Ущемлённый нерв
Ремесло моё такое".
Анна АХМАТОВА
...
Только что получил новую книжку журнала "Звонница". Не могу удержаться, чтобы не сказать пары ласковых слов, еще не дочитав её до конца.
Но уже и того, с чем ознакомился, мне с лихвой...
Редактор и издатель журнала Владислав Мефодьевич Шаповалов, особенно в этом, 26-м номере, создал удивительный документ эпохи.
Эпохи развитого Владимира Владимировича Путина.
Это как некрасовский "Современник" николаевской поры. Всё в нем есть. И хорошая проза, и замечательные стихи, и умная публицистика. Но абсолютно все в "Звоннице" выравнено, придавлено плитой ординара, за который не высунулся ни один автор.
Ничего за той гранью, что известна, как "ни-зя..."
И это уровняло всех - умных и глупых, даровитых и бездарных. И уже это сделало номер "Звонницы" документом эпохи, даже безотносительно к тому, что и кем здесь написано.
Это журнал подневольной поры, натужного паториотизма и голОв, сунутых в песок.
Можно и по порядку.
С вашего позволения, я стану говорить только об авторах, представляющих Белгородчину, или пишущих о ней.
И тут чрезвычайно любопытна, в разрезе нашего вступления, статья историка Виктора Васильевича Овчинникова.
Это человек, в некотором смысле преподносимый для Бегородчины тем же, кем для России выставляется Никита Михалков. Барин, художник, умница, сибарит. И мне кажется - сравнее это уместно, исходя из масштабов обоих персонажей.
Вот Михалков. На мой взгляд - лучший режиссер мирового кино. И когда в нём говорит художник - в нем исчезают ложь и лукавство. Но когда он заводит свой "Бесогон" - со стыда хоть святых выноси. Человек, доверенное лицо Ельцина и Путина, латифундист, миллионер - когда он проклинает всех и вся за развал русской культуры, то впору прямо ставить вопрос: а не с твоей ли помощью её развалили , Никита Сергеевич? Разве не ты обложил данью авторов и издателей каждой песни и каждого диска? Разве не тебе открыты все высокие трибуны , и разве не у тебя, в числе очень немногих, есть возможность в прямом эфире говорить правду о настоящей народной беде?
Молчит Михалков. Потому что от добра добра не ищут.
То же и Овчинников. Именно в проклинаемые им годы ( статья "Бесы и Россия") он стал доктором наук, лауреатом, орденоносцем и председателем областной Общественной палаты. То есть - стал едва ли не первым в числе тех, кого нынче сам же и называет бесами. "...погибель русского народа продолжается, о чем свидетельствует безжалостная статистика последних десятилетий (Бесы и Россия, В.В. ОВЧИННИКОВ)".
Но эта же бесжалостная статистика говорит, что в эти же годы Овчинниковым " подготовлено и издано 80 книг и трудов, более 700 статей, проведено почти 200 передач на радио и 30 на телевидении".
И что, провернулся хоть на полградуса шар земной? Нет, пишет Овчинников в "Звонице", - погибель русского народа продолжается.
Может - не то писали, Виктор Васильевич?
Да нет. Как раз то и писал уважаемый ученый, что обеспечивало ему личное благополучие. А если писал тО, чего ж лить крокодиловы слёзы по раздербаненной с твоим же участием стране?
А ведь историку есть что сказать именно в Белгродской области. У Виктора Васильевича в руках канат от языка набатного колокола - первый голос в Общественной палате. Например, по нашим городам в последние годы реформа ЖКХ уничтожила сотни старинных зданий, имевших несомненную историческую ценность.
Белгородчина потеряла лицо!
Но ни отдельный ученый Овчинников, ни воглавляема им палата и ухом не повела.
Да мало ли возможностей у чиновника высшего слоя и ученого Овчиникова остановить погибель русского народа!
Нет. Не хочет. Боится. И когда я читаю его "Бесов и Россию", я вижу эту его гражданскую, извините, импотенцию.
Тут большое поле для разговора, но рамки журнала не дают его распахать. Посему - несколько слов о других работах.
Меня искренне тронули главы из документальной повести Виктора Ивановича Белова "Облака и паутина". Там речь идёт о советской аримии последних её лет и отдельной солдатской судьбе. Прочтите сами - не пожалеете. Вещь жёсткая, правдивая и точная.
Злая вещь, я бы сказал.На грани допустимого нынче. В традиции Виктора Перовича Астафьева.
