Карманник Левицкий

В дежурной части, куда я спустился по вызову дежурного Васинькова В.И., невероятный шум.  Прилично одетая, очень привлекательная дама лет 30-35, в самой настоящей истерике.
- Михаил Иванович, разберись. Вот Валентину Ивановну обокрали. Кража довольно крупная. Кроме ее заявления, информации никакой.
- Валентина Ивановна, я следователь. Пойдемте ко мне в кабинет. Поговорим, разберемся.
В кабинете ее успокоил, как мог. Дал воды попить. Когда стала способна связно говорить, стал расспрашивать, что случилось.
Полчаса назад она села на трамвай возле кинотеатра «Дружба», а при выходе на Шеронова обнаружила, что из пакета пропал кошелек с деньгами.
- Денег много было?
- 2500 рублей.
Елки-палки! Это же 1981 год. У меня зарплата была 150 рублей, а 2500 рублей я никогда в руках не держал. Теперь понятно, почему истерика.
Оказалось, что ее муж капитан одного из судов Амурского речного пароходства. Ходит за границу. Соответственно, прилично зарабатывает. В тот день они должны были купить новую мебельную стенку – очередь подошла, и холодильник. Кошелек ей муж из Японии привез. Красивый такой, вышитый бисером. В нем лежали 4 лотерейных билета, квитанции на оплату платежей за квартиру и деньги: 22 сотенных купюры, 4 пятидесятки и 10 червонцев. Кошелек положила в прозрачный пакет, в котором кроме этого кошелька, ничего не было. Вот в таком виде села в трамвай, а через три остановки обнаружила, что в пакете пусто.
- Валентина Ивановна, думать же надо. Такой яркий кошелек, да еще туго набитый, положить на всеобщее обозрение. Да тут любого добропорядочного человека совратить можно, не говоря уж о профессиональных карманниках…
Ну и что делать? Заявление принято, заявительница признана потерпевшей и допрошена  в этом качестве. Уголовное дело возбуждено. А дальше что?
- Михаил Иванович, как ваше мнение, установите, кто украл деньги?
- Во всяком случае, Валентина Ивановна, стремиться к этому будем.
Это же все знают по фильмам и детективным романам, что карманнику кражу можно доказать, если его схватить в тот момент, когда он взял кошелек. В городе целое подразделение оперов имеется, занимающихся карманниками. Пасут их в транспорте. Задерживают на месте с кошельком в руках. Закрепляют свидетельскую базу и сразу в ближайшее подразделение милиции его сдают.
А здесь-то. Ушел кошелек с 2500 рублей и все…
Попросил Беклемешева оперов проинформировать по обстоятельствам дела.
На следующий день утром подходит опер Петров Г.И.
- Дело по краже 2500 рублей у тебя?
- У меня.
- Я после планерки подойду. У меня информация имеется. Надо обсудить, как реализовать ее.
- Ну-ка, ну-ка давай. Жду.
Приходит поле планерки.
- Ты Валерку Брита помнишь?
- Помню. На Гайдара, напротив «1000 мелочей» живет. Несколько раз за хулиганство судим. Говорят, опять в колонии. Якобы где-то достал бутафорскую шпагу и гонял с нею народ по детскому парку. За это и привлекли по статье 206.
- Точно. Мать его, Валентина, там и живет. Баба она хорошая, правда, тоже судима. Но жизнь такая. Сын из колоний с детства не вылезает. Сожитель у нее есть, она с ним лет 20 живет. Так вот, он особо опасный рецидивист, профессиональный карманник. Судим 5 раз. И вот мне поступила информация, что он вчера крупную кражу совершил, а потом  так загулял, как будто с ума сошел. Левицкий его фамилия.
- Да ты что? а доказательства? Как закреплять будем?
- Валентину я с утра вызвал. Отношения у нас давно сложились. Иногда она со своими проблемами обращается. С Левицким она и порвать не может, и осточертел он ей страшно. У него кое – какие сдвиги в психике проявляются, особенно когда выпьет. Развращен он сильно. Она такие вещи рассказывала… Что он только с нею не делает. В общем, она подтвердила, что он эту кражу совершил. У нее квитанции какие-то остались, которые в кошельке были. Во сколько кража была?
- Потерпевшая пропажу обнаружила в 10-15.
