Герой

Я гляжу на героя, посвятившего себя другим: он захотел сделать людей счастливыми. Он захотел сделать их свободными. Он захотел избавить их от унизительной нищеты и страданий. Притом, его оружие – любовь. Ибо он, исполняя свою миссию, отрекся самого себя. Разве не прекрасен он, разве не завидна его судьба? Так скажут многие. Но почему на сердце у меня камень, когда я думаю о будущем – его и тех, ради кого он живет и идет на страдания и смерть?

Он подобен пламени костра, ярко горящему, согревающему и освещающему все вокруг себя. Но что это?  – Все меньше пламя и все больше в костре черных головешек...  Вот и совсем затихает огонь, лишь кое-где вспыхивают и угасают красные точки  на поверхности поленьев. Там, в них, еще есть жар, но и он постепенно остывает... Да, теперь среди того, что некогда было полыхавшим пожаром, можно испечь картошку, насладиться ее вкусом, насытиться и забыть об огне до того времени, пока неумолимая натура людская не заставит вновь беспокойно искать того куска мяса, лишение которого, по словам философа, столь часто заставляет молить о кусочке духа.

И камень на сердце оттого, что прекрасное и возвышенное служение нашего героя людям, как и огонь, прекрасно лишь в самом служении. И обращается в золу и пепел обыденности, как только достигает своей цели – делает людей счастливыми, свободными, избавленными от нищеты и страданий. Да, оно сжигает само себя и оставляет мир в такой же духовной темноте, в какой он пребывал и ранее.


Рецензии
Не рецензия, а

"Соразмышление о героизме на на двух примерах".
Герой - интересная тема...

Наверно герой - не обычный человек..
В древней Греции героем назывался тот, кто рождён от бога и человека. То есть, считалось, что герой не может быть нормальным, обычным человеком, в нём должно быть божественное начало.

А теперь - когда в эти вещи вообще никто почти не верит, героем может стать практически каждый.. Достаточно совершить подвиг. (Иногда можно и не совершать)

Для древнего грека божественное происхождение было обязательным, а так - хоть ты в лепёшку разбейся, ты не герой.

Я написал, конечно, тривиальность. Ну да.. Но вот если ты посмотришь, скажем, на Геракла, останется ли камень у тебя на сердце?

Очень странно как-то получается иногда, что многое меняется от того или иного понимания слова... Может, я буквоед, а может, в детстве поклонялся Гераклу, никогда не принимая его за выдумку..
Не знаю..
Но интересно: когда думаешь о Геракле, то чувство восхищения, энтузиазм в душе. Нет никакого неприятного осадка. Даже несмотря на его мучительную смерть, там нет мрака, нет безысходности, и нету обыденности. Пепел от костра остался, а сам Геракл - на Олимпе с вечно юной Гебой. Что может быть прекрасней!?!
Светло, сильно, возвышенно! Олимп!
Вот участь великого героя.
А вот читаешь великого пролетарского орнитолога Горького, про Данко.. Героем его автор не называет прямо, но по сути, вроде герой...
И тут - да, точно как у тебя: тяжеленный камень на сердце. Мрачно, напрасно, обыденно и бессмысленно... Я имею в виду финал. Да и не только финал, там это тёмное чувство почти постоянно. Когда он вытаскивает сердце из грудной клетки - тоже не очень возвышенно, не очень светло, как-то всё тяжело и мучительно.
Горький правдиво, кажется, описал, ведь он описывал героя современного, не полубога, и после смерти он прекращает жить, и его светящее сердце тоже довольно быстро исчезает...

Радости нет.
Ра́дости нет.
Радости - нет!

Я думаю, потому тебе и безрадостно. Было бы странно, если б иначе было...

И тут совсем безразлично, заботился герой о "людях" (что за люди, кто такие?. Люди...
Человеки ли?..), или не очень-то их замечал... Или жил своей особенной жизнью, делал свои предначертанные ему подвиги... Или не предначертанные.