Меня повесть зацепила еще и тем, что я увидел и узнал настоящего Белова. Виктор Иванович - восьмидесятилетний человек, дитя советского времени . Он всегда был художником полуоткрытым, и в жизни не выходившим за рамки соцреализма. Он всегда очень боялся начальста. Причем - любого, хоть своего, хоть чужого. Я помню, как он приезжал к нам в район. Был Виктор Иванович корреспондентом областного радио. Я работал тогда на районом. И всегда меня поражала разница в общении Виктора Ивановича с простыми смертными и с начальством. Он мог и голос повысить, и байку рассказать, и каши полевой с комбайнерами откушать.
Но стоило появиться заместителю главы района Кирпичёву, как Белов мгновенно превращался в ничто. Для меня это было настолько показательным самоуничижением, что я возненавидел Кирпичёва. Который просто упивался властью над областным журналистом. Хотя, справедливости ради скажу, что Иван Михайлович Кирпичев сам никого не наклонял, и если ему один раз не позволить наорать на себя, он уже и впредь пытаться делать это не будет.
Так вот о повести "Облака и паутина". Я увидел здесь в авторе другого Белова. Видимо - настоящего. Того, который в отместку всем кирпичевым совеской поры гордо распрямился и сказал о них всё, что боялся сказать раньше.
Повесть удалась. Она сделана Виктором Ивановичем на вырост.
Чего не могу сказать о другой повести в журнале. Я имею в виду "Небоевые потери" Юрия Хабибулина.
Я давно, еще до этой повести, сразу откравляю в корзину всякую книжку, если за неё автор получил чекистскую премию.
Не может такого быть в природе,чтобы силовики заплатили деньги за правдивый рассказ о них, силовиках.
Премия за литературу от силовиков - это нелепость.
Литература их на это не уполномочивала.
Это так же глупо, как силовикам получать воинские звания от председателя писательского Союза Ганичева.
И первое, и второе не может приниматься всерьёз.
А неправдивые рассказы лично мне читать противно. Хотя у Хабибулина вроде бы всё наличествует. И сюжет, и персонажи, и закручено всё на живое веретено.
...но.
Если бы я не читал статьи Овчинникова - я бы что-то потерял.
Если бы я не читал повести Белова - я потеря бы многое.
Если бы я не читал повести Хабибулина - я не потерял бы ничего.
Кстати - о птичках.
"Вторым из встречающих оказался штурман Ту- 154. После взлета услышал, что "полет совершает экипаж в составе..."
Летели в Катманду".
Знаете, в чем секрет и привлекательность толстых журналов? Он не в острых темах и звучных именах. Успех в повестях, стихах и рассказах авторов как бы случайных , как бы поставленных ради забить пробелы, оставленных на подвёрстку. Вот и в "Звоннице" я споткнуся о "Воспоминания" киргиза Рафиля Миндубаева. И тут меня пленило уже отдельное ненавязчивое мастрество рассказчика. Когда переворачиваешь страницу и косишь взгляд на угол в надежде, что она - не последняя.
Не знаю, как я, а вот "Звонница" в целом очень потеряла бы без "Воспоминаний" Миндубаева.
Ну и о стихах номера...
А что можно сказать о стихах? Их читать надо, друзья мои.
Лучше я расскажу вам о поэтах.
Вернее - не я, а Анатолий Папанов. В журнале опубликованы его "Неюбилейные заметки" с воспоминаниями , среди прочих, о белгородских поэтах Генадии Островском и Николае Белых. Обоих уже нет,и обоих я хорошо знал. И если бы меня попросили рассказать о них - я отправил бы просящих к статье Папанова. Лучше него не скажешь.
Вроде все. Пойду дочитывать новую "Звонницу". А почему статью о ней я назвал "Отмерший нерв"?
Да потому, что журнал открывается жуткой канцелярской эскападой депутата Госдумы Селиванова. Вернее - его выступлением на заседании Думы 18 марта этого года.
Друзья мои - это нечитаемо. И если это боль за Россию - то боль откровенно мёртвая.
Как на пустом нерве
Но это же и здорово! Читатель будущего из таких выступлений узнает о путинской эпохе куда больше, чем из трудов патенованных овчинниковых будущего.
И в этом поражении тоже успех "Звонницы". Мудрый Шаповалов сумел скроить и сшить его на манер некрасовского "Современника".
Такой же журнал-обвинение, и журнал приговор.
И только читателю доверено оживить этот нерв.
...Да, вот еще. Журнал "Звонница", №26,в Бирюче можно почитать в магазине "Онтария". Он там ждёт вас в единственном экземпляре (в смысле журнал).
Поверьте, если не перелистаете - потеряете много.
Свидетельство о публикации №216080701006