- Все правильно, а он с деньгами пришел к началу фильма «Джентльмены удачи». Посмотри по программе, во сколько он начался.
- В 10-30.
- Ну вот. Я ее сейчас пришлю. Ты допроси, а потом обдумаем, как все обставить. Там у них дома куча баб была, когда он деньги принес и начал ими разбрасываться. Так что свидетельская база может быть приличной.
Минут через 30 пришла Ваентина. Я ее знал раньше по тем временам, когда занимался ее сыном Валеркой, и мне несколько раз приходилось у них бывать.
- Присаживайтесь, Ваентина Алексеевна. Петров мне кратко рассказал обстоятельства. Давайте  подробнее.
- С Витькой Левицким я уже лет 20 живу. То, что он карманник, ни для кого не секрет. Вы с ним у нас не встречались, так как он недавно освободился. Ворует каждый день. Обычно утром, до начала работы на предприятиях уходит и через час возвращается. Деньги приносит. Иногда довольно много. Бывает, если утром не получится, он днем выходит на охоту. Кошельки всегда выбрасывал, приносил только деньги. Какую-то часть давал мне на хозяйство, остальное пропивал или проигрывал. Частенько идем из дома или домой. К нам тропой от ДК профсоюзов идти. Он остановится, ногой снег разгребет, а там кошелек. «Вот вчерашний или, скажем, позавчерашний».  В общем, ворюга. Я, конечно, пользовалась этими деньгами. А что делать? Сама много не заработаешь. От сына толку нет. Еще и ему надо постоянно передачи носить. Да и, честно говоря, я  привыкла к тому, что с деньгами особых проблем нет, к попойкам. Он, когда при деньгах, не скупится. Мои подруги – пропивохи еще те, постоянно у нас околачиваются. Но, если он мужиков соберет своих, судимых, то беда…
Вчера он с утра ушел. Я дома. Тут ко мне Танька Сажина с Ленкой Малышевой пришли, а потом Верка Алексеева появилась. Посидели, поговорили. Как раз фильм «Джентльмены удачи» начался. Еще титры шли, когда Витька появился.
Разделся, сел у печки, которую я раньше затопила. «Ну-ка – говорит – посмотрим, что мы имеем». И достает толстый, вышитый бисером кошелек. Бабы все знали, что он карманник и что это его очередной улов. Открывает кошелек, а там денег полно: в основном сотни, а также пятидесятки и червонцы. Еще там было четыре лотерейных билета последнего выпуска и какие-то квитанции. Билеты и квитанции он выбросил в печку. При этом несколько квитанций выронил, а я их подобрала. Ну – говорит – бабы, гуляем». А кошелек, вопреки своим правилам, не выкинул, видимо, он ему понравился. Может быть, он и сейчас у него. Я думаю: «Вот какую кучу денег у кого-то вытащил. Представляю горе хозяйки». Кошелек-то  женский.
Витька разошелся. Дал мне пару сотен, послал за коньяком, закуской. Он и бабам всем по сто рублей дал. Тут Зинаида Смирнова пришла, он и ей сотню дал. Когда к вечеру в магазинах спиртное перестали продавать, он сам сходил в ресторан гостиницы «Центральной». Принес еще  коньяка. В общем, загулял… Когда сильно перепились все, я у него 7 сотен и несколько полтинников и червонцев вытащила. Они у меня.
Да, думаю, Валентина Алексеевна, не забота о потерпевшей тебя подвигла, чтобы все рассказать, а неразумное поведение Витьки: столько денег принес и так бездарно спустил. Но этот мотив не столь важен. Главное, информация хорошая. Надо закреплять.
- Давай. – говорю – Валентина, я сейчас с этими дамами побеседую, очные ставки с тобой проведу. Потом буду думать, как дальше быть. С кого начать, кто послабее будет?
- Михаил Иванович, как-то бы сделать, чтобы моя роль была второстепенной, а то мне петля… А начать вам лучше с Сажиной.
- Как тебя обезопасить, я возможность найду. Не беспокойся. Жди.
Привезли дам, с которыми Левицкий отмечал удачную охоту. Бабули еще те. Кондовые. Просто так их не возьмешь. Пришлось каждой показать свою осведомленность обо всех деталях их застолья. Каждая была вынуждена подтвердить обстоятельства того вечера и пообещать принести полученные от Левицкого деньги.