Как авгиевы конюшни. Там уж заботы о людях никакой, никто кроме Авгия и не страдал от этого конского навоза...
И не из заботы о человеке Авгии он это делает.
Он это делал для своей свободы. Чтоб от рабства избавиться.
После смерти он стал олимпийским богом...
Данко - умер.
__
Однако Геракл сделал для людей, для человечества безмерно много в итоге.
Тысячелетия проходят, и его подвиги живы. Он сам жив. И показывает путь...
Ничего не может этому помешать..
__
И остался "мир в такой же духовной темноте, в какой он пребывал и ранее". Ты совершенно прав.
Не может подобное породить лёгкость в сердце..
____
Когда я прочитал твоё эссе, у меня появился протест против "камня в сердце", думал, почему камень, ведь всё так здо́рово!
Но перечитав, понял твоё чувство, твоё отношение, и понял, что оно, пожалуй, единственно верное, и чувствуй ты иначе - это было бы или наигранно, или болезненно.

И я понял (может, почувствовал), что дело не в тебе или во мне, а в герое.

Леонид Истомин   08.10.2024 21:19     Заявить о нарушении
Я вот такой прекрасный гимн нашёл Гераклу, - старинный..

****

Духом огромный Геракл, титан многосильный, могучий,
С крепкими дланями, непобедимый, вершитель деяний,
Видом изменчивый, года отец, благомысленный, вечный,
Неизречимый, свирепый, молимый людьми неустанно,
Сердцем всесильный, великая крепость, стрелец, прорицатель,
Всепородитель, всеядец, всевышний, всеобщий заступник,
Неукрощенное племя чудовищ для смертных смирил ты,
К миру стремясь драгоценному, миру — растителю юных,
Перворожденные стрелы твои, как молнии, блещут,
Лучшая поросль Земли, самородный и неутомимый,
Славный Пэан, вкруг чьей головы — и ночь, и денница!
Подвигов ты двенадцать пронес от востока на запад,
Ты, о бессмертный, незыблемый, опытный и бесконечный.

Ныне, блаженный, гряди и, ветвью в руке помавая,
Нас от болезней избавь, отведи заблуждения злые!
Кер вредоносных пернатые стрелы твои да изгонят!

***
Правда, здо́рово?

Леонид Истомин   08.10.2024 19:18   Заявить о нарушении
Думаю, мы с тобой чуть в разных ракурсах слово "герой" озвучиваем.

Заглянул сейчас в словарь Даля (захотелось посмотреть, как в прошлом это слово понималось; понятие литературного героя я сейчас опускаю). Конечно, значения есть такие: "витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь..." А вот одной фразой (очень ёмко на мой взгляд): "Доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец".

Рассказывая про Геракла, ты обращаешь особое внимание на красоту и величие его деяний-подвигов, на физическую силу и на силу его духа. Да, это мифотворчество древних безусловно вдохновляло и вдохновляет людей на подвиги. Такая поэтизация очень важна и найденный тобой гимн - лишнее тому подтверждение.

Но не могу согласиться с тобой в отношении Данко. Для меня эта сказка, написанная Горьким, очень значима (только что перечитал её). Описан подвиг ради людей, подвиг бескорыстный, подвиг самопожертвования. Вот задайся вопросом, почему тебе не нравится образ Данко, но по душе образ Геракла. Из-за того, что Геракл стал после смерти олимпийским богом, а Данко умер - как ты пишешь? Или что-то иное?.. Я совершенно непредвзято могу сейчас сказать, что символика этих двух героев совершенно обоснована и хороша - каждая для своего времени и своего народа.

А моя миниатюра как раз и посвящена горечи из-за невозможности и даже безнадежности изменить что-либо - пусть даже и героическими поступками отдельных людей. Если не трудно, перечитай не торопясь самый последний абзац миниатюры. Неужели мне совсем не удалось выразить мысль?

Дмитрий Новиков Винивартана   09.10.2024 03:44   Заявить о нарушении
Очень рад, что ты ответил!

У нас вообще нет спора на эту тему!

Ты ведь написал почти то же самое, что и я, - почти во всех пунктах.

Я буду фрагментами писать.

Именно, как я в конце и написал, дело не в тебе или во мне, а дело в героях.

