Ущемлённый нерв

"Звонко кличу я беду -
Ремесло моё такое".
Анна АХМАТОВА

...


Только что получил новую книжку журнала "Звонница". Не могу удержаться, чтобы не сказать пары ласковых слов, еще не дочитав её до конца.
Но уже и того, с чем ознакомился, мне с лихвой...

Редактор и издатель журнала Владислав Мефодьевич Шаповалов, особенно в этом, 26-м номере, создал удивительный документ эпохи.

Эпохи развитого Владимира Владимировича Путина.

Это как некрасовский "Современник" николаевской поры. Всё в нем есть. И хорошая проза, и замечательные стихи, и умная публицистика. Но абсолютно все в "Звоннице" выравнено, придавлено плитой ординара, за который не высунулся ни один автор.
Ничего за той гранью, что известна, как "ни-зя..."

И это уровняло всех - умных и глупых, даровитых и бездарных. И уже это сделало номер "Звонницы" документом эпохи, даже безотносительно к тому, что и кем здесь написано.

Это журнал подневольной поры, натужного паториотизма и голОв, сунутых в песок.

Можно и по порядку.

С вашего позволения, я стану говорить только об авторах, представляющих Белгородчину, или пишущих о ней.

И тут чрезвычайно любопытна, в разрезе нашего вступления, статья историка Виктора Васильевича Овчинникова.

Это человек, в некотором смысле преподносимый для Бегородчины тем же, кем для России выставляется Никита Михалков. Барин, художник, умница, сибарит. И мне кажется - сравнее это уместно, исходя из масштабов обоих персонажей.

Вот Михалков. На мой взгляд - лучший режиссер мирового кино. И когда в нём говорит художник - в нем исчезают ложь и лукавство. Но когда он заводит свой "Бесогон" - со стыда хоть святых выноси. Человек, доверенное лицо Ельцина и Путина, латифундист, миллионер - когда он проклинает всех и вся за развал русской культуры, то впору прямо ставить вопрос: а не с твоей ли помощью её развалили , Никита Сергеевич? Разве не ты обложил данью авторов и издателей каждой песни и каждого диска? Разве не тебе открыты все высокие трибуны , и разве не у тебя, в числе очень немногих, есть возможность в прямом эфире говорить правду о настоящей народной беде?
Молчит Михалков. Потому что от добра добра не ищут.

То же и Овчинников. Именно в проклинаемые им годы ( статья "Бесы и Россия") он стал доктором наук, лауреатом, орденоносцем и председателем областной Общественной палаты. То есть - стал едва ли не первым в числе тех, кого нынче сам же и называет бесами. "...погибель русского народа продолжается, о чем свидетельствует безжалостная статистика последних десятилетий (Бесы и Россия, В.В. ОВЧИННИКОВ)".
Но эта же бесжалостная статистика говорит, что в эти же годы Овчинниковым " подготовлено и издано 80 книг и трудов, более 700 статей, проведено почти 200 передач на радио и 30 на телевидении".

И что, провернулся хоть на полградуса шар земной? Нет, пишет Овчинников в "Звонице", - погибель русского народа продолжается.

Может - не то писали, Виктор Васильевич?

Да нет. Как раз то и писал уважаемый ученый, что обеспечивало ему личное благополучие. А если писал тО, чего ж лить крокодиловы слёзы по раздербаненной с твоим же участием стране?

А ведь историку есть что сказать именно в Белгродской области. У Виктора Васильевича в руках канат от языка набатного колокола - первый голос в Общественной палате. Например, по нашим городам в последние годы реформа ЖКХ уничтожила сотни старинных зданий, имевших несомненную историческую ценность.
Белгородчина потеряла лицо!

Но ни отдельный ученый Овчинников, ни воглавляема им палата и ухом не повела.

Да мало ли возможностей у чиновника высшего слоя и ученого Овчиникова остановить погибель русского народа!

Нет. Не хочет. Боится. И когда я читаю его "Бесов и Россию", я вижу эту его гражданскую, извините, импотенцию.

Тут большое поле для разговора, но рамки журнала не дают его распахать. Посему - несколько слов о других работах.

Меня искренне тронули главы из документальной повести Виктора Ивановича Белова "Облака и паутина". Там речь идёт о советской аримии последних её лет и отдельной солдатской судьбе. Прочтите сами - не пожалеете. Вещь жёсткая, правдивая и точная.
Злая вещь, я бы сказал.На грани допустимого нынче. В традиции Виктора Перовича Астафьева.