Заминка вышла только со Смирновой Зинаидой. Участие в попойке она подтвердила, а получение денег категорически отрицала. Женщина волевая, закаленная в жизненных боях. Работала страховым агентом Росгосстраха и территориально обслуживала милицию. Так что у нее четко сформировалась установка: по возможности ничего не признавать.
Между каждой из этих дам и Галиной провели очные ставки, причем они давали показания, а она вынужденно признавала. После очных ставок ее допросил, предварив допрос словами: «После очных ставок хочу пояснить следующее…»
Дамы после допросов побежали по домам принесли каждая по сотне, полученной от Левицкого.
Послал участкового в ресторан. Официант подтвердил, что в тот день вечером мужчина купил пару бутылок коньяка, расплатившись  сотенной.  Потом он опознал Левицкого как человека, который коньяк покупал.
Петров приехал с последним приговором Левицкого. Пять лет назад так же утром в том же трамвае № 1 на перегоне от Гупровского городка до Шеронова он совершил кражу кошелька. Так как перед этим он был признан особо опасным рецидивистом, получил на полную катушку. Когда позже получил остальные 4 приговора, то по трем из них он также был осужден за карманные кражи на этом же перегоне. То есть метода такая: утром садится на рынке на трамвай, совершает кражу и идет домой. Так изо дня в день. С перерывами на отсидки, когда задерживали на краже.
- Ну что, Геннадий Иванович, пора с Левицким познакомиться.
- Его сегодня сопровождали опера отдела по карманникам. Он по маршруту проехал, но кражи не совершил. Или слежку почувствовал, или руки после запоя дрожат. Сейчас дома сидит.
- Ну что же, задерживай и вези на допрос. Пока допрашиваю, приготовься на обыск в его квартире. Все, что у Галины осталось, надо при обыске изъять.
Привезли Левицкого. Судя по внешнему виду, человек этот мог быть кем угодно – передовиком производства, знатным дояром, Героем соцтруда, только не карманником с таким солидным стажем. Приятное, располагающее к себе лицо, одет не броско, но аккуратно.
- Давайте знакомиться, Виктор Сергеевич. Я следователь, расследую дело о краже денег у одной гражданки вчера в трамвае №1 на перегоне от кинотеатра «Дружба» до Шеронова.
- А я здесь при чем? Меня, что на краже задержали или как?
- Ну что вы сразу хорохоритесь? Может быть, я вас пригласил как специалиста, чтобы дельный совет дали, на кого внимание обратить.
- Знаю я эти советы…
- Ну ладно, шутки в сторону. У меня есть подозрение, что кражу эту совершили вы.
- Может быть у вас доказательства есть? Может быть, меня за руку схватили?  Кража, насколько я понимаю, карманная, раз в трамвае.
- За руку не схватили, а насчет доказательств не сомневайтесь. Где вы были вчера с 9-00 до 11-00?
- Я не помню. Наверное, дома. Да, видимо, дома.
- Вот я зачитываю показания свидетеля Сажиной: «Вчера утром я пришла к Валентине с Малышевой, потом туда же пришла Алексеева. Когда начали смотреть фильм, вернулся Левицкий – сожитель Валентины». Потом она описала кошелек, который вы принесли, его содержимое, как вы распорядились им. Что скажете?
- Врет она. Только не знаю, зачем.
- Аналогичные показания дали свидетели Малышева и Алексеева.
- Тоже врут.
- Они утверждают, что вы каждой дали по сотне.
- Ничего я им не давал.
- Но они их вернули. Вот эти деньги.
- И откуда у людей такие деньги, чтобы просто так отдавать?
      Вижу, что надо доказывать. Человек  битый, на мякине его не проведешь. Пока все свежо в памяти, надо закреплять. Вызвал потерпевшую и в присутствии понятых с участием нескольких статистов предъявил ей Левицкого.
- Кого-то из присутствующих в комнате вы видели раньше?
Она, осмотрев всех, указала на Левицкого и сказала, что вчера, когда на остановке «Шеронова» она обнаружила пропажу  кошелька с деньгами, этот мужчина был поблизости в трамвае. Она всех присутствующих осматривала и точно помнит его.
Левицкого это вывело из себя, стал доказывать, что она ошиблась, он вчера вроде бы в центре города не был.