Я пытаюсь вести расследование. Расследование одного слова.
И психологическое наблюдение - какие чувства в душе рождаются тем или иным.
Как меняется понимание слова, понимание понятия.
Прослеживаю до истоков, насколько мне возможно.
Рассматриваю "героя" диахронически.
Подчеркиваю, дело не в том, что мне нравится, или нет.

Вся современная западная культура выросла из древних греков, вплоть до слов. И "герой" тоже.

Даже остались отголоски того, древнего восприятия.
Тогда герой был тот, кто родился от человека и бога. Иначе - не. То есть в нём должно быть что-то божественное, вечное.
Но и теперь, разве мы (люди современной культуры) не признаём, что герой это не обычный человек? Что в нём есть что-то высокое, что-то более "долгое", чем во всех остальных? Мы же выделяем героя из остального человечества! Иначе и не говорили бы, что вот, это герой! Посмотрите, он особый! Он возвышается над всеми!
Это ведь всё отголоски того, древнего мировосприятия.
Даже в названиях. В Армении, в Ереване есть кладбище, где хоронят людей "выдающихся", по крайней мере, номинально. В парке, ты наверно знаешь. А как оно называется официально? Пантеон! Пантеон. Хотя ни в какие пантеоны сегодня никто в Армении не верит. Разве что небольшая группа верующих язычников, - которые, к слову сказать, верят в совсем другой пантеон, не в кладбище.
Слово-то осталось неспроста.. Почему так назвали? Из желания как-то возвысить этих людей, выделить, приподнять, придать им некоторое бессмертие. Ведь так и говорят: дела ваши будут вечно в памяти... Или что-то подобное. Хотя знают, что никакая память не вечна.
Остались все отголоски.
И с Данко то же самое. Я же написал, что Горький правдиво, на мой взгляд, изобразил этого героя. Да, как и ты пишешь, правдиво для своей эпохи. Конечно, если б у него Данко не погиб, а, скажем, куда-то вознёсся, была бы карикатура, нелепость...
Мы же с тобой об одном тут говорим!
___

О вызываемых чувствах.
Я просто стараюсь сделать психологическое наблюдение. Вникаю в образ, сопереживаю, и смотрю, какие чувства, эмоции появляются.
И вижу: ты абсолютно прав, иначе и не может переживаться этот образ, э́тот герой! Иначе, чем ты переживаешь. Как человек, чувствующий фальшь.
Мне казалось, ты сразу поймёшь, о чём, я говорю...

___

Я осмелился пойти немного дальше, и предположить, почему так по-разному они переживаются - эти две личности?
И дерзнул предположить: причина в том, что в одном случае жизнь, исполненная великих подвигов заканчивается новой, вечной жизнью, свадьбой с вечной юностью..

В другом - смертью, забвением, по сути, мраком. Как ты пишешь, тем же мраком, что прежде.
_
Не понимаю, как ты находишь в моих словах противоречия с твоими!
_
Если без "нравится-не нравится" посмотреть дальше: что дальше было? Дальше люди стали сочинять молитвы, гимны Гераклу, - как богу. Он же ведь бог.
Получеловек-полубог, рождённый от смертного человека и бессмертного бога, стал бессмертным богом.

Что это?
Это - божественное победило. Бессмертное победило!
Бессмертие победило смерть.
В этом триумф. В этом радость, поклонение, энтузиазм.
Трагическая, мучительная, незаслуженная смерть заканчивается бессмертием.
_
От себя я ничего не сказал. Это всё - изложено.
_
Продолжаю компаративное, сопоставительное психологическое наблюдение.
_
Что с Данко?
Почему камень на сердце?
Почему обыденность, и "людское, слишком людское" победило?
Это же понятно. Иначе быть не могло.
Опять же, потому, что нет вечности, нет божественного, нет жизни после такой ужасной смерти. Нет божественного продолжения.
Мрак. Это ведь и твои ощущения.
_____
Я наберусь смелости, и скажу то, к чему сейчас привела меня вся эта история.
Я дерзаю сказать, что вся наша западная (и не только) цивилизация, культура расцвела и стала такой великой именно благодаря тому, два с лишним тысячелетия назад в её основание была положена именно победа над смертью, торжество вечного, победа божественного.
Воскресение.
Пусть в самых искажённых чертах, даже порой уродливых, неистинных, пусть даже с великим инквизитором...
Но именно это.
И это совершенно органично взросло на почве древних греков.
__
Это стало ясным мне прямо сейчас, благодаря нашему диалогу..
__

Прошу тебя очень, пойми, что я говорю.
У нас нет противоречий.
Դէ չկա՛ էլի։

___
Прости, пожалуйста, за фрагментарность, я на одном дыхании написал, как выдохнул. Но и вдохнул, оказывается..
Я счастлив нашему диалогу.

