во-вторых, неравномерное развитие мышц спины, живота, бедер, удерживающих позвоночник в правильном положении. Существует и ряд других неблагоприятных факторов, способствующих развитию дефектов осанки: продолжительная болезнь ребенка (рахит) или частые заболевания, ослабляющие его организм, болезни, приводящие к параличам. Большую роль в образовании сколиозов играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок, недостаточный сон), слишком мягкая постель, неправильный режим питания. Способствует формированию дефектов осанки не соответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и такие привычки, как опора при стоянии на одну ногу, неправильное сидение за столом, чтение и рисование лежа в постели на боку и т. п. В настоящее время использование современных технических средств связи (компьютеров, телефонов и пр.) приводит к еще большей гиподинамии и влечет за собой негативные последствия.
Понятно, что чем раньше выявлены нарушения осанки, и особенно сколиоз, чем раньше приняты необходимые меры, тем большего успеха можно добиться в устранении дефекта. И главную роль в этом играет лечебная физкультура, которая, воздействуя на ослабленный и неокрепший организм средствами физических упражнений, позволяет улучшить работу всех органов и систем.
Занятия по лечебной физкультуре, направленные на укрепление здоровья и устранение имеющихся дефектов осанки, проводятся в группах и индивидуально и являются подготовительным этапом к дальнейшей физкультурной и спортивной деятельности.
Цели ЛФК:
- коррекция имеющихся дефектов осанки у детей;
- профилактика вторичных изменений при определенных соматических заболеваниях;
- стабилизация функциональных систем организма;
- повышение адаптированности организма к условиям жизни.
Задачи ЛФК:
- повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации
умственной и физической работоспособности;
- совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге,
прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из
гимнастики, легкой атлетики и подвижных игр;
- повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств:
силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
- обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей
направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и
функциональным состоянием организма на занятиях;
- формирование представлений о здоровье.
Формы ЛФК.
К формам ЛФК относятся:
– Элементы ЛФК в режиме дня (прогулки, ходьба, терренкур, дозированные плавание,
гребля, элементы спортивных игр, ближний туризм, экскурсии, элементы спорта);
– Самостоятельные занятия физическими упражнениями;
– Утренняя гимнастика;
– Занятия лечебной гимнастикой.
Занятие лечебной гимнастикой – основная форма применения лечебной физкультуры.
Занятия проводятся в форме тренировки, которые следует проводить при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального состояния учащихся.
Наполняемость групп для занятий ЛФК составляет 10–15 человек, периодичность занятий –три раза в неделю. Наиболее целесообразно комплектовать эти группы с учетом принципа объединения учащихся по возрастам. Занятия проводятся в спортивном зале или в специально оборудованном для этого помещении.
Средства ЛФК.
Физические упражнения являются основным средством ЛФК. К ним относятся гимнастические упражнения: силовые, скоростно-силовые, в статическом напряжении, корригирующие, упражнения на координацию, в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии и т.д.
Физические упражнения прикладного характера. Основные движения включают способы передвижения (ползание, ходьба, бег), прыжки, метание, лазание, танцевальные движения.
Танцы.
Спортивные виды физических упражнений в ЛФК у детей применяется с ограничениями и только по показаниям. В рамках ЛФК могут быть использованы несложные эстафеты, некоторые спортивные игры (или их элементы), плавание, лыжи, элементы легкой атлетики. Разумное использование физических упражнений спортивного характера повышает у детей интерес к занятиям, создает положительные эмоции, помогает быстрее добиваться определенного уровня работоспособности, коррекции вызванных болезнью нарушений.
Подвижные игры: малой подвижности (игры на месте, проводимые в исходных положениях сидя, полулежа, лежа, стоя). Средней подвижности («Защита крепости», «Хитрая лиса», «Наседка и цыплята» и т. д.). Большой подвижности («Пятнашки», «Салки», «Кошки-мышки», « Казаки-разбойники» и т.д.) Необходимо помнить, что игры труднее поддаются дозировке, поэтому во время игр может незаметно наступить утомление. перегрузка (физическая и эмоциональная). чтобы избежать этого, необходимо тщательно подбирать игры, правильно их распределять на протяжении занятия, контролировать состояние учащихся.
Подбор средств ЛФК
Показанием к выбору средств ЛФК будет совпадение механизма лечебного действия этих средств с ожидаемым влиянием на пораженный орган или систему. Подбор средств осуществляется с учетом лечебных задач, возраста и особенностей психического развития ребенка.
