Изменилось ли наше время

Изменилось ли наше время

 Вот как было во времена более ста лет назад:
Повез сын своего отца больного алкоголизмом на квартиру к «бабенции», как он выразился.

 « - Боренька, - сказал он (отец) заискивающим тоном, - если моя бабенция начнет говорить тебе что-нибудь такое, то ты не обращай внимания и… и обойдись с ней, знаешь, этак, поприветливей. Она у меня невежественна и дерзка, но все-таки хорошая баба. У нее в груди бьется доброе, горячее сердце!
Длинный двор кончился, и Борис вошел в темные сени. Заскрипела дверь на блоке, пахнуло кухней и самоварным дымом, послышались резкие голоса. Проходя из сеней через кухню, Борис видел только темный дым, веревку с развешанным бельем и самоварную трубу, сквозь щели которой сыпались золотые искры.
- А вот и моя келья, - сказал старик, нагибаясь и входя в маленькую комнату с низким потолком и с атмосферой невыносимо душной от соседства с кухней.
Здесь за столом сидели какие-то три бабы и угощались. Увидев гостя, они переглянулись и перестали есть.
- Что ж, достал? – спросила одна из них, по-видимому, сама «бабенция».
- Достал, достал, - забормотал старик. – Ну, Борис, милости просим, садись! У нас, брат, молодой человек, просто… Мы в простоте живем.
Он как-то без толку засуетился. Ему было совестно сына, и в то же время, по-видимому, ему хотелось держать себя около баб, как всегда, «гоголем» и несчастным, брошенным отцом.
- Да, братец ты мой, молодой человек, мы живем просто, без затей, - бормотал он. – Мы люди простые, молодой человек… Мы не то, что вы, не любим пыль в глаза пускать. Да-с… Разве водки выпить?
Одна из баб (ей было совестно пить при чужом человеке) вздохнула и сказала:
- А я через грибы еще выпью… Такие грибы, что не захочешь, так выпьешь. Иван Герасимович, пригласите их, может, и они выпьют!
Последнее слово она произнесла так: выпьють.
 - Выпей, молодой человек! – сказал старик, не глядя на сына. – У нас, брат, вин и ликеров нет, мы попросту.
- Им у нас не ндравится! – вздохнула «бабенция».
- Ничего, ничего, он выпьет!
Чтобы не обидеть отца отказом, Борис взял рюмку и молча выпил. Когда принесли самовар, он молча, с меланхолическим лицом, в угоду старику, выпил две чашки противного чаю. Молча он слушал, как «бабенция» намеками говорила о том, что на этом свете есть жестокие и безбожные дети, которые бросают своих родителей.
- Я не знаю, что ты теперь думаешь! – говорил подвыпивший старик, входя в свое обычное пьяное, возбужденное состояние. – Ты думаешь, я опустился, погряз, я жалок, а по-моему, эта простая жизнь гораздо нормальнее твоей жизни, молодой человек. Ни в ком я не нуждаюсь и… и не намерен унижаться… Терпеть не могу, если какой-нибудь мальчишка (вроде тебя) глядит на меня с сожалением.
После чаю он чистил селедку (в тарелке) и посыпал её луком с таким чувством, что даже на глазах у него выступили слезы умиления. Он опять заговорил о тотализаторе, о выигрышах, о какой-то шляпе панамской, за которую он вчера заплатил шестнадцать рублей. Лгал он с таким же аппетитом, с каким ел селедку и пил. Сын молча высидел час и стал прощаться.
- Не смею удерживать! – сказал надменно старик. – Извините, молодой человек, что я живу не так, как вам хочется!
Он хорохорился, с достоинством фыркал и подмигивал бабам.
- Прощайте-с, молодой человек! – говорил он, провожая сына до сеней. – Атанде!»

 На этом история, которую изобразил классик заканчивается. Но по прошествии более сотни лет мы имеем такие, похожие истории сегодня. Чем-то они даже похуже. Дети помогают родителям чуть-чуть, а то и не помогают совсем.
Есть проблема, которая не исчезла, несмотря на развитие материальной части цивилизации. Отношения человеческие поменялись мало. Мы поймем это целиком, прочитав произведение классика под названием «Отец», цитату из которого я привел.
Конец.


Рецензии