- Ну что, Виктор Сергеевич, поедем к тебе обыск проводить?
В большой комнате под клеенкой я на столе обнаружил 7 сотенных купюр, о которых Левицкий сказал, что это не его: очень уж сумма крупная.
В это время Геннадий Иванович из кухни кричит: «Михаил Иванович, идите сюда. Что-то интересное». Смотрим, а он там из камина выгребает какие-то обгоревшие бумажки. Оказались полуобгоревшие квитанции за квартплату с указанием адреса потерпевшей.
Это совершенно деморализовало Левицкого. Он подскочил к камину, схватил кочергу и стал ворошить угли, говоря: «Но я же все сжег…, все сжег…»
 А, когда под кроватью обнаружили газетный сверток с коноплей, он пытался объяснить, что это его пасынок Валерка принес.
- Но, Виктор Сергеевич, Валерка уже полгода в колонии сидит, вы недавно на свидание к нему ездили, а на газете с коноплей дата  прошлой недели.
В общем, приехали… Когда Левицкого сдавали в ИВС, у него из носка изъяли сотенную купюру. Запасся на всякий случай…
Да, кстати, потерпевшей в сберкассе сотенные выдавали из новой пачки. А номера тех купюр, которые изъяли у дам – компаньонок Левицкого, которые нашли при обыске в квартире и которые из его носка изъяли, совпадали. То есть понятно, что из одной пачки.
Где-то месяца через два-три политзанятия в РОВД у нас вел судья Тройченко Иван Трофимович, рассказывал о новых Постановлениях Пленума Верховного суда РСФСР.
Потом начал делать разбор некоторых дел. Чувствую, до меня добирается:
- Вот тут на днях рассматривал дело по хулиганству. Фамилию следователя я называть не буду, но думаю, что объективная сторона преступления описана неверно, точнее, не совсем  правильно. Вот что написано в резолютивной части обвинительного заключения: «…такой-то в малом зале кинотеатра «Гигант» беспричинно, из хулиганских побуждений оправился на впереди сидящих зрителей…». Я все-таки полагаю, что причина была. Как же беспричинно? Его приспичило… Физиологическая причина была…  В зале хохот.
А что, думаю, конечно, не Лев Толстой, но расписана объективная сторона в полном соответствии с диспозицией статьи 206 Уголовного кодекса. Хотя принимаю к сведению и над стилем поработаю…
Это я недавно дело закончил по Петьке Сунцову – наркоману из Авиагородка. Обкурился он коноплей и пошел в «Гигант». В зале придремнул, а, когда очнулся, не может понять, где находится, и мочевой пузырь переполнен. Он встал со своего места и начал на передние ряды поливать. Там девки молодые сидели, и вдруг чувствуют, что по их шапкам и шубам теплый дождичек… Они визжать. Контролер включает свет, а Петька стоит на виду у всего зала с расстегнутой ширинкой и поливает на впереди сидящих… В общем, хулиганство, статья 206 УК.
  После занятия Тройченко подозвал меня и сказал, что вчера рассмотрел дело Левицкого. Дал тому срок по высшему пределу как особо опасному рецидивисту.
- Но знаешь, я постоянно в суде опасался, что сейчас он встанет и признает, что был он в том трамвае и на полу нашел потерянный кошелек и забрал его. Пришлось бы освобождать из-под стражи за отсутствием состава преступления.
- Иван Трофимович, но ведь не сказал, и у адвоката ума не хватило подсказать. У Левицкого после того обыска соображалка напрочь в голове отключилась.
В дальнейшем с Левицкого деньги в счет погашения ущерба взыскивали, но какие-то копейки. В ходе обысков нами было возмещено потерпевшей что-то около 1500 рублей. Остальное эта компания успела спустить. Ну и Левицкий что-то успел заныкать.
Насколько я знаю, лет через пять он освободился и опять вернулся к Валентине. Однажды во время его очередной попойки с друзьями Валентина закрыла их в квартире и подожгла дом. Они из окон выпрыгивали, как тараканы. Сейчас не знаю, чем занимается. Если жив, то ворует.
Когда студенты мне со ссылкой на фильм «Место встречи изменить нельзя», рассказывают, что карманную кражу можно доказать, только схватив карманника за руку, я привожу пример с Левицким.


Рецензии