Подбор средств ЛФК в соответствии с лечебными задачами.
Специальные – задачи характерные только для данного заболевания.
Общие – задачи связанные с изменениями защитных сил, характера роста и развития.
Подбор средств необходимо осуществлять в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Это важнейшее правило методики ЛФК.
Подбор средств выполнять с учетом психомоторного развития, задержка которого наблюдается нередко у ребенка в связи с болезнью.
Способы дозирования физической нагрузки зависят от:
– Выбора исходного положения;
– Сложности упражнений;
– Чередования мышечных нагрузок;
– Количества участвующих в работе мышц;
– Числа повторений каждого упражнения;
– Характера выполнения упражнений (активные, пассивные и др.);
– Темпа;
– Амплитуды движений;
– Силовой нагрузки;
– Дыхательных упражнений;
– Эмоционального фактора.
Основные принципы применения средств ЛФК
Ведущим является принцип систематичности, т.е. непрерывное, планомерное. регулярное использование любых средств ЛФК в различных формах. благодаря этому происходит закрепление физиологических сдвигов, происходящих в организме ребенка под влиянием физических упражнений, а также закрепление компенсаторно-приспособительных реакций. Перерыв в занятиях ЛФК приводит к утрате, ослаблению условно-рефлекторных связей, изменяют течение приспособительных реакций.
Принцип от простого к сложному подразумевает повышение требований, предъявляемых к детскому организму. Этот принцип важен для обеспечения адаптации организма к повышающейся нагрузке и решения воспитательных задач.
Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку. Повышение нагрузок и изменение характера упражнений должны происходить индивидуально, т.к. адаптация у различных детей протекает с разной скоростью.
Принцип доступности. Доступность определяется соответствием физических упражнений уровню психомоторного развития, состоянию здоровья, двигательному опыту, физической подготовленности и состоянию двигательного аппарата.
Принцип чередования необходим для предупреждения утомления у детей. Средства ЛФК надо сочетать так, чтобы работа мышц, осуществляющих движение, сменялась работой других мышц, оставляя возможность для восстановительных процессов.
Принцип сознательности и активности. Сознательное отношение детей к ЛФК обуславливает у них интерес к занятиям, позволяет отвлечься от мыслей о заболевании, придает всем лечебным мероприятиям оптимистический настрой. Поэтому к попыткам самостоятельных действий нужно относиться внимательно и доброжелательно.
Группы ЛФК.
В целях дифференцированного подхода к организации занятий детей с нарушениями осанки целесообразно создавать группы ЛФК. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Программа по ЛФК может стать частью здоровьесберегающего компонента образовательной программы спортивной школы.
Комплектование групп ЛФК.
Комплектование учащихся, отнесенных к группе ЛФК, осуществляется на основании данных медицинского учреждения и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.
При комплектовании группы, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся необходимо учитывать и уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.
Построение занятия.
1. Вводная часть – подготовка к повышенному уровню нагрузки. С помощью таких методических приемов, как построение, перестроение, размыкание, повороты на месте, расчеты на «первый – второй», упражнения на внимание и координацию - обеспечивается организация детей. Затем включаются физические упражнения, способствующие быстрому переходу от уровня сниженной физической активности до уровня интенсивности физической нагрузки, определяемого лечебными задачами. Используется ходьба и ее варианты, легкий бег, прыжки. Известно, что чем выше уровень физического развития ребенка, тем быстрее его организм приспосабливается к возрастающей нагрузке
2. Основная часть – решаются ведущие лечебные и лечебно-воспитательные задачи. Для их реализации включаются как специальные, так и общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры. В содержание любых форм ЛФК общеразвивающие упражнения включаются с учетом воздействия на все группы мышц с соблюдением чередования и сочетания с дыхательными, корригирующими и специальными. Общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов, с предметами.
3. Заключительная часть – физическая нагрузка постепенно снижается до уровня, соответствующего двигательному режиму, на котором находится ребенок. Упражнения, используемые в заключительной части, должны способствовать ускорению процессов восстановления.
Для детей младшего школьного возраста используются подвижные сюжетные игры, включающие подражательные действия, игры с мячом, включающие простейшие соревновательные элементы. У более старших применяются игры-эстафеты, игры со спортивными элементами.