Меня повесть зацепила еще и тем, что я увидел и узнал настоящего Белова. Виктор Иванович - восьмидесятилетний человек, дитя советского времени . Он всегда был художником полуоткрытым, и в жизни не выходившим за рамки соцреализма. Он всегда очень боялся начальста. Причем - любого, хоть своего, хоть чужого. Я помню, как он приезжал к нам в район. Был Виктор Иванович корреспондентом областного радио. Я работал тогда на районом. И всегда меня поражала разница в общении Виктора Ивановича с простыми смертными и с начальством. Он мог и голос повысить, и байку рассказать, и каши полевой с комбайнерами откушать.
Но стоило появиться заместителю главы района Кирпичёву, как Белов мгновенно превращался в ничто. Для меня это было настолько показательным самоуничижением, что я возненавидел Кирпичёва. Который просто упивался властью над областным журналистом. Хотя, справедливости ради скажу, что Иван Михайлович Кирпичев сам никого не наклонял, и если ему один раз не позволить наорать на себя, он уже и впредь пытаться делать это не будет.
Так вот о повести "Облака и паутина". Я увидел здесь в авторе другого Белова. Видимо - настоящего. Того, который в отместку всем кирпичевым совеской поры гордо распрямился и сказал о них всё, что боялся сказать раньше.
Повесть удалась. Она сделана Виктором Ивановичем на вырост.
Чего не могу сказать о другой повести в журнале. Я имею в виду "Небоевые потери" Юрия Хабибулина.
Я давно, еще до этой повести, сразу откравляю в корзину всякую книжку, если за неё автор получил чекистскую премию.
Не может такого быть в природе,чтобы силовики заплатили деньги за правдивый рассказ о них, силовиках.
Премия за литературу от силовиков - это нелепость.
Литература их на это не уполномочивала.
Это так же глупо, как силовикам получать воинские звания от председателя писательского Союза Ганичева.
И первое, и второе не может приниматься всерьёз.
А неправдивые рассказы лично мне читать противно. Хотя у Хабибулина вроде бы всё наличествует. И сюжет, и персонажи, и закручено всё на живое веретено.
...но.
Если бы я не читал статьи Овчинникова - я бы что-то потерял.
Если бы я не читал повести Белова - я потеря бы многое.
Если бы я не читал повести Хабибулина - я не потерял бы ничего.
Кстати - о птичках.

"Вторым из встречающих оказался штурман Ту- 154. После взлета услышал, что "полет совершает экипаж в составе..."
Летели в Катманду".

Знаете, в чем секрет и привлекательность толстых журналов? Он не в острых темах и звучных именах. Успех в повестях, стихах и рассказах авторов как бы случайных , как бы поставленных ради забить пробелы, оставленных на подвёрстку. Вот и в "Звоннице" я споткнуся о "Воспоминания" киргиза Рафиля Миндубаева. И тут меня пленило уже отдельное ненавязчивое мастрество рассказчика. Когда переворачиваешь страницу и косишь взгляд на угол в надежде, что она - не последняя.

Не знаю, как я, а вот "Звонница" в целом очень потеряла бы без "Воспоминаний" Миндубаева.

Ну и о стихах номера...

А что можно сказать о стихах? Их читать надо, друзья мои.
Лучше я расскажу вам о поэтах.
Вернее - не я, а Анатолий Папанов. В журнале опубликованы его "Неюбилейные заметки" с воспоминаниями , среди прочих, о белгородских поэтах Генадии Островском и Николае Белых. Обоих уже нет,и обоих я хорошо знал. И если бы меня попросили рассказать о них - я отправил бы просящих к статье Папанова. Лучше него не скажешь.

Вроде все. Пойду дочитывать новую "Звонницу". А почему статью о ней я назвал "Отмерший нерв"?
Да потому, что журнал открывается жуткой канцелярской эскападой депутата Госдумы Селиванова. Вернее - его выступлением на заседании Думы 18 марта этого года.
Друзья мои - это нечитаемо. И если это боль за Россию - то боль откровенно мёртвая.
Как на пустом нерве
Но это же и здорово! Читатель будущего из таких выступлений узнает о путинской эпохе куда больше, чем из трудов патенованных овчинниковых будущего.
И в этом поражении тоже успех "Звонницы". Мудрый Шаповалов сумел скроить и сшить его на манер некрасовского "Современника".
Такой же журнал-обвинение, и журнал приговор.
И только читателю доверено оживить этот нерв.

...Да, вот еще. Журнал "Звонница", №26,в Бирюче можно почитать в магазине "Онтария". Он там ждёт вас в единственном экземпляре (в смысле журнал).
Поверьте, если не перелистаете - потеряете много.


Рецензии