-
Я, наверное, не всё сказал, что хотел бы ... И ты, наверное...

Но мы ещё живы!
_
Да, ты теперь видишь, что дело не в красоте, уме, силе мышц...
Хотя всё это и произрастает именно оттуда, из божественного...

Леонид Истомин   09.10.2024 13:05   Заявить о нарушении
Лёнь джан, спасибо тебе за твои комментарии-рассуждения. Они очень интересны, самобытны. Это твой стиль, ты очень хорошо пишешь. Мне нравится, даже если окружающую реальность и человека вообще я во многих случаях воспринимаю несколько по-иному. Мне бы хотелось увидеть на твоей странице это твое произведение, разумеется уже не как отклик мне, но самостоятельное эссе. Думаю, подредактируй ты его совсем немного, получилось бы интересное произведение.

Дмитрий Новиков Винивартана   10.10.2024 21:40   Заявить о нарушении
Дим джан, очень рад твоим словам, это именно были рассуждения-рассмотрения-наблюдения,
ни в коем случае не дискуссия!

Благодаря твоему эссе у меня ожили мои детские и юношеские чувства... И совсем новые к ним прибавились..
___
Надо издать отдельным томом - шутка - вспомнил книгу Феликса Добржанского "Голливуд и мой мозг", так, кажется, она называлась!
___
Перечитываю сейчас биографии героев!
Единственный раз я видел Грецию, с воздуха, когда сидели в самолёте, летевшего в Афины. Не могу описать какие чувства меня наполнили...
Моря, острова, горы, скалы... Не видел ничего прекраснее этой страны. Наверное, только там могли родиться все эти герои, боги..
Около часа мы пробыли в Греции, я и сейчас чувствую необычный воздух этой страны! Я наслаждался каждым вдохом - воздух чуть солоноватый, совсем немного, пряный, удивительный воздух...
___
Что ещё интересно: эти герои, как правило, часто с самого детства преодолевали такие препятствия, такие трудности и опасности, которые и не снились простым смертным. Кажется, весь мир против них.
Геракла всю жизнь ненавидела Гера великая богиня - шутка ли!!! (Даже имя его содержит её отношение к герою!)
То есть вся жизнь была необычным подвигом...
(К слову сказать, ведь Гера - хранительница матерей, очага, как говорят теперь, традиционных ценностей, семейных устоев... И только после восхождения Геракла на Олимп она примирилась с ним.. Есть о чём подумать...)
Подвиг не одним поступком, а всей жизнью... Это мне кажется очень значимым..

Очень тебе благодарен!!

Леонид Истомин   11.10.2024 10:03   Заявить о нарушении
Я всё-таки очень хочу тебе сказать:

Ничего не исчезает бесследно. Люди, бывшие участниками больших свершений, больших поступков, соприкоснувшиеся с большими индивидуальностями, уже не останутся прежними.
Большие индивидуальности и свершения оставят в них свой отпечаток. Родившись снова, они будут нести в себе этот отпечаток.
Так или иначе, всё имеет своё продолжение...
Когда мы родимся снова, мир будет уже другим.

Леонид Истомин   12.10.2024 13:52   Заявить о нарушении
Я тебе тоже очень благодарен. Ты вывел наше обсуждение далеко за пределы того, о чем я изначально хотел сказать в своем эссе (или просто в заметке). Очень красиво зазвучала у тебя тема подвига. Вообще подвига. Пусть же будет по слову твоему - и продолжение человека в вечности, и преемственность больших свершений...
Обнимаю тебя крепко.

Дмитрий Новиков Винивартана   13.10.2024 03:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.