Физическая нагрузка должна соответствовать структуре урока, функциональным и адаптационным возможностям учащихся. Учитель контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления, постоянно поддерживая контакт с учащимися. Учащиеся выполняют физические упражнения при частоте пульса 120–130 уд./мин. в течение всего учебного года, так как именно в условиях такого режима достигается гармоничная работа сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата, формируются необходимые навыки и умения и ослабленному организму не предъявляется повышенных требований.
Эффективность ЛФК:
Наиболее важным критерием является положительная динамика клинической картины и функциональных показателей.
Контроль за состоянием ребенка во время занятий:
Данные наблюдений делятся на объективные и субъективные. К субъективным показателям относятся: настроение, самочувствие, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость нагрузки, потоотделение, нарушение режима. К объективным показателям – частота пульса, вес, рост, мышечная сила, температура тела, частота дыхательных движений.
Внешние признаки утомления (в документе)
2.УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ.
2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1.Режим дня и личная гигиена.
2.Правила составления комплексов утренней зарядки.
3.Правила поведения на занятиях.
4.Правила подготовки мест для самостоятельных занятий.
5.Контроль за состоянием здоровья во время выполнения физических упражнений.
6.Причины возникновения травм во время занятий и профилактика травматизма.
7.Правила использования закаливающих процедур.
8.Физические качества и физическая подготовка.Дневник самоконтроля.
2.2.ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Общеразвивающие упражнения.
1.Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятия о строе и командах. Шеренга: интервал, дистанция, фланг; колонна: направляющий, замыкающий; строевая стойка: основная стойка; команды «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Поворот направо (налево)!»; передвижения:
«обход», «3мейка», «круг».
2. Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов, индивидуальные и в парах. Упражнения с мячами: поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую над головой, перед собой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения на гимнастической стенке.
Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах.
Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения для стопы, передней, задней и внутренней поверхности ног, мышц спины, живота, косых мышц туловища. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения со скакалкой. Различные прыжковые упражнения.
3. Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад), из исходного положения сидя, из упора присев и из основной стойки. Перекаты в сторону из положения лежа и упора стоя на коленях.
4. Легкоатлетические упражнения. Ходьба, легкий бег. Бег в чередовании с ходьбой до 200 м.
Прыжки. Прыжки в длину с места.
Метания. Метание теннисного мяча с места. Метание мяча в цель с 2, 5 м. Метание мяча в стену на дальность отскока.
5. Упражнения для развития быстроты.
По зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью 5, 10, 15 м. Рывки из различных исходных положений. Стартовые рывки с мячом,.
Бег с изменением направления и способа передвижений в зависимости от зрительного сигнала.
Подвижные игры: «День и ночь», «Вызов», «Скакуны», «Салки-перестрелки», «Бегуны», «Круговая охота», «Рывок за мячом», «Салки», «Простые салки», «Мяч ловцу».
Различные эстафеты.
6. Упражнения для развития силы.
Отжимания в упоре лежа, стоя у шведской стенки, в парах, преодолевая сопротивление, подтягивания, упражнения на тренажерах.
Прыжки со скакалками. Прыжки с преодолением препятствия.
7.Упражнения для развития гибкости.
Гимнастические упражнения без предметов, в различных исходных положениях, сидя на полу, лежа, стоя на четвереньках, лежа на боку, лежа на спине. Гимнастические упражнения с предметами, со скакалками, гимнастическими палками, мячами. Гимнастические упражнения на шведской стенке и с использованием гимнастической скамейки.
8.Упражнения для развития ловкости.
Ходьба по гимнастической скамейке, подвижные игры с мячом и без мяча, старты из различных исходных положений.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА.
Дыхательные упражнения. Комплексы дыхательной гимнастики в сочетании с общеразвивающими упражнениями.
Корригирующие упражнения. Упражнения, направленные на коррекцию дефектов осанки в различных и.п. – стоя, лежа, стоя на четвереньках, у шведской стенки, с палками.
Упражнения на гимнастической стенке. Висы, висы стоя, упражнения на растяжку.
Упражнения с мячами в различных и.п.
Упражнения с палками.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Корригирующие упражнения.
Ритмическая гимнастика. Выполнение комплексов под музыку, используя упражнения в различных и.п.
Упражнения на развитие координации с мячами, в подвижных играх, в спортивных играх малой подвижности. Танцевальные движения.
Упражнения с элементами танцев «Сальса», «Зумба», «Кадриль», Вальс, танго и т.п..
ЭЛЕМЕНТЫ СПОРТИВНЫХ И ПОДВИЖНЫХ ИГР.
Спортивные игры. Начальные навыки в технике спортивных игр (настольный теннис,футбол, баскетбол). Игры проводятся по упрощенным правилам.
Подвижные игры. Средней подвижности («Защита крепости», «Хитрая лиса», «Наседка и цыплята» и т. д.). Большой подвижности («Пятнашки», «Салки», «Кошки-мышки», « Казаки-разбойники» «Гонка мячей», «Салки (пятнашки)», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену» и т.д.).
9. Плавание. Умение проплывать 25 м без учета времени и на время любым способом.
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.
Вальс , танго, полька, «Кадриль», «Зумба», «Сальса», «Бачата», «Ламбада» и др.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. ( распределение учебных часов на учебный год в документе)
4.ТЕСТИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ.
Общая выносливость - можно оценить при беге (ходьбе) в течение 6 минут, тестируемый выполняет в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно. Результатом теста является пройденное расстояние.
Скоростно-силовые качества – можно проводить при прыжке в длину с места, результатом является максимальная длина прыжка, из трех попыток.
Силу мышц рук и плечевого пояса – можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук, в упоре лежа (при выпрямленном туловище). Засчитывается количество выполненных упражнений.
Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1м от стенки в течение 30 сек. в максимальном темпе свидетельствуют о координации движений, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.
Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.
Приседания, выполненные в произвольном темпе, до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа.
Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе групп ЛФК проводятся в декабре и апреле, для последующих лет обучения – в сентябре, декабре и апреле.
Тесты (оценивается динамика физических возможностей учащихся)
1.Бег (ходьба) 6 мин.(м)
2.Прыжок в длину с места(см)
3.Отжимания(количество раз)
4.Броски и ловля мяча 30 сек
5.Прыжки через скакалку( одна попытка)
6.Приседания ( до утомления)
Тестирование проводится в начале и в конце года.
При тестировании и оценке состояния подготовленности занимающихся необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать данные таким образом, чтобы они способствовали его развитию, стимулировали его дальнейшие занятия физической культурой.
Итоговые результаты выдаются с учетом теоретических и практических знаний, а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Основной акцент в оценивании достижений учащихся должен быть сделан на динамике их физических возможностей и стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями . Даже самые незначительные изменения в физических возможностях обучающихся должны быть обязательно отмечены положительно и сообщены детям.
Положительно должен быть отмечен также обучающийся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по лечебной физической культуре, старательно выполнял задания, овладевал доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.
5.ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ.
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения минимума программы по ЛФК учащиеся должны знать и иметь представления:
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах составления комплексов утренней зарядки;
- о правилах поведения на занятиях;
- о правилах подготовки мест для самостоятельных занятий;
- о правилах использования закаливающих процедур;
- о причинах возникновения травм во время занятий и профилактике травматизма.
уметь:
- выполнять комплексы утренней зарядки;
- выполнять комплексы ЛФК;
- вести наблюдения за показателями ЧСС во время выполнения физических упражнений;
- выполнять индивидуальные упражнения на развитие основных физических качеств с
учетом медицинских показаний;
- выполнять комплексы дыхательных упражнений;
- выполнять передвижение в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять закаливающие процедуры;
- вести дневник самонаблюдения;
- оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, царапинах;
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств: сила, гибкость, быстрота, выносливость, координация.
6. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.
Правильный учет результатов учебно-тренировочного процесса может быть осуществлен только на основе тщательного анализа всех сторон подготовленностизанимающихся .
В конце каждого этапа, периода, цикла коллектив спортивной школы подводит итоги проделанной работы, анализирует данные учета, основу которых составляют количественные показатели: результаты выполнения контрольных упражнений, динамика физических возможностей организма, эффективность действий учащихся в контрольных заданиях.
Виды педагогического контроля:
1. Предварительный контроль:
цель — определение состояния здоровья, готовности учащихся к следующим занятиям;
обычно проводится в начале учебного года.
2. Оперативный контроль:
цель — определение срочного тренировочного эффекта на протяжении одного учебного занятия для оценки эффективности использования нагрузки;
осуществляется по показателям самочувствия, частоты и глубины дыхания, ЧСС и т.д.; данные этого контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки во время занятия.
3. Текущий контроль:
цель — определение реакции организма занимающихся физическими упражнениями, на нагрузку после занятия;
данные этого контроля является основой для планирования содержания ближайших занятий и нагрузку на них.
4. Этапный контроль:
цель — получение информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, который получен за соответствующий отрезок времени;
данные этого контроля позволяют оценить целесообразность выбора и использования различных средств, методов, дозирования физических нагрузок, которые предлагались.
5. Итоговый контроль:
цель — определение успешности выполнения годового учебного плана; степени решения поставленных задач, определение позитивных и негативных последствий составляющих процесса физического воспитания;
данные этого контроля (состояние здоровья занимающихся лечебной физической культурой, успешность решения задач, стоящих перед ними и т.д.) является основой для планирования следующего учебно-воспитательного процесса обычно планируется на конец учебного года.
Требования к педагогическому контролю: своевременность, объективность, точность, достоверность, полнота, простота, наглядность.
Методы педагогического контроля:
– педагогическое наблюдение (проявление интереса, поведение учащихся, внешние
признаки реакции на физические загрузки, степень внимания);
– анкетирование или опрос (определение субъективных чувств);
– выполнение практических тестов;
– простейшие медицинские измерения (ЖЕЛ, ЧСС, масса тела и т.д.);
– анализ рабочей документации.
Основной документ учета- журнал учета учебной работы группы и дневники самочувствие учеников, где, кроме данных про заболевания (подтвержденных справкой от врача), физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки, ЖЕЛ), ведется учет изменений уровня физического состояния и физической подготовленности, а также самочувствие (пульс в покое, во время нагрузки, время восстановления после нагрузки, величина нагрузки, сон, аппетит, желание заниматься, наличие болевых ощущений, результаты функциональных проб).
7. Перечень учебно – методического обеспечения ( необходимый для реализации данной программы), методические и учебные пособия, оборудование, спортивные снаряды, инвентарь.
Для реализации данной программы необходимы:
1. Спортивный зал или приспособленное для занятий помещение, санузел, раздевалки, тренерская.
2. Тренажерный зал .
3. Бассейн..
4. Баскетбольные и футбольные мячи, шведские стенки, гимнастические палки, скакалки и т.п.
5. Наклонные доски, гимнастические скамейки, теннисные мячи, коврики.
6. Технические средства для воспроизведения музыки (магнитофон, колонки).
7. Компьютеры с выходом в Интернет, программное обеспечение, экраны, проекторы, компакт-диски с учебным материалом.
8.Используемая литература:
1.Амосов Н.М., «Раздумья о здоровье». – М., 1987
2.Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников.
3.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М., 1997.
4.Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. – Киев:
Здоровье,
5.Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. – М., Просвещение, 1986.
6.Винокурова Н. Ф., Трушин В. В., Глобальная экология. – М., Просвещение, 1990
7.Гигиена детей и подростков./Под ред. Г.И. Сердюковской и А.Г. Сухарева. - М.,
Медицина, 1986. 9. Государственный образовательный стандарт «Безопасность
жизнедеятельности» высшего педагогического образования (ГОС ВПО). - М., 2000
8. Дразунов Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте//Вопросы психологии.
1972
9.Здоровый образ жизни – залог здоровья./Сост. Профессор Ф.Г. Мурзакаев. Уфа:
Башк. кн. изд-во, 1987
10.Ильющенков В.В., Берсенева Т.А. Здоровье и образование. – СПЕ., 1993
11.Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья:
Введение в общую и прикладную валеологию. – М., 2000
12.Калинова Г.С., Мячкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников//Человек.
Культура. Здоровье, - М.:Ковалев А.Г. Психология личности. – М.. 1970 15.
Коваленко В.И. <a
13.Н.Г. Соколова «Практическое Руководство По Детской Лечебной Физкультуре»
Ростов На Дону «Феникс», 2007
14.М.И. Фонарев «Справочник по детской лечебной физкультуре» Л.,1983
15.М.И. Фонарев, Т.А. Фонарева «Лечебная физическая культура при детских
заболеваниях» Москва, 1981
16.В.С. Приходько, Л.К. Пархоменко «Лечебная физкультура в клинике детских
болезней» Киев «Здоров,я»,1981
17.Анализ мониторингов состояния здоровья обучающихся департамент образования
города Москвы. Западное окружное управление образования.Государственное
образовательное учреждение города Москвы. Центр образования «Школа здоровья» №
97
18.Процесс формирования навыков произвольного дыхания (С.Ф. Цвек, С. Язловецкий)
Свидетельство о публикации